Структура музыкальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура музыкальной психологии



Музыкальная психология

«Шпаргалки»

для студентов музыкальных вузов

сборник ответов на экзаменационные вопросы

Содержание

Структура музыкальной психологии………………………………………………………………….

Психология музыкальных способностей ………………………………………………………….

Музыкальный слух ……………………………………………………………………………………

Чувство музыкального ритма ……………………………………………………………………...

Музыкальность ………………………………………………………………………………………

Музыкальная память ………………………………………………………………………………..

Музыкальное мышление ……………………………………………………………………………

Исполнительские способности ……………………………………………………………………..

Психология музыкального восприятия ……………………………………………………………

Социальная психология музыки ……………………………………………………………………..

Музыкотерапия и музыкальная психокоррекция …………………………………………………..

Личностно-профессиональное развитие музыканта ………………………………………………

Сущность психограммы музыканта ……………………………………………………………….

Типы карьер музыканта. ………………………………………………………………………………

Темперамент и музыкальная деятельность ………………………………………………………..

Акцентуации характера ………………………………………………………………………………

Функциональные состояния в творческой деятельности

музыканта исполнителя и педагога ………………………………………………………………….

Модели общения в музыкальном классе. Условия успешного взаимодействия …………………

Стили взаимоотношений педагога и воспитанника в музыкальном классе ……………………….

Проблемы педагогического общения в музыкальном классе ………………………………………

Понятие о воспитании. Концепции воспитания …………………………………………………….

Понятие о развитии. Факторы развития человека. Основные подходы к проблеме развития ….

Механизмы развития и воспитания человека ………………………………………………………. Возрастные особенности личности в связи с задачами воспитания и развития.

Возрастные периодизации…………………………………………………………………………….

Особенности возрастного развития музыканта-профессионала …………………………………..

Структура музыкальной психологии

Основные разделы музыкальной психологии:

1. Психология музыкальных способностей,

2. Психология музыкального творчества (психология исполнительского творчества, психология композиторского творчества, психология творчества музыковеда, а также творчество мастеров музыкальных инструментов),

3. Психология музыкального восприятия,

4. Психология деятельности и развития музыканта-профессионала,

5. Социальная психология музыки,

6. Музыкотерапия и музыкальная психокоррекция,

7. Психологические вопросы музыкальной педагогики

 

Психология музыкальных способностей

Способности (по Б. Теплову)– это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности».

Таким образом, Теплов выделяет 3 основные характеристики способностей:

1) Способности – это индивидуальные свойства человека, индивидуальные средства его деятельности.

2) Способности – это средства, ведущие к успеху в какой-либо деятельности.

3) Способности – это готовность к освоению и развитию знаний, умений и навыков.

Задатки – «ядро» способностей. Врождённые психофизиологические особенности, которые служат основой развития способностей.

Уровни развития творческих способностей

(по Торренсу и Богоявленской)

«Нулевой» уровень – стимульно-продуктивный (повторение, копирование). Примеры: а) ученик «пересказывает» учебник или лекцию, ничего не добавляя от себя; б) музыкант исполняет произведение, полностью копируя другого исполнителя.

Первый уровень – эвристичекий. Поиск собственных средств воплощения исполнительского замысла в рамках устоявшихся традиций или компилятивная музыковедческая работа.

Второй уровень – собственно креативный. Выход за рамки первоначальной цели, замысла, правила. Новая идея, собственное в и дение творческой задачи.

Музыкальный слух

Музыкальный слух – способность человека

а) различать музыкальные звуки,

б) воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных построений

в) производить и воспроизводить музыку (сочинять, исполнять)

Уровни функционирования музыкального слуха

Музыкальный слух – сложная многосоставная система, связанная со сложной природой самого музыкального звука, которая функционирует на 3-х уровнях:

Чувство музыкального ритма

Ритм – регулярная повторяемость однородных или различных взаимосвязанных предметов или явлений, создающая впечатление соразмерности и стройности.

Психологическое ощущение ритма порождается акцентом. Акцент – внутренняя активность, связанная с мышечными напряжениями, которая возникает в ответ на чередующиеся равномерные воздействия.

Истоки ритмического чувства коренятся в природе самого человека – в ритмах физиологических процессов (дыхание, сердцебиение и др.), в ритмизованных действиях (ходьба, бег, секс и др.), в ритмах трудовых процессов.

Основные характеристики чувства ритма:

1. Музыкальный ритм – слухо-двигательный процесс. Нельзя подавить моторные реакции без ущерба для ритмического восприятия и переживания. Попробуйте намеренно «зажать» все мышцы вашего тела при прослушивании ритмичной музыки. Что происходит? Вы заметили, что восприятие существенно затруднилось? А теперь примите «безвольную» позу – уберите тонус ваших мышц, «развалитесь» в кресле, «повесьте» руки и голову. Как обстоит дело с ритмическим переживанием теперь? Скорее всего, оно также неполноценно.

2. Ритмическое переживание активно. Слушатель – «соучастник» ритмического процесса. Особенно ярко переживается акцент. В процессе восприятия музыки человек совершает микродвижения в такт звучащей музыке (покачивание головы, движение пальцев, покачивание ногой и т.п.). Чем активнее вовлечён человек в музыкальное переживание, тем лучше у него чувство ритма.

3. Чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Ритм вносит большой вклад в формирование эмоций в музыке.

4. Чувство ритма связано с ощущением времени у человека. Чем лучше у человека чувство времени, чем выше его жизненная организованность, тем легче формируется у него чувство музыкального ритма.

5. Чувство ритма связано с волевым началом в человеке. У «безвольного» человека чаще всего будет «хромой» ритм.

В этом и заключается «секрет» проблемы чувства ритма – во многих случаях проблема эта телесно-волевая. Чувство ритма неизменно страдает при наличии у музыканта телесных блоков и зажимов или при сложностях с волевой саморегуляцией. Именно поэтому проблема чувства ритма многими педагогами-музыкантами относится к категории «неразрешимых». Действительно, обычными музыкально-педагогическими методиками эту проблему не решить (в этом смысле со слухом работать проще). Приходится работать с самим человеком – прежде всего с его телом и волей. Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники (двигательные способности) могут существенно расшириться при снятии характерологического «мышечного панциря» (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.

Музыкальность

Музыкальностьэто эмоциональная отзывчивость на музыку, особая восприимчивость человека к звучащей музыке, повышенная впечатлительность от неё, а также способность к выразительному исполнению музыки.

А. Готсдинер анализирует подходы различных исследователей к природе музыкальности (Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993, стр. 26-27):

«Можно выделить следующие концепции истолкования музыкальности: она является единым и целостным свойством. Такой точки зрения придерживались Г.Ревеш и С.Надель. Противоположная концепция принадлежит Ю.Майнуорингу, К.Лампу и Н.Кею, Г.Кенигу, кото­рые считали, что музыкальность состоит из совокупности различных музы­кальных способностей. Другие авторы указывали на одну способность, лежа­щую в основе музыкальности; А.Фейст сводил ее к чувству интервалов, К.Штумпф и М.Майер - к способности анализировать созвучия. К.Сишор (…) сводил ее к большому числу не связанных между собой музыкаль­ных способностей разной сложности и происхождения (…)

Защищая свою концепцию о единой и неделимой музыкальности, Ревеш утверждал, что она является врожденным, первичным и фундаментальным свойством человека. Она или есть или ее нет, поэтому музыкальность нельзя воспитать, ее можно только развивать. (…) Причем в понятие музыкальности Ревеш включил такие признаки, как способность переноситься в настроение музыки и эстетически наслаждаться ею, затем в одном ряду с ними ставятся глубокое понимание музыкальных форм и тонко развитое чувство стиля (…)

Противоположной точки зрения о природе музыкальности придерживались. А.Маркс и С.Надель, которые утверждали, что музыкальность свойственна всем людям. Тем самым они отрицали роль врожденных факторов (…) Американские психологи Эндрьюс и Копп, отмечая врожденность музыкальных способностей, подчерки­вали роль обучения в определенном возрасте для их развития (…)

Ревеш и Сишор игнорировали роль обучения и воспитания и сводили музыкальность к врожденным свойствам. А.Маркс и С.Надель выделяли зна­чение обучения и воспитания, зачеркивая при этом роль врожденных индиви­дуальных различий, обусловливающих формирование способностей».

В работе "Психология музыкальных способностей" Теплов убедительно показал, что музы­кальность человека, "зависит от его врожденных инди­видуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Наиболее отчетливо можно обнаружить музыкальность по критерию выразительности исполнения.

Признаки музыкальности у детей:

1. Впечатлительность (ребёнок «застывает», прислушиваясь к музыке или, наоборот, начинает двигаться под музыку)

2. Потребность в музыкальных переживаниях (подходит к музыкальным инструментам, просит взрослых сыграть что-нибудь или сам пробует играть, поёт, пробует включить аудиозаписи и т.п.)

3. Избирательное отношение к музыке (можно чётко определить, какая музыка ребёнку нравится, какая - нет)

Музыкальная память

Память - это форма психического отражения, заключающаяся в накоплении, закреплении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Наша память представляет собой образование, которая функционирует благодаря взаимодействию пяти основных процессов:

· запоминание,

· сохранение,

· воспроизведение (припоминание и узнавание),

· забывание,

· восстановление.

Различают непроизвольное и произвольное функционирование процессов памяти.

Выделяют четыре вида памяти в соответствии с типом запоминаемого материала:

1) двигательная память, т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.). Техника музыканта основана на двигательной памяти;

2) образная память, под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать

данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой. У музыканта задействованы первые три разновидности;

3) эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенности эмоциональных состояний и аффектов. В деятельности музыканта она тесно связана с музыкальностью;

4) вид памяти, присущий только человеку, - память вербальная (словесно-логическая, семантическая). С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.). Многие музыканты отмечают, что тщательный анализ музыкального произведения способствует прочности и надёжности его запоминания.

Выделяют несколько уровней памяти, различающихся по длительности хранения информации:

* сенсорный (непосредственный) тип памяти («ультракратковременная память», «сенсорный след») - данные сохраняются в течение 0,1-1,5 с. В этот момент мы помним абсолютно всё, что увидели или услышали. Поэтому если бы музыкальный диктант диктовался отдельно по каждому такту, то большинство учащихся записали бы его с первого раза (длительность такта – меньше секунды);

* кратковременная память - необходимое для решения сиюминутных проблем время. Держится эйдетический (целостный) образ. Этот вид памяти позволяет нам связывать звуки в мелодию;

* оперативная память - выполнение определенной деятельности. Действует до завершения какой-либо задачи. Этот вид памяти позволяет нам связывать воедино части сонатно-симфонического цикла при его первом прослушивании, слушать оперный спектакль

* долговременная память - емкость и длительность хранения информации в долговременной памяти могут быть безграничными;

Проблема забывания

Забывание – от нескольких ошибок в припоминании и узнавании до невозможности и припомнить, и узнать.

Забывание бывает устойчивое и временное. Наибольшую проблему для музыканта-исполнителя доставляет временное забывание, которое зачастую сопровождает сценические стрессы.

Музыкальное мышление

Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека и психике животных. Сущность мышления – решение задач, преодоление противоречий.

Чувственное познание является базой, опираясь на которую формируется мышление. Исходным материалом мыслительной деятельности служат восприятие и формирующиеся на его основе представления. Ведущую роль в мыслительной деятельности играет аналитико-синтетическая деятельность. Она представляет собой неразрывное единство двух мыслительных операций: мысленного разложения исходных образов на соответственные части (анализ) и последующего их соединения в новые сочетания (синтез). Без анализа и синтеза была бы невозможной такая важная мыслительная операция, как сравнение. Сравнивая между собой предметы, мы сперва расчленяем их на составные части, выделяем отдельные качества и свойства, а затем сопоставляем их друг с другом. Сопоставление - это синтетическая операция. Сравнивая предметы, их качества и свойства, мы обнаруживаем в них как различия, так и сходство. Абстрагирование - это мыслительная операция, суть которой состоит в мысленном отвлечении от различных сторон и свойств предмета с целью выделения одного какого-либо свойства или признака в качестве существенного. Обобщение - синтетическая мыслительная операция, целью которой является установление общих признаков и качеств объектов.

В мышлении человека на основе анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения образуется главная логическая форма, на базе которой осуществляется мышление. Эта форма носит название понятия. Понятие - это форма мысли, выражающая общие и существенные признаки объектов. Понятие выражается словом.

У человека в своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление делится на два основных вида.

Первый из них – наглядно-действенное мышление. Этот вид мышления опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное физическое преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Второй вид допонятийного мышления - наглядно-образное мышление. При наглядно-образном мышлении человек оперирует не только предметами, но и их образами. Логическое мышление осуществляется на базе четких, ясно осознаваемых формализованных понятийных структур, а интуитивное мышление осуществляется на бессознательном уровне и оперирует образами и нечеткими формальными структурами. Этот вид мышления обладает спонтанностью и быстротой протекания.

Под интеллектом понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих успех в решении разнообразных задач.

Х.Гарднер в 1983 году выдвинул теорию мультиинтеллекта, в котором обосновал наличие музыкального мышления как самостоятельного вида мышления. Однако деятельность музыканта основана не только на музыкальном мышлении как таковом. Рассмотрим виды интеллекта (по Гарднеру) с указанием на виды интеллекта, необходимые в музыкальной деятельности.

9 видов интеллекта по Х.Гарднеру:

1. Вербальный интеллект (хорошее владение словом, устной и письменной речью, способность сочинять стихи и т.п.). Необходим музыковеду, а также любому музыканту-педагогу.

2. Логико-математический интеллект. Необходим прежде всего учёному-музыковеду, преподавателю теоретических дисциплин.

3. Музыкальный интеллект (владение музыкальными звуками как средством самовыражения, способность сочинять и исполнять музыку). Проявление музыкального мышления, прежде всего, обнаруживается в интонировании.

4. Пространственный интеллект (чувство пространства, способность ориентироваться в нём). В музыкальной деятельности это, например, чувство акустики различных помещений, где проходят выступления.

5. Телесно-двигательный интеллект (владение телом). В максимальной степени представлен у циркачей, гимнастов, альпинистов. В музыкальной деятельности телесно-двигательный интеллект служит основой для развития исполнительской техники.

6. Интраличностный интеллект (способность проникнуть вглубь личности – своей и чужой). Эмпатия, способность к сопереживанию. В исполнительской деятельности способствует сопереживанию исполняемой музыке, очень важен в ансамблевом музицировании. Также необходим педагогу.

7. Интерличностный интеллект (способность объединять людей, вести за собой). Важен дирижёрам, а также педагогам.

8. Природный интеллект (способность чувствовать природные стихии, растения и животных). Пожалуй, в музыкальной деятельности занимает наименьшее место.

9. Спиритуальный интеллект (способность предвидения). Важен педагогу, композитору.

Исполнительские способности

Выделяют 3 основные группы способностей, необходимых для исполнительства:

· Технические способности

· Музыкальность

· Сценические способности

 

Апперцепция

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта человека, характера его деятельности и его индивидуальных особенностей.

Факторы апперцепции:

1. Предшествующий опыт. Чем чаще мы сталкиваемся с явлением, тем легче его воспринимаем. Например, в гармонической последовательности классический каданс воспринимается легче, чем альтерированный второй нонаккорд…

2. Знания (чтобы воспринять кварту как кварту, мы должны знать, что это такое…)

3. Задачи выполняемой деятельности, мотивы. Что именно студент воспринимает, когда готовится к викторине? Нередко он воспринимает второстепенные для содержания музыки «опознавательные знаки», связанные с той или иной темой.

4. Состояния человека. Заметна разница восприятия одного и того же материала в утомлённом или бодром состоянии, в добродушном или раздражённом.

5. Потребности, склонности человека. На уроке «слушания музыки» дети, во время звучания произведения, думали: «а какая антивирусная программа стоит в ноутбуке, откуда звучит эта музыка? И есть ли в этом компьютере игры?»

6. Особенности психофизиологии человека. Люди с «деликатной» нервной системой не способны воспринимать очень громкую музыку. Зато люди с «грубой» нервной системой не воспринимают тихую музыку.

7. Установки, отношение к кому-либо или к чему-л ибо. К примеру, оценка на экзамене или на конкурсе состоит лишь наполовину из оценки качества самого исполнения музыки. Большую роль при выставлении оценки играет отношение к выступающему как к личности, отношение к его педагогу, представление об ученике как о «талантливом» или «бездарном» и др. Причём оценивающий будет искренне убеждён, что он «объективен».

Иллюзии восприятия

Ошибки восприятия или искажение реальности, связанное с особенностями самих раздражителей.

К примеру, в трёхголосном диктанте гармонического склада человек может «услышать» четвёртый голос.

Восприятие музыкальной речи

Восприятие музыкальной речи аналогично восприятию словесной речи. Существуют понятия «музыкальный язык», «музыкальная речь», «музыкальная фраза», «предложение». Возможно, «период» в музыкальной форме аналогичен «абзацу» в литературе.

Восприятие музыкальной речи возможно благодаря процессу вероятностного прогнозирования. Так, зная стиль музыки, жанр, мы как бы предслышим дальнейшее развитие музыкального произведения. Для получения эстетического удовольствия мы должны «предслышать» незнакомую музыку примерно на 60 процентов. На основании этого мы подразделяем все известные нам музыкальные направления на «примитивные» или «сложные». Однако такое деление условно, так как зависит от индивидуальных особенностей восприятия человека.

Формы использования музыки

1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством.

2. Традиционная “воздействующая” музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений.

3. Ощущение человеком своего организма, тела как “музыкального инструмента” - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.

4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?

«Банк техник», который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов:

Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра.

Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных «сценок».

Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это – специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и «детские». Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования.

Четвёртый блок включает ряд «телесно-ориентированных» техник, связанных со слышанием музыки как бы «внутри себя». В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим «источником» ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.

Уверенность в себе

· Уверенность в своих силах и в возможности развиваться дальше

· Уверенность на сцене

· Уверенность при написании нотного (композитор) или словесного (музыковед) текста

· Уверенность при изложении своих требований (педагог)

3. Навыки самовыражения, способность к формированию индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный стиль деятельности – устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная система навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Иными словами, индивидуальный стиль деятельности – проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств. Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счёт своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно-психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счёт внимательности, предусмотрительности и основательности.

Работа музыканта – обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идёт не только о вашем стиле как музыканта-исполнителя, композитора, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта – выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьёй, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача – совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.

Навыки общения

· Общение педагога и ученика

· Общение внутри творческого коллектива

· Сценическое общение – с публикой, а также со своими партнёрами во время исполнительского процесса

Что делает человек, выступая на сцене? Только ли исполняет произведение? Далеко не всегда. Нередко он «выясняет отношения» с коллегами по ансамблю или концертмейстером. Зачастую творческие коллективы «мстят» автократическим дирижёрам, ускоряя или «затягивая» темпы исполнения. Ярким примером может послужить «месть» одного хорового коллектива, когда к концу каждой части исполняемого и произведения темп снижался, и высота звучания опускалась почти на четверть тона. Создавалось ощущение, что коллектив «сопротивляется», заставляя дирижёра тянуть себя чуть ли не силой…

В процессе сольного выступления исполнитель также может, сам того не ведая, решать внемузыкальные задачи, например, «показывать себя» или «прятаться». Например, одна из студенток-пианисток во время открытого прослушивания чрезвычайно волновалась из-за возможности присутствия одной из своих, критически настроенных, соучениц. В процессе игры она была предельно скована, ошибалась, несмотря на хорошую подготовку. Оказалось, что из-за слабого зрения пианистке показалось, что её недруг присутствует в зале (там сидела девушка в похожей одежде). Узнав об этом, студентка хлопнула ладонью по лбу со словами: «Если б я знала! А то всё исполнение только и думала, что про неё … Что она назло пришла…» Что же на самом деле делала студентка? Была ли её деятельность деятельностью музыкальной? Фактически, она «выясняла отношения» с сокурсницей (хотя это происходило исключительно в её голове), «боролась» с нею, сердилась. Сам процесс исполнения оказывался для пианистки далеко на втором месте.

Навыки общения формируются по-разному в зависимости от того, к какому типу личности относится человек:

«Сольный тип личности. Человек - «солист» любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из «солистов» любят быть «на виду». Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного «сольного» типа личности - отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. «Идеальный сотрудник» для «солиста» не существует, но к нему может приспособиться «ансамблист» и «оркестрант». С «дирижёром» деловые отношения затруднены.

«Ансамблевый» тип личности. Человек - «ансамблист» любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое даёт близкое окружение. Недостаток ярко выраженного «ансамблевого» типа личности - страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих «советов». «Идеальный сотрудник» - такой же «ансамблист».

«Оркестровый» тип личности. Человек - «оркестрант» любит быть членом большой «кoмaнды». Для него важно быть частью «целого», и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного «оркестрового» типа личности - зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. «Идеальный сотрудник» ­ - человек «дирижёрского» типа личности.

«Дирижёрский» тип личности. Человек «дирижёр» предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от «солиста» хорошо чувствует и знает своё окружение, используя подходящие приёмы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного «дирижёрского» типа личности авторитарность в мышлении и общении, желание «настоять на своём» любой ценой. «Идеальный сотрудник» - человек «оркестрового» типа личности.

Как правило, у человека присутствуют черты более, чем одного типа личности. К тому же, недостающие черты личности можно развивать.

Типы карьер музыканта

1. Стабильная карьера – выбор карьеры происходит рано и остаётся постоянным. Человек, по крупному счёту, делает «одно и то же» на протяжении всей своей трудовой деятельности (играет на скрипке, поёт и т.п.) Человек совершенствуется, достигая профессиональных вершин в избранном деле. Наиболее типичный тип карьеры для музыканта.

2. Изменяющаяся карьера – выбор карьеры никогда не является окончательным. Главное – не стоять на месте. Человек «пробует себя» в разных сферах деятельности, достигая в них результат (К примеру, человек начинал как скрипач-солист, а затем стал дирижёром).

3. Спиральная карьера – повторение карьеры на новом уровне (Достигнув первых ролей в провинциальном оперном театре, вокалист переезжает в столицу, где снова начинает со вторых-третьих ролей, постепенно продвигаясь к первым)

4. Линейная карьера – акцент на служебной лестнице. Выбор управленческих должностей.

Холерик


1. Неусидчивость, суетливость.

2. Невыдержанность, вспыльчивость.

3. Нетерпеливость.

4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

5. Решительность и инициативность.

6. Упрямство.

7. Находчивость в споре.

8. Неритмичность в работе.

9. Склонность к риску.

10. Незлопамятность, необидчивость.

11. Быстрота и страстность речи.

12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

13. Нетерпимость к недостаткам других

14. Агрессивность забияки.

15. Выразительность мимики.

16. Способность быстро действовать и решать.

17. Неустанное стремление к новому.

18. Обладание резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

20. Склонность к резкой смене настроения


Все эти качества отражаются на музыкальной деятельности холерика. На сцене он чувствует себя уверенно, однако его исполнительская манера может быть излишне жёсткой. Возможны неровности в учебной работе. Периоды активности чередуются с нежеланием заниматься.

Сангвиник


1. Жизнерадостность.

2. Энергичность и деловитость.

3. Недоведение начатого дела до конца.

4. Склонность переоценивать себя.

5. Способность быстро схватывать новое

6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

9. Увлеченность любым делом.

10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

11. Быстрое включение в новую работу

12. Неприятие однообразной, будничной, кропотливой работы.

13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

14. Выносливость и работоспособность.

15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

17. Обладание всегда добрым настроением.

18. Быстрое переключение с одного вида работы на другой.

19. Частая несобранность, поспешность в решениях.

20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.


Один из самых «сценических» типажей. Любит сцену и публику, во время выступления чувствует себя уверенно и комфортно. Яркий, артистичный. Однако склонность к переоценке своих способностей нередко приводит к выбору излишне сложных программ, с которыми человек не справляется. В результате он теряет интерес к занятиям, может надолго забросить учёбу, параллельно увлекшись чем-нибудь посторонним. Поэтому неудивительно, если в результате такой человек покажет низкие ре



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.128 с.)