Правовой обычай в Древней Месопотамии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой обычай в Древней Месопотамии



· Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хамму- рапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным историков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значительным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями содержались призывы поступать надлежащим образом. Так, в поучениях мудреца Шуруппака, датируемых XXV в. до н. э., можно встретить такие слова: "Не кради — себя не губи / В дом не врывайся, на сито чужое не зарься"
Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. — в Египте, в 2000 г. — в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хождение имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр составили юридические записи и сборники законов (надписи на камне — самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последующим обжигом в печах). Рубежную эпоху составило включение в законы и обычаи принципа древней справедливости, который в законах одного из правителей, по имени Урунимгина (2318—2312), был выражен следующим образом: «Пусть сильный не обижает вдов и сирот»
Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.
Текст законов можно сгруппировать в следующие рубрики.
1. Преступления против порядка судебного разбирательства (от- ветственность за лжесвидетельства и клятвопреступления истца, от- ветчика или взяточника-судьи)
2. Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских лю- дей, мушкенумов-арендаторов. Грабитель подвергается дополнительному штрафу, если была загублена жизнь. Тот, кто вывел за ворота города чужого раба, должен быть убит за укрытие беглого раба. За организацию восстания полагалась либо казнь, либо темница.
3. Владение землей, другой недвижимостью и связанные с этим нарушения. Крестьянин-общинник обладал правами, близкими к правам собственника, — мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность, при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Вследствие расслоения возникла большая масса обедневших, которые, согласно дошедшим до нас документам, закладывали свою землю и имущество при денежном или натуральном займе, заклады-вали ростовщику жену и детей, продавали своих детей, участки земли, дома, сады и др., арендовали чужую землю, нанимались на по- денную работу. Особая группа землевладельцев составлялась из воинов и чиновников. За отказ воина выступить в поход по приказу полагалась смертная казнь; человек, заступивший его место, получал его земельный надел. Купля-продажа — самый распространенный способ перехода собственности, предусматривавший три главных условия: чтобы имущество не было изъято из оборота (имущество илку); продавец должен быть собственником вещи и гарантировать покупателю защиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей.
4. Торговые и финансовые сделки. Правила приема и хранения залога.
5. Семейное право. Порядок наследования имущества. Наследо- вание равными долями для братьев и сестер (важная особенность семейных традиций и обычаев, которых не было ни в Афинах, ни в Риме. Усыновление. Дети, принятые от наложницы, наследуют только движимое имущество и лишь в случае, если отец признает их своими. Договорный характер брака и право на развод для обеих сторон.В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца. С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот. Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом:
а) дети, независимо от пола, наследуют отцу и матери, получают равную долю;
б) долю умершего сына получают его дети — внуки наследодателя, которые точно так же делят ее поровну;
в) усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми;
г) дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, наследуют только в том случае, если отец признал их своими детьми (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу;
д) если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушке- нум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на свободной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а половина (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери). Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновленный без права наследования имел право вернуться к своим родителям) либо ради приобретения рабочих рук.Предусматривалось также дарение как своеобразный эквивалент завещания.
6. Наказания за обиду, побои, членовредительство. Три разновидности наказаний по принципу «око за око». Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Смертная казнь в 30 случаях. Женская казнь — утопление корчемницы за обвешивание.
Судебный процесс не был строго регламентирован, судоговорение — устное и состязательное — происходило публично, в присутствии общины и совершалось на паперти храма. Главой коллегиального суда в общине был рабианум (глава общины по царскому на- значению, который отвечал за поддержание общественного порядка). Судебные функции осуществляли также чиновники, стоявшие во главе местной администрации, а также особые окружные судьи. Существовали также судебные коллегии жрецов, а также из числа «старейшин города и именитых людей» по 6—10 человек в городах, а также из единоличных судей — может быть, для решения важных дел и апелляций. Допускались ордалии (суд божий). Обычаи были исходным материалом для свода законов, но расхождения законов, включая терминологические, с живой юридической практикой, в том числе с сохранившимися образцами текстов договоров, записанных на многочисленных глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над

обычаем размышляли и с ним считались, а не просто довольствовались законодательным усмотрением.
7. Сделки с движимым имуществом, ответственность за недобросовестную или некачественную работу лекарей, строителей, корабельных мастеров. Был предусмотрен запрет для ростовщика брать землей, да еще с урожаем; существовал институт «заложников» в дол говой тюрьме; говорилось о наказании мушкенума, пославшего наемника на войну вместо самою себя, а также за неправильное пользование поместьем; о том, что если на реке происходит столкновение судов, то наказывается судно, плывущее вниз по течению
8. Правила торговли рабами и обращения с ними

 

Особое влияние в месопотамском прае обычай имен на бракак и имущественные отношения в семье. Брак заключался по договору жениха и отца невесты. Отец невесты после предварительного согласия на брак дочери и получения выкупа обязывался выдать дочь замуж. Если он нарушал свое обязательство, то принуждался оплатить жениху двойную сумму выкупа. Если дочь, будучи замужем, не приносила наследника и умирала, муж имел право востребовать свой выкуп за невесту с отца, но к отцу возвращалось приданое дочери. Выкуп выплачивался частями, вначале предоставлялся задаток. Жена могла потребовать включения в договор оговорки, ли- шающей мужа права продавать ее за свои долги. Развод был упрощенным только для мужа. Жену, изменившую мужу, бросали в реку связанной вместе с любовником, если муж ее не прощал (в случае ее прощения царь мог помиловать и любовни- ка). Бесплодную жену муж был вправе покинуть, дав ей выкуп и вернув приданое. Только длящаяся измена мужа, который уходит из дома и «очень позорит жену», давала последней право на развод: она уходила в дом отца со своим приданым. Отец не имел права жизни и смерти над своими детьми. Женщина в Вавилонии, по Законам Хаммурапи, имела более высокий и привилегированный статус по сравнению с более поздними кодификациями (например, Кодексом Наполеона 1804 г.). Если муж избивал жену, унижал ее и изменял ей, то она могла забрать свое приданое и вернуться к родителям. Нарушение брачного договора влекло утрату задатка и выкупной платы. Ни возраст, ни рабское по- ложение не служили мужу препятствием для брака. Рабыня, родившая детей своему хозяину, не могла быть проданной после этого «за серебро», а после смерти хозяина-отца отпускалась на свободу Если. муж попадал в плен или пребывал в безвестном отсутствии и оставлял жену без надлежащего материального обеспечения, то она имела возможность выйти замуж вторично с условием вернуться к первому мужу после его возвращения домой. Считался возможным брак свободного человека и рабыни, при- чем дети от такого брачного союза становились свободными. Равным образом с рабом могла жить в браке и свободная женщина, ее дети также считались свободными. Только в случае смерти мужа-ра ба половина нажитого имущества переходила хозяину раба, а другая половина оставалась жене, от которой она потом переходила по на- следству ее детям. Запрещались кровосмесительные браки между близкими родственниками и свойственниками (например, между мачехой и пасынком). «Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему «не касайся меня», то следует исследовать ее дело среди ее соседей. Если она це- ломудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца». Если она не целомудренна и «ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего мужа, то эту женщину должно бросить в воду». Если авилум берет себе жену, которая рожает ему детей, а потом умирает, то ее приданое принадлежит только ее детям. В семье сохранялись многие патриархальные порядки. Отец мог отдать детей в долговую кабалу, дочь в жрицы или блудницы, сына лишить наследства «за тяжкие грехи». Жене он мог подарить сад, поле, а ставшая затем вдовой его жена могла все это подарить «любимому сыну». Наследование происходило в основном по закону. Все сыновья уравнивались, даже от рабыни, если того пожелал отец. Жена владела вдовьей долей только пожизненно, затем она переходила детям. Сыновья рабыни могли быть признаны законными наследниками в том случае, если их отец признавал их наследника- ми в определенном порядке. В любом случае сыновья от рабыни считались свободными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.008 с.)