Дефицит бюджета и источники его финансирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефицит бюджета и источники его финансирования.



Если принятый бюджет имеет дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами, то в нем и в законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия (ст. 6 БК).

БК предусматривает различные требования к предель­ному размеру дефицита бюджетов разных уровней бюд­жетной системы.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Он не может превы­шать размера нефтегазового дефицита федерального бюд­жета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ обще­го объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмезд­ных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являются одной из самостоятельных частей каждого бюджета как финансового плана наряду с доходами и расходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

— средства от размещения государственных ценных бумаг;

— кредиты кредитных организаций;

— бюджетные кредиты;

— кредиты международных финансовых организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерально­го бюджета (ст. 92 БК).

Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются:

— средства от размещения государственных займов в иностранной валюте;

— кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

— иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита мест­ного бюджета. Последние однотипны с источниками внут­реннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за исключением такого источни­ка, как кредиты международных финансовых организаций.

Бюджетные кредиты [1] как источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмотренных ст. 93.2 БК. К их числу относятся следующие:

— бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образо­ванием);

— бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК или соответствующим законом о бюджете, и возвратности;

— в том случае, если заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;

— бюджетам субъектов РФ из федерального бюдже­та и бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

Источники финансирования дефицита бюджета субъ­екта РФ и местного бюджета однотипны (ст. 95, 96 БК). Ими являются:

— государственные или, соответственно, муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или, соответственно, муниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

— кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита бюд­жета относятся:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска бумаг от имени Российской Фе­дерации;

— кредиты правительств иностранных государств, бан­ков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Кредиты ЦБ РФ, а также долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, приобретенные ЦБ РФ, не могут быть источни­ком финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении (п. 2 ст. 93 БК).

 

 

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

 

Федеративное устройство Российского государства, а также наличие системы местного самоуправления объек­тивно породили существование на территории РФ целой системы бюджетов, научное описание которой осуществля­ется с помощью категории «бюджетное устройство».

Бюджетное законодательство РФ не дает понятия «бюд­жетное устройство». Однако разд. I БК называется «Бюд­жетное устройство Российской Федерации». Исходя из анализа этого раздела, а также опираясь на выводы фи­нансово-правовой науки, можно утверждать, что понятие бюджетного устройства включает три элемента: 1) струк­туру бюджетной системы РФ; 2) бюджетную классифика­цию РФ; 3) принципы бюджетной системы РФ.

 

1. Бюджетная система РФ — это основанная на экономи­ческих отношениях и государственном устройстве РФ, ре­гулируемая законодательством РФ совокупность федераль­ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 БК бюджетная система РФ являет­ся трехуровневой: первый уровень образуют федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фон­дов; второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты. При этом в рамках третьего уровня бюджеты подразделяются на два подуров­ня: первый подуровень образуют бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутриго­родских муниципальных образований, городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй подуро­вень образуют бюджеты городских и сельских поселений.

Из этого следует, что в бюджетную систему РФ вклю­чаются не только федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов РФ и местные бюджеты, но и бюджеты государствен­ных внебюджетных фондов, к числу которых относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Включение этих фондов в бюд­жетную систему обусловлено тем, что значительная часть расходов государственных внебюджетных фондов обеспе­чивается федеральным бюджетом.

Согласно ГК (ст. 214, 215) федеральный бюджет находит­ся в собственности Российской Федерации, бюджет субъек­та РФ — в собственности субъекта РФ, а местный бюджет — в собственности муниципального образования. Федеральный бюджет является составной частью казны РФ, бюджет субъ­екта РФ входит в казну субъекта РФ, а местный бюджет — в казну муниципального образования.

В БК установлено, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты служат для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъек­тов РФ и муниципальных образований (ст. 13—15). Ины­ми словами, целью всякого бюджета является выделение средств физическим, юридическим лицам, органам госу­дарственной власти и местного самоуправления и т.д. в со­ответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, договорами, соглашениями и прочими документами.

 

2.Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и ис­точников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечи­вающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 18 БК).

Бюджетная классификация выполняет несколько функций.

Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной сис­темы РФ. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоста­вимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджет­ной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, сколько средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуют­ся бюджетные средства в разных бюджетах.

Во-вторых, бюджетная классификация помогает состав­лять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показате­ли соотносятся друг с другом и как детализируются.

Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК. Состав бюджетной классификации включает в себя:

1. классификацию доходов бюджетов;

2. классификацию расходов бюджетов;

3. классификацию источников финансирования дефи­цита бюджетов;

4. классификацию операций публично-правовых обра­зований.

Классификация доходов бюджетов призвана сгруппиро­вать все доходы, предусмотренные законодательством о го­сударственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Классификация доходов бюджетов отражает подразде­ление доходов бюджетов на налоговые и неналоговые дохо­ды, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классифика­ции доходов бюджетов.

Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и му­ниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кре­дитов и иных внутренних и внешних источников финанси­рования дефицитов.

Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюдже­тов. Данная классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.

 

3. Принципы построения бюджетной системы имеют непосредственно практическое значение, ибо являются ориентиром в ходе правоприменительной деятельности, а также толкования нормативных правовых актов.

Принцип единства бюджетной системы РФ (ст. 29 Б К) означает, что все бюджеты бюджетной системы РФ взаимо­связаны на основе единства бюджетного законодательства, форм бюджетной документации и отчетности, единого по­рядка установления и исполнения расходных обязательств, ведения бюджетного учета и отчетности.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы означает: а) закрепле­ние доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ; б) определение пол­номочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и изменению расходных обязательств (ст. 30 БК).

Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК) означает, что каждый бюджет в бюджетной системе са­мостоятелен, и это обеспечивается правомочием орга­нов государственной власти и местного самоуправления: а) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) са­мостоятельно обеспечивать сбалансированность своих бюд­жетов и эффективность использования бюджетных средств; в) самостоятельно определять формы и направления расхо­дования средств бюджетов. Кроме того, этот принцип обес­печивается целым рядом запретов, а именно: а) запретом изъятия дополнительных доходов и экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного испол­нения бюджетов; б) запретом исполнения расходных обяза­тельств за счет средств бюджетов других уровней и др.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, му­ниципальных образований означает, что их бюджетные пра­ва устанавливаются и реализуются в соответствии с едины­ми принципами и требованиями, установленными БК. Это относится к праву установления и исполнения расходных обязательств, к праву формирования налоговых и ненало­говых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов, к праву определения объема, форм и порядка предос­тавления межбюджетных трансфертов и др. (ст. 31.1 БК).

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источ­ников финансирования дефицитов бюджетов означает, что доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов должны найти отражение в бюджетах в обяза­тельном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК).

Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК) оз­начает, что объем расходов любого бюджета должен быть равен сумме объема доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита за минусом сумм выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Принцип результативности и эффективности исполь­зования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и полу­чатели бюджетных средств должны исходить из необходи­мости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК).

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов озна­чает, что все расходы бюджета должны быть покрыты сум­мой доходов бюджета и поступлений из источников финан­сирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключе­нием случаев, предусмотренных в ст. 35 БК.

Этот принцип не следует отождествлять с принципом сбалансированности. Принцип общего (совокупного) покрытия требует, чтобы все расходы были покрыты, а прин­цип сбалансированности требует равенства объема расхо­дов бюджета суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов.

Принцип прозрачности (открытости) означает, что все бюджеты и отчеты об их исполнении должны быть опуб­ликованы в печати, а процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов должны быть открыты для общества и средств массовой информации. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК).

Принцип достоверности бюджета означает, что пока­затели прогноза социально-экономического развития со­ответствующей территории, который является основополагающим документом для составления бюджета, должны быть надежны; доходы и расходы бюджета должны быть рассчитаны реально (ст. 37 БК).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей на фи­нансирование конкретных целей (ст. 38 БК).

Принцип подведомственности расходов бюджетов озна­чает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств только от главного распорядителя (распорядите­ля) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК).

Принцип единства кассы означает зачисление всех кас­совых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета за исключением некоторых опера­ций по исполнению бюджетов, установленных в ст. 38.2 БК.

Таким образом, бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.038 с.)