Армянская апостольская церковь святой Екатерины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Армянская апостольская церковь святой Екатерины



Церковь Святой Екатерины — храм Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге. Расположен по адресу — Невский проспект, д. 40-42.

Здание было построено архитектором Ю. М. Фельтеном в глубине участка, в створе им же спроектированных домов № 40 и 42, фасады которых вытянуты по линии Невского проспекта (строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее, возможно, помощником Фельтена арх. Егором Соколовым). Из-за этого и главный фасад церкви неизбежно должен был быть ориентирован на Невский, а главный вход в храм — находиться не с западной, как принято, а с южной стороны. При том что единственная апсида церкви ориентирована на восток, внутреннее пространство церкви приобретает достаточно сложный характер.

В основу архитектурного решения фасада зодчий положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Для того чтобы придать большее разнообразие поверхности стены, используются разные формы проемов: прямоугольные и арочные в первом ярусе и небольшие круглые окошки (сочетающиеся с квадратными филенками) — во втором. Вместо строгих капителей тосканского ордера здесь в колоннах портика и сдвоенных пилястрах, закрепляющих углы фасада, Фельтен использовал ионические капители «с висюльками», а на стенах между оконными проемами первого и второго яруса размещены барельефы, воспроизводящие типичный барочный мотив — головки путти в облаках. Ангелочки же водружают крест над входной дверью в храм. Поле фронтона заполняет многофигурная композиция: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».


4. Расскажите о роли первых зодчих города в создании его архитектурного облика.

Первым архитектором Санкт-Петербурга был выходец из Швейцарии Д. Трезини. По приглашению Петра I осенью 1703 года он приехал в Россию, где нашел свою вторую родину. Архитектор творчески воспринял традиции и особенности русского национального зодчества.

За те 30 лет, что прожил Трезини на берегах Невы, он участвовал в решении больших гра­достроительных проблем (по его проектам за­ложены Кронштадт и Александро-Невская лав­ра) и возвел ряд замечательных сооружений. Это Летний дворец Петра I (1710-1714), Петропав­ловская крепость (под руководством Трезини строились каменные бастионы и куртины), Пет­ропавловский собор (1712-1733), Петровские ворота Петропавловской крепости (1717-1718), здание Двенадцати коллегий (1722-1742), Бла­говещенская церковь (1717-1735) и Духовской корпус Александро-Невской лавры (1717-1735; разобран в 1910-1914), а также большое коли­чество ныне не сохранившихся зданий (Гости­ный двор, второй Зимний дворец и др.).

По заданию Петра I Трезини разработал серию ^образцовых» (типовых) домов для различных слоев населения — «именитых», «зажиточных», подлых» (людей податного сословия) и приго- эодных дач. Постройки зодчего были характер- -ы для раннего этапа русского барокко и отли­чались скромностью декоративного убранства.


5. Основные этапы формирование архитектурного облика города. Расскажите об архитектурных ансамблях, сложившихся в 18, 19, 20 вв. Что такое «архитектурный ансамбль»?

Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальнойживописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может игратьрельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.

Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.

Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.

Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь спамятником Николаю I (Санкт-Петербург).

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.
Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.


6. В чем особенность и градостроительное значение создания набережных Невы?

В петровское время практиковалось и соединение разных домов одним фасадом, что придавало застройке в целом более монументальный облик. Такой архитектурный прием был предназначен для оформления, в первую очередь, набережных Невы и имел важное градостроительное значение. Въезд во двор мог осуществляться со стороны переулка, либо со стороны улицы: на уровне цокольного этажа устраивался сквозной проход. Участки, выделяемые под застройку, в основном имели форму вытянутого прямоугольника с короткой стороной в десять саженей по фасаду, на которой должен был быть построен дом, остальное пространство отводилось под двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками.
Указы 1714 г. (о запрещении каменного строительства во всех городах, кроме Петербурга; о принудительном переселении части жителей из губерний в столицу; о запрете деревянных строений на Городовом острове, Адмиралтейском острове, по берегам Невы и их замене мазанками)5 значительно способствовали расширению каменного строительства. Дополнительные требования строить дома на Васильевском острове исходя из количества крепостных6 и утверждение «образцовых проектов» Трезини и Леблона, обязательных для исполнения в указанные сроки, должны были обеспечить скорое придание столичного облика городу-«парадизу».
Каменная типовая застройка 1720-х гг. лучше всего представлена в сохранившихся домах на наб. Лейтенанта Шмидта. Д. Трезини, отвечавший за планировку и застройку Васильевского острова, создал ступенчатую композицию домов вдоль набережной Большой Невы, в которых применил большое количество модификаций образцового проекта как на десять, так и на двенадцать, и даже на двадцать саженей. Собственный дом Трезини (Университетская наб., 21; 1723-1726) в два апартамента на высоких погребах («выше прибылой воды» на один аршин), с фронтошпицем (мезонином), был построен по проекту ван Звитена7 и имел одиннадцать осей. По всей видимости, его композиция восходила к Свадебным палатам Д. Трезини (1712). Пилястры большого композитного ордера оформляли центральную часть из трех окон и углы здания. Между окнами первого и второго этажа — прямоугольные филенки со срезанными по полуциркулю углами. Окна имели сложные фигурные наличники двух типов. Вход был центрирован парадным двухмаршевым крыльцом и массивным балконом второго этажа. Несмотря на неоднократные перестройки (добавление шести пилястр, надстройка по сторонам мезонина, изменение портала, появление классического антаблемента и наличников), первоначальный облик дома легко узнается. Эта же схема разбивки фасада могла применяться в сокращенном виде (семь осей): подворье псковского архиерея, дом Н.Ю. Трубецкого и др.
Можно говорить о том, что застройщики часто сочетали в своих домах черты двух разных образцовых проектов: Леблона — с рустом на углах и центрированным входом и Трезини — с большими пилястрами, мезонином и трехосевой композицией центрального ризалита.
Образцовый проект дома «для именитых» Леблона на семь осей (десять саженей), в частности, нашел интересное применение в композиции дворца Прасковии Феодоровны (1720-е гг.), став двумя связующими звеньями между богато украшенными ризалитами.
Со временем получает распространение более сложная объемно-пространственная композиция с тремя ризалитами. Исходной в данном случае является планировка Меншиковского дворца с большим ассамблейным залом в центральном ризалите и симметричным делением дома на «половины». Эта же схема повторяется в Свадебных палатах (Д. Трезини, 1712), Кикиных палатах (А. Шлютер, 1714), доме Ф.М. Апраксина (А. Леблон, Ф. Васильев, 1716), Верхних палатах Петергофа (И. Браунштейн, 1714), доме Ягужинского на набережной Невы (И. Маттарнови, Н. Гербель, 1715-1722) и др. Таким образом, принятая планировка и общая схема оказались устойчивее, чем творческие решения отдельных зодчих с истоками в различных национальных традициях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.1 (0.006 с.)