Понятие и признаки преступлений, связанных С нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: ст. Ст. 264-267 УК РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки преступлений, связанных С нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: ст. Ст. 264-267 УК РФ



Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

Основным непосредственным объектом являются безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным объектом по ч. 1 - здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 264 УК РФ - жизнь человека.

Транспортным средством признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК РФ путем перечисления его видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства. Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не являются транспортным средством мопед, велосипед, гужевая повозка.

По характеристике объективной стороны состав преступления является материальным, он включает деяние (действие или бездействие), последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и причинную связь между ними.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, обгон на перекрестке, неподчинение сигналам светофора и т.п.

К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на необорудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуатации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил эксплуатации должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения. Если нарушение правил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ремонтных, сельскохозяйственных, строительных работ, т.е. работ, которые не регламентируются Правилами дорожного движения, квалификация по ст. 264 УК РФ является ошибочной.

Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК РФ может иметь место лишь при условии наступления последствий, предусмотренных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным нарушением. Если не было нарушения Правил дорожного движения, то последствия не могут быть вменены водителю. Это может, например, иметь место, если пешеход перебегал улицу не по пешеходному переходу и водитель, не нарушавший Правил дорожного движения, не смог избежать столкновения с ним. Если допущенное водителем нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не находится в причинной связи с наступившими последствиями, основания для квалификации по ст. 264 УК РФ также отсутствуют.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии лицо, нарушающее Правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, предвидит возможность причинения тяжкого вреда здоровью человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит указанного последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло его предвидеть. Умышленное причинение вреда здоровью человека с помощью транспортного средства должно квалифицироваться как преступление против личности.

Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством.

Преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, следует отграничивать от сходного преступления, совершаемого военнослужащими и выражающегося в нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины (ст. 350 УК РФ). Последнее из указанных преступлений характеризуется иным объектом, которым является установленный в вооруженных силах порядок вождения и эксплуатации военных машин. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК РФ, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной, или военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указанных машин.

В ч. 2 ст. 264 УК РФ в качестве последствия предусмотрена смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух и более лиц.

Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК РФ, деяние следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает более серьезное последствие.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию (ст. 266 УК РФ)

Основной непосредственный объект рассматриваемого преступления - безопасность функционирования различных видов транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного).

Дополнительный объект по ч. 1 ст. 266 УК РФ - здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 266 УК РФ - жизнь человека.

Предметом данного преступления являются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование.

Объективная сторона преступления предусматривает деяние в виде недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, иного транспортного оборудования или выпуска в эксплуатацию транспортного средства, имеющего технические неисправности. Состав преступления - материальный, необходимыми признаками объективной стороны помимо деяния являются последствие в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинная связь между деянием и последствием.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать нарушение правил производства ремонта, сопряженное с неустранением существенных дефектов, что препятствует безопасному функционированию транспорта. Недоброкачественный ремонт может осуществляться как путем действия, так и бездействия, например непрочное закрепление детали, невыполнение необходимых ремонтных работ.

Под выпуском в эксплуатацию понимается разрешение на использование транспортного средства с техническими неисправностями, препятствующими безопасному функционированию транспортного средства, например при неисправностях тормозной системы транспортного средства.

Существуют значительные трудности в установлении причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию транспортных средств и наступившими последствиями, поскольку они могут быть оторванными во времени от деяния и наступают при эксплуатации транспортных средств, которую осуществляют не те лица, которые производили ремонт или давали разрешение на эксплуатацию. Для установления причинной связи необходимым является проведение судебно-технической экспертизы.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. При легкомыслии виновный, допустивший определенные нарушения при ремонте или выпуске транспортного средства в эксплуатацию, предвидит возможность наступления последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности виновный не предвидит последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Субъект недоброкачественного ремонта - общий - любое лицо, достигшее возраста 16 лет и осуществляющее ремонт.

Субъект выпуска в эксплуатацию неисправных транспортных средств - специальный. Им может быть только лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств и имеющее правомочия по выпуску их в эксплуатацию.

В ч. 2 ст. 266 УК РФ предусмотрено деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации воздушного, водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Дополнительным объектом по ч. 1 ст. 267 УК РФ является здоровье человека или отношения собственности. Дополнительный объект по ч. 2 и ч. 3 - жизнь человека.

Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

Состав преступления по характеристике объективной стороны является материальным. В него входят: а) действия, выражающиеся в разрушении, повреждении, ином приведении в негодное состояние транспортных средств, путей сообщения, транспортного оборудования, блокировании путей сообщения; б) последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба; в) причинная связь между деянием и последствием.

Разрушение представляет собой приведение в негодность перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 267 УК РФ предметов (транспортного средства, транспортного оборудования и т.п.), в результате которого полностью невозможным становится их функционирование.

Под повреждением следует понимать ухудшение функциональных свойств перечисленных предметов, препятствующее их использованию по назначению. Происходит частичная потеря необходимых качеств предметов, которая не исключает возможности их восстановления.

Приведение в негодность иным способом может заключаться, например, в затоплении путей сообщения, изъятии деталей транспортных средств и т.п.

Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание препятствий для движения транспортных средств. Блокирование не дает возможности пользоваться путями сообщения. Оно может заключаться в создании заграждений, препятствий или баррикад на транспортных коммуникациях, в перекрытии магистрали толпой народа, преграждении путей сообщения транспортными средствами, иными крупногабаритными предметами и т.п.

Под крупным ущербом следует понимать не только большой материальный ущерб, но и дезорганизацию работы транспорта, например существенное нарушение расписания поездов и длительный (многочасовой) перерыв в движении.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, несмотря на осознанность совершения действий, заключающихся в разрушении, повреждении, блокировании. Если последствия в виде причинения вреда личности охватывались умыслом виновного, то содеянное должно квалифицироваться как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 14 лет. Характерно, что это единственное неосторожное преступление, за которое в соответствии с ч. 2 ст. 20 УК РФ установлен столь низкий возраст уголовной ответственности.

В ч. 2 ст. 267 УК РФ предусмотрена более строгая ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух или более лиц.

Рассматриваемое преступление следует отграничивать от целого ряда преступлений: уничтожения или повреждения чужого имущества, терроризма, вандализма, диверсии. Так, если последствия, предусмотренные в ст. 267 УК РФ, не наступили, но были совершены действия, выразившиеся в порче имущества на общественном транспорте, возможной является уголовная ответственность за вандализм. В случае, когда нет последствий, указанных в ст. 267 УК РФ, но причинен значительный ущерб, имеют место признаки умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества (ст. 167 УК РФ). Если разрушение или повреждение транспортных средств, транспортного оборудования и т.п. наступает в результате хищения деталей, приборов, обеспечивающих работу транспорта, то необходима квалификация по совокупности преступлений как хищения чужого имущества и приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УКРФ)

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасную работу различных видов транспорта.

Дополнительный объект - здоровье человека, а по ч. 2 и ч. 3 ст. 268 УК РФ - жизнь человека.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу любого вида транспорта, причинении тяжкого вреда здоровью человека, причинной связи между деянием и последствием. Состав преступления является материальным.

Правила поведения участников движения, регламентирующие безопасность движения и эксплуатации транспорта, установлены различными правовыми актами, регулирующими безопасность отдельных видов транспорта. Так, существуют правила поведения пассажиров в метрополитене, правила перевозки пассажиров, правила перевозки багажа и т.п. нормативные акты. Для восполнения бланкетности диспозиции рассматриваемой нормы необходимо также обращение к Правилам дорожного движения Российской Федерации 1993 г., в которых регламентированы обязанности пешеходов, пассажиров, водителей велосипедов, мопедов, гужевых повозок и погонщиков животных.

Нарушение правил безопасности функционирования транспорта может выражаться в переходе пешеходом улицы в ненадлежащем месте, в самовольном выходе на взлетно-посадочную полосу аэродрома, в несанкционированном проникновении в места, запрещенные для посторонних, например в кабину пилота, в самовольной остановке поезда стоп-краном и т.п.

Для установления признаков преступления в совершенном деянии необходимым является точное установление нарушенного участником движения правила, предусмотренного определенным нормативным актом. Это нарушение должно быть грубым и находящимся в причинной связи с наступившими последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект преступления - участник движения, достигший возраста 16 лет. Под участником движения понимаются пассажиры, пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, иные лица, за исключением лиц, указанных в ст.ст. 263 и 264 УК РФ.

Квалифицированный состав предусмотрен в ч. 2 ст. 269 УК РФ, он имеет место в случае, если деяние повлекло по неосторожности смерть человека, а особо квалифицированный - в ч. 3, если наступила смерть двух или более лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.014 с.)