Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные Уставы Константинополя и ИерусалимаСтр 1 из 25Следующая ⇒
· в книгах из списка литературы под № 3 и № 4 и Арранц “Око Церковное” — ПСТБИ, 1999. Как, по аналогии с формированием обрядов, богослужение крупного церковного центра становилось образцом для богослужения остальных епархий, также точно и в этих городах: богослужение важнейших храмов определяло богослужение в остальных церквах. Во-первых, богослужение кафедральных соборов Константинополя и Иерусалима. Кафедральные Собор: · Константинопольская София — в Константинополе (особенно со времен Юстиниана, с середины VI века) — и до этого была София, но Юстиниан построил огромный Собор — храм святой Софии (София — это Премудрость, т.е. Христос). · Церковь Воскресения Христа Бога нашего — в Иерусалиме (Храм Гроба Господня — это латинское название, которое дали этому храму крестоносцы). В IV-V веках о каком-то самостоятельном богослужении в Софии Константинопольской говорить не приходится: 1) у нас совершенно нет данных 2) кафедральным Собором была не София (до Юстиниана). И только в VI веке можно говорить о существовании особого типа богослужения кафедрального. Типикон Святой Софии или, чаще, Типикон Великой Церкви (ТВЦ) (церковь Святой Софии называли Великой, т.е. очень большой(или по-другому, Песенное Последование (т.к. по словам очевидцев, ничего не читалось, все пелось нараспев). В Храме Воскресения все началось раньше: уже в IV веке — когда его построили — там сформировалась мощная самостоятельная традиция, не похожая на другие храмы в мире; она отражена во многих памятниках IV-VI вв.: · Паломничество (Сильвии Аквитанки). Егерия. 100 лет назад думали, что автором является некая Сильва. и это отражено в названии. [Типикон Великой Церкви можно прочесть по изданию Матэуса. Исследования по ТВЦ на рус. яз. — Арранц. Как молились Богу древние византийцы]. Это произошло потому, что этот фрагмент латинского текста сохранился в одной единственной рукописи, без начала — поэтому не знали имени автора. · Сохранились богослужебные книги этого храма, но не на греческом языке, а в переводах — на грузинском и армянском языках. Это богослужение просуществовало до 614 (?) г., когда персидский царь Хацрой взял Иерусалим штурмом, разрушил немного церковь; взял в плен Животворящее древо Креста Господня.
И через несколько лет победоносный император Ираклий отвоевывает Иерусалим у персов, возвращает Животворящее древо Креста Господня и окончательно побеждает персов. [персы были врагами греков еще со времен античности]. Но через 10 лет пришли арабы и уже разгромили Византию. После отвоевания Иерусалима у персов там был назначен патриархом св. Софроний Иерусалимский, в прошлом монах Лавры святого Саввы. И Софроний вводит в Иерусалим не старый кафедральный Устав, а новый, заимствованный частично из Лавры св. Саввы. Т.е. возникает новый Устав — полукафедральный полумонастырский. Этот Устав называется Святогорским. Монастыри. В VI в. в окрестностях Иерусалима возникает монастырь — Лавра св. Саввы. “Лавра” — “улица”. Чем отличается Лавра от общежительного монастыря? В Общежительном монастыре: · монахи живут вместе в одной ограде; · ходят вместе на трапезу; · имеют общее послушание · каждый день ходят вместе в церковь на общую службу. Ввел общежительный тип монашества Пахомий Великий. Лавра — это не общежительный монастырь. У нас в России Лавры крупнейшие — это Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская — это, по сути, общежительные монастыри. Лаврами они называются как наиболее значительные из них. На самом деле, Лавра — это не общежительный монастырь. Лавра — это монастырь, где есть общая церковь, но монахи живут сами по себе: сами себе готовят еду… Лавра святого Саввы представляла собою такую организацию: был некий центральный монастырь — общежительный; он существует до сих пор; — с общей трапезой (Самое главное отличие Лавры от монастыря — в трапезе: общая они или нет); и множество маленьких монастырей, даже келий, вокруг на расстоянии даже до 20 км (они не сохранились до наших дней). Монахи Лавры св. Саввы, которые жили не в центральном монастыре, приходили на службу 1 раз в неделю — в субботу. И раз они пришли, а ночевать им негде, то они так и молились всю ночь — отсюда появилась традиция петь всенощную — с Субботы на воскресенье. В воскресенье утром причащались, брали с собою Святые Дары на всю неделю и уходили обратно в свои кельи.
Молились они в келье (каждый день вечерню и утреню пели в келье). Т.к. многие монахи были неграмотными, — по книгам они петь не могли. (книги тогда стоили очень дорого; рукописи были очень дорогими). Итак, книг у монахов не было, т.к. многие были неграмотными, а другие не могли приобрести богослужебные книги из-за их дороговизны. И св. Савва ввел такое правило в своем монастыре: каждый монах должен был выучить наизусть Часослов, и тогда его постригали в монахи. Для монаха главным испытание было знание наизусть Часослова. И дальше он уже наизусть пел Утреню, Вечерню, Часы у себя в келье. После полудня монах пел службы Изобразительных, во время которых причащал себя взятыми с собой Святыми Дарами. · дошел до наших дней практически без изменений · это Древний Палестинский Савваитский Часослов (в монастыре святого Саввы был Палестинский Часослов). Общего Устава как такового не было: т.к. других книг богослужебных не было у монахов, то они пели службы по этому Часослову. (Никаких канонов, стихир не пели; это могли себе позволить только монахи центрального монастыря). Преп. Софроний сделал некоторый синтез из Савваитской традиции. Традиция называется палео-Савваисской, т.е. древне Савваисской · Древне-Савваисский устав. Мы видим, что древняя кафедральная традиция умерла и возникла новая традиция; со временем эти традиции слились в Палео-Савваисский или Святогорский Устав; · они очень близки друг другу. Рукописи — источники, которые сообщают. Что происходит дальше с Иерусалимским? В 1009 г. Иерусалим был опять разорен Арабы Иерусалим почти не тронули; они сильно ограничили христиан: запретили колокольный звон, крестные ходы и т.д., но церкви рушить не стали. Мечети арабы построили не там, где были церкви. Когда халиф Амар — 3-й праведный халиф после Магомета, взял Иерусалим при патриархе Софронии (всего через несколько лет после победы над персами), Софроний пригласи Амара пройти в Церковь Воскресения. Но Амар не пошел, т.к. в противном случае Церковь автоматически стала бы мечетью. Он пошел на место, где раньше был храм, построил там мечеть Аль-акса — до сих пор она там стоит. Для евреев большая проблема: они хотят храм снова построить, а там мечеть стоит — одна из 3-х священных мечетей. У арабов есть 3 священные мечети — самые главные в мире. Во всяком случае арабы Христа не очень тронули. А в 1009 году тронули очень серьезно. В 1009 году Святогорский Устав, также как и Древний кафедральный Устав Воскресения прекратил свое существование, и Палео-Савваитский устав тоже. Вернемся к Константинополю. В Константинополе было несколько важных 27 монастырей. Константинопольские монастыри, судя по всему, до эпохи иконоборчества пользовались Уставом акинитов. “кинисис” по-греч. — “успение”, “сон”. Акиниты — это то, кто не спят. Об этом уставе мы говорить не будем. Один из Константинопольских монастырей — монастырь Студия — Студийский монастырь. Его основал сенатор Студий. Этот монастырь также пользовался Уставом акинитов. В эпоху иконоборчества, когда все монастыри оказались под угрозой закрытия в монастырь Студия, переселяется некто Феодор, который до этого был монахом в горах Олимпии. · преп. Феодор (кон. VIII — нач. IX в.).
В 799 г. он переселился с Олимпийских гор в Константинополь, в монастырь Студия, и устроил там богослужение такое же, какое было в Олимпийских горах. Основные компоненты богослужения (вообще). Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов: 1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии Таинств. Напр. в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка (“формуляр” — это набор текстов). или, иначе, тексты Евхология “Евхологий” (по-греч.) — молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом. У нас молитвослов — это книга молитв для домашнего использования. Евхология — это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь: порядок литургии и Таинств. В Византийском обряде — свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий. 2) порядок совершения суточного круга — Часослов — Орологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени и Часов. 3) система праздников в каждом обряде — своя система праздников: напр. у католиков · отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник) · есть Рождество и Поклонение волхвов (у нас вообще нет такого праздника “Поклонение волхвов”). Обряды часто отличаются только системой праздников. [Мы и католики празднуем Рождество 25 декабря, только они — по старому стилю, а мы — по новому]. 4) лекциональная система: “лекция” — чтение Как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года. Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна. А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр. Теперь вернемся к истории. Феодор Студит переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов. Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал? В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки — Палестинский Часослов. [Часослов относится ко 2-му пункту Основных компонентов богослужения]. Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову. Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви.
В Студийском монастыре произошел синтез — очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) — Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез): · Евхологий, система праздников, лекционарная система — Константинопольские · Часослов — Палестинский. Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей Малой Азии? (Евразии) Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с этого времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон — Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинопольскую и без нее не могут существовать). Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу. Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав — это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава. Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваисский Устав. [В XI-XII вв. — после 1009 года (восстановления)]. В 1009 г. был погром. Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима — реставрация. Эта реставрация осуществлялась в XI в. Устав называют Нео-Савваисским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы, лаврским ? или Лаврский Устав — Нео-Савваисский) [Мы указываем только годы окончания. Устав складывался постепенно, с годами]. В XIV в. на Нео-Савваисский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский — это Устав, которым мы пользуемся и сейчас. [Иерусалимский Устав основан, как мы видим, на Студийском Уставе]. Это была тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке. Тема: история нашего Типикона. Студийский и Иерусалимский Уставы в Византии и на Руси. Литература: 1) Арранц 2) Пентковский ЖМП № 4, 2001. 3) Пентковский ЖМП № 5, 2001. Редакции Студийского Устава. 1-я редакция (IX, X, XI вв.) Итак, с IX в. Студийский Устав — это самостоятельный Устав в Студийском монастыре, а со временем и в большинстве других монастырей Византийской Империи. Редакция IX, X, XI веков — достаточно стабильная. В древних памятниках — это I-я редакция Студийского Устава (древнейшая): 1) Ипостиписис пред. Феодора “Ипостиписис” — очертания Типикон — (от слова типос — образец) — главная книга, регулирующая Устав в нашей церкви. Ипотиписис имеет тот же корень “тип” · очертания · описание порядка совершения богослужения · написан одним из учеников преп. Феодора Студита (IX в.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.67.54 (0.049 с.) |