Тема 8. Идеология и ее функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Идеология и ее функции



1. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Типы, уровни и функции идеологии.

2. Идеология и политика. Идеология и пропаганда.

3. Государственная идеология, ее элементы, уровни, механизм функционирования.

4. Понятие «идеология белорусского государства».

5. Государственная идеология и идеологический плюрализм.

1. Идеология существует с глубокой древности и является одной из форм внутренней духовной регуляции жизни различных социальных общностей и государственных образований. В научный оборот данный термин был введен в начале XIX в., что было связано со становлением идеологии как одной из форм общественного сознания и как специфической политической деятельности. Впервые этот термин стал использовать французский мыслитель Антуан Дестют де Траси, написав ставшими сегодня знаменитыми труды «Этюд о способности маслить» и «Элементы идеологии». Он обозначил идеологию как особую, нейтральную, беспристрастную науку, которая изучает природу и происхождение человеческих идей. Именно эта наука, по мнению философа, способна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, средством улучшения общественного устройства любого государства. Но в ХІХ в. преобладало негативное отношение к идеологиям. Их трактовка связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными, умозрительными конструкциями, связанными с обоснованием претензий на власть.

Важную веху в эволюции содержания идеологии составило творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Основоположники марксизма подходили к анализу идеологий с классовых позиций. Впервые развернутый марксистский анализ идеологии был дан ими в работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство». Термин «идеология» использовался для обозначения такого сознания, когда знания об обществе и его конфликтах преломляется сквозь призму социально-классовых интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание «иллюзии класса о самом себе». Свое учение К. Маркс и Ф. Энгельс не считали идеологией. Они подчеркивали, что, в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов, основанный на материалистическом мировоззрении и диалектике. Термин «научная идеология» принадлежит В. И. Ленину, который назвал марксистское учение «научной идеологией». Так был поставлен знак равенства между социальной наукой и марксистской идеологией. Все, что не вписывалось в марксистские принципы, не считалось приверженцами В. И. Ленина наукой.

Многие западные теоретики и мыслители, не разделявшие взгляды ортодоксальных марксистов, увидели все же в идеологии систему определенных социальных ценностей, с помощью которых можно решать важнейшие политические, экономические и социальные задачи. Ее значение в условиях ХХ в. постарался осмыслить немецкий социолог К. Манхейм. Прежде всего он пришел к выводу, что идеология представляет собой определенный образ мышления конкретных социальных групп, обусловленный их положением в обществе. А этот образ мышления связан с еще одним важным понятием – «интерес». Под таковым следует понимать проявление потребностей в виде стремлений социального субъекта к обладанию средствами их удовлетворения. И хотя и после К. Манхейма, вплоть до наших дней, многие философы и политологи стараются доказать ненужность идеологии в связи с достижениями научно-технической революции и окончанием «холодной войны», сама политическая жизнь и политическая практика доказывают обратное. Существование человеческого общества невозможно без многочисленных идеологий. Именно с помощью идеологий политические субъекты (классы, этносы, другие социальные группы, политические партии, общественные организации и движения) выражают и продвигают свои политические интересы.

Таким образом, идеология – это систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, которые обусловлены интересами и устремлениями определенных социальных групп и общностей, выражает цели развития общества и человека, указывает пути и средства решения конкретных задач по достижению указанных целей.

Идеология выступает как ориентационно-мотивационная модель миропонимания и миропреобразования. Цель идеологии – формирование сознания людей и их поведения путем воздействия на сознание. Если носитель идеологии выступает в качестве субъекта политических отношений, т. е. стремится реализовать свои интересы посредством использования государственной власти, то его система воззрений становится политической идеологией. При этом следует иметь в виду, что идеология и наука, политическая идеология и политическая наука (социально-политическая теория) – явления не тождественные. Если задача первой выступает, главным образом, отражение интересов различных социальных субъектов, обоснование их устремлений и отражение их политических действий, то задача второй – объективное отражение социально-политической действительности, поиск обоснованного и всестороннего знания о ней. Если первая может включать в себя заведомо ложные идеи, то вторая стремится избавиться от сомнительных выводов, суждений, теорий, концепций.

Тем не менее, политическая идеология и социально-политическая теория не исключают друг друга, а напротив, зачастую существуют в тесном единстве. Осознание социальными субъектами своих потребностей и интересов все же предполагает глубокое и всестороннее осмысление существующей действительности, и от того, насколько оно будет объективным, зависит успех или неуспех политических действий.

Идеология есть многоуровневый феномен. Она имеет теоретико-концептуальный, программно-политический и обыденно-актуализи–рованный уровни своего проявления. Следует отметить, в чем специфика функционирования идеологии на каждом из указанных уровней.

Теоретико-концептуальный уровень идеологии образуют литературные сочинения, статьи, монографии, диссертации, в которых осмысливается социальная действительность и положение в ней данного социального субъекта. Этот уровень включает в себя представления о необходимости преобразования данной действительности, исходя из интересов и идеалов определенного слоя, класса, этноса или государства, указания о возможных средствах и методах достижения поставленных целей.

На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования, лозунги. Их содержание закрепляется, в форме различного рода политических документов – манифестах, резолюциях, воззваниях, обращениях, постановлениях и т. п.

На обыденно-актуализированном уровне идеология выступает в качестве феномена обыденного индивидуального и группового сознания. Она проявляет себя в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. Данный уровень характеризует степень освоения индивидами, социальной группой и целей данной политической идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках субъектов политики.

Политическая идеология выполняет две основные социальные функции: познавательную и мобилизационную (прагматичную). Однако политологи выделят еще когнитивную (т. е. совмещающую в себе противоречия действительности), легитимизирующую, нормативную, интеграционную функции. Следует раскрыть сущность и предназначение каждой из них. Нетрудно обнаружить, что все перечисленные частные функции служат, главным образом, задачам выражения интересов определенного социального субъекта и обоснования его социальных устремлений на основе познания социальной действительности, а также мобилизации носителей данной идеологии на реализацию сформулированной в ней программы деятельности. И все же значение этих функций нельзя абсолютизировать, поскольку все социально-политические воззрения функционально связаны с интересами, порою субъективными, тех социальных групп, которые их разделяют, то в интерпретации политической действительности, эти воззрения испытывают на себе тенденцию к ее искажению.

2. Идеология самым теснейшим образом связана с политикой. Исключение всякой монополии, идеологической или властной, является оптимальным вариантом взаимоотношения идеологии и политики, их равноправного положения по отношению друг к другу. Но любая власть заинтересована в существовании своей идеологии. Почему? Во-первых, идеология призвана оправдать проводимый властью курс, сыграть мобилизующую роль в реализации поставленных задач. Во-вторых, идеология призвана обеспечить поиск оптимальных путей развития общества. В-третьих, идеология рассматривается властью как способ социализации людей, т. е. усвоения каждым человеком определенных политических норм, ценностей и образцов.

Идеология тесно связана с пропагандой. Но идеологию и пропаганду нельзя отождествлять. Пропаганда ( от лат. propaganda – подлежащее распространению ) – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных, других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Разумеется, пропаганда базируется на основе определенной идеологии.

Термин «пропаганда» вошел в политическую лексику не так давно. В 1622 г. Папой Григорием XV было основано миссионерское учреждение – Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры. Оно создавалось для распространения католичества среди язычников и уничтожения ересей, по сути, являлось одним из первых пропагандистских учреждений. Реально значимым феноменом социальной жизни пропаганда становится в ХХ в. Пропаганда стала подразделятся на различные виды: религиозную, политическую, социальную, коммерческую. При этом пропаганда бывает открытой, когда источник информации известен, и тайной, когда настоящий источник законспирирован. Тайная пропаганда может быть использована для ведения психологической войны, деморализации противника. Поскольку в пропаганде используются зачастую недостоверные сведения, порой допускается приукрашивание (или наоборот – сгущение темных красок, т. е. происходит манипулирование общественным мнением) то порой у людей возникает определенное недоверие даже к самому термину «пропаганда». Но любая власть, как и любая оппозиция, не могут обходиться без пропагандистских методов воздействия.

Необъективной пропаганде должна быть противопоставлена другая пропаганда (контрпропаганда). Необходимы и правовые ограничения, и запреты отдельных видов пропаганды – призывов к насильственным действиям против существующего строя, разжигание национальной или религиозной розни.

3. Государство, являясь формой самоорганизации в единое целое нации на конкретной территории, с момента своего конституирования становится выразителем и основным инструментом реализации интересов создавшей его общности. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеологических принципов, целей и представлений становится государственной идеологией.

Конечно, основным субъектом ее формирования и носителем является народ. Однако носителем государственной идеологии является не только народ, но и каждая из составляющих его категория людей. Различные общественные группы, слои, классы и общности, обладая собственными интересами и ценностными предпочтениями, одновременно могут признавать общую систему ценностей, но могут навязывать населению свои представления и зачастую сомнительные ценности. Важно, чтобы народ своевременно осознал фальшивость и иллюзорность сомнительных ценностей и вышел на объективное понимание идей, отвечающих настоящему движению к прогрессу.

Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления, обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. Более кратко государственную идеологию можно определить как составляющий основу деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают общим интересам и устремлениям его граждан.

Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии: познавательную, легитимизирующую (оправдывающую), мобилизационную. Вместе с тем для государственной идеологии приоритетными являются нормативная, интегрирующая и мобилизационная функции. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.

Механизм реализации государственной идеологии воплощен в действиях органов государственной власти, политических партий и общественных объединений, учреждений образования и культуры. Важную роль в идеологии любого государства играют средства массовой информации (СМИ), поскольку являются основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Отличительные черты СМИ: публичность, т. е. неограниченный круг потребителей; наличие специальных приборов, аппаратуры; взаимодействие коммуникационных партнеров; как правило, однонаправленность воздействия от коммуникатора к читателю, зрителю; непостоянный характер аудитории. Выделяют информационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизационную, инновационную, оперативную функции, формирования общественного мнения. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом, реализации установок государственной идеологии.

4. Исходя из приведенных выше положений, можно дать следующее определение идеологии белорусского государства, или белорусской государственной идеологии. Это – целостная, относительно самостоятельная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых белорусский народ осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы, формулирует и оправдывает свои цели и устремления, обосновывает пути их достижения посредством использования государственной власти. Белорусская государственная идеология должна стать своеобразным идейным синтезом, направленным на решение практических задач в конкретных реалиях и обозримой перспективе. Крайне важно, чтобы она аккумулировала все конструктивное из опыта прошлого, достижений настоящего, здравого смысла и научного поиска.

Белорусская государственная идеология должна основываться на белорусской национальной идее, в которой находят выражение такие традиции духовной культуры и ценности славянства, как вера в благородный идеал созидания, стремление к справедливости и добродетели, служение обществу, соборность и коллективизм. В белорусской национальной идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, духовности, сохранению и развитию белорусской культуры, языка и науки, гуманистических перспектив и ответственности каждого гражданина Республики Беларусь. Становлению белорусской национальной идеи способствовало соединение духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Следует назвать имена Ф. Скорины, С. Полоцкого, К. Калиновского, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, К. Мазурова, П. Машерова.

Важнейшей базовой составляющей национальной идеи нашего народа выступает его принадлежность к восточнославянской цивилизационной общности, внутреннее духовное единство с русским народом. Эта принадлежность составляет сердцевину национального самосознания и именно она предопределяет ту траекторию движения, придерживаясь которой белорусы обеспечивают свое сохранение и развитие как народа. Белорусская национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания.

5. Чрезвычайный интерес приобретает вопрос о соотношении государственной идеологии с идейным плюрализмом гражданского общества. Не противоречит ли само понятие «государственная идеология» ст. 4 Конституции Республики Беларусь, гласящей, что «идеология политических партий, религиозных и иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан»? Может ли сочетаться государственная идеология с идеологиями политических партий, другими частными идеологиями?

Во-первых, государственная идеология отражает (или должна отражать) общие интересы, существующие в государстве и обществе. Но этот общий интерес аккумулирует в той или иной степени частные интересы социальных групп и граждан. Конечно, частный интерес не должен быть подавлен или отстранен, но должен быть приведен в согласие с всеобщим, иначе становится проблематичным существование государства как единого целого, о чем свидетельствует печальный опыт Украины. Таким образом, государственная идеология представляет собой не что иное как концентрированное выражение общих интересов всех членов общества.

Во-вторых, идеологии политических партий не обязательно противоречат общенациональным интересам. Другое дело, что партийные программы и взгляды могут отличаться от государственных, иначе трактовать те или иные аспекты государственного развития. Если раньше партийные идеологии противостояли друг другу, то теперь среди глобальных идеологий (если они имеют гуманитарную направленность) наблюдается взаимопроникновение, взаимовлияние некоторых идей. Поэтому элементы консерватизма, либерализма, социализма можно найти в идеологиях различных государств, высказываниях политиков разного толка.

В-третьих, несмотря на то, что государственная идеология может отождествляться с идеологией правящего слоя (или правящей партии), любое правительство должно и обязано руководствоваться интересами не только большинства, но и учитывать мнение меньшинства. Однако и в этом случае правительство должно апеллировать к общенациональным идеалам и интересам.

В-четвертых, государственная идеология как любая целостная совокупность идей может под влиянием меняющихся политических условий эволюционизировать, подвергаться определенному изменению и даже радикальному преобразованию. Это предполагает определенную конкуренцию идей, поиск наиболее эффективных путей в достижении прогресса.

Таким образом, государственная идеология и идейный плюрализм не только совместимы друг с другом, но и предполагает их сосуществование. Но без государственной идеологии, как без института права, общество может погрязнуть в бесконечных спорах, что не будет способствовать укреплению данного государства. Признавая идейный плюрализм гражданского общества, государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение существующего политического устройства. В мире нет государств с безбрежным идейным плюрализмом. Идейный плюрализм не должен перерастать в экстремизм, а призван способствовать поиску новых идей, направленных на дальнейшее движение общества по пути к прогрессу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.018 с.)