Идентификация и паспортизация потенциально опасных объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация и паспортизация потенциально опасных объектов.



ВСТУПЛЕНИЕ.

После Чернобыльской катастрофы произошла переоценка системы взглядов на безопасность. Стало очевидным, что для развития теории безопасности требуется совершенствование системы оценки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В то же время, для принятия эффективных управленческих решений необходима количественная информация об уровнях опасностей и угроз и их зависимости от различных факторов. Для получения такой информации требуется специальный инструментарий: методы, модели, методики, алгоритмы, законодательно-нормативные документы.

Несовершенство действующей системы обеспечения экологической безопасности населения и охраны окружающей среды потребность постоянного ее усовершенствования на государственном, региональном и местном уровнях в сферах законодательства, определения приоритетов политики территорий, природоохранных действий в производственной и коммунальных сферах, экологического мониторинга окружающей среды и контроля источников загрязнения, экологического информирования образования и привлечения к охране окружающей среды населения.

Десятки тысяч промышленных, энергетических, транспортных и других техногенно опасных объектов Украины а также природные опасные явления и катаклизмы, которые присущи практически всем регионам страны, требуют иметь для борьбы с ЧС техногенного и природного характера и их последствиями современную систему предотвращения и реагирования на них.

Организатором деятельности этой системы является ГСЧС Украины, основными исполнителями – Госкомгидромет, МОЗ, Минагрополитики и другие центральные органы государственной исполнительной власти, а также предприятия, учреждения и организации, которые входят в сферу их управления.

Порядок ведения мониторинга

Выполнение заданий мониторинга ПОО организационно обеспечивают:

- на государственном уровне – ГСЧС Украины, Департамент страхового фонда документации (СФД), министерства и другие центральные органы исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении ПОО;

- на региональном уровне – уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН;

- на объектовом уровне – ответственные лица ПОО.

Ответственные лица ПОО обеспечивают выполнение систематических наблюдений за параметрами состояния ПОО и представляют соответствующим уполномоченным органам по вопросам ЧС и ГЗН информацию о состоянии ПОО.

Внесение в соответствующую базу данных подсистемы мониторинга ПОО и обработку информации осуществляют специалисты уполномоченного органа по вопросам ЧС и ГЗН.

Уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН проводят контроль в отношении вероятности полученных от ответственных лиц ПОО информационных данных и предварительную оценку изменений в состоянии ПОО.

Об изменениях в состоянии ПОО, которые могут вызвать ЧС объектового или местного уровня, уполномоченные органы по вопросам ЧС и ГЗН в установленном порядке извещают соответствующие местные органы исполнительной власти для принятия управленческих решений.

В случае, когда изменения в состоянии ПОО могут привести к ЧС регионального или государственного уровня, информация о них немедленно подается в ГСЧС Украины.

 

 

Система наблюдения и лабораторного контроля Украины (СНЛК), территориальный мониторинг окружающей среды Одесской области.

Мониторинг водных ресурсов

Мониторинг водных ресурсов осуществляется с целью:

- информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов;

- своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных экосистем;

- разработки и реализации мероприятий для предотвращения вредных последствий этих процессов;

- оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий.

Блок сбора данных

Задача этого блока – оперативное получение и систематизация данных с целью их необходимой организации для последующего анализа.

В первую очередь с помощью геоинформационных технологий. выполняются операции, по организации базовых электронных карт местности и цифровых моделей рельефа (ЦМР). Затем - создание тематических карт, характеризующих состояние окружающей среды; карт размещения сетей наблюдения за природными и техногенными явлениями; схем распределения сил и средств реагирования на ЧС; привязка потенциально опасных объектов и ЧС, которые произошли и т.д. Необходимо учитывать также, что блок сбора данных ПИАС ЧС получает и обрабатывает информацию таких информационных структур различного ведомственного подчинения, как МЧС (база данных сообщений о чрезвычайных ситуациях); Украинский Гидрометцентр (БД гидрометеорологической информации); Межведомственный центр электронной картографии (МЦЭК) г. Харьков (Фонд электронных тематических карт территории Украины); ин-т Микрографии, г.Харьков (БД «Общегосударственный реестр потенциально опасных объектов») и т.д. Таким образом, одна из основных задач ГИС – интеграция данных внешних и внутренних структур ПИАС ЧС на пространственной основе.

Важнейшим фактором, определяющим общий технологический уровень системы, является уровень технологического обеспечения основных поставщиков информации.

Если центральная подсистема ПИАС ЧС построена с учетом передовых геоинформационных технологий, то обеспечить эффективность работы системы в целом можно лишь при условии соответствующего уровня развития ГИС в низовых звеньях.

Низовым звеном ПИАС ЧС сегодня являются территориальные подсистемы, в задачи которых входит обеспечение информационного потока из областных подразделений МЧС. Те, в свою очередь, исходя из сообщений о ЧС с мест, описывают ситуацию и наносят на базовую электронную карту ее местоположение с максимально возможной точностью. В передовых областях, таких как Львовская, созданы и обеспечены ГИС интерфейсом автоматизированные системы оперативного диспетчерского управления (СОДУ), передающие в ПИАС ЧС обусловленную регламентом информацию. Сегодня информация о положении ЧС в территориальной подсистеме формируется в специальном ГИС приложении на электронной карте либо автоматически - путем указания адреса (в областных центрах) или населенного пункта, либо вручную – путем указания места ЧС на карте.

Однако, сформированная информация о местоположении сегодня передается в центральную подсистему лишь как пара координат в составе электронного документа по электронной почте. Поэтому время реагирования Центральной подсистемы на введенные в области данные составляет несколько минут.

Аналитический блок.

Основной задачей аналитического блока является получение качественно новой прогнозной и аналитической информации в процессе обработки исходных данных в форме, оптимальной для подготовки конкретного управленческого решения на основе соответствующих требованиям действующего законодательства методик и алгоритмов.

Блок аналитических средств ПИАС ЧС, наряду со стандартными средствами статистического анализа числовой информации, сегодня включает следующие составляющие, действующие на платформе ГИС:

• Прогнозно-моделирующие комплексы (ПМК), установленные на локальных рабочих местах аналитиков как в Центральной, так и в ряде территориальных подсистем. В их составе сегодня средства прогнозирования и пространственного анализа возможных последствий таких ЧС, как экстремальные паводки, сели, выбросы в атмосферу отравляющих веществ, опасные геологические явления и т.д.

• Подсистема оценки рисков жизнедеятельности и хозяйствования, а также блок статистической оценки распределения ЧС по территории Украины, разработанные на платформе ГИС в составе Центральной подсистемы.

• Инструменты пространственного анализа территориальных подсистем, позволяющие определить местоположение ситуации по адресу и проложить оптимальный маршрут к ней от места локализации сил и средств реагирования.

• Набор инструментов пространственного анализа Оперативной карты ПИАС ЧС, передаваемый «тонкому» клиенту ArcIMS в виде сервисов. Важнейшим достоинством данного инструмента является возможность использования относительно сложных операций пространственного анализа в простом и понятном интуитивно интерфейсе «тонкого» клиента. Благодаря этому, пользователь может самостоятельно оценить, какие объекты активного слоя попали в зону поражения.

В случае отсутствия данных моделирования можно построить приблизительную зону поражения средствами буферного анализа и получить список объектов заданного типа, таких как населенные пункты, дороги и потенциально-опасные объекты, попавших в нее.

ВЫВОДЫ.

 

В настоящее время заметна тенденция к перенесению акцентов в вопросах природно-техногенной безопасности с реагирования на ЧС и ликвидации их негативных последствий на современные методы мониторинга, прогнозирования и предупреждения возникновения опасных явлений и процессов. Важную роль при этом играет методологический инструментарий географической науки, экономико-математическое моделирование географических аспектов безопасности жизнедеятельности населения, пространственный анализ, районирование, картографическое моделирование.

 

 

Ст. выкладач кафедры ОиБнаМ И.О. ПУЛЯЕВ.

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

После Чернобыльской катастрофы произошла переоценка системы взглядов на безопасность. Стало очевидным, что для развития теории безопасности требуется совершенствование системы оценки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В то же время, для принятия эффективных управленческих решений необходима количественная информация об уровнях опасностей и угроз и их зависимости от различных факторов. Для получения такой информации требуется специальный инструментарий: методы, модели, методики, алгоритмы, законодательно-нормативные документы.

Несовершенство действующей системы обеспечения экологической безопасности населения и охраны окружающей среды потребность постоянного ее усовершенствования на государственном, региональном и местном уровнях в сферах законодательства, определения приоритетов политики территорий, природоохранных действий в производственной и коммунальных сферах, экологического мониторинга окружающей среды и контроля источников загрязнения, экологического информирования образования и привлечения к охране окружающей среды населения.

Десятки тысяч промышленных, энергетических, транспортных и других техногенно опасных объектов Украины а также природные опасные явления и катаклизмы, которые присущи практически всем регионам страны, требуют иметь для борьбы с ЧС техногенного и природного характера и их последствиями современную систему предотвращения и реагирования на них.

Организатором деятельности этой системы является ГСЧС Украины, основными исполнителями – Госкомгидромет, МОЗ, Минагрополитики и другие центральные органы государственной исполнительной власти, а также предприятия, учреждения и организации, которые входят в сферу их управления.

Идентификация и паспортизация потенциально опасных объектов.

 

Любое промышленное предприятие оказывает влияние на окружающую среду, т. е. является экологически опасным. Его реальная опасность проявляется в образовании газообразных, жидких и твердых отходов производства и выбросов энергии в окружающую среду. Количество отходов нормируется, регулируется и контролируется в соответствии с законодательством в сфере техногенно-экологической безопасности (ТЭБ).

Однако помимо реальной существует еще и потенциальная (скрытая) угроза, которая путем небольшого, но постоянного воздействия опасных веществ (например, пестицидов или генетически модифицированных продуктов) может проявиться в будущем, либо очень быстро реализоваться при определенных условиях (например, в случае аварии, диверсии или стихийного бедствия). Внезапное возникновение чрезвычайной ситуации (ЧC) представляет наиболее опасный вариант реализации потенциальной угрозы в связи с недостатком времени на всестороннее изучение этой угрозы и выбора оптимального решения по ее устранению. При этом последствия реализации потенциальной опасности могут многократно превышать реальную опасность. Так, реальная экологическая (в том числе и радиационная) опасность АЭС намного меньше, чем тепловой электростанции, но потенциальная опасность, как показала Чернобыльская катастрофа, несравнимо больше. По оценкам специалистов, суммарный ущерб от аварии на Чернобыльской АЭС превысил стоимость электроэнергии, полученной от всех АЭС за все время их эксплуатации.

Определение общего количества и степени опасности каждого из потенциально опасных объектов (ПОО), которые могут стать источником ЧС, является обязательным и первоочередным этапом выполнения любой из задач по управлению ТЭБ. Однако большое разнообразие видов и факторов опасности, отсутствие единых критериев и терминологическая неопределенность в данной сфере делают эту работу достаточно сложной. Поэтому вполне объяснимо появление различных ведомственных списков, определяющих наиболее опасные предприятия среди ПОО.

В связи с этим в рамках развития Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам ЧС был создан Государственный реестр потенциально опасных объектов – автоматизированная информационно-справочная система учета и обработки информации относительно ПОО. (Постановление КМУ от 29.08.2002 № 1288).

Потенциально опасный объект – объект, на котором могут использоваться или изготавливаться, перерабатываться, храниться или транспортироваться опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения аварии.

Идентификация ПОО - процедура выявления на объектах хозяйственной деятельности источников и факторов опасности, на основании которых объект признается потенциально опасным.

В процессе идентификации рассматриваются и учитываются внутренние и внешние факторы опасности.

Внутренние факторы опасности характеризируют опасность зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов объекта хозяйственной деятельности и веществ, которые изготовляются, перерабатываются, хранятся или транспортируются на его территории.

Внешние факторы опасности непосредственно не связанные с функционированием объекта хозяйственной деятельности, но могут инициировать возникновение ЧС на нем и негативно влиять на ее развитие (природные явления и аварии на объектах, которые размещены рядом).

Процедура идентификации осуществляется поэтапно:

- выбор кодов ЧС, возникновение которых возможно на объекте, согласно Классификации ЧС;

- анализ показателей признаков ЧС, выбранных на предыдущем этапе, и определение их пороговых значений;

- обнаружение по результатам анализа источников опасности, которые при определенных условиях могут стать причиной возникновения ЧС;

- определение вида опасности для каждого из обнаруженных источников опасности;

- определение перечня опасных веществ, которые используются на объекте, их количество и класс опасности;

- оценка на основании полученных данных зоны распространения ЧС, которые могут инициировать каждый из обнаруженных источников опасности;

- оценка возможных последствий ЧС для каждого из источников опасности (количество погибших, пострадавших, нарушение условий жизнедеятельности, материальные убытки);

- установление максимально возможных уровней ЧС для каждого из источников опасности;

- определение государственных (отраслевых) реестров (кадастров), в которых зарегистрировано или необходимо зарегистрировать объект;

- определение соответствия объекта действующим нормативно-правовым актам в сфере определения опасных объектов.

Объект хозяйственной деятельности, на котором имеются источники опасности, способные инициировать или усугубить ЧС, идентифицируется как ПОО, если последствия возможной ЧС могут превысить объектовый уровень, т. е. если возможно распространение ЧС за пределы объекта, количество пострадавших может превысить 20 человек, а ущерб при этом превысит 500 минимальных размеров оплаты труда (мрот) или же при отсутствии пострадавших ущерб может превысить 2 000 мрот (1 030 тыс. грн по состоянию на 01.03.2008). Таким образом, идентификации подлежат все промышленные объекты, стоимость основных фондов и оборотных средств которых превышает 1 млн грн.

Если же предприятие или организация, согласно действующему законодательству, отнесены либо могут быть отнесены к объектам повышенной опасности или особо опасным объектам, они признаются потенциально опасными независимо от возможных последствий ЧС.

По результатам идентификации составляется уведомление о признании или непризнании данного объекта потенциально опасным, которое должно быть согласовано с местными органами Государственной инспекции по вопросам гражданской защиты и техногенной безопасности.

Объекты, идентифицированные как ПОО, вносятся в территориальные и отраслевые перечни ПОО, которые ежегодно обновляются и утверждаются соответствующими комиссиями ТЭБ и ЧС. Все они подлежат паспортизации в соответствии с приказом МЧС Украины от 16.08.2005 № 140 и регистрации в реестре ПОО.

Паспорт ПОО – документ определенной формы, который содержит структурные данные отдельного ПОО.

Ответственное лицо ПОО в тридцатидневный срок после получения акта территориального органа государственного надзора в сфере ГЗ или соответствующего центрального органа исполнительной власти относительно проведения паспортизации ПОО подает местному органу госнадзора в сфере ГЗ оформленный паспорт ПОО.

Форма паспорта ПОО должна соответствовать виду хозяйственной деятельности объекта (1НС – предприятие, 2НС – угольная шахта, 3НС – гидротехнический объект, 4НС – карьер, 5НС – автозаправочная станция, 8НС – железнодорожная станция, 9НС – магистральный трубопровод).

Руководители ПОО согласно действующего законодательства Украины несут ответственность за несвоевременную подачу паспорта ПОО, изменений к нему, неполный объем информации и подачу недостоверной информации.

Такой порядок идентификации и паспортизации ПОО призван обеспечить учет основных стационарных потенциальных источников возникновения ЧС техногенного характера и способствовать дальнейшему развитию стратегии управления ТЭБ в Украине.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.043 с.)