Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. 2. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. 3. Субъекты права на земли сельскохозяйственного назначения. 4. Права и обязанности субъектов права на земли с/х назначения. 5. Основания возникновения права на использование земель с/х назначения. 6. Основания прекращения права на использование земель с/х назначения.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений," предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК). Эти цели включают ведение сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством.
Деление земель сельскохозяйственного назначения по степени плодородия почв имеет, помимо хозяйственного, правовое значение, предопределяя различия в характере возникающих по их поводу земельных правоотношений. Такие различия принято называть правовым режимом. Э лементами содержания понятия правовой режим земельявляются: право собственности на землю, права на землю лиц – несобственников земельных участков, государственное управление в сфере использования и охраны земель, правовая охрана земель и меры ответственности за нарушение земельного законодательства.
Некоторые авторы выделяют общий, особенный и специальный правовые режимы на различных участках земель сельскохозяйственного назначения. Объектом общего правового режима является вся площадь земель, пригодных для нужд сельского хозяйства. Их целевое назначение – быть средством производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Правовой режим этой категории земель заключается в том, что они предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Пригодность земель для этих целей устанавливают по данным земельного кадастра. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой стоимости (ч. 2 ст. 79 ЗК). Особый правовой режим установлен законодательством для сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня. К сельскохозяйственным угодьям в таком правовом значении относятся участки и земельные площади, обладающие общностью естественных признаков, целевого хозяйственного назначения и более строгими требованиями их охраны. Это – пашня, окультуренные (мелиорированные) луга, сенокосы, пастбища, виноградники, сады и др. Изъятие таких угодий для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых строительством объектов культуры и истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередач и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ч. 3 ст. 79 ЗК РФ). Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу повышения плодородия почв в России. Программа разработана на основании распоряжения Правительства РФ от 15 февраля 2001 г. № 223-р в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О мелиорации земель», «Об охране окружающей природной среды», ВК РФ с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг., а также ряда других нормативных правовых документов. Для выполнения программы, помимо больших финансовых и материальных затрат, потребуется повышение культуры работы с землей, освоение нормальных севооборотов, что возможно в условиях крупномасштабного хозяйства.
Специальный правовой режим установлен для особо ценных в данном регионе продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Перечень участков таких земель устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Федеральный закон, не связывая инициативу и полномочия субъектов Федерации при определении, какие из имеющихся у них земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены к особо ценным, в качестве критерия для решения вопроса называет продуктивность земель. Специальный правовой режим земель указанных государственных учебных и научно-исследовательских учреждений, племенных и опытно-селекционных центров состоит в том, что эти земли исключены из перераспределения в процессе реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий согласно постановлению Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708. Основным признаком специального правового режима особо ценных земель (участков и полей) является то, что использование их для других целей не допускается (ч. 4 ст. 79 ЗК РФ). Специальный режим установлен земельным законодательством – Федеральным и субъектов Федерации – для территорий в местах проживания малочисленных народов районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В частности, при необходимости изъятия земельных участков для целей, не связанных с хозяйственной деятельностью этих малочисленных народов и этнических групп, предусматривается возможность проведения референдума, когда представление земельных участков на этих территориях под строительные объекты затрагивает интересы указанных народов и групп.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для сельскохозяйственных целей следующими участниками земельных правоотношений:
Важнейшее право всех предприятий, организаций и граждан, которые пользуются землей, - самостоятельно на ней хозяйствовать (ст. 52 ЗК РФ). Гарантируя защиту этого важного права, ч. 1 ст. 54 ЗК РФ предусматривает: "вмешательство в деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства". Кроме того, ст. 53 ЗК РФ называет основной перечень прав, одинаковых для всех обладателей земельных титулов: * право собственности на легально произведенные посевы и насаждения, на получаемую от них продукцию; * право разработки общераспространенных полезных ископаемых и торфа - с распространением права собственности на все добытое (в объеме прав, указанных в ст. 18--19 Закона РФ "О недрах"); * право откачки воды с последующим возникновением права собственности на полученную воду (в порядке, установленном ст. 85, 138 Водного кодекса РФ); * право пользования лесными угодьями (древесиной) и пользования побочными продуктами леса в соответствии с утвержденными правилами ведения лесного хозяйства (ст. 134 Лесного кодекса РФ); * право возведения в установленном порядке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений (с соблюдением строительных норм и правил -- СНиП); * право проводить в установленном порядке оросительные, осушительные, культур технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы, с соблюдением природоохранных требований законодательства (ст. 24--32 Закона РФ "О мелиорации земель"). Обладателю земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей). Спорным является принятый в некоторых районах обычай - путем пала (поджога) уничтожать ветошь - прошлогоднюю засохшую растительность, поскольку это может быть причиной пожаров. Владелец (пользователь) земли вправе собирать с полей и угодий камень - с обращением его в свою собственность. Он может производить ряд других мелиоративных и защитных работ, принятых в данной местности (например, посадку деревьев в вершине растущего оврага, заложение водоподводящих ложбин и др.). Но если эти работы приводят к строительству сооружений, трансформации угодий, влияют на соседние участки, меняют принятый план устройства земли, изменяют конфигурацию русла водостока, то они должны быть согласованы с собственником земли, а в надлежащих случаях - с государственной землеустроительной службой. То же относится к некоторым земляным работам, когда они создают, например, помеху стоку воды по ложбинам. Кроме того, обо всех коренных преобразованиях земли необходимо сообщать органам, ведущим государственный земельный кадастр, для соответствующей регистрации и учета. Собственник может продать, подарить, обменять, а также передать свою землю в аренду. Но что касается владельца-несобственника (пользователя, арендатора), то передавать свою землю в чье-либо пользование такой субъект может только с разрешения собственника. Правомочия собственников земельных долей в сельскохозяйственных коммерческих организациях имеют свои особенности. В п. 4 Указа Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. установлено, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: * передать ее по наследству; * использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; * продать или подарить земельную долю; * обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; * передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; * передать ее на условиях договора ренты и пожизненного содержания: * внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации. Выделяемые в натуре в счет земельных долей участки могут использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Целевое назначение этих участков изменяется по решению органов власти субъектов РФ. В странах, где давно применяется залог земли, собственник может заложить свою землю, сохранив на нее право собственности (так называемая ипотека). Заложенную землю собственник вправе сдать в аренду или даже продать -- с переводом долга на нового собственника и с обязательным уведомлением об этом банка, которому была заложена земля. В то же время в договоре между ипотечным банком и собственником, закладывающим свою землю, могут быть оговорены условия, стесняющие право собственника распоряжаться заложенной землей. В Российской Федерации институт залога земли находится в стадии становления. Что касается сельскохозяйственных земель, то здесь залог весьма ограничен. Особенности ипотеки земельных участков в Российской Федерации установлены Законом РФ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г.1 В ст. 62 названы земельные участки, которые могут быть предметом ипотеки. По договору об ипотеке закладываются участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения). При общей долевой или совместной собственности ипотека может быть установлена только на принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок, выделенный в натуре. Не могут быть предметом договора ипотеки земельные участки, передача которых в залог запрещена ст. 63 упомянутого Закона. В ней записано, что ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств не допускается. Таким образом, залог земель сельскохозяйственного назначения, как правило, запрещается. Однако законодательству РФ известны исключения из этого правила. Так, Указом Президента РФ "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" от 14 февраля 1996 г. гражданам и юридическим лицам, получившим в собственность здания, сооружения или иную недвижимость на землях сельскохозяйственного назначения, разрешено приобретать в собственность земельные участки, на которых расположены названные объекты. При этом граждане и юридические лица, как и всякие другие собственники земли, имеют право заключать договоры ипотеки. В договоре аренды определяются права и обязанности сторон, в том числе обязанности по обеспечению рационального использования и охране плодородия сельскохозяйственных угодий. Если арендатор земельного участка не может обеспечить правильное использование земли, то он должен уведомить об этом собственника. Право аренды в договоре аренды определяются права и обязанности сторон, в том числе обязанности по обеспечению рационального использования и охране плодородия сельскохозяйственных угодий. Если арендатор земельного участка не может обеспечить правильное использование земли, то он должен уведомить об этом собственника. При сдаче земли в аренду ее собственник вправе включать в договор некоторые дополнительные условия, гарантирующие сохранение плодородия сельскохозяйственных земель. Такие условия могут касаться требования севооборота (плодосмена), выполнения противоэрозионных мероприятий, удобрения полей, использования всей полученной арендатором травы, сена, соломы и навоза только в пределах арендованного им земельного массива. Собственник может потребовать также, чтобы арендатор не злоупотреблял химикатами и не употреблял их свыше обусловленной нормы. Собственник не остается безучастным к заботам арендатора и может оказать помощь арендатору. Если же такая помощь предусмотрена договором, то арендодатель -- собственник земли обязан выполнить взятую на себя обязанность (например, помочь арендатору в проведении сложных гидротехнических работ по реконструкции осушительной сети).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.107 (0.046 с.) |