Тема. Теоретические основы конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Теоретические основы конкуренции



Региона, страны. Конкурентоспособность отрасли

Под конкурентоспособностью отраслей следует понимать эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным и описывающим степень живучести и динамичности отрасли при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом.

Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие

конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня;

отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры;

гибкой системы научно-технического, производственного, материально- технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции.

Конкурентоспособность на уровне отрасли можно также оценивать, применяя следующие показатели (или их комбинацию):

— производительность труда;

— удельная оплата труда;

— капиталоемкость и наукоемкость;

— технический уровень продукции;

— совокупность знаний и научных достижений, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства;

— объем технических баз для реализации научных проектно-конструкторских разработок;

— степени экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;

— степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;

— степень использования продукции в различных отраслях народного хозяйства.

Этот набор показателей может быть изменен или дополнен с учетом специфики отраслей. Конкурентоспособность конкретной отрасли зависит и от способности промышленности вводить новшества и модернизироваться.

В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентами.

В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах неуклонно возрастает, конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

Национальная конкурентоспособность

Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) — это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках, что обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране.

Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие:

— объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики;

— доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении;

— отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики);

— соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги;

— прирост золотовалютных резервов страны;

— структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности.

С 1986 г. под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее — разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления.

Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Экономические показатели по каждой стране составляют около 70% всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик). Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике.

Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.

 

Тема. Теоретические основы конкуренции

Вопрос 1. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике.

Во второй половине ХХ в. наметилась тенденция усиления конкуренции практически во всем мире. Однако в России конкуренция продолжала отсутствовать во многих отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены, и даже там где существовала конкуренция, она не выполняла свою экономическую функцию. В настоящее время не многие области экономики в состоянии противостоять влиянию конкуренции и рынка. Ни одна страна и ни одна организация не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции, а современные управленцы должны в совершенстве овладеть искусством конкурентной борьбы. Обоснованные стратегии бизнеса должны базироваться на глубоком понимании потребительских нужд, прогнозировании возможной динамики поведения потребителей, анализе возможностей и намерений конкурентов, чтобы получить конкурентное преимущество за счет более высокой ценности, предоставляемой потребителям. Формирование конкурентного преимущества осуществляется за счет применения стратегий, определяемых условиями рынка, и в этих условиях у организаций возникает необходимость пересмотреть традиционный подход к управлению организацией.

Рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии и инструменты ее реализации в рамках организаций, которые придерживаются стратегий, определяемых условиями рынка, и в полной мере используют новые информационные технологии, появляющиеся организационные и технологические нововведения. Это является важным шагом на пути превращения подобных предпринимательских структур в организации, по настоящему ориентированные на рынок. Виды конкуренции В системе маркетинга организация, действующая на рынке, рассматривается не обособленно, а с учетом всей совокупности отношений, связывающих ее с другими субъектами рынка. Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция.

Впервые теория конкуренции была рассмотрена А. Смитом в работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” в которой он: рассмотрел конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели; разработал механизм конкуренции, объективно уравновешивающей отраслевую норму прибыли и приводящей к оптимальному распределению ресурсов между отраслями; выявил основные условия эффективности конкуренции, к которым отнес наличие большого количества продавцов и покупателей, отсутствие доминирующего влияния одного продавца, достоверную и своевременную информацию, мобильность используемых ресурсов. В настоящее время ученые придерживаются четырех подходов к трактовке конкуренции.

Виды подходов:

1. Поведенческий подход (рассматривает конкуренцию как борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей).

2. Структурный подход (основывается на анализе структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя, способа входа на рынок и выхода из него).

3. Функциональный подход (предполагает соперничество старого подхода с новым, когда на смену существующим организациям или товарам приходят другие, обладающие улучшенными функциональными свойствами).

4. Системный подход (предусматривает процесс управления субъектом своими преимуществами в борьбе с конкурентами за достижение одной и той же цели).

Обобщая все вышеизложенные подходы можно сделать вывод, что конкуренция — это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества, при реализации продукции и соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара (услуг) за выбор покупателя. Важными в этом определении являются следующие аспекты: — рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар; — конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом; — рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

— привлекательной (в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте);

— умеренной (когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка);

— ожесточенной (один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента).

По формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:

— функциональная (если любую потребность можно удовлетворить по-разному (товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами друг другу));

— видовая (если товары похожи друг на друга, но различаются между собой по каким-то существенным характеристикам);

— предметная (возникает потому, что одинаковые товары, различаются только качеством, а нередко одинаковые и по качеству).

Выпуская конкурентоспособную продукцию, производитель обеспечивает себе прочное место на рынке благодаря использованию методов ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам. С помощью снижения цены продавец (производитель) выделяет свой товар, привлекает к себе внимание и, в конечном счете, завоевывает себе желаемую долю рынка.

Скрытую конкуренцию используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке и обслуживанию.

Однако в современном мире “война цен” в открытой форме возможна до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара, а подобная форма конкуренции приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния организаций и их разорению. Целесообразно применение ценовой конкуренции в случае проникновения на рынки с новыми товарами или для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, увеличение срока гарантийного ремонта и т. д.). Важным фактором неценовой конкуренции является экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными условиями место и время, с учетом минимальных совокупных затрат по транспортировке продукции. Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.017 с.)