Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие вежливого поведения в психолого-педагогической литературе.
В своей работе я опиралась на следующие определения: Внеклассная воспитательная работа - это совокупность различных видов деятельности, организуемых педагогом во внеучебное время. Курочкина отмечает, что слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Понятие вежливость неоднозначно, о чем свидетельствует тот факт, что в каждой культуре существует свой концепт вежливости и сама эта категория имеет разные толкования. Так, например, как отмечают В.М. Матвеев и А.Н. Панов, в русском языке «вежливый» означает «соблюдающий правила приличия; учтивый», в английском - «демонстрирующий свое уважение к другим». В китайском языке вежливость - это проявление скромности, уважения и почитания в речи и поступках, выражение степени почтения. Вежливость — это деликатность и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается. По мнению И..Ф. Харламова, вежливость - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость предполагает и демонстрацию говорящим своего вежливого, доброжелательного отношения к адресату различными способами, в том числе и средствами языка. В Большом толковом словаре русского языка категория «вежливый» толкуется несколько иначе: вежливый - «чуждый грубости, предупредительный, услужливый». В свою очередь понятие «грубый» - «не соблюдающий этики человеческих или профессиональных отношений; невежливый, неделикатный, неучтивый. Выражающий неуважение, пренебрежение к кому-л.; исполненный неучтивости, резкости». Таким образом, в содержательную структуру понятия «вежливый» помимо компонентов «соблюдение правил поведения», «учтивость» в данном словаре включаются компоненты:
деликатность; уважение; предупредительность; услужливость; Вежливое поведение - как поведение, которое опирается на знания учащихся о культурно-нравственных нормах и правилах, о поведении в общественных местах, транспорте, в гостях, об искусстве ведения беседы; характеризуется наличием переживаний и отношений, связанных с восприятием всего, что относится к понятию культуры поведения и нравственным ценностям личности; наличием опыта культурного поведения, который порождает, углубляет и закрепляет определенные переживания и отношения у младших школьников. Л.Н. Рукавчук пишет о том, что в основных толковых словарях современного русского языка лексема «вежливый» определяется следующим образом: «учтивый, соблюдающий приличие (в словах и поступках), проявляющий воспитанность»; «соблюдающий правила приличия; учтивый»; «соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый»; «соблюдающий правила приличия, учтивый». В данных дефинициях прослеживается четкая смысловая связь понятия «вежливости» с категориями приличного и неприличного, со знанием и соблюдением правил поведения, принятых в той или иной общественной среде. Основными компонентами смыслового понятия «являются» являются следующие: соблюдение приличий; положительное отношение к личности другого человека; «Под поведением, - писал С.Л. Рубинштейн, - подразумевают определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой». Поведение человека характеризуется знаниями навыки и разумное поведение (пониманием того, как правильно себя вести), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности) и поведенческими навыками (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях). Уровень развития этих качеств можно установить, изучив представления о правилах и нормах поведения, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности. Соответственно Л.М. Фридман выделил следующие уровни, которые мы использовали в практической части работы: (низкий, средний, выше среднего, высокий).
Таким образом, анализ информационного пространства позволяет сделать вывод о том, что поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней и внутренней активностью человека. Вежливость - элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям. Вежливость в основном относится к внешней, формальной стороне нравственно-эстетической культуре поведения человека и предполагает в первую очередь уважительное и внимательное отношение к людям, учтивость, доброжелательность и красоту в обращении с ними. Основная цель вежливого поведения состоит в том, чтобы показать партнеру доброжелательное и уважительное отношение к нему. Достигается эта цель при помощи разнообразных стратегий, выбор которых зависит от многих факторов - ситуативных, психологических, социальных, культурных. Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти к рассмотрению особенностей формирования вежливого поведения у младших школьников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.005 с.) |