Физическая культура в странах древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическая культура в странах древнего Востока



Первые известные следы физической культуры среди стран древнего Востока были обнаружены в Месопотамии, которую по праву считают колыбелью человеческой культуры и цивилизации. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований на территории Месопотамии, начиная с IV тысячелетии до н.э. Они предоставляют историографам информацию о том, что в период становления государств, физической культурой занимались не только привилегированные группы людей, но и свободное население. Занятия физическими упражнениями носили демонстративный состязательный характер и танцевальную ритуальность, при исполнении которых требовались очень высокие физические данные участников, так как использовались многочисленные акробатические элементы. Решающую роль в революционизации физической культуры Месопотамии, а затем и всего древнего мира, сыграло изобретение легкой и быстрой боевой колесницы во ІІ тысячелетии до н.э. Массовое использование лошадей привело к преобразованию физической культуры. Появилась "Книга тренинга" митанийца Киккули, которая является самым древним методическим пособием по дрессировке животных. Археологические находки подтверждают возникновение в этот период в Месопотамии упражнений игрового характера - игра в мяч с битой, конное поло. Бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 г. до н.э. свидетельствует о развитии у шумеров борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы и пленение противника. Ритуальные состязания шумеров, проводимые в новогодние праздники в честь бога Мардука, более чем на 1000 лет предвосхитили олимпиады античных греков.

О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют высеченные на камне тексты Законов Хаммурапи, датируемые 1800-­1750 гг. до н.э., включающие обязательные умения загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах. У древних ассирийцев была организована система обучения фехтованию на мечах и метанию копья. Найденные археологами барельефы с изображением плывущих воинов, движения которых напоминают стиль "кроль" (1200 г. до н.э.), свидетельствуют о наличии умений передвижения в воде.

Интерес представляет физическое воспитание персов, которые обучали своих детей с 7 до 16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов. В воспитание входило обучение верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались "дома развития силы", которые долгое время оставались центрами физической культуры Персии. При физической подготовке персидских юношей широко применялись обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному поло, игра "шатраны шахматнах".

В физической культуре Древней Индии в период с тысячелетия по ІІ тысячелетие до н.э., тщетно искать классические признаки развития вышеупомянутых государств. Физическая культура Древней Индии располагала ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. А также методикой снятия боли с помощью точечного массажа и растираний. Древней Индии принадлежит создание системы йоги, основанной на наблюдениях за психическими изменениями в организме во время медитаций и танцев шаманов. Это подтверждает найденная каменная пластина в Пенджабе (в ІІІ тыс. до н.э.), на которой изображена фигура человека, сидящего в позе "лотос" (падсамана). Кроме этого, в Древней Индии на высоком культурном уровне проводились конные состязания, единоборства с нанесением ударов рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела. Была разработана методика ритуала выразительных движений. Существовали институты танцовщиц (девадаси). Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, были обязательными для всех представителей высших слоев Древней Индии. Хоть ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, кастовая принадлежность диктовала, кому и чем можно заниматься. Для неарийских каст, например, считались "неприкосновенными" йога, верховая езда и все упражнения с оружием, обеспечивающими боевую подготовку. В то же время, кшатрии (высшая каста) считали совершенно неприемлемым для себя заниматься танцевальными упражнениями, упражнениями с чучелами, кубиками, обручами, которые были распространены среди шудров. Следует отметить, что представители высших каст в Древней Индии и их челядь получали физическую подготовку высокого уровня, т. к., согласно законам Ману (І век до н. э.), они были обязаны успешно сражаться с превосходящим по силе противником, владеть приемами управления боевых колесниц и верховой ездой, отлично стрелять из лука и в совершенстве владеть мечом и щитом, мастерски управлять слонами и передвигаться на лодках по водным просторам. Большое внимание в высших кастах Древней Индии уделялось играм на досках, т. е. играм-прародительницам современных шахмат, которые требовали умственных сосредоточений и раздумий. Проведенная в V в. до н.э. буддистская религиозная реформа сделала отдельные элементы йоги доступными и для низших каст. Роль йоги для неарийских каст не служила улучшению здоровья народа. Система физических упражнений, приправленная психологическими испытаниями стала постепенно вытеснять прежнюю систему физической культуры Древней Индии. Однако, в сельских районах в кастах в форме тайных обрядов продолжали жить упражнения, связанные с самообороной без оружия, бег, прыжки в высоту, ритуальные танцы и омовения.

Примером высокого развития физической культуры Древнего Китая была книга "Кун-фу", написанная ориентировочно в 2698 г. до н.э., которая систематизировала распространенные среди народа упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. На основании последних сложилась сложная система упражнений пантомимы для подготовки китайских воинов. Классовая структура Древнего Китая, сохранявшая позитивные первобытнообщинные черты, кроме привилегий, получаемых по наследству, давала возможность достичь успеха за счет физических и умственных способностей. Для того чтобы, например, попасть в сословие мандаринов (чиновников) нужно было сдать экзамены на физические способности и специальные знания. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении, была открыта возможность воздействия на функциональные системы организма. Во время господства первой династии Шан наравне с лечебно-терапевтическими движениями культивировалась военная подготовка, включающая состязания на колесницах, стрельбу из лука, рукопашную схватку без оружия, метание копья. Наивысшего расцвета древняя китайская физическая культура достигла во время господства династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.)} когда были открыты школы, в которых обязательным предметом являлось обучение гимнастическим упражнениям, дыхательным упражнениям, массажу и растираниям. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. строилось на философской теории "дао-дэ". Ее основоположник Лао-цзы считал человека уменьшенной копией вселенной. Чтобы быть здоровым, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию "цзинь" и "цзянь". Это возможно с помощью физических и дыхательных упражнений. Сохраняя внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и значит совершенным и добродетельным. Кроме упомянутой системы, связанной с внутренним совершенством, в Древнем Китае сложилась система идеалов в области физической культуры, называемая "Мэй". Среди бедного населения Древнего Китая (за исключением рабов) получила распространение игра "Чжу-кэ" - предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 различных видов ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ" простое население проводило состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде. В период диктаторского правления династий Цинь и Хань (ІІІ - Івв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император (Великий желтый) провел коренную военную реформу, в результате чего физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены места проведения представительных турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низших слоев. В противоположность этому, бумийские монахи и даосистский тайный союз организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее физические упражнения, связанные с самообороной простых людей.

 

 

7, Древний Китай. Зачатки физической культуры в Древнем Китае появились в начале III тысячелетия до н.э. Приблизительно в 2698 г. до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой описывались лечебная гимнастика, массаж, боевые танцы, а также ритуальные танцы, вылечивающие от различных болезней, в том числе бесплодия. В этот период, по свидетельству древнекитайских хро­ник, мальчики воспитывались в специальных заведениях. В народном эпосе тогдашнего периода часто встречаются герои-полубоги, которые одерживают верх над врагами путем бескровных побед над их вождями в поединках по борь­бе, кулачному бою и в боевых танцах.

С середины II тысячелетия вплоть до IV в. до н.э. развитие физической куль­туры в Китае определялось патриархальным, деспотическим мировоззрением ее правителей. Однако имели место и небольшие индивидуальные специфиче­ские особенности. К примеру, чтобы попасть в ранг мандаринов (чиновников), которые составляли значительную часть армии и просвещения, необходимо было сдать экзамены, где проверялись умственные и физические способности претендентов. Вместе с тем превосходство в физических способностях в китай­ском обществе не давало каких-либо преимуществ в общественном положении человека. Это позволило избежать в древнекитайском обществе разделения на устойчивые касты.

Большое влияние на физическую культуру оказали тогдашние естественно-философские взгляды и медицинские знания китайских мыслителей. С помо­щью упражнений лечебной гимнастики оказывалось благоприятное воздей­ствие на различные функции организма человека. Состояние лечебной гимнастики в Китае было наилучшим по сравнению с другими развитыми цент­рами древнего мира.

В военной подготовке широко использовались состязания на колесницах, охота, метание копья, стрельба из лука, рукопашные бои без оружия.

Расцвета древнекитайская физическая культура достигла в XI-III вв. до н.э., чему способствовало появление крупных населенных центров. Подтверж­дением этому служит факт, что в школах из шести предметов два были связаны с физическим воспитанием: стрельба из лука и гонки на колесницах.

В среде простого народа были распространены игры с мячом, борьба, кулач­ный бой, поднятие тяжестей, перетягивание каната, танцы, водные поединки. Наиболее популярной игрой была «чжу кэ». Она представляла собой проти­воборство двух команд на игровой площадке, в центре которой на высоте около 4 метров натягивалась сетка с отверстием диаметром 60 см в верхней части. Удары по мячу наносились ногами, руками, головой, спиной, грудью с целью попадания в отверстие. Лучших игроков награждали вином, фрукта­ми, цветами.

Следует отметить, что в этот период в Древнем Китае физическое воспита­ние касалось только мальчиков и мужчин. Женщины же начиная с подростко­вого возраста готовились к семейной жизни, и их физическому воспитанию не придавалось никакого значения.

 

В III в. до н.э. - III в. н.э. в Китае начался переход к феодальному устройству государства. Была проведена военная реформа: основой армии становилась конница, в которой должны были служить дворяне - новое сословие китайско­го общества. В военных школах перестали практиковать езду на колесницах, были введены верховая езда, стрельба из лука со скачущего коня, применение поясов для борьбы и арканов для пленения противника. Благодаря этой рефор­ме в начале I в. до н.э. китайская армия смогла изгнать со своей территории кон­ницу гуннов.

Распространявшееся в этот период религиозное течение «конфуцианство» проповедовало идеологию централизма, что соответствовало устремлениям имперского государства и не поощряло физические достоинства человека. Ле­чебная гимнастика распалась на несколько направлений, значительно отли­чающихся друг от друга. Одним из основных направлений была разработанная даосистским врачом Хуа-дэ, жившим в III в. до н.э., система «би цзинь чжи», ос­нову которой составляли расслабляющие и растягивающие упражнения, с по­мощью которых пытались излечивать искривления позвоночника, заболева­ния органов пищеварения, кровообращения и дыхания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 2661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.011 с.)