История развития педагогической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития педагогической теории



В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место — как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «...задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта — касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма — человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Анализ выступления на олимпийских играх спортсменов царской россии

Команда России впервые приняла участие в IV Олимпийских играх в Лондоне (Великобритания) в 1908 году. Сборная России завоевала три медали - одну золотую и две серебряные. В общекомандном зачете (здесь и далее общекомандный зачет – по количеству завоеванных золотых медалей) сборная Россия оказалась на 12 месте.

На V Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция) в 1912 году сборная России, завоевала 5 медалей: 2 серебряные и 3 бронзовые. В итоге Россия разделила с Австрией 15-е место в неофициальном командном зачете.

Всевобуч

Всевобуч (всеобщее военное обучение) — система обязательной военной подготовки граждан, которая существовала в РСФСР и Советском Союзе.

Решение о создании Всевобуча было принято в марте 1918 года VII съездом РКП(б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК «Об обязательном обучениивоенному искусству» от 22 апреля 1918 года[1].

Согласно декрету ВЦИК, с целью создания подготовленного мобилизационного резерва для Красной армии, каждый трудящийся в возрасте от 18 до 40 лет должен был пройти курс военного обучения без отрыва от производства. Женщины и подростки допризывного возраста (16 — 17 лет) курс военного обучения проходили на добровольных началах; военнослужащие и лица, прошедшие службу в армии, привлекались к занятиям для прохождения переподготовки или в качестве инструкторов. Прошедшие обучение считались военнообязанными. Общее руководство системой Всевобуча было возложено на Центральный отдел Всевобуча (ЦОВВО) при Главном управлении военно-учебных заведений (впоследствии реорганизованное в Главное управление всеобщего воинского обучения и формирования красных резервных частей). Отделы Всевобуча (в среднем, насчитывавшие 3 — 5 инструкторов) создавались при окружных, губернских, городских, уездных и районных военных комиссариатах.

К концу 1918 года в стране действовало 7 окружных, 37 губернских, 493 уездных отделов, 4 616 фабрично-заводских и сельских бюро Всевобуча, штаты которых насчитывали около 50 000 инструкторов. В Москве иПетрограде бюро и отделы Всевобуча созданы не были, военная подготовка по программе Всевобуча проходила в сформированных здесь территориальных воинских частях Всевобуча [2].

Первоначально всевобуч занимался в основном начальной военной подготовкой рядовых бойцов (для этого была разработана специальная 8-недельная программа, объёмом 96 часов, по два часа ежедневных занятий без отрыва от производства). В дальнейшем, в соответствии с решением VII съезда РКП(б), Всевобуч перешел к формированию и обучению резервных подразделений и воинских частей (в общей сложности, в годы гражданской войны в системе Всевобуча были сформированы и переданы в состав РККА 3 стрелковые дивизии, 2 кадра стрелковых дивизий, 54 кадра стрелковых полков, 1 стрелковая бригада, 1 конный полк, 35 лыжных рот, несколько отдельных отрядов)[2].

Первоначально, 96-часовая программа включала в себя обучение:

· стрелковому делу (устройство винтовки образца 1891 года, уход за ней);

· ведению стрельбы из винтовки из всех положений;

· строевому делу (построения, команды, порядок огневого боя);

· полевой службе (охранение, разведка);

· окопному делу (рытье ячеек и окопов, использование гранат);

· уставу гарнизонной службы.

· впоследствии программа была дополнена занятием по санитарной подготовке (оказание первой медицинской помощи).

В ходе организации процесса обучения имелись определенные затруднения:

Не хватало винтовок, патронов, наглядных пособий. Инструкторам приходилось во многом полагаться на собственную изобретательность и на энтузиазм обучаемых. Особенно активизировались занятия после июня, когда начались развернутые призывы в РККА помобилизации. Число инструкторов резко возросло. Из них примерно пятая часть являлась бывшими офицерами, остальные — унтер-офицерами. Дело налаживалось.

А. М. Василевский. Дело всей жизни[3].

В июне 1919 года территория страны была разделена на полковые и батальонные округа, которые, в свою очередь, подразделялись на ротные, взводные и отделенные участки.

Вошедшие в ноябре 1919 года в состав Всевобуча части особого назначения (ЧОН) нередко использовались в качестве самостоятельных подразделений и активно участвовали в боевых действиях. В прифронтовой полосе и неспокойных районах отряды Всевобуча участвовали в несении патрульно-постовой и охранной службы.

В 1919 году военную подготовку в системе Всевобуча прошли 100 000 коммунистов и комсомольцев, более 82 000 рабочих и свыше 730 000 крестьян. А всего в период гражданской войны через систему всевобуча прошло около 5 000 000 человек, в 1919—1920 годы РККА более чем наполовину пополнялась кадрами, прошедшими всевобуч [4].

В 1920 году на территории страны действовали 2 дивизионных, 6 бригадных и 85 полковых территориальных округов, 2 высшие школы Всевобуча, 38 организационно-методических курсов и 58 школ подготовки младшего командного состава[2].

Всевобуч внес значительный вклад в строительство вооруженных сил, развитие физкультурного движения и массового спорта в стране.

Процесс военного обучения был прекращён в 1923 году, однако после начала Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны СССР издал приказ «Всеобщая воинская подготовка граждан СССР» от 17 сентября 1941 года, вступивший в силу 1 октября того же года. Он предусматривал обязательную 110-часовую военную подготовку мужчин от 16 до 50 лет без отрыва от работы. В структуреНародного Комиссариата Обороны было создано Главное управление всеобщего военного обучения (ГУВВО); при республиканских, краевых и областных военкоматах были созданы отделы всевобуча, на местном уровне при городских и районных военкоматах находились 2—3 инструктора[5].

С целью улучшить качество подготовки призывников, не владеющих и плохо владеющих русским языком, обеспечить возможность прохождения ими службы в общесоюзных воинских формированиях, после 11 октября 1941 года в программу военных занятий был дополнительно введён курс изучения русского языка — в объёме от 90 часов (в Таджикистане) до 150 часов (в Азербайджане)[6].

Всего, в 1941 — 1945 годы всевобуч прошли примерно 9 862 000 советских граждан. После окончания войны, в 1946 году было расформировано ГУВВО, а в 1947—1948 годы — отделы всевобуча в военных округах и при военкоматах[1].

Современное состояние

В 2012 году в Казахстане была утверждена программа всеобщего военного обучения граждан, целью которой являются привлечение населения к мероприятиям гражданской обороны и подготовка необходимого контингента для комплектования вооружённых сил республики в период введения военного положения. К всеобщему военному обучению граждан привлекаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, а также женщины рядового, сержантского и офицерского состава в возрасте от 18 до 45 лет, не имеющие или имеющие детей старше 10 лет. Учебные пункты для проведения занятий по всеобучу формируются по месту работы, учёбы и жительства граждан, продолжительность обучения составляет 25 учебных часов[7].

Система норм ГТО

В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и спортивных организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием «Готов к труду и обороне», или ГТО.

Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.

В программе участвовали граждане страны в возрасте от 10 до 60 лет. Для каждой возрастной группы были установлены соответствующие требования и нормативы физподготовки.

Сдавать нужно было такие виды упражнений, как бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, метание мяча, лыжные гонки, подтягивание на перекладине, стрельба, велокросс, туристский поход и др.

Сдача нормативов подтверждалась специальными серебряными и золотыми значками ГТО. Те, кто сдавал нормативы в течение нескольких лет, получали «Почётный значок ГТО». Программа действовала с 1931 по 1991 годы, при этом требования ГТО с течением времени менялись.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.011 с.)