Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дефицит бюджета и источники его финансирования.
Если принятый бюджет имеет дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами, то в нем и в законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия (ст. 6 БК). БК предусматривает различные требования к предельному размеру дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы. Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Он не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета, определенного в соответствии со ст. 96.7 БК. Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ общего объема доходов бюджета субъекта РФ. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений). Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являются одной из самостоятельных частей каждого бюджета как финансового плана наряду с доходами и расходами. Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся: — средства от размещения государственных ценных бумаг; — кредиты кредитных организаций; — бюджетные кредиты; — кредиты международных финансовых организаций; — изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета; — иные источники внутреннего финансирования дефицита. Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 92 БК). Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются: — средства от размещения государственных займов в иностранной валюте; — кредиты иностранных банков в иностранной валюте; — иные источники внешнего финансирования. Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. Последние однотипны с источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за исключением такого источника, как кредиты международных финансовых организаций.
Бюджетные кредиты [1] как источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмотренных ст. 93.2 БК. К их числу относятся следующие: — бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием); — бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК или соответствующим законом о бюджете, и возвратности; — в том случае, если заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения; — бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета однотипны (ст. 95, 96 БК). Ими являются: — государственные или, соответственно, муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; — бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — кредиты, полученные от кредитных организаций; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или, соответственно, муниципальной собственности; — изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюджета. Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся: — кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; — государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; — бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; — изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета. К внешним источникам финансирования дефицита бюджета относятся: — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска бумаг от имени Российской Федерации; — кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией. Кредиты ЦБ РФ, а также долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, приобретенные ЦБ РФ, не могут быть источником финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении (п. 2 ст. 93 БК).
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Федеративное устройство Российского государства, а также наличие системы местного самоуправления объективно породили существование на территории РФ целой системы бюджетов, научное описание которой осуществляется с помощью категории «бюджетное устройство». Бюджетное законодательство РФ не дает понятия «бюджетное устройство». Однако разд. I БК называется «Бюджетное устройство Российской Федерации». Исходя из анализа этого раздела, а также опираясь на выводы финансово-правовой науки, можно утверждать, что понятие бюджетного устройства включает три элемента: 1) структуру бюджетной системы РФ; 2) бюджетную классификацию РФ; 3) принципы бюджетной системы РФ.
1. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Согласно ст. 10 БК бюджетная система РФ является трехуровневой: первый уровень образуют федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень — местные бюджеты. При этом в рамках третьего уровня бюджеты подразделяются на два подуровня: первый подуровень образуют бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; второй подуровень образуют бюджеты городских и сельских поселений. Из этого следует, что в бюджетную систему РФ включаются не только федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Включение этих фондов в бюджетную систему обусловлено тем, что значительная часть расходов государственных внебюджетных фондов обеспечивается федеральным бюджетом. Согласно ГК (ст. 214, 215) федеральный бюджет находится в собственности Российской Федерации, бюджет субъекта РФ — в собственности субъекта РФ, а местный бюджет — в собственности муниципального образования. Федеральный бюджет является составной частью казны РФ, бюджет субъекта РФ входит в казну субъекта РФ, а местный бюджет — в казну муниципального образования.
В БК установлено, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты служат для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 13—15). Иными словами, целью всякого бюджета является выделение средств физическим, юридическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления и т.д. в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, договорами, соглашениями и прочими документами.
2.Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 18 БК). Бюджетная классификация выполняет несколько функций. Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной системы РФ. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, сколько средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуются бюджетные средства в разных бюджетах. Во-вторых, бюджетная классификация помогает составлять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показатели соотносятся друг с другом и как детализируются. Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК. Состав бюджетной классификации включает в себя: 1. классификацию доходов бюджетов; 2. классификацию расходов бюджетов; 3. классификацию источников финансирования дефицита бюджетов; 4. классификацию операций публично-правовых образований. Классификация доходов бюджетов призвана сгруппировать все доходы, предусмотренные законодательством о государственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Классификация доходов бюджетов отражает подразделение доходов бюджетов на налоговые и неналоговые доходы, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классификации доходов бюджетов.
Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и муниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кредитов и иных внутренних и внешних источников финансирования дефицитов. Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Данная классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.
3. Принципы построения бюджетной системы имеют непосредственно практическое значение, ибо являются ориентиром в ходе правоприменительной деятельности, а также толкования нормативных правовых актов. Принцип единства бюджетной системы РФ (ст. 29 Б К) означает, что все бюджеты бюджетной системы РФ взаимосвязаны на основе единства бюджетного законодательства, форм бюджетной документации и отчетности, единого порядка установления и исполнения расходных обязательств, ведения бюджетного учета и отчетности. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы означает: а) закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы в соответствии с законодательством РФ; б) определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и изменению расходных обязательств (ст. 30 БК). Принцип самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК) означает, что каждый бюджет в бюджетной системе самостоятелен, и это обеспечивается правомочием органов государственной власти и местного самоуправления: а) самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) самостоятельно обеспечивать сбалансированность своих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; в) самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Кроме того, этот принцип обеспечивается целым рядом запретов, а именно: а) запретом изъятия дополнительных доходов и экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов; б) запретом исполнения расходных обязательств за счет средств бюджетов других уровней и др. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает, что их бюджетные права устанавливаются и реализуются в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК. Это относится к праву установления и исполнения расходных обязательств, к праву формирования налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, к праву определения объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов и др. (ст. 31.1 БК).
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов должны найти отражение в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК). Принцип сбалансированности бюджета (ст. 33 БК) означает, что объем расходов любого бюджета должен быть равен сумме объема доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита за минусом сумм выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК). Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны быть покрыты суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 35 БК. Этот принцип не следует отождествлять с принципом сбалансированности. Принцип общего (совокупного) покрытия требует, чтобы все расходы были покрыты, а принцип сбалансированности требует равенства объема расходов бюджета суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов. Принцип прозрачности (открытости) означает, что все бюджеты и отчеты об их исполнении должны быть опубликованы в печати, а процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов должны быть открыты для общества и средств массовой информации. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК). Принцип достоверности бюджета означает, что показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, который является основополагающим документом для составления бюджета, должны быть надежны; доходы и расходы бюджета должны быть рассчитаны реально (ст. 37 БК). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей на финансирование конкретных целей (ст. 38 БК). Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК). Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета за исключением некоторых операций по исполнению бюджетов, установленных в ст. 38.2 БК. Таким образом, бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.038 с.) |