Изменяемые части Божественной Литургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменяемые части Божественной Литургии



Я только перечислю эти части, а вам остается их самостоятельно изучить.

1. Антифоны.

2. Они бывают трех видов: изобразительные, будничные и праздничные. Изобразительные носят некоторый праздничный оттенок, их поют на все попразнства, по субботам и воскресеньям, праздник святых с красными знаками. Праздничные – в господские двунадесятые праздники и на Светлую седмицу, на Пасху. Будничные – в будние дни. У нас в Русской Церкви будничные антифоны поют очень редко, в Греческой Церкви, заметим, будничные антифоны поют каждый день, там как раз изобразительные редко поют. Дело до того доходит, что некоторые греки на Пасху поют изобразительные, считают это очень важным и вместо праздничных антифонов поют изобразительные. На изобразительных (припеваются к третьему антифону) бывают тропари, они называются «на Блаженны». Устав этих тропарей смотрите у Розанова.

3. Входное песнопение.

4. Всегда это бывает «Приидите, поклонимся …Сыне Божий», затем изменяемая вставка, в воскресный день – «воскресы из мертвых…», в будние дни – «во святых дивен Сый»,…дальше обычно окончание «поющие Ти Аллилуия». Этот Входной стих является составной частью третьего будничного антифона, хотя употребляется как вместе с будничными, так и вместе с изобразительными антифонами. Но в те дни, когда бывают праздничные антифоны, т.е. в Господские и двунадесятые праздники, на Пасху и в Светлую седмицу вместо «Приидите, поклонимся» поется праздничный Входной стих. Из этого правила есть два исключения: Духов день и Сретенье Господне. Здесь антифоны поются изобразительные, но после них бывает Входной стих..

5. Тропари, кондаки по Входе

6. Это надо смотреть у Розанова. Все уставные моменты, касающиеся изменяемых частей Литургии, описаны в I части, IV разделе.

7. Поется Трисвятое. На Рождество, Богоявление, Лазареву субботу, Великую субботу, Пасху, Пятидесятницу поется «Елицы во Христа…»; на Крестовоздвижение и Крестопоклонную поется «Кресту твоему».

8. Блок: Апостольское чтение, Евангельское чтение, Прокимен перед Апостолом, Аллилуарий перед Евангелием и причастен.

9. Тоже смотрите у Розанова.

10. Херувимская

11. В Великий четверг поется «Вечери Твоея тайныя днесь…», в Великую субботу «Да молчит всякая плоть …».

12. Достойно есть

13. В двунадесятые и некоторые другие праздники заменяется Задостойником, который поется до отдания. Сейчас идет попразнство Пасхи и поется Задостойник Пасхи. Будут два исключения:: на Преполовение и до отдания Преполовения будет петься Задостойник Преполовения.

14. Окончание Литургии

15. Бывают некоторые вариации, например, на Пасху и др.

Лекционарная система

(система чтения Священного Писания: кафизм, Апостола, Евангелия)

Богослужебное Евангелие, Апостол, Псалтирь от не богослужебного отличается наличием в них лекционарного аппарата. Лекционарный аппарат включает в себя:

1) разбивку на зачала или на кафизмы (отрывки для чтения),

2) сопровождение этих зачал специальными вводными словами (например, «Во время оно…» и др.),

3) к Апостолу и Евангелию прилагаются специальные таблицы – в какой день года какое зачало читается. Это если Апостол и Евангелие непрерывное. Бывают еще апрокосы. Здесь зачала сразу расставлены в нужном порядке. У нас текст идет как в Библии, а в конце таблицы. В апрососах сразу все идет в нужном порядке. Надо сказать, что в Греческой Церкви стандартными изданиями являются апрокосы, у нас в Русской Церквии – непрерывные.

Таких таблиц несколько, из них две главные таблицы в богослужебном Апостоле и Евангелии.

Первая называется Сказания или Синаксарь. Здесь чтения указываются от Пасхи (понедельник по Пасхи и т.д., Антипасха…неделя по Пятидесятнице), т.е. чтения образуют непрерывный ряд от Пасхи до следующей Великой субботы. Такие чтения из-за этого называются рядовыми, хотя могут быть совсем не рядовыми, а например, воскресными или праздничными.

Второе приложение называется Соборник (месяцеслов Евангелия). Здесь чтения указаны по дням календаря. Такие чтения называются праздничными. Здесь есть путаница. Чтение на Вознесение Господне будет рядовое, а чтение малоизвестного святого будет называться праздничным. Это достаточно условное название. Просто чтение рядовое – чтение подвижного цикла, зависящего от Пасхи, а праздничные чтения – чтения календарного цикла.

Как устроен годовой круг касательно рядовых чтений. От Пасхи до Пятидесятницы читается евангелист Иоанн. Начиная с Пятидесятницы счет недель прекращается по Пасхи и начинают считаться по Пятидесятнице. От Пятидесятницы до недели по Воздвижении читается евангелист Матфей и соответствующее ему чтение из Апостола. В неделю по Воздвижении (10 или 16 неделя) начинает читаться евангелист Лука. Какая-то часть чтения пропускается, она называется Воздвиженская преступка (какую-то часть чтения преступаем). Из-за этого в календаре возникает такая ситуация, может быть вы обращали внимание, написано «неделя 25 по Пятидесятнице – евангельское чтение 27. Возникает потому что неделя по Пятидесятнице может меняться.

Читается евангелист Лука до Недели о мытаре и фарисее. Тогда начинается уже чтение, относящееся к периоду Постной Триоди. Там разные евангелисты, но, в основном, Марк. Но здесь, в Неделю о мытаре и фарисее, чтение зависит не просто от Пасхи, а от следующей Пасхи, как будет в следующем году. Здесь чтения нужно как-то менять из-за соответствующего времени для одной и другой Пасхи. Здесь будет т.н. Богоявленская преступка или отступка. Но как бы мы ни читали, в неделю перед мытарем и фарисеем нужно закончить чтение ряд евангелиста Луки.. А последнее чтение в ряду евангелиста Луки – это чтение о Закхее. Мы должны что-то преступить или отступить. Поэтому неделя перед мытарем и фарисеем называется Неделей о Закхее – последнее чтение евангелиста Луки.

 


[1] Чтобы меч не натирал ногу при ходьбе.

[2] Здесь расположены аналои певческие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.005 с.)