Тема № 2. Правовое положение римских граждан и других субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Правовое положение римских граждан и других субъектов



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский филиал

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной работе

О.В.Осипов

«____» ____________ 2014 г

Рабочая программа дисциплины

Римское право

Рекомендована для направления (ий) подготовки

03.09.00.62 «Юриспруденция»

Профиль – «Уголовно-правовой»

Для заочного и очного отделения

Квалификации выпускника - бакалавр

 

 

Челябинск 2014

Рабочая программа

 

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры Теория права и уголовно-правовых дисциплин

наименование кафедры разработчика программы

Протокол № ____ от ____.____ 2014 г.

 

 

З аведующий кафедрой

____________ /_____________/ ____.____ 2014 г.

подпись расшифровка подписи дата

Исполнитель: профессор кафедры «ТП и УПД» Абрамовский А.А.

должность

____________ /______________ / ___._____ 201_ г.

подпись расшифровка подписи дата

 

 

  СОГЛАСОВАНО: Декан факультета ______________________________________________ наименование факультета личная подпись расшифровка подписи дата     Учебно-методический совет филиала (Суровцев О.А.):______ /______________/ ___.___ 2014 г. подпись расшифровка подписи дата  

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:

 

Цель: Изучение курса римского права преследует цель сформировать у обучаемых научное представление о государственно-правовых явле­ниях и основных закономерностях возникновения классического цивильного права.

Задача изучения дисциплины: формирование следующих компетенций:

- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

Роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права; римская семья; вещные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфитевзис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполнение обязательств и ответственность за неисполнение; право наследования, по за­вещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римско­го права.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

иметь представление:

· об основных путях, условиях и формах становления и развития правовой организации древнеримского общества;

знать:

· содержание наиболее важных и распространенных политических и пра­вовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;

· происхождение современной правовой системы мира, во всей её сложности, многообразии и противоречивости;

уметь:

· анализировать особенности формирования и эволюции правовых явлений, закономерности, динамику и направлен­ность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации;

· выражать и обосновывать свою точку зрения по правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Изучение римского права составляет профессиональный цикл базовой (обязательной) части (Б.3.1) российского юридического образования.

Дисциплина «Римское право» наряду с теорией государства и права и историей государства и права зарубежных стран основную роль в формировании у студентов высокой методологической и общеправовой культуры, создает теоретический фундамент для успешного усвоения в последующем специальных юридических дисциплин.

 

3.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Структура Заочное обучение на базе высшего образования Заочное обучение на базе средне-профессионального образования Заочное обучение на базе общего среднего образования
  Общее количество часов      
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа      
Форма контроля Зачет Зачет Зачет

Тематические планы для изучения дисциплины

Тематический план для студентов заочного обучения

на базе среднего (полного) общего образования

№ темы Название темы Всего часов В том числе Самостоя-тельная работа
Лекции Практические занятия
  Источники римского права        
  Правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права        
  Семейное право в Древнем Риме        
  Римское вещное право. Содержание права частной собственности, сервитуты, эмфитевзис и суперфиций        
  Римское обязательственное право.        
  Защита прав в Древнем Риме        
  Отдельные виды договоров в древнеримском законодательстве и ответственность за их неисполнение        
  Право наследования, по за­вещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы        
Итого        

Тематический план для студентов заочного обучения

на базе среднего профессионального образования

№ темы Название темы Всего часов В том числе Самостоя-тельная работа
Лекции Практические занятия
  Источники римского права        
  Правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права        
  Семейное право в Древнем Риме        
  Римское вещное право. Содержание права частной собственности, сервитуты, эмфитевзис и суперфиций        
  Римское обязательственное право.        
  Защита прав в Древнем Риме        
  Отдельные виды договоров в древнеримском законодательстве и ответственность за их неисполнение        
  Право наследования, по за­вещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы        
Итого        

Тематический план для студентов заочного обучения

на базе высшего профессионального образования

№ темы Название темы Всего часов В том числе Самостоя-тельная работа
Лекции Практические занятия
  Источники римского права        
  Правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права        
  Семейное право в Древнем Риме        
  Римское вещное право. Содержание права частной собственности, сервитуты, эмфитевзис и суперфиций        
  Римское обязательственное право.        
  Защита прав в Древнем Риме        
  Отдельные виды договоров в древнеримском законодательстве и ответственность за их неисполнение        
  Право наследования, по за­вещанию и по закону. Легаты и фидеикомиссы        
Итого        

 

 

4. Содержание учебной дисциплины

4.1 Содержание разделов дисциплины

ТЕМА №1. Источники римского права

Источники римского права. Понятие и система источников римского права. Источники права в архаический период Древнего Рима. Законодательство как источник римского права. Эдикты магистратов как своеобразная форма древнеримского правотворчества. Юриспруденция в качестве источника права Древнего Рима. Кодификации римского права. Кодификационные работы в римском праве до Юстиниана. Кодификация Юстиниана.

 

Сервитут

Понятие и общие принципы. Классификация сервитутов. Установление сервитута. Прекращение сервитута. Защита сервитутов.

Эмфитевсис и суперфиций

Происхождение эмфитевсиса. Структура и режим эмфитевсиса. Право суперфиция.

 

Общая теория обязательств.

Природа обязательства. Понятие, содержание и объект обязательства. Происхождение обязательств и их историческое развитие. Obligationes civiles (обязательства цивильные) и honorariae (преторские).

Источники обязательств. Источники обязательств в разные исторические эпохи.

Перенос обязательств. Изначальная непереходность обязательства и средства борьбы с ней. Наследственная переходность.

Гарантии обязательств. Понятие и классификация. Вещные гарантии. Личные гарантии, предоставляемые самим должником. Личные гарантии, предложенные третьим лицом. Сенатусконсульт Веллея.

Прекращение обязательств. Понятие. Классификация оснований прекращений. Прекращение ipso iure: A) Solutio (исполнение) Б) Acceptilatio

В) Contrarius consensus (обратное согласие) Г) Прощение долга Д) Новация Е) Litis contestatio Ж) Невозможность исполнения 3) Слияние И) Смерть субъектов К) Capitis deminutio должника Л) Dies ad quern (отсылка) М) Прекращающая давность Н) Зачет. Прекращение оре exceptionis

Неисполнение обязательств. Причины неисполнения. Ответственность за неисполнение. Отмена мошеннических действий. Мот (просрочка).

Аномальные виды обязательств. Соображения общего характера. Отклонения в связи с субъектами: А) Блуждающие обязательства Б) Обязательства при множественности субъектов. Отклонения, связанные с объектом: А) Родовые обязательства Б) Альтернативные обязательств. Отклонения, связанные с обязательственными узам. Естественные обязательства.

Легаты и фидеикомиссы.

Легаты и фидеикомиссы.

Quattuor genera legatorum (четыре рода легатов). S. С. Neronianum и слияние типов легатов. Приобретение легата. Ничтожность легата. Отзыв легата (ademptio legati). Ограничения на легаты. Универсальный фидеикомисс.

Примерная тематика контрольных работ

по дисциплине «Римское право»

1. Роль религии в формировании правовых институтов Древнего Рима.

2. Проблема неравных браков в Древнем Риме.

3. Рецепция римского права.

4. Проблемы провинций римского государства (правовой аспект).

5. Деятельность римских юристов.

6. Соотношение публичного и частного римского права.

7. Ограничение правоспособности в Древнем Риме.

8. Основные источники познания римского права.

9. Правовой статус женщины в римском законодательстве.

10. Правовое положение рабов в Древнем Риме.

11. Юридические лица в римском праве.

12. Развитие института собственности в Древнем Риме.

13. Владение в римском праве: обычное владение и аномальные случаи.

14. Аномальные виды обязательств в древнеримском законодательстве.

15. Обязательства, возникшие из незаконного действия в древнеримском законодательстве.

16. Правовое регламентирование военной службы в Древнем Риме.

17. Правовое регламентирование гражданской службы в Древнем Риме.

18. Правовые отношения по поводу дарения в римском праве.

19. Развитие уголовного права в Древнем Риме.

20. Развитие процессуального законодательства в Древнем Риме.

21. Вещи «вне оборота». Ограничение вещных прав в Древнем Риме

22. Деятельность магистратов – как источник права в Древнем Риме

23. Квазиконтракты и квазиделикты в римском праве

24. Институт патроната в Древнем Риме

25. Гражданство – как важнейший элемент правоспособности в Древнем Риме

Планы семинарских и практических занятий

Время 2 часа.

 

1. Понятие и сущность источника римского права, их классификации

2. Законодательство как источник права в Древнем Риме

3. Эдикты должностных лиц как источник права в Древнем Риме

4. Юриспруденция как источник римского права

5. Основные кодификации римского права

ТЕМА № 2. Римское вещное. Содержание права частной собственности, сервитуты, эмфитевзис и суперфиций

Время 2 часа.

1. Понятие вещи, их виды. Виды прав на вещи.

2. Владение.

3. Право собственности в римском законодательстве.

4. Право на чужие вещи в римском законодательстве.

Время 2 часа.

1. Общая природа обязательств в римском праве. Источники обязательств.

2. Место и время исполнения обязательств. Просрочка.

3. Прекращение обязательств в римском праве.

4. Гарантии обязательств в римском законодательстве. Неисполнение обязательств.

Темы практических занятий

КИМ компендиума

Параметр Оценка (по 5 шкале)
В компендиуме представлено более 10 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.  
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию.  
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы.  
В компендиуме представлено менее 10, но более пяти проанализированных источников, содержательно не связанных между собой, которые не соответствуют заданной теме, в компендиуме источники выстроены нелогично.  

2. Подготовка дискуссии (круглого стола)

Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:

- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;

- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием периодической, научной литературы, а также интернет-сайтов);

- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.

КИМ подготовки дискуссии

Параметр Оценка (по 5 шкале)
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики.  
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики.  
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.  
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики.  

Написание эссе

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (студентом). Эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

КИМ написания эссе по теме

Параметр Оценка (по 5 шкале)
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Обоснована практическая и теоретическая значимость работы. Проведен детальный анализ теоретических и эмпирических источников, выводы автора самостоятельны и аргументированы.  
Полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели и задачам. Обоснована практическая и теоретическая актуальность работы. В процессе анализа литературы отобран и проанализирован широкий круг теоретических и эмпирических источников.  
Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы.  
Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Обоснована актуальность работы.  

9. Перечень литературы и электронно-информационных ресурсов по дисциплине:

а. основная литература:

1. Новицкий И.Б. Римское право: Учебник для вузов.-М.:Тейс, 2006.-245с.

2. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского.-М.: Юриспруденция, 2010.-448с.

3. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов / Под общ. Ред. В.С.Нерсесянца.-2-е изд., изм. И доп.-М.: Норма, 2009.-784с.

4. Омельченко О.А. Римское право: учебник.-3-е изд., испр. и доп.-М.:ЭКСМО, 2011.-224с. (Российское юридическое образование)

5. Тумов, В. В. Экстраординарная юрисдикция в Древнем Риме эпохи Республики и периода принципата. Самара,2007.

б. дополнительная литература:

1. Ливий Т. История Рима от основания города. Т. 1. М.. 1989.

2. Ливий Т. История Рима от основания города. Т. 2. М.. 1992.

3. Новицкий И. В. Основы римского гражданского права. Киев, 1990.

4. Савельев В. А. История римского частного права. М., 1986.

5. Словарь античности. М.. 1993.

6. Бартошек М. Римское право: понятие, термины, определения. М.. 1984.

7. Дрожжин В. А. Правосудие в Древнем Риме // Российская юстиция. 1994 №10.

8. Иоффе О. С., Мусин В. А. Основы римского государственного права: Л., 1974 История Европы. Т. 1. М.. 1986.

9. Косарев А. Н Римское право. М.. 1986.

10. Новицкий И. В. Основы римского гражданского права. Киев, 1990.

в) базы данных, информационно-справочные системы

- http://gallery.economicus.ru

- http://www.ecn.bris.ac.uk/het/index.htm

- Университетская библиотека

- Science Direct

- ProQuest

- EBSCO

 

 

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

- компьютеры с доступом в Интернет;

- мультимедийное оборудование;

- кейс-стадии;

- интерактивная доска и проч.

 

 

11. Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины:

 

Обучение по дисциплине «Римское право» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические и лабораторные работы) и самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия дисциплины «Римское право» предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий, описанных в п.5.1. С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

- знакомит с новым учебным материалом;

- разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

- систематизирует учебный материал;

- ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

- внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

- узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

- ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

- запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам:

- внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

- выпишите основные термины;

- ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

- уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к экзамену. К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

- тематическими планами лекций, семинарских занятий;

- контрольными мероприятиями;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем экзаменационных вопросов.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи экзамена.


Бально-рейтинговая система оценки освоения компетенций по дисциплине

 

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результат, достигнутый студентом в ходе опроса, оценивается в баллах по методике, утвержденной кафедрой.

Учет рейтинга учебной группы студентов отражается в Технологической карте дисциплины, разрабатывается преподавателем, читающим лекции по данной учебной дисциплине, рассматривается на заседании кафедры и утверждается деканом факультета.

Каждая учебная дисциплина (дисциплинарный модуль) независимо от её (его) общей трудоемкости, оценивается в баллах. Все виды учебной деятельности студента, выполняемые в рамках одной дисциплины (модуля), оцениваются по 100-балльной шкале.

Оценка Неудовлетворительно Удовлетвор. Хорошо Отлично
Набранная сумма баллов (мах – 100) Менее 50 50-65 66-75 76-100

 

В модульно-рейтинговой (технологической) карте дисциплины обязательно указывается шкала соответствия между оценками, выставленными по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной системе

Перед началом изучения дисциплины или на первых занятиях студенты знакомятся:

с правилами балльно-рейтинговой системы контроля знаний студентов, изложенными в существующем Положении, и неукоснительно соблюдают их;

с содержанием рабочих программ учебных дис­циплин;

со сроками сдачи освоенных модулей;

Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные разделы (темы) дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине.

К концу семестра студент, выполнивший все требования учебной программы и имеющий дисциплинарный рейтинг, превышающий ми­нимальное количество баллов по изученным модулям, может получить по итогам своей работы без проведения дополнительных испытаний зачет или экзаменационную оценку в соответствии с набранным рейтингом. Неуспевающие студенты, то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты, не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю, не допускаются к итоговому модулю.

Студентам, которые не смог­ли набрать минимальный дисциплинарный рейтинг в общеустановленные сроки по болезни или по другим уважительным причинам (документально подтвержденным), ведущий преподаватель устанавливает индивидуаль­ные сроки ликвидации задолженности.

По итогам текущего контроля и результатам экзамена по дисциплине формируется рейтинговый балл по данной дисциплине.

 

Методические рекомендации

для преподавателя дисциплины

Изучение курса римского права преследует цель сформировать у обучаемых научное представление о государственно-правовых явле­ниях и основных закономерностях возникновения классического цивильного права.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

иметь представление:

· об основных путях, условиях и формах становления и развития правовой организации древнеримского общества;

знать:

· содержание наиболее важных и распространенных политических и пра­вовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ;

· происхождение современной правовой системы мира, во всей её сложности, многообразии и противоречивости;

уметь:

· анализировать особенности формирования и эволюции правовых явлений, закономерности, динамику и направлен­ность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации;

· выражать и обосновывать свою точку зрения по правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями.

Развитие государства и права происходит под влиянием многих факторов, каж­дый в свою очередь в той или иной степени изменчив, подвижен. Сильное, не редко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и междуна­родной жизни, социальные коллизии, идеологический режим: менее заметно, но бо­лее устойчиво влияние экономических процессов, культурных традиций; бывает и так, что доминирующую роль играют изменения в общественных настроениях, на­циональном сознании, демографические сдвиги, состояние окружающей среды, гео­графический фактор и т.п.

В то же время, римского право является неотъ­емлемой составной частью не исторического, а юридического образования. Поэтому оно тесно соприкасается и взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дис­циплин.

С общей теорией государства и права это взаимодействие проявляется в формулировании ею ка­тегории и понятия при анализе правовых явлений. С отрас­левыми юридическими науками, такими, как конституционное, гражданское, уголов­ное право, связь выражается в том, что римское право формирует основы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов. Знание римского права предоставляет широкие возможности для сравнительного правоведения.

В качестве форм контроля устанавливаются: 1) текущий контроль, осуществляемый в процессе проведения семинарских занятий в форме выставления оценок по результатам опросов, устных выступлений, подготовки докладов, написания письменных работ и 2) итоговый контроль, который производится в форме экзамена по основным вопросам изучения учебного курса в течение семестра. Итоговая оценка складывается из оценки, полученной на итоговом экзамене с учетом оценок, которые были получены по результатам работы на семинарских занятиях, выполнения различных письменных работ.

При выставлении оценки на экзамене преподаватель руководствуется уровнем знаний, умений и навыков, полученных студентом в результате изучения дисциплины, а также следующими критериями:

- оценка «отлично» выставляется, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл содержание вопросов билета (задания), не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок;

- оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета (задания), при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.


для студентов заочной формы обучения

Изучение дисциплины на первоначальном этапе получения юридического образования преследует несколько целей. Во-первых, приобретение целостного знания о правовой системе общества и приобщение к основам юридической культуры, без которой невозможна деятельность юриста в любой сфере общественной жизни и на любой должности. Во-вторых, это формирование фундамента, базы профессионального юридического мышления. В-третьих, учебная дисциплина является введением в изучение всех отраслевых юридических дисциплин.

Успешное освоение дисциплины предполагает проведение со студентами различных видов учебных занятий: лекций, семинарских и практических занятий, коллоквиумов, а также самостоятельную работу студентов. Сочетание указанных видов обучения, их взаимосвязь и взаимопроникновение позволит учащимся более глубоко и всесторонне изучить учебную дисциплину. Вместе с тем каждый из этих видов обучения имеет собственные задачи и особенности, обусловленные спецификой форм и целей обучения.

Учебные лекции по курсу призваны дать студентам основные положения по вопросам отдельных тем, определить нормативные акты, учебную и специальную дополнительную литературу, относящиеся к изучаемой теме, заложить базу для углубленного ее освоения на семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

При очной форме обучения лекции по программам курса читаются практически по всем темам. Они призваны ознакомить студентов с содержанием предмета изучаемого курса, формами его освоения, промежуточной и итоговой аттестацией, а также облегчить им усвоение важнейших методологических и теоретических положений дисциплины и оказать методическую помощь в самостоятельной работе по изучению курса. По общему правилу материал в лекциях по указанному курсу освещается отдельными блоками, объединяющими отдельные темы. При этом раскрываются наиболее важные и сложные вопросы. Наряду с раскрытием содержания того или иного блока тем (темы) даются материалы и рекомендации по самостоятельному углубленному их изучению.

Конспект должен отражать основное содержание лекции, записанной своими словами, кратко, сжато и вместе с тем понятно, дословно следует записывать лишь определения, правила и выводы. При конспектировании целесообразно употреблять сокращения и условные обозначения распространенных слов или терминологических оборотов.

Конспектируя лекции, студент встречается с непонятными для него вопросами. Необходимо отмечать их для себя на полях с тем, чтобы потом разобраться в них в процессе самостоятельной работы, читая первоисточники, консультируясь с преподавателем. В конце конспекта каждой лекции следует оставлять одну страницу для того, чтобы можно было в свободное время дополнить, углубить и пояснить те места, которые записаны неполно или неразборчиво.

Семинарские и практические занятия по финансовому праву имеют своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях и в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой юридической литературы, нормативных актов и материалов практики, помочь им овладеть навыками и правилами публичного выступления, дискуссии, умением аргументировано и последовательно изложить и доказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. На семинарские и практические занятия выносятся лишь узловые вопросы курса.

На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов стройного логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; применения основных законов, категорий, и принципов научного философского знания для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности в войсках; обоснования своей мировоззренческой позиции и нравственных убеждений. Для адекватной реализации полученных знаний в практической деятельности, активизации и повышения уровня мышления возможно проведение семинарских занятий методом организационно-мыслительных игр.

Теоретические семинары могут проводиться по системе докладов, выступлений, в виде «круглых столов», научных диспутов или в иной форме по усмотрению преподавателя. При подготовке к занятиям на каждый теоретический вопрос темы целесообразно составить план-конспект ответа с фиксацией в нем важнейших положений изученных материалов, что будет способствовать более глубокому, полному, логически последовательному и выдержанному ответу студента. Спорные в юридической литературе теоретические вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при подготовке к семинару, указываются преподавателем в процессе определения домашнего задания. По отдельным вопросам темы, представляющим определенный теоретический и практический интерес, студентами, по согласованию с преподавателем, могут готовиться или обсуждаться на занятиях научные доклады. Это поможет выработке у них навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной практикой судебных органов, поможет в развитии способностей письменного изложения собственных выводов теоретического и практического характера, которые найдут применение в их будущей работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.158 с.)