Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства



Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.

Этап спортивной карьеры Доминирующие мотивы Пути формирования мотивов
Начальный этап - эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе - естественная потребность в движениях); - мотив долженствования (по настоянию родителей); - мотивы, связанные с условиями среды (близость секции); - стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья); - стремление к самоутверждению (желание быть не хуже других); - социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции).   На начальном этапе приоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Только они могут «закрепить» в спорте детей и подростков, которые часто приходят туда под влиянием случайных побуждений. Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.
Этап специализации - интерес к виду спорта; -собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); - стремление к самоутверждению, спортивному достижению; - общественные мотивы (долга, коллективности, патриотизма); - потребность в совершенствовании физических и психических качеств.   На этапе спортивной специализации важно продолжать обогащение сферы интересов спортсменов за счет более глубокого проникновения в суть вида спорта, тренировки, соревнований, спортивной жизни вообще. Тренер и спортсмен начинают работу «на результат», а значит, только процессуальные мотивы уже не могут обеспечить прогресс спортсмена. На этом этапе важно: предложить спортсмену образцы для подражания, помочь выбрать идеал в спорте (для подростка его идеалы - это прообразы жизненных целей), помочь спортсмену в осознании спорта как ценности, как важнейшей сферы, где можно проявить себя.
Этап высшего спортивного мастерства - достижения успеха и избегания неудач; соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); - самосовершенствования; - спортивного общения; - материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага).   На этапе высшего спортивного мастерства спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения; у него начинаются поиски индивидуального пути в спорте. В связи с этим важное значение приобретает мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановка больших спортивных целей. Основные задачи тренера: - скоординировать спортивные цели и планы с их жизненными целями; не навязывая спортсмену своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте; - учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов при использовании различных видов стимулирования.

 

Виды антиципации

1. Временная - способность предвидеть время, скорость передвижения объекта.

2. Пространственная - способность предвидеть место нахождения в пространстве (либо предмета, либо соперника, либо партнера).

3. Смысловая - умение предвидеть тактический замысел соперника.

4. Альтернативная - умение предвидеть ответные действия соперника на свои собственные действия, и наоборот, умение планировать собственные действия в ответ на замысел соперника.

 

Сущность идеомоторной подготовки, факторы её обеспечивающие. Психологическая подготовка на уроках ФК и спорта. Психологическая саморегуляция, как средство собственного управления организмом. Психолого-педагогические факторы формирования образных форм мышления в управлении двигательными действиями. Способы и методы идеомоторной подготовки.

Идеомоторная тренировка - мысленная (идеальная) тренировка с помощью представления движения.

Тренирующая функция представлений о двигательных действиях на практике называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен: оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Установлено, что при представлении движения в организме спортсмена происходят физиологические изменения (т.е. незаметные глазу микросокращения мышц, вызываемые образами движений и действий). Причем сокращаются лишь те мышцы, которые непосредственно участвуют в выполнении движения. Поэтому чем точнее мы представляем движение, тем легче его правильное выполнение. Способность двигательных представлений легла в основу использования идеомоторной тренировки при овладении отдельными двигательными навыками и заданными действиями в целом. Данный метод требует способности к сосредоточению, мобилизации воображения, концентрации внимания на протяжении всей тренировки.

Перед началом идеомоторной тренировки важно знать правила ее использования:

- идеомоторная тренировка должна предшествовать реальной тренировке;

- наибольший эффект наблюдается при чередовании идеомоторной и реальной тренировки не только в период овладения упражнениями, но и в период выполнения их на результат, особенно в условиях соревнований;

- возможна замена специальной разминки (например, в спортивной гимнастике) идеомоторной тренировкой;

- эффективность идеомоторной тренировки повышается с вербализацией, т.е. проговариванием мысленных элементов, движений вслух, а затем «про себя» - во внутренней речи, с акцентом внимания на опорных, трудных моментах или недостаточно закрепленных.

- идеомоторная тренировка ускоряет и повышает качество выполнения действий. Но может быть и отрицательный эффект - при недостаточно полном образе действия, при ошибочном представлении.

 

 

Характеристика предстартовых психических состояний. Пути преодоления неблагоприятных предстартовых состояний. Формы предстартовых состояний спортсменов. Диагностика состояний спортсменов перед стартом. Регуляция и саморегуляция предстартовых состояний. Психологические основы аутогенной тренировки. Ее роль и место в психологической подготовке спортсмена.

Психическое состояние, связанное с соревнованиями - это переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам деятельности в данный момент времени.

Психические состояния накануне соревнований принято называть предстартовыми. Важной характеристикой предстартовых состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению (снижению) результативности.

Выделяют следующие виды предсоревновательных психических состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия и состояние самоуверенности.

Характеристика предстартовой лихорадки и предстартовой апатии спортсмена

Предстартовая лихорадка и апатия - неблагоприятные психические состояния, мешающие спортсмену мобилизоваться и реализовать все свои возможности в условиях соревнований. Эти состояния возникают независимо от воли спортсмена и очень трудно поддаются произвольной регуляции. Предстартовая апатия возникает тогда, когда максимальный уровень психического напряжения резко падает. Чаще всего предстартовая апатия является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.

Признаки предстартовых состояний (Ю.Я.Киселев,1989):

Предстартовая лихорадка Признаки Предстартовая апатия
Значительное преобладание возбуждения над торможением (большая интенсивность возбуждения). Учащенный пульс, учащенное и поверхностное дыхание, увеличение тонуса мышц, потливость, усиление диуреза. Баланс нервных процессов возбуждения и торможения и связанные с ними вегетативные сдвиги в организме. Преобладание торможения над возбуждением, возник- новение охранительного торможения. Вегетативные сдвиги незначительные (снижение ЧСС, АД, малая подвижность).
Колебание и снижение интенсивности внимания, ухудшение памяти, направленность мышления на возможный конечный результат (итог соревнования). Эмоциональная неустойчивость. Особенности протекания психических процессов Снижение отчетливости ощущений и восприятий, интенсивности внимания, мыслительной активности. Пониженная эмоциональная возбудимость, плохое настроение
Суетливость, резкость и прерывистость движений, неестественность и частая смена статических поз. Более громкая и частая речь, жестикуляция при речи, напряженная мимика. Раздражительность, склонность к аффективным вспышкам. Особенности движения, речи, поведения Замедленные движения, длительное сохранение даже неудобных статических поз. Более тихая и менее выразительная, чем обычно, речь. Пониженная реактивность, зевота, сонливость.
Сомнение в своих силах и в будущем успехе. Нетерпеливое желание как можно скорее начать действовать. Типичное отношение к предстоящему соревнованию Неуверенность и даже потеря веры в свои и успех, безразличие к окружающему и к предстоящей предсоревновательной борьбе, нежелание участвовать в соревновании.

Структура спорта

(по А.Ц.Пуни *)

 

 

Необходимость отбора обусловлена тем, что:

1) период активной спортивной жизни человека невелик (в среднем 5-10 лет);

2) индивидуальные особенности психики (психические функции, психомоторика, особенности личности) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 000 детей, начавших заниматься плаванием, только 3 достигают результатов мастера спорта международного класса (МСМК).

Цель отбора - выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.

Как утверждает В. М. Мельников *, основными методологическими принципами психологического отбора в спорте являются следующие:

 

 

1. Принцип системности. Он требует совместной разработки процедуры отбора, изучения психических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.

2. Принцип научной обоснованности. Правила отбора, сформулированные для конкретного вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.

3. Принцип комплексности. Отбор в спорте — проблема многоплановая: социальная, педагогическая, медицинская, экономическая, психологическая. Решение о судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего комплекса информации.

4. Принцип пролонгированного динамического отбора. Отбор в спорте должен представлять собой непрерывный процесс изучения и диагностики важных для спортивной деятельности психических свойств и качеств личности. Такое изучение проводится регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных этапах спортивного совершенствования.

5. Принцип педагогической ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных спортсменов, но и для того, чтобы управлять тренировочным процессом, улучшать условия для проведения соревнований: целенаправленное построение процессов воспитания и тренировки, рационализация программ подготовки, регламентация нагрузок, совершенствования учебно-тренировочных средств.

6. Принцип адаптивности критериев отбора. Критерии для принятия решения о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющимися. Потребность повысить их или понизить периодически возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на международной арене.

7. Принцип гуманизма. Отбор должен защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта или спортивной специализации.

8. Принцип актуальности. Разработка системы психологического отбора необходима и целесообразна, потому что соревновательные достижения спортсменов существенно зависят не только от их способностей, но и от индивидуальных качеств психики.

9. Принцип практической полезности. Мероприятия по психологическому отбору должны быть рентабельными по материальным затратам на оборудование и подготовку кадров, обоснованными по частоте и продолжительности обследований и оперативными (своевременная выдача психодиагностического заключения).

Особенности мотивации спортивной деятельности на различных этапах достижения спортивного мастерства

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, имеющими различное значение на каждом этапе достижения спортивного мастерства.

Этап спортивной карьеры Доминирующие мотивы Пути формирования мотивов
Начальный этап - эмоциональная привлекательность физических упражнений (в основе - естественная потребность в движениях); - мотив долженствования (по настоянию родителей); - мотивы, связанные с условиями среды (близость секции); - стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья); - стремление к самоутверждению (желание быть не хуже других); - социальные установки (мода на спорт, семейные спортивные традиции).   На начальном этапе приоритетным должно быть проявление склонностей и развитие интересов в сфере спорта (процессуальных мотивов). Только они могут «закрепить» в спорте детей и подростков, которые часто приходят туда под влиянием случайных побуждений. Этому служат: спортивная ориентация, содержательность и эмоциональность тренировок, рассказы тренера о спорте и спортсменах, психологический климат в группе.
Этап специализации - интерес к виду спорта; -собственно соревновательный мотив (естественное желание померяться силами); - стремление к самоутверждению, спортивному достижению; - общественные мотивы (долга, коллективности, патриотизма); - потребность в совершенствовании физических и психических качеств.   На этапе спортивной специализации важно продолжать обогащение сферы интересов спортсменов за счет более глубокого проникновения в суть вида спорта, тренировки, соревнований, спортивной жизни вообще. Тренер и спортсмен начинают работу «на результат», а значит, только процессуальные мотивы уже не могут обеспечить прогресс спортсмена. На этом этапе важно: предложить спортсмену образцы для подражания, помочь выбрать идеал в спорте (для подростка его идеалы - это прообразы жизненных целей), помочь спортсмену в осознании спорта как ценности, как важнейшей сферы, где можно проявить себя.
Этап высшего спортивного мастерства - достижения успеха и избегания неудач; соперничества и соревновательной борьбы (особенно в видах спорта, где присутствует физический контакт); - самосовершенствования; - спортивного общения; - материального и морального стимулирования (поощрения, призы, материальные блага).   На этапе высшего спортивного мастерства спортсмен решает важную для себя задачу профессионального самоопределения; у него начинаются поиски индивидуального пути в спорте. В связи с этим важное значение приобретает мировоззрение спортсмена, обобщение им спортивного опыта в форме принципов спортивной жизни, постановка больших спортивных целей. Основные задачи тренера: - скоординировать спортивные цели и планы с их жизненными целями; не навязывая спортсмену своих взглядов, помочь в формировании мировоззрения, собственных принципов спортивной жизни, постановке реальных перспективных целей в спорте; - учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов при использовании различных видов стимулирования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.024 с.)