Принципы экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы экономического анализа



Экономический анализ

Краткий курс лекций

для студентов заочного отделения

 

2009г.

Содержание

1. Экономический анализ: сущность и содержание Стр. 3
2. Метод и методика комплексного экономического анализа Стр. 6
3. Методика проведения факторного анализа Стр. 15
4. Анализ объема произведенной продукции Стр. 20
5. Анализ объема реализованной продукции Стр. 23
6. Анализ прибыли по основному виду продукции Стр. 26
7. Анализ показателей рентабельности Стр. 31
8. Анализ использования основных средств Стр. 40
9. Анализ использования оборудования и производственной мощности предприятия Стр. 51
10. Анализ использования оборотных средств Стр. 57
11. Анализ себестоимости продукции Стр. 60
12. Анализ прямых материальных затрат Стр. 69
13. Анализ прямых трудовых затрат Стр. 71
14. Анализ использования материальных ресурсов Стр. 75
15. Анализ использования трудовых ресурсов Стр. 90
Задание по курсовому проектированию Стр. 109
Список литературы Стр.118

 

 

 

 

1. Экономический анализ: сущность и содержание

1.1. Предмет, задачи и содержание экономического анализа

Под анализом в широком смысле слова понимают способ познания предметов и явления, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и взаимосвязей.

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объекты экономического анализа – объем производства, объем реализации, себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты, прибыль и рентабельность.

Задачи экономического анализа:

· изучение характера действия экономических законов в конкретных условиях производства;

· научное обоснование текущих и перспективных планов;

· контроль за выполнением плана, за экономичным использованием ресурсов;

· поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения рядового опыта и достижения науки и практики;

· оценка результата деятельности предприятия;

· разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

 

Виды экономического анализа

Различают два вида анализа:

- общетеоретический экономический анализ (на макроуровне);

- конкретный экономический анализ (на микроуровне).

 

 
 

 

 

 


Отраслевой анализ – учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

Предварительный анализ – проводится до осуществления предварительных операций, необходим для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогнозирования будущих результатов, а также предупреждения нежелательных последствий.

Последующий (ретроспективный) анализ – проводится после свершения хозяйственных актов, используется для объективной оценки деятельности предприятий, контроля выполнения плана (бюджета), выявление неиспользованных резервов.

Различают:

- оперативный (ситуационный) анализ – проводится сразу же после действия или при изменении ситуации в короткие сроки (отрезки) времени. Цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы;

- итоговый (заключительный) анализ – дает комплексную оценку результатов деятельности и позволяет разработать мероприятия по реализации выявленных резервов.

Технико-экономический анализ – изучает взаимодействие технико- экономических процессов и устанавливает их влияние на экономический результат деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ – изучает финансовые результаты деятельности предприятия.

Внутренний анализ – проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и хозяйственной деятельностью.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности банками, финансовыми органами, аудиторами, акционерами и инвесторами.

 

Основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя экономический анализ на любом уровне.

Экономический анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

Анализ должен носить научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

Экономический анализ должен быть объективным, конкретным и точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Необходимо постоянно совершенствовать организацию учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методику анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Необходимо планировать аналитическую работу на предприятиях, распределять обязанности по ее выполнению между исполнителями и контролировать ее проведение.

Анализ должен быть оперативным. Это означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

Один из принципов анализа – его демократизм, который предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия. Это обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

Балансовый метод

Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике БУ и планирования. Но определенную роль он играет и в анализе хозяйственной деятельности.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Определяя, например, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показывается потребность в трудовых ресурсах, а с другой – фактическое их наличие.

При анализе использования трудовых ресурсов сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени.

Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе хозяйственной деятельности для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов. В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя:

D Yобщ = S D Yx i

Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В конкретном анализе можно вспомнить модели, построенные на основе товарного баланса, оборота и др.

Например, Он + П = Р + В + Ок,

отсюда Р = Он + ПВОк,

где Он – остаток товаров на начало года;

П – поступление товаров;

Р – продажа товаров;

В – другие источники расхода товаров;

Ок – остаток товаров на конец года.

В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов:

D Yс = D Yобщ – D Yа – D Yb.

И последнее. В анализе на основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа – пропорционального деления или долевого участия.

 

 

Метод цепных подстановок.

Метод цепных подстановок является универсальным методом, используется для всех типов детерминированных факторных моделей. Позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого фактора на его фактическую величину.

Замена начинается всегда с основного количественного фактора (если их несколько, то сначала берут фактор I уровня – самый независимый фактор, затем более низкого и т.д.) и заканчивается качественным показателем.

Количественные показатели – характеризуют экстенсивность использования объекта, существуют независимо от анализируемых явлений и могут быть получены путем прямого счета или непосредственного учета (например, количество рабочих, количество станков…)

Качественные показатели – отражают сравнительную характеристику анализируемого явления, характеризуют интенсивность использования количественного фактора, показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов (например, рентабельность, почасовая зарплата).

Изменение количественных показателей всегда приведет к изменению качественных и наоборот. Влияние каждого фактора определяется последовательными шагами. За один шаг можно сделать только одну замену. Алгебраическая сумма влияния факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя.

 

Техника применения метода цепных подстановок в общем виде:

y = а × b × c

y 0 = а 0 × b 0 × c 0 – базовые значения

y 1 = а 1 × b 1 × c 1 – фактические значения

Абсолютный общий прирост результативного показателя:

D у = у 1у 0.

Влияние на прирост результативного показателя изменения фактора а определяется следующим образом:

у ¢ = а 1 × b 0 × c 0

D уа = y ¢ – у 0

Влияние на прирост результативного показателя изменения фактора b определяется следующим образом:

y ² = а 1 × b 1 × c 0

D уb = y ² – у ¢

Влияние на прирост результативного показателя изменения фактора с определяется следующим образом:

D ус = y 1 y ²

После определения влияния факторов необходимо провести проверку:

D уа + D уb + D ус = D у

3.2. Метод абсолютных разниц

Используется только в мультипликативных моделях.

Величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на фактическую величину факторов, которые находятся в модели слева от него, на базовую величину факторов, которые находятся справа.

1) D уа = D а × b 0 × c 0

2) D уb = D b × а 1 × c0

3) D ус = D с × а 1 × b 1

3.3. Метод относительных разниц

Применяется в моделях мультипликативного типа:

1) Рассчитываются относительные отклонения факторных показателей.

2) Отклонения результативного показателя за счет изменения каждого фактора определяется следующим образом:

Метод относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого количества факторов, поскольку значительно сокращается объем вычислений.

 

Анализ объема реализации

От объема реализации зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ объема реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

Первый этап:

В процессе анализа фактические данные по объему реализации сравниваются с базовыми: плановыми, данными предшествующих периодов. При этом первоначально проводят сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, рассчитывают темп роста, относительные и абсолютные отклонения.

 

Если выручка определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГП н.п.. + ТП = РП + ГП к.п..

где ГП н.п.. – готовая продукция на складе на начало периода;

ТП – выпуск товарной продукции в течение периода;

РП – реализованная продукция в течение периода;

ГП к.п.. – готовая продукция на складе на конец периода;

Валовая продукция – все что произвели, включая НЗП. Факторная модель:

РП = ТП + ГП н.п..ГП к.п..

Факторы влияния:

· изменение остатков готовой продукции на начало периода;

· изменение выпуска товарной продукции;

· изменение остатков готовой продукции на конец периода.

Факторный анализ проведем методом цепных подстановок.

1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объема реализации:

D РПТП = D ТП

2. Влияние остатков готовой продукции на начало периода на прирост объема реализации:

D РПГП н.п. = D ГПн.п.

3. Влияние изменения остатков готовой продукции на конец периода на прирост объема продаж:

D РПГП к.п. = – D ГПк.п.

 

Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

 

ГП н.п. + ТП + О н.п. = РП + ГП к.п. + О к.п.

 

где О н.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода;

О к.п. – остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на конец периода;

Факторная модель в этом случае будет:

РП = ТП + (ГП н.п.ГП к.п.) + (О н.п.О к.п.)

Факторы влияния:

1. изменение товарной продукции;

2. изменение остатков готовой продукции на начало и конец периода;

3. изменение выпуска отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.

Влияние факторов на прирост объема реализации определяется следующим образом:

D РПТП = D ТП

D РПГП н.п. = D ГПн.п.

D РПГП к.п. = – D ГПк.п.

D РПО н.п. = D Он.п.

D РПО к.п. = – D Ок.п.

Второй этап анализа реализованной продукции: анализируется выполнение договорных обязательств по поставкам готовой продукции, поскольку их невыполнение может привести к штрафным санкциям, а, следовательно, потере прибыли (т.к. штрафы выплачиваются за счет прибыли).

Кроме того, в условиях конкуренции предприятие в этих случаях может потерять рынок сбыта со всеми вытекающими отсюда последствиями (спад объема реализации ® спад производства).

Третий этап анализа – анализируется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом за весь отчетный период в целом по предприятию и в разрезе отдельных потребителей и видов продукции.

Выясняются причины невыполнения плана поставок, дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

В процессе анализа необходимо также изучить причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженных покупателю.

 

 

Таблица 6.

Группа ОС Наличие на начало периода Поступило за период Выбыло за период Наличие на конец периода
тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
1. Пром.-произв. осн. фонды 2. Произ. осн. фонды др. отрас. 3. Непроизводственные фонды Всего В т.ч. активная часть - 91,0 - 9,0 100,0 52,8 - 92,6 - 7,4 100,0 83,3 - 64,3 - 35,7 100,0 53,6 - 93,7 - 6,3 100,0 57,9

 

На основе имеющейся информации, представленной в виде таблицы составляется аналитическая таблица, где просчитываются абсолютные и относительные изменения показателей, а также темп роста.

По полученным результатам проводятся сравнительный анализ и дается общая оценка состояния основных средств.

Кроме того, дополнительно просчитываются следующие коэффициенты:

1. Коэффициент обновления производственных основных средств:

2. Коэффициент выбытия основных средств:

3. Коэффициент прироста основных средств:

 

 

Второй этап анализа:

А) Анализ износа и годности основных средств:

1. Коэффициент износа = ,

показывает долю изношенной части ОС

 

2. Коэффициент годности = 1 - kизноса

Необходимо провести трендовый анализ коэффициентов износа и годности за 5-10 лет, чтобы отследить динамику их изменения. Рост Кизн чаще всего означает ухудшение состояния ОС предприятия. Но этот коэффициент может и не отражать фактической изношенности основного капитала, т.к. на сумму износа влияет и принятая на предприятии форма начисления амортизации. Т.е. коэффициенты износа и годности дают условную характеристику состояния ОС в общей массе, что существенно ограничивает применение их для анализа.

Рекомендуемых значений по вышеперечисленным коэффициентам нет, они зависят от специфики деятельности предприятия и его финансового состояния.

Чем выше коэффициент обновления и коэффициент годности, тем выше производственные возможности предприятия.

Б) Анализ движения основных средств:

1. Коэффициент обновления – показывает долю поступившего в отчетном периоде оборудования

Кобн = стоимость поступивших ОС за отчетный период

стоимость ОС на конец периода

 

2. Коэффициент выбытия – показывает долю выбывшего за отчетный период оборудования

Квыб = стоимость выбывших ОС за отчетный период

стоимость ОС на начало периода

 

3. Коэффициент прироста ОС – должен быть больше нуля.

Кприр = абсолютный прирост ОС за отчетный период

стоимость (восстан. или первонач.) ОС на конец периода

 

Рекомендуемых значений для этой группы коэффициентов нет.

Чем выше Кобн, тем лучше состояние основных средств и выше производственные возможности предприятия

 

Третий этап анализа: факторный анализ капиталоотдачи основных средств

,

,

где Vпр. – объём произведенной продукции в стоимостной оценке; pi – отпускные цены реализации; Qпр i – объём произведённой продукции в натуральном исчислении.

 

 

При анализе капиталоотдачи необходимо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. сделать перерасчет условно-натурального объема произведенной продукции в ценах базового периода.

 

 

 

 


Факторная модель:

 

Факторы, влияющие на изменение капиталоотдачи основного капитала:

1. Изменение удельной доли активной части основного капитала;

2. Изменение капиталоотдачи активной части основных средств.

Факторный анализ проводим методом абсолютных разниц:

1) Определим влияние на прирост капиталоотдачи изменения удельной доли активной части основных средств:

2) Определим влияние на прирост капиталоотдачи изменения капиталоотдачи активной части основных средств:

ПРОВЕРКА:

Таблица 8.

Группы оборудования Qуст, тыс. руб. Работающие по сменам % использования абсолютное отклонение, %
I см. II см. I см. II см. I см. II см.
Металлорежущие станки, всего в т.ч. по цехам: № 1 № 2 и т.д.   5854,4         5540,5     97,36   79,4 90,0   94,69   43,9 75,0   – 2,64   – 20,6 – 10,0   – 5,36   – 56,1 – 25,0

В день обследования не работало в I-ую смену 2,64% оборудования, во II-ую – 5,36%. Наиболее низкие показатели в цехе № 1….

Затем определяются стоимость неустановленного оборудования и стоимость излишнего оборудования.

Qнеуст. = 1820 тыс. руб.

Qизлишнего = 1930 тыс. руб. (неработающее)

В ходе анализа должны быть рассмотрены причины образования запасов неустановленного и излишнего оборудования.

Причины появления неустановленного и излишнего оборудования:

- изменение ситуации на рынке (спроса);

- изменение структуры выпуска.

Затем рассчитывается резерв производственной продукции в результате ввода всего оборудования, в т.ч. и вновь приобретенного.

Дополнительный объем производства:

Полученную цифру сопоставляют с затратами на установку.

Следующим резервом являются потери от недоиспользования оборудования. Определяется через коэффициент сменности:

Пусть kсм. план. = 2,0, тогда

Резерв:

Одним из основных резервов является анализ простоев. Для этого первоначально составляется таблица простоев:

 

 

Таблица 9.

Виды простоев Кол-во отработанных станко-часов за сутки Отклонение, % (удельный вес)
к суточному фонду ко всем простоям
1. Неоправданные простои 2. Наладка и подналадка оборудования 3. Плановый ремонт 27,5 4,34   3,1 2,97 0,47   0,34 78,71 12,42   8,87
Итого 34,94    

 

Суточный фонд рабочего времени оборудования:

Фсут. план = 2 × 7,5 × 64 = 960 часов

где 2 – количество смен;

7,5 – продолжительность смены;

64 – количество единиц оборудования.

Фсут. факт = 1,92 × 7,3 × 66 = 925,056 часов

Резервом увеличения объема выпуска будет снижение неоправданных простоев оборудования:

D Vпроизв. = Wоб . × Тн. пр. × Д = 4,45 × 27,5 × 245 = 29981,88 тыс. руб.

где Wоб . – выработка единицы оборудования;

Тн. пр. – рабочий фонд времени;

Д – фактически отработанное количество дней.

Чтобы данная сумма была резервом, необходимо это не только произвести, но еще и продать, поэтому необходимо проводить маркетинговые исследования.

 

Таблица 11.

Обеспечение потребности материальных ресурсов

договорами и фактическое их выполнение

 

Мате-риал Планируемая потребность, тонны Источники покрытия потребности, т Заключено договоров, тонны Обеспечение потребности договорами, % Поступило от поставщиков, тонны Выполнение договора, тонны
внутренние внешние
А и др. QM QM внутр. QM внеш. QM дог. 95,0 QM пост. 94,8

 

То есть план потребности в материале А не обеспечен договорами на поставку и внутренними источниками. Рассчитаем следующие коэффициенты:

 

 

· Коэффициент обеспечения по плану:

- фактически план поставки недовыполнен

· Коэффициент обеспечения фактический:

Потребность в материале А удается обеспечить только на 90%.

 

В) Проверяется качество получаемых материалов от поставщиков:

- соответствие их стандартам;

- техническим условиям;

- условиям договора и т.д. и т.п.

Г) Проверяется выполнение плана по срокам поставки материала (ритмичности), т.к. нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации.

От времени задержки будет зависеть страховой запас, максимально желательный запас и т.д.

Д) Проверяется состояние складских запасов сырья и материалов.

Введем обозначения:

- текущий запас: , где Sd - суточное потребление; L - срок поставки (в днях).

- на предприятиях устанавливается max и min норма запасов: , , где L – время возможной задержки поставки.

- средняя норма производственного запаса с учетом страхового:

Далее проверяется соответствие фактических запасов с нормативными.

Таблица 12.

Анализ состояния запасов материальных ресурсов

Материал Среднесуточный расход, т Фактический запас Норма запаса, дни Отклонение от нормы, max
тонны дни max min дни тонны
А и др.              

 

Фактический запас меньше max на 800 т, при этом: он ниже минимального на 400 т, что свидетельствует о необеспеченности предприятия материалом А.

Е) Проверяют состояние запасов на предмет выявления излишних и ненужных, их можно установить по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года, то их относят к группе неходовых; подсчитывают их общую стоимость, ищут пути возможной продажи.

Ж) В конце подсчитываются потери продукции из-за:

- недопоставки материалов;

- плохого качества материалов;

- замены материалов;

- изменения цен на материалы;

- простоев в связи с нарушением графиков поставки.

Рассмотрим эти случаи более подробно:

¨ Потери объема произведенной продукции в связи с недопоставкой материальных ресурсов.

QМ ф – количество фактической потребности в материалах;

D QМ нд – количество недопоставленного материала i -того вида;

НРпл – планируемая норма расхода материала на единицу изделия.

В связи с недопоставкой 4600 т материала А предприятие недополучило продукции в размере 5750 единиц.

 

¨ Потери объема произведенной продукции в связи с низким качеством сырья и материалов.

P.S. Образуются сверхплановые отходы в связи с доработкой сырья и материалов.

 

 

План Факт

1) Потребность в сырье, т 47000 42400

2) Отходы в пределах нормы, т 940 848

3) Фактические отходы, т - 1088

4) Сверхплановые отходы, т - 240

5) Норма расхода материала на единицу продукции, т 0,8

6) Цена изделия, руб. 520

Тогда за счет сверхплановых отходов недополучено продукции:

С учетом цены изделия недополученный объем продаж:

Планируемый объем производства:

Таким образом, из-за недопоставки сырья и низкого его качества выпуск изделия сократился на 6050 единиц (5750+300), в результате чего план не выполнен на 6050 / 58750 × 100% = 10,3%.

¨ При нарушении ассортимента поставляемых материалов нужно произвести доработку поступившего материала, при этом увеличится сумма переменных затрат на производство:

1. Увеличится сумма переменных затрат, связанных с материалами TVCматер.

где НР 1 и НР 0 - нормы расхода при доработке и без нее.

D Qф – дополнительный объем выпуска из доработанного сырья.

Данные: НР 0 = 0,8 D Qф = 2000 ед.

НР 1 = 0,85 Рм = 180 руб. = 0,18 т.р.

2. Рост суммы переменных затрат на дополнительную зарплату рабочим, осуществляющим доработку сырья TVCЗП.

Необходимо сопоставить себестоимость единицы изделия до и после проведения доработки:

где АС 0 – себестоимость единицы изделия до доработки и АСф – после доработки;

D TVCматер. – прирост переменных затрат, необходимых для доработки сырья и материалов в результате роста нормы расхода;

D TVCЗП – прирост переменных затрат в связи с оплатой труда на доработку.

Данные: Qф = 50400 ед. AVC = 310 руб. Р = 520 руб.

D Qф = 2000 ед. D TVCматер. = 18000 руб.

АСф = 450 руб. D TVCЗП = 5000 руб.

 

Несмотря на доработку себестоимость единицы продукции АС снижается за счет дополнительного выпуска 2000 единиц. При этом прибыль увеличится как за счет снижения себестоимости, так и за счет дополнительного объема продаж:

т.р.

т.р.

т.р.

¨ Потери объема произведенной продукции при замене одного материала другим более дорогостоящим:

где Qзам. – количество замененного материала (цены взаимозаменяемых материалов).

Если бы предприятие не пошло на такую замену, то оно могло бы недополучить продукции на:

Считаем изменение себестоимости:

Отсюда прирост прибыли за счет дополнительного объема: , а за счет снижения себестоимости:

¨ При повышении цен на сырье и материалы необходимо оценить что выгоднее предприятию:

- рост переменных затрат в связи с применением более дорогих материалов, но при этом получение дополнительной прибыли за счет наращивания объема продаж;

- сокращение объема производства этого вида продукции, если в результате использования дорогого сырья она станет убыточной;

- поиск новых поставщиков или новых рынков сырья (более дешевых);

- либо изменить структуру производства.

¨ Большие потери имеют место из-за неритмичности сырья и материалов.

Сначала теряем объем производства:

Qчас. пр. = 20160 чел/час – количество часов простоев;

Вчас. 1-го раб. = 31,25 руб. – часовая выработка;

DVпр. недопол. = Qчас. пр. × Вчас = 20160 × 31,25 = 630 т.р.

ед. – недопроизводсво продукции в результате простоев;

т.р.

Сравним себестоимость:

р.

Таким образом, наблюдаем рост себестоимости в результате простоев.

Так как предприятие выпускает несколько видов продукции, то при отсутствии одного вида сырья и наличия другого оно может использовать производственные мощности для производства другого вида продукции.

 

Анализ эффективности использования материальных ресурсов

При анализе эффективности использования материальных ресурсов используются следующие показатели:

1. Материалоемкость – удельный расход материала на 1 руб. готовой продукции.

2. Материалоотдача – выход готовой продукции на 1 руб. готовой продукции

3. Удельный вес материальных затрат в полной себестоимости продукции:

4. Коэффициент материальных затрат – характеризует экономичность использования материалов в производстве, имеется ли перерасход по сравнению с установленными нормами:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.242 с.)