Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.?
В Италии, как и в Германии, период развитого феодализма не завершился объединением страны. Она оставалась экономически и политически раздробленной. Различные регионы страны также не были однородны. Существенно различались между собой Северная Италия и Тоскана, Папская область и Южная Италия. Главной особенностью Северной Италии и Тосканы было более раннее и гораздо более быстрое развитие городов, чем в других странах средневековой Европы. В этих городах активно развивались ремесленное производство, торговля, которая переросла рамки местного значения. Эти города, укрепляя свои экономические возможности, вели активную борьбу с сеньорами, на землях которых находились. Борьба городов за свою самостоятельность привела к тому, что города расширяли свои владения, подчиняя себе близлежащие округа. Эти обширные территории именовались «дистретто» и нередко представляли собой целое государство. Так, в Северной и Средней Италии сложились города-государства – Флоренция, Сиена, Милан, Равенна, Падуя, Венеция, Генуя и др. По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим – ее организационным и идеологическим ядром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, в основе которой лежало стремление к верховенству над светскими государями Европы. Папам удавалось усилить свое политическое влияние в Европе, но это не приводило к экономическому укреплению региона. Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее, папы не поддерживали политику предоставления прав самоуправления Риму и другим городам области. В Южной Италии и Сицилии, находившихся под влиянием чужеземного (нормандского) владычества, развитие городов не прекратилось. Более того, они достигли здесь значительного расцвета, однако он был связан преимущественно с транзитной торговлей, а собственное ремесленное производство и местная торговля здесь были развиты слабо. В отличие от городов Северной Италии южноитальянским городам не удалось добиться независимости и даже автономии, они оставались в подчинении сильной центральной власти.
Во второй половине ХП в. над Италией нависла угроза германского порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии формальную принадлежность части итальянских земель к так называемой Римской империи. Немецкое вторжение угрожало прежде всего процветающим североитальянским городам. Только объединение усилий итальянских земель при поддержке папства позволило предотвратить катастрофу. После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства возрос, равно как и теократические планы самих пап. Римские папы вновь устремились к укреплению своих политических позиций не только в Италии, но и в других феодальных государствах Европы. Теократическая политика пап была обречена на провал. Крупные централизованные государства, складывающиеся в Европе, все более уходили из-под политического влияния пап. Поражение папства в борьбе с французской монархией привело к ослаблению его власти даже в Папской области. Перенесение в 1309 г. папской резиденции в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папством контроля над феодалами и городами церковной области. Это способствовало активизации укрепления самостоятельности Рима. Борьбу горожан с феодальной знатью возглавил Кола ди Риенцо. Ему при поддержке римских граждан удалось захватить власть в Риме. Город был объявлен республикой. Кола ди Риенцо призвал все итальянские города объединиться вокруг Рима как столицы Италии. Однако итальянские города не поддержали его инициативу. Власть феодалов в Риме была восстановлена. Италии не удалось преодолеть феодальную раздробленность. Открытие Америки и путей в Индию в конце ХV в. уничтожило торговое преобладание Италии, усилило ее аграризацию. Италия стояла на пороге своего упадка, к которому она пришла в конце ХVI столетия.
20. Как проходил образовательный и научные процессы в Средневековых университетах?
Средневековые города были не только экономическими, но и культурными центрами. С ХII в. наряду с элементарной и профессиональной школой в городах получает распространение новое образование – среднее и высшее. К этой школе, непосредственно связанной с городом, переходит от монастырей научная и интеллектуальная инициатива.
Городские школы привнесли в мир средневековых представлений новое– схоластический – рационалистический (т. е. логический) метод мышления, противопоставлявший ментальное оснащение ссылке на авторитет принцип ее логического обоснования. Изменялось отношение к книгам – из сокровища в монастырской культуре они превращаются в городской школе в источник познания, добываемого посредством критического анализа. Постепенно учителя, отделяясь от церковных и монастырских властей, стали создавать свои корпорации – университеты. Сам термин «университет» означал первоначально всякое объединение людей, связанных общими интересами и имеющими правовой статус. С конца ХIV в. его стали использовать применительно к академической корпорации. Открытие университетов имело большое значение для культурного развития европейских стран. Римские папы первоначально с опаской отнеслись к новым учебным заведениям, но затем сочли за благо взять их под свое покровительство. Хартии, полученные от пап и королей, давали университетам юридическую и административную автономию, делали их независимыми от светских и духовных местных властей. Наиболее древними университетами являются Парижский, делавший упор на богословие, и Болонский, прославившийся преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем существенно отличались по своему внутреннему устройству, олицетворяя два основных типа университетов Средневековья. Университет в Болонье (и в Падуе) представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. Объединения студентов – гильдии – осуществляли руководство университетской жизнью. Но эта система не представляла собой демократической организации, так как власть находилась в руках немногочисленных должностных лиц – ректоров и канцелярии. Парижский университет, напротив, сложился как организация преподавателей. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в университетских собраниях. По парижскому типу строились северные университеты. Оксфорд перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе и, соответственно, его подчинение епископальным властям было более слабым, чем во французских университетах. Далеко не все студенты, поступившие в университет, были в силах одолеть полный курс наук. Среди студентов были и такие, кто годами кочевал по университетам разных стран и городов, чтобы услышать лекции знаменитых профессоров. Таких студентов называли вагантами – «бродячими» студентами. Во всех университетах существовали «младшие» и «старшие» факультеты, т. е. особые отделения, на каждом из которых обучали разным наукам. Студенты слушали лекции или участвовали в диспутах. Лекция (в переводе с латинского – «чтение») начиналась с зачитывания преподавателем важных мест из сочинений древних или средневековых ученых. Затем профессор комментировал и пояснял их. Диспутом называлось обсуждение спорных вопросов. К ХIV в. в Европе появилось 60 университетов. Это дало мощный толчок развитию науки. Ученых в Средние века называли схоластами. Многие из них были преподавателями в университетах. Они учили рассуждать и строить доказательства. История сохранила имена видных ученых того времени. Это философ и магистр Петр Абеляр, «отец» средневековой схоластики и мистики архиепископ Ансельм Кентеберийский, ученик Абеляра Арнольд Брешианский – пропагандист идеи равенства и бедной церкви раннего Средневековья, Джон Уиклиф, профессор Оксфордского университета, доктор богословия, предтеча реформационного европейского движения. Безусловно, это только небольшая часть тех, кто воплощал интеллектуальный облик средневековой эпохи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.005 с.) |