Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ярулла бигиев (1875 — 1949). Он родил-
ся в городе Чембаре (ныне — Белинский) Пензенской губернии, был младшим братом известного писателя Загира Бигиева. В семье Бигиевых ценились знание, просвещение, братья владели как родным, так и русским языками, тянулись к русской культуре. Особенно преклонялся Муса перед гением Л. Н. Толстого. Известно, что М. Бигиев учился в знаменитом казанском медресе при Апанаевской мечети. В дальнейшем изучал арабский язык и мусульманское богословие в медресе Бухары, Каира и Стамбула. Справедливо считался одним из самых глубоких и авторитетных знатоков ислама среди российских мусульман. Вместе с тем М. Бигиев увлекся общественно-политическими вопросами. Зинтересовался социалистическим учением. По возвращении в Россию сблизился с социал-демократами. В августе 1901 года в Петербурге был арестован и предан суду по обвинению в участии в нелегальной рабочей организации. Власти ограничились тем, что Бигиев был сослан в Уфу, где находился под надзором полиции. В 1904—1905 годах активно поддерживал начинания Ра-шит-казыя Ибрагимова, стал его единомышленником в решении национальных проблем. Следует отметить, что, хотя Р. Ибрагимов и М. Бигиев перестали участвовать в революционном социал-демократическом движении и заняли либеральные реформаторские позиции, они весьма настойчиво пропагандировали идеи «исламского социализма». В своей речи на мусульманском съезде 1906 года Рашит-казый Ибрагимов, в частности, заявил: «Социализм не противоречит исламу, он основывается на исламе». В рассматриваемый период в татарском обществе начинает формироваться и последовательно социалистическое течение, ориентированное на рабочее движение, на учение К. Маркса.
Уже в 90-е годы XIX века в социал-демократических кружках и союзах участвовали рабочие-татары Мингаз Шаги-ахметов, Садык Сагеев, Зариф Сафарга-лиев, Минулла Вахитов, Сибгат Гафу-ров и другие. На формирование у них революционного сознания огромное влияние оказали русские рабочие. Первый среди образованной татарс
прокламации на татарском языке, по- (1882—1912) сылал в рабочие районы организаторов и пропагандистов. Душой кружка был Хусаин Ямашев (1882—1912). Он родился в семье казанского купца средней руки Мингазетдина Ямаше-ва. Учился в медресе «Мухаммадия», затем окончил Татарскую учительскую школу. После смерти отца перед ним открывались два пути: ровный, безопасный путь торговца и полный опасностей и лишений путь революционера — борца за народное счастье. Хусаин Ямашев выбрал второй путь. По нему шли в то время тысячи увлеченных молодых людей — честных, гордых, готовых служить людям. Слово прощания Г. Тукай. «Светлой памяти Хусейна»: Угас он-кто нам светил, как яркая звезда,Кто был сильней морских глубин, прозрачней, чем вода.И даже если я себе представлю всех святых, Мне не найти столь светлый лик, наверно, и тогда. Великий татарский поэт Габдулла Тукай знал Хусаина Яма-шева, высоко ценил его за глубокий ум, честность, самоотверженность и мужество в борьбе за высокие идеалы. Он посвятил памяти безвременно умершего товарища одно из своих лучших стихотворений. § 41. Революция 1905—1907 годов и татары Трагические события Кровавого воскресенья 9 января 1905 года в столице империи Петербурге, когда по вине властей на Улицах и площадях погибли и были искалечены несколько сот безоружных рабочих и членов их семей, положили начало первой народной революции в России. Оппозиционные и революци-
онные настроения быстро проникли и овладели широкими слоями российского общества, включая и население национальных окраин. Не осталось в стороне от этих процессов татарское, более широко — мусульманское общество. Поволжье и Приуралье, где проживала основная часть татарского населения, стали одним из крупных и ведущих центров революции. Уже в январе 1905 года в крупных промышленных городах региона — Казани, Самаре, Саратове — начались выступления рабочих, учащейся молодежи, протестующих против действий властей. Ударную силу этих выступлений составили рабочие.
Следует отметить, что на рубеже XIX—XX веков в названном регионе бурно росла численность армии наемных рабочих в связи с быстрым развитием промышленности. Так, в Казанской губернии за 1895—1903 годы число промышленных предприятий увеличилось со 140 до 152, а число занятых рабочих — с 9,4 тысячи до 13,8 тысячи человек. В Казани наибольшую активность в борьбе за свои права проявляли рабочие предприятий, принадлежавших Алафузову. На ткацкой фабрике Алафузова работали 960 человек, 400 из них — татары. Еще в марте—апреле 1904 года здесь возникли волнения рабочих, требовавших повышения заработной платы. 20—21 января 1905 года алафузовцы остановили производство и добились прекращения работ на других предприятиях. Произошли столкновения рабочих с казаками. По воспоминаниям участника этих событий казанского рабочего Сафиуллы Галиакберова, 21 января в актовом зале Казанского университета состоялся вечер, организованный демократически настроенной интеллигенцией города. Вечер открылся исполнением революционных песен и поднятием красного флага. Присутствовали русские и татары, в том числе и рабочие. Один из ораторов предложил отправить в Петербург телеграмму протеста в связи с расстрелом 9 января. Забастовка на алафузовских предприятиях продолжилась до 24 января. Рабочие выдвинули требования: 1) 8-часовой рабочий день, 2) увеличение заработной платы на 50 процентов, 3) улучшение условий труда, 4) своевременная выдача жалованья, 5) покончить с обысками, штрафами, иными преследованиями. Власти поспешили на выручку владельцам предприятий. Полиция арестовала организаторов и руководителей забастовки, среди них Зарифа Сафаргалиева, Зарифа и Садыка Сагеевых. Забастовка прекратилась, требования рабочих не были удовлетворены. Однако сам факт дружного выступления рабочих имел огромное значение для последующей борьбы. К промышленным рабочим присоединялись работники других сфер производства и обслуживания. Так, в Казани в феврале 1905 года бастовали типографские рабочие, приказчики. Татарские купцы пытались сорвать участие в забастовке приказчиков-татар. Однако это им не удалось. В листовке Казанского комитета РСДРП, обращенной ко всем приказчикам — русским и тата- рам, говорилось: «Начало сделано. Не останавливайтесь, шаг за щагом отвоевывайте себе лучшую долю, но знайте, что прочных улучшений жизни вы добьетесь только в совместной борьбе, рука об руку со всем рабочим классом». Весной 1905 года стали создаваться профессиональные союзы рабочих и служащих. Профсоюз рабочих алафузовских фабрик и заводов был одним из наиболее многочисленных. Даже в послереволюционном 1908 году в нем насчитывалось 380 человек. Весьма влиятельным был союз торговых служащих. Его устав был напечатан на русском и татарском языках. Устраивались общие собрания, иногда перед членами профсоюза-татарами выступали специальные агитаторы. При активном содействии союза на страницах газет был объявлен бойкот галантерейному торговцу Абрару Бахтееву, грубо нарушавшему права приказчиков. С большим размахом в 1905 году праздновалось 1 Мая. В Казани в этот день «маевки» состоялись в двух местах — в пригородном лесу и на Волге. Участвовало около тысячи человек. С речами к собравшимся обратились Я. Свердлов, X. Ямашев и другие ораторы. На Волге была устроена «морская демонстрация»: 31 лодка под красными знаменами с рабочими, певшими революционные песни, проследовала вниз по реке на виду города.
Крупной вехой революции стала и забастовка алафузовцев в начале июля 1905 года — в связи с полугодовщиной Кровавого воскресенья. 6 июля у главных ворот фабрики на многолюдном митинге выступили рабочие, социал-демократы Садык Сагеев, Михаил Прибытков, Галиаскар Исмагилов, Сергей Лозовский. Было принято решение объявить забастовку. Она началась 7 июля. Основными требованиями рабочие выдвинули установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, предоставление рабочим бесплатного жилья и бань, удаление со службы наиболее ненавистных представителей администрации. По примеру рабочих Иваново-Вознесенска алафузовцы избрали из своей среды 10 депутатов для руководства забастовкой. Силовое давление властей, недостаток материальных средств и отсутствие опыта вновь заставили рабочих отступить, прекратить забастовку, не добившись удовлетворения требований. Летом—осенью 1905 года широкий размах приобрело также крестьянское движение. Оно было направлено в основном против Помещиков. Наиболее активно в этом движении участвовало крестьянство волостей и уездов с преобладающим русским населени-ем, ибо помещичьи имения располагались именно в этих районах. В татарских селах помещиков фактически не было. Многочисленные разгромы и поджоги помещичьих имений отмечались в Чистопольском, Спасском, Лаишевском уездах Казанской губернии. Значительным событием стала борьба крестьян за землю в деревнях Кишак Симбирской и Байковка Казанской губерний. Здесь находилась экономия помещика Теренина. Крестьяне предлагали помещику продать им свои земли. В ответ на отказ крес-
тьяне деревни Кишак окружили имение и потребовали продажи земли по сходной цене. Была вызвана полиция, что еще больше озлобило крестьян. В те же дни крестьяне деревни Тошермы произвели самовольную порубку леса Теренина. Исключительно большого масштаба и накала достигло крестьянское движение в Самарской и Саратовской губерниях. За июнь—декабрь 1905 года в Саратовской губернии было зарегистрировано 769 крестьянских выступлений.
Правящие круги России использовали в борьбе с революционным движением разнообразные методы и средства, в том числе и такой испытанный, как разжигание межнациональной розни. В частности, пытались настроить татарских крестьян против русских «бунтовщиков», используя в этих целях такой объективный факт, как отсутствие помещичьего землевладения в районах с татарским населением. Вот что сообщалось, например, в вышедшей в августе 1905 года в Казани нелегальной газете «Хор-рият» («Свобода»): «В последнее время среди татар... Саратовской губернии стали распространяться странные какие-то листовки: русские-де наши заклятые враги, они всегда только вредят татарам... Оказывается, такие же листовки распространяются и в соседних русских селениях. И вот уже глупые люди из числа русских и татар начали готовиться к боевым действиям».
Газету «Хоррият» выпускали революционно настроенные учащиеся Казанской татарской учительской школы Гыйлемдар Баембитов, Гаяз Исхаков (Исхаки), будущий знаменитый писатель, и другие. Газету писали вручную, размножали на гектографе. Вышли всего два номера «Хуррията» — в августе и сентябре 1905 года. Редакция газеты совершенно справедливо расценила приведенные в корреспонденции факты как свидетельство желания царских властей поссорить русских с татарами, с тем чтобы пода вить революционное движение и сохранить самодержавие. Кульминацией революции стала всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года. В ней участвовало 2 миллиона рабочих, служащих, студентов, представителей демократической интеллигенции. Стачка парализовала всю железнодорожную сеть страны. В Москве, Петербурге, других крупных городах прекратили работу электростанции, городской транспорт, телефонная связь.
Царизм был вынужден отступить перед натиском революционных сил: 17 (30) октября Николай II издал Манифест.
обещавший ввести в стране основные политические свободы, расширить круг избирателей и придать будущему народному представительству — Государственной Думе — законодательный характер.
Исключительно бурными были октябрьские дни в городах Поволжья и Приуралья. В Казани в ответ на закрытие властями университета 19 октября вспыхнуло восстание рабочих и студентов. Восставшие захватили здание Городской Думы, обезоружили и распустили полицию. Была объявлена запись в народную милицию. Среди записавшихся в нее были рабочие-татары Вахитов, Шаги-ахметов, Исхаков, шакирды медресе Га-леев, Насыбуллин и другие. Фактически в городе была установлена коммуна. В актовом зале университета проходили многолюдные митинги. Казанская коммуна допустила те же ошибки, которые были характерны для Парижской коммуны в 1871 году, — не повела решительной наступательной борьбы против представителей и структур старой власти. Воспользовавшись нерешительностью коммунаров, губернатор Хомутов добился объявления Казани на военном положении. В город были введены войска, вновь вооружили полицию. Власти стали сколачивать из сторонников монархии отряды «черной сотни». 20—22 октября на центральной улице — Воскресенской — состоялись манифестации агрессивно настроенной толпы во главе с попами. «Патриотическую манифестацию» сопровождала рота юнкеров. Интересно также отметить, что 22 октября за крестным ходом православных шли 20 имамов казанских мечетей. Шли они с пением такбира. Так произошло объединение реакционных сил русского и татарского обществ против демократических и революционных сил.
Такбир (араб. — прославление) — произнесение молитвенной формулы «Аллах акбар» («Аллах велик»). Многократный такбир — одна из характерных особенностей мусульманского культа. Формуле такбир придается магическое значение. Перевес сил оказался на стороне правительственного лагеря, и народная милиция, желая избежать кровопролития, была вынуждена сдаться. 130 арестованных под усиленной охраной отправили в пересыльную тюрьму. Среди арестованных был и известный педагог, писатель Гафур Кулахметов. По неполным Данным, во время бесчинств черносотенцев было убито и ранено 40 человек. Среди убитых оказался и неопознанный мальчик татарин.
После опубликования царского «Манифеста 17 октября» ситуация и в других городах Поволжья стала меняться в пользу правительственного лагеря. Повсюду возникают организации черносотенного «Союза русского народа», развертываются погромные действия против «крамольников». Таким образом, революционные события 1905 года вовлекли в свою орбиту сотни, тысячи татар — рабочих, крестьян, учащихся. Они выступали вместе с трудящимися других народов, прежде всего сознательными русскими рабочими, под их руководством. Революция способствовала быстрому росту политического сознания трудящихся-татар, в частности осознанию ими своих действительных социальных и национальных интересов и потребностей. Народный поэт Габдулла Тукай выразил эту истину в таких строках: Однажды мы в пятом году проснулись, встречая рассвет, И кто-то призвал нас: трудись, святой исполняя завет!
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.017 с.) |