Возникновение и развитие журналистики в XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие журналистики в XVIII В.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Козлова М.М.

История отечественных средств массовой информации

 

Учебное пособие

 

Ульяновск 2000

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ В XVIII В.

Вопрос 2. ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО В РОССИИ В XVIII В.

Вопрос 3. ЖУРНАЛЫ В XVIII В.

Вопрос 4. ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА XIX В.

Вопрос 5. ЖУРНАЛИСТИКА И ПУБЛИЦИСТИКА 40-50-Х ГГ. XIX В.

Вопрос 6. ЖУРНАЛИСТИКА 50-60-Х ГГ. XIX В.

Вопрос 7. ЖУРНАЛИСТИКА КОНЦА XIX В.

Вопрос 8. ЖУРНАЛИСТИКА НАЧАЛА ХХ В.

Вопрос 9. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В 1917-1939 ГГ.

Вопрос 10. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Вопрос 11. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-Х – СЕРЕДИНЫ 80-Х ГГ.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие по курсу “История отечественных средств массовой коммуникации” представляет собой краткое изложение истории развития журналистики в России от ее истоков до времен перестройки (1703-1985). Эта дисциплина сегодня испытывает особые трудности с литературой не только в Ульяновске, но и в России в целом. Изданные ранее учебники не только идейно устарели, но и практически недоступны студентам. Более того, среди них нет ни одного, который бы в целом рассматривал историю развития СМИ (средства массовой информации) России за практически весь период ее развития – вплоть до времен перестройки. В этом смысле предлагаемое учебное пособие восполняет этот пробел. Изложение материала ведется объективно с современных демократических позиций. Подчеркиваются положительные достижения журналистики во все периоды времени. Структура построения материала должна помочь читателям быстро находить ответ на сформулированные в начале каждой темы вопросы.

В пособии рассказано о наиболее заметных периодических изданиях, выходивших в нашей стране за почти трехвековую историю отечественной журналистики. За это время, как в истории страны, так и в журналистике произошли большие перемены. В предлагаемом издании прослеживаются основные тенденции развития средств массовой информации и их взаимосвязь с историческим процессом. Немалое внимание уделено освещению журналистики XVIII века, когда наиболее характерным для России СМИ были журналы. Отдельно рассказывается о наиболее видных издателях и редакторах. Прослеживается динамика становления различных типов журналов и газет. Подробно показана динамика развития газет как наиболее оперативного средства информирования с момента зарождения в качестве государственного, официального издания до появления коммерческих массовых изданий во второй половине XIX в., специализированных, партийных и других изданий. Однако в России газеты в течение длительного времени играли второстепенную роль, уступая по популярности журналам, вплоть до последней треть XIX в. Важнейшей особенностью развития журналистики в России практически на всем протяжении ее существования была ее подцензурность и длительная невозможность открытого информирования и обсуждения политических событий на страницах прессы журналистскими средствами. В связи с этим литература, история, литературная критика долгое время выполняли в российских СМИ дополнительные функции - они служили способом косвенного анализа и обсуждения политических идей и социального протеста. Особый интерес представляет развитие газетного дела в России в период после 1905 г., когда стали появляться партийные газеты. Это позволило сформировать многопартийной журналистике. В учебном пособии даны сведения о прессе всех политических направлений и ориентаций, прослежена их деятельность в дореволюционный период. Дана характеристика изданий в период буржуазной революции февраля 1917 г., выходивших впервые за всю историю российской журналистики в условиях свободы печати. Значительный блок материалов посвящен советской печати, существовавшей в условиях партийной монополии на СМИ и идеологического диктата.

Охарактеризованы поворотные моменты развития журналистики -–1703 г. (издание первой газеты), 1866 г. (покушение Каракозова на Александра II и закрытие журналов “Современник” и “Русское слово”), 1884 г. (усиление политического давления на прессу), 1905 г. (издание Манифеста 17 октября и выход первой партийной газеты), февраль 1917 г. (отмена цензуры и объявление свободы печати), октябрь 1917 г. (установление диктатуры пролетариата и последовавшее за этим закрытие оппозиционных газет и постепенный переход к однопартийной официальной печати), 1985 г. (начало перестройки и гласности в печати, постепенное увеличение диапазона свободы печати).

Учебное пособие содержит основные сведения, необходимые студентам для освоения учебного курса, но, безусловно не исчерпывает тему. Желательно знакомство с дополнительной литературой и оригинальными произведениями ведущих журналистов каждой эпохи.

Данное пособие можно рассматривать как составную часть сводного курса “Теория и методика массовой информации”.

в начало

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Вопрос 3.

ЖУРНАЛЫ В XVIII В.

“Примечания” (1728–1742) – первый российский журнал.

Журналы Академии наук.

Ломоносов и научная журналистика.

Частные журналы умеренно-либерального и прогрессивного направления.

Сатирические журналы 1769–1774 гг.

Журналы Н.И.Новикова, И.А.Крылова и Н.М.Карамзина.

Итоги развития русской журналистики в XVIII в.

“Примечания” (1728-1742) - первый российский журнал. Полное название – “Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях”.Это первое научно-популярное и литературное издание России журнального типа. Просуществовал около 15 лет. Выходил ежемесячно на двух языках – немецком и русском. Многие его статьи были продолжением или дополнением к уже опубликованным в “Санкт-Петербургских ведомостях” информациях. Для того, чтобы читателю была понятна эта связь, на полях печаталась ссылка на номер газеты. Позднее тематика публикаций в журнале расширяется и лишь отчасти оказывается связана с содержанием газеты. Например, здесь могут печатать стихи поэта, о котором упоминается в информации “Санкт-Петербургских ведомостей”, или стихи на аналогичную газетной публикации тему. Затем в журнале появляется проза. Литературная линия журнала постепенно крепнет. И уже в 1741 г. здесь печатаются переводные и оригинальные оды М.В.Ломоносова, оригинальный текст античных поэтов и силлабические переводы, серии статей по истории и теории драматического и поэтического искусства и т.д. Кроме того, множество публикаций касалось науки – физики, математики, астрономии, философии, химии, естествознания, По мнению современников, “Примечания” были превосходным научно-популярным изданием. В нем была помещена первая печатная рецензия на русском языке на книгу по экономическим вопросам. Журнал пользовался спросом. Дважды он переиздавался в сокращенном виде – в 1765–1766 гг. и в 1787–1791 гг.

Журналы Академии наук. В 1755-1796 гг. Академия Наук была не только центром научного развития России, но и средоточием культурной, литературной – и, говоря в целом, – творческой мысли. В том числе и журналистики. Поэтому не удивительно, что в эти годы она издавала несколько научно-популярных и литературных – “толстых” журналов. “Толстый” журнал – очень характерное для России явление. Он традиционно был популярен в России на протяжении всех трех веков ее журналистики. Он содержал обычно литературные, публицистические, научно-популярные и другие материалы, писал на экономические темы, об искусстве, о развитии торговли, что придавало журналу энциклопедический характер и соответствовало вкусам читающей публики. Кроме того, такое содержание и почти книжный объем (более 10 печатных листов – т.е. 220 страниц) позволяли обходить “рогатки” цензуры, ибо предварительной цензуре подлежали лишь издания меньшего объема.

Академия Наук издавала 3 журнала:

“Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” (1755-1754);

“Академические известия” (1779-1781);

“Новые ежемесячные сочинения” (1786-1796).

Все эти издания стремились к популяризации науки среди русских читателей, а также старались объединить вокруг себя лучшие литературные силы. Служение добру и общественному благу – также значились среди задач этих изданий. Самым заметным из них были:

“Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” (1755-1754) стали издаваться по инициативе М.В.Ломоносова. Первым редактором был редактор “Санкт-Петербургских ведомостей” Г.Миллер. Здесь печатались известные русские писатели А.Сумароков, В,Тредьяковский, М.Херасков, И.Елагин и другие. Здесь также печатались статьи на тему экономики, торговли, литературы и искусства. Исторические статьи занимают значительное место. Свою аудиторию издатели обозначили надписью на титульном листе – “Для всех”. Здесь же была помещена виньетка – часть земного шара, двуглавый орел с вензелем императрицы Елизаветы Петровны и солнце. В основном журнал заполнялся переводными материалами и по отделу наук, и по отделу литературы. Много было переводов из иностранных сатирических журналов. В частности, переводы Вольтера. Ломоносов в деятельности журнала участия не принимал, ибо его план журнала был отвергнут враждебной ему партией Миллера. Однако выразил свое отношение к ситуации в анонимно опубликованном в журнале стихотворении “Правда ненависть рождает”. Большая часть исторических статей в “Ежемесячных сочинениях” были написаны Миллером. Однако печатались еще произведения Татищева, Гербера. Журнал знакомит своих читателей с новейшими экономическими учениями зарубежных экономистов – печатает статьи “меркантилистского и монетарного” характера. То есть внедряет буржуазные идеи в сознание читателей, живущих в феодальном обществе. Но был в журнале и свой экономист – П.И.Рычков, который пишет в основном о российском сельском хозяйстве, осуждает организацию хозяйствования в дворянских имениях, требует изменений в ведении земледельческого хозяйства. Примечательной является полемика о стихосложении, в которой также принял участие Ломоносов. Печатаются рецензии на театральные постановки и новые книги.

Ломоносов и научная журналистика. Ломоносов сыграл выдающуюся роль в формировании российской журналистики – и не только научной. Немало он потрудился на журналистском поприще – как переводчик (тогда важнейшая журналистская профессия в России) и редактор. В 1741 г. М.В. Ломоносов в качестве автора и переводчика сотрудничает с “Примечаниями на Ведомости”, печатает свои оды на злобу дня – день рождения императора, поздравление новой императрице Елизавете Петровне, в честь победы российских войск над шведами, а также переводы статей академика Крафта – “О сохранении здоровья”, “О твердости разных тел” и другие. В 1748 г. Ломоносов назначается литературным редактором в отдел переводов газеты “Санкт-Петербургские ведомости”, но фактически становится редактором газеты. Он стремится к расширению отдела отечественных гражданских новостей и научных сообщений, к более понятному и доступному изложению и оперативности материалов. Благодаря деятельности Ломоносова тексты газеты удобно читать, они отличаются четкостью языка и построения фраз. Он был и одним из первых теоретиков журналистики, сформулировав в статье “О должности журналистов” ( 1754 ) –полное название статьи “Обязанности журналистов при изложении произведений, имеющие целью обеспечить свободу научного суждения” –важнейшие требования к деятельности работников прессы. Среди них – добросовестность и объективность в освещении научных достижений и деятельности ученых, уважение к их авторитету, тактичность, умение ценить и уважать чужое мнение и не спешить с осуждением научных гипотез. Высказался он и о недопустимости плагиата – то есть присваивании себе чужих высказываний, мыслей, текстов.

Кроме этого у М.В.Ломоносова есть еще несколько работ по теории и практике литературного и журналистского творчества:

1739 г. – “Письмо о правилах российского стихотворства”;

1748 г. – “Краткое руководство к красноречию”;

1755 г. – “Российская грамматика”, “Рассуждения об обязанностях журналистов”;

1756 г. - “О нынешнем состоянии словесных наук в России”;

1757г. – “Материалы к Российской грамматике”; “Предисловие о пользе книг церковных в русском языке”.

Частные журналы умеренно-либерального и прогрессивного направления. Первый частный журнал в России появился в 1759 г. – “Трудолюбивая пчела”. Частные журналы рождались в период перехода от салонных методов литературной деятельности к публичным. Многочисленные литературные кружки и салоны, объединявшие дворянскую образованную молодежь, позволяли ей вести рукописное распространение своих произведений. Выпускники же высших учебных заведений – Московского университета или Сухопутного шляхетского корпуса ищут новые пути. Они начинают издавать свои литературные журналы.

“Праздное время в пользу употребленное” (М.,1759-1760);

“Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759);

“Полезное увеселение” (М.,1760–1762);

“Собрание лучших сочинений” (М., 1762);

“Невинное упражнение” (М., 1763);

“Свободные часы” (М,. 1763);

“Доброе намерение” (М., 1764).

“Праздное время в пользу употребленное” (СПб., 1759-1760) – еженедельный журнал, издававшийся группой преподавателей Сухопутного шляхетского (дворянского) корпуса в Петербурге тиражом 600 экземпляров. Редактировал издание преподаватель корпуса П.Пастухов. Выпускниками того же учебного заведения были известные затем литераторы и издатели А.Сумароков, М.Херасков, А.Нартов и другие. Главная тематика публикаций журнала – морально-нравственная: о надежде, об успокоении совести, о чести, о душевном спокойствии, о молчаливости. Печатаются “разговоры в царстве мертвых” великих мудрецов древности, а также исторические статьи. Характер издания нравоучительный и унылый. Этот журнал занимал примирительную позицию. Редактор считал, что, критикуя действительность, сатира “должна хулить порок, а не лица”. Этих пороков три: честолюбие, сребролюбие и сластолюбие. В журнале печатаются переводы сатирических материалов из английского журнала “Зритель”. По идейной и стилевой направленности “Праздное время” является предшественником “Всякой всячины”. Журнал оживляется в 1760 г., когда в нем начинает печататься Сумароков после закрытия его “Трудолюбивой пчелы”. Эпиграммы, притчи, стихи и песни, прозаические произведения, в которых высказывалось недовольство предпочтением иностранных авторов, а не русских. Видимо, сумароковская сатира, сделавшая журнал интересным, вызвала недовольство правящих кругов, ибо журнал был закрыт в конце1960 г.

“Трудолюбивая пчела” (СПб., 1759) – первый частный ежемесячный журнал.Издавался А.П.Сумароковым тиражом 1200 экземпляров. Был преимущественно литературным. Название подразумевало, что читатель должен, как пчела, трудиться и собирать все полезное и поучительное, что найдет в издании. Отличался критической направленностью, критиковал придворную знать (в частности, “клику Шувалова-Воронцова”), обличал казнокрадство, взяточничество, любовь к излишней роскоши. Выражал симпатии не правящей императрице Елизавете, а опальной великой княгине Екатерине, которая вскоре стала императрицей. Это было выражено в эпиграфе: “Умом и красотой, и милостью богиня, О просвещенная великая княгиня”. Это было своего рода политической демонстрацией. Журнал был наполнен очерками, эпиграммами, притчами. Здесь печатаются сатирические фельетоны, монологи редактора, в которых он поднимает голос против крепостного права (“Продавать людей как скотину не должно.”), пишет о нравственности и достоинстве (“Честь наша не в титулах состоит, тот сиятельный, кто сердцем и разумом сияет, тот превосходительный, который других людей достоинством превосходит, и тот боярин, который болеет об отечестве.”) выражает озабоченность судьбою русского театра, обсуждает проблемы литературы, судьбу России. Большую часть произведений писал сам Сумароков. Журнал был закрыт в декабре 1759 г. из-за нападок на “великих мира сего” и из-за финансовых трудностей.

Следующие журналы – литературные (один – научно-литературный). Они издавались при Московском университете известным писателем М. Херасковым или его учениками и сподвижниками. Он собрал вокруг себя молодых литераторов, преимущественно поэтов. В их общении явно прослеживаются масонские мотивы.

“Полезное увеселение” (М.,1760-1762) – наиболее значительный журнал из этой пятерки. Сначала еженедельный, затем ежемесячный. Среди известных авторов – Денис и Павел Фонвизины. Главная задача – защита добродетели, осуждение пороков, увеселение публики. Но в изобличении порока редакция не преуспела, потому во второй год издания от этой идеи отказалась и стала прославлять добродетель с помощью положительных примеров. Журнал сугубо литературный, причем преобладают стихи пессимистического толка. Один из любимых мотивов – тема бренности жизни. Придерживается умеренно-консервативного направления. После восшествия Екатерины II на престол журнал перестал выходить по решению издателя.

“Собрание лучших сочинений” (М., 1762) – полное название этого ежеквартального журнала - “Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствия, или Смешенная библиотека о разных физических, экономических, а також до мануфактур и до коммерции принадлежащих вещах”. В России это первое ежеквартальное издание. Его издатель – профессор Московского университета Иоганн Рейхель. Одним из его учеников был Д.И.Фонвизин, который активно участвовал в работе журнала, публиковал в нем переводы немецких авторов. Главную задачу издатель видел в отборе произведений, которые доставляют читателям удовольствие и приносят пользу. В журнале предполагались отделы физики, экономики или домостроительства, нравоучения и политической истории. Главное внимание уделялось экономическим, хозяйственным и коммерческим вопросам. Например, о том, какую пользу физика приносит экономике, о новых опытах по окрашиванию красного вина, о мануфактур-коллегиях, о политических аспектах коммерции. Многие из этих статей были написаны самим Рейхелем. Значительная часть публикаций – переводы, которые делали также другие авторы – А.Воронцов, Я.Дашков, А.Корсаков и другие. Немало места уделялось вопросам теории и истории литературы. Издание содержало разнообразные материалы, в том числе переводы из иностранных сатирических изданий. Хотя журнал не приносил особых прибылей и издавался на субсидии книготорговца Вевера, но был любопытен для нескольких поколений читателей. В 1787 г. Н.И.Новиков выпустил второе издание “Собрания лучших сочинений”.

“Невинное упражнение” (М., 1763) – журнал выходил “под покровительством княгини Е.Р. Дашковой”. Его издателем был бывший сотрудник “Полезного увеселения” И.Ф.Богданович, воспитанник М. Хераскова. Главная задача журнала – сеять разумное, публиковать произведения, которые приносили бы пользу читателям. Основу содержания составляли переводы и оригинальные произведения. Здесь печатался перевод Дашковой из Гельвеция “Об источнике страстей”, нашумевшая поэма Вольтера “На разрушение Лиссабона”, статья “Об эпическом стихосложении”. В оригинальных произведениях можно найти рассуждения о счастье, о дружбе, об умеренности в потребностях. Культ умеренности и дружбы, рационализм и эмпиризм – вот главные темы этих публикаций. Журнал не касается злободневных тем, в частности, политики. Осторожное отношение к сатире и даже отказ от нее звучит с его страниц. Вышло всего шесть книжек журнала. Был закрыт по решению издателя, так как основные подписчики и императорский двор уехал в Петербург, куда отправился и Богданович.

“Свободные часы” (М,. 1763) – пришел на смену “Полезному увеселению”. Выходил ежемесячно, многие материалы были посвящены новой императрице Екатерине II. Главная задача – пропаганда законности ее воцарения. Она в свою очередь отблагодарила М.Хераскова, сделав директором Московского университета. Печатались стихи и статьи о древних историках. Пессимистический тон журнала смягчается, но рассуждения о бренности мира все равно ведутся постоянно. На страницах издания авторы живо откликаются на злободневные политические события. Журнал выходил недолго. Его издание было прекращено по решению издателя. Позднее те же литераторы в 1772 г. предприняли новое издание – журнал “Вечера”.

“Доброе намерение” (М., 1764) – ежемесячный журнал, издававшийся В.С.Санковским. Ранее он сотрудничал с Херасковым в “Полезном увеселении” и “свободных часах”. В подготовке журнала участвовали молодые литераторы А.Вершницкий, С.Веницеев, А.Костровский, М.Пермский и другие. Они были связаны с Московским университетом, многие были его студентами. Журнал публиковал занимательную прозу, новеллы, романы, что среди образованной дворянской молодежи считалось низкосортным чтением. Они отдавали предпочтение трагедии и оде. Здесь печатались переводы “Превращений” Овидия, отрывки из английского сатирического журнала “Зритель”, переводы произведений итальянских новеллистов Бокаччо и Мазуччо.

Сатирические журналы 1769-1774 гг. Новая полоса в развитии журналистики наступила в России с приходом на трон императрицы Екатерины II. Умеренный либерализм, характерный на первых порах для ее правления, привел к некоторым переменам в обществе, в частности, была объявлено о составлении Нового уложения, т.е. нового свода законов страны, которые не пересматривались со времен Алексея Михайловича. Стала активнее развиваться промышленность, а с нею и элементы капиталистических отношений. Все это создало условия для появления нового типа изданий – сатирических частных журналов. Но главное – способствовало поддержанию имиджа Екатерины II как “просвещенной императрицы”.

“Всякая всячина” (1769 –1770);

“И то и се” (1769);

“Ни то ни се” (1769);

“Полезное с приятным” (1769);

“Поденщина” (1769);

“Смесь” (1769);

“Адская почта” (1769);

“Парнасский щепетильник” (1770).

“Всякая всячина” (1769 –1770). И именно императрица стала первой издавать еженедельный сатирический журнал “Всякая всячина” – “в улыбчивом духе”. Он создавался по типу английского журнала “Зритель”, читателем которого была молодая Екатерина. Императрица была не только идейным вдохновителем, но и автором, и активным участником издания, которое выходило под ее общей редакцией. Фактически редактировал его секретарь императрицы Г.Козицкий. Он готовил к печати и произведения самой Екатерины II, которые она обычно писала на плохом русском языке. “Всякая всячина” объявила себя “бабушкой” русских журналов, призванной воспитывать не только читателей, но и учить журналистов тому, что можно критиковать, а какие темы трогать нельзя. В журнале придерживались точки зрения, что высмеивать надо пороки и человеческие слабости, а не его носителя. Поэтому сатира в журнале была безличная, сатира “вообще”, общее морализирование. На страницах “Всякой всячины” не затрагивались серьезные социальные и политические проблемы. И вообще журналистам рекомендовалось не касаться недостатков русской жизни. Например, критике подвергалось то, что некоторые молодые девушки “чулков не вытягивают” и когда садятся, положив ногу на ногу, то это видно и некрасиво. Многие суждения выдавались в виде притчи. Например, о мужике (народе), которому задумали шить новый кафтан (дать Новое уложение – законы), но пришли мальчики, которые “умели грамоте, но были дерзки и нахальны” и только мешали, выкрикивая свои требования. То есть критика направлена против “мальчиков”, “добровольных народных заступников”, а не правительства. Впервые на страницах этого издания вспомнили о крестьянах. Но смысл статей сводился к призыву: “О боже! Всели человеколюбие в сердца людей твоих!”. Журнал говорил лишь о частном милосердии отдельных людей. Ряд издателей, в частности, Новиков, сочли эту позицию недопустимой, ибо страдания крестьян от самоуправства и всевластия помещиков порой были ужасающими. И он вел непримиримую полемику с журналом, издаваемым Екатериной II. Некоторые авторы считают, что императрица замышляла свой журнал как политический. Она во многих статьях, помещенных в нем, разъясняла свою политику, свой взгляд на неурядицы в стране, проповедовала теорию социального равновесия (каждый должен довольствоваться своим положением). Поэтому, несмотря на сатирическую форму, журнал преследовал вполне серьезные цели. Главное место в журнале занимают статьи самой Екатерины, остальные служат разъяснением и дополнением. В создании журнала участвовали многие известные литераторы – А.В.Храповицкий, граф А.П.Шувалов, И.П.Елагин, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин и другие. Многие выступали под псевдонимами. Первый номер журнала распространялся бесплатно, последующие – продавались. Это было написано в титульном листе первого номера: “Сим листком бью челом; а следующия впредь изволь покупать”. Публикации журнала вызывали живой отклик у просвещенной публики, и не всегда желаемый. Многие его выступления стали отправной точкой разгоравшихся дискуссий, в том числе и в частных журналах Н.И.Новикова, например, в “Трутне”. За первый год было выпущено 52 номера “Всякой всячины”. Тираж колебался от 500 до 1500 экземпляров. В последнем номере 1869 г. было объявлено об издании приложения к нему – “издания “Барышек Всякия всячины”, куда должны были войти “излишки материалов, подготовленных для основного издания”, “Барышек” вышел в 1770 году 18 раз. В основном в нем печатали переводы из античных, преимущественно латинских авторов.

Опыт императрицы вызвал к жизни целый ряд аналогичных изданий - сель сатирических частных журналов:

“И то и се” (1769) – еженедельный сатирический журнал издававшийся единолично М.Д.Чулковым. Но в нем печатались также и А.П.Сумароков, М.В.Попов, Н.Н.Булич. Все издание явно полемизирует с екатерининской “Всякой всячиной”. Даже название пародирует название “старшей сестрицы”, как Чулков называет “Всякую всячину”. Он воспроизводит почти полностью первую страницу этого журнала, где помещает такую сентенцию: “Строками служу, бумагой бью челом, а обое вообще извольте покупать, купив же, считайте за подарок, для тово, что не большова оное стоит”. В других материалах – особенно в письмах, прослеживается более выраженный диалог со “Всякой всячиной”. Здесь печатались литературные произведения, написанные в новом жанре бытовой повести и рассказа. В них показывалась борьба “маленького человека” за свое место в жизни: богатый крестьянин не склонится перед боярином, а обедневший дворянин значит гораздо меньше разбогатевшего горожанина. Но политики, в частности, крепостного права, журнал не касался. Многие материалы были связаны с фольклором. Здесь давались описания различных народных обрядов, традиций, суеверий, описание крестин, святочных гаданий и т.д.

“Ни то ни се” (1769) – журнал, издававшийся В.Рубаном. Печатал преимущественно переводные материалы. По мнению современников, был одним из самых бесцветных изданий. На его страницах не было ни сатиры, ни художественного вкуса, но он изобиловал тяжеловесными и неправильными оборотами речи, чем отличался от других изданий своего времени. Журнал представлял собой смесь стихов и прозы, сочинений и переводов, которая может оказаться полезной, а может – и бесполезной. “Мы будем не первые отягощать свет бесполезными сочинениями: между множеством ослов и мы вислоухими быть не покраснеем”, - писал издатель. Стихотворения издателя были льстивыми. Тираж составлял 600 экземпляров. Журнал расходился плохо. Из-за заявленной в программной статье первого номера полемической позиции по отношению к “Всякой всячине”, на двадцатом номере журнал был закрыт.

“Полезное с приятным” (1769) – журнал задумывался как полумесячное издание, но вскоре стал выходить каждую неделю. Издавался преподавателями Сухопутного шляхетского кадетского корпуса И.Румянцевым и И.де-Тейльсом. Главная цель – выражена в названии. Основное содержание составляли переводы из иностранных журналов – нравоучительные статьи “О воспитании”, “О науках”, “Об обхождении и избрании друзей”, “О ревности”, “Об одежде” и т.д. Печатались подлинные и мнимые переводы, также отклики на таковые в других изданиях. Вопросов русской жизни журнал не касался и претендовал на сатирическое ее освещение. Здесь высмеивались пороки людей, например, скупость богача, жалеющего денег на приглашение учителей (“Письмо Фомы Стародурова”). Издатель иронизирует над старозаветным отношением к наукам, высмеивает страсть дворян “к ябеде”. Есть в журнале стихи и басни (“Лев и Козерог”). Издание не имело особого успеха. Тираж уменьшался от номера к номеру – с 600 до 334 экземпляров. Вышло 12 номеров журнала. Из-за смерти одного из издателей выпуск его был прекращен.

“Поденщина” (1769) – ежедневный листок (4 странички текста), наполненный случайным разнородным материалом. Иногда публиковались интересные заметки из провинциального быта и остроумные реплики на выступления других журналов. Его издатель – В.Тузов – фигура мало известная в литературных кругах. Издание полно сведений о “русских приметах”, рассуждений о происхождении слов (“счастие” от слова “ясти”, “нищета” – от “нечего щипать”) и других курьезов, автором которых является сам издатель. Но есть и интересные переводы, заимствованные произведения (“О смехе”, “О живописстве”, “Об архитектуре”, “О музыке”). Просветительский и развлекательный характер издания несомненен. Тираж листка – 600 экземпляров.

“Смесь” (1769) – до сих пор неизвестно, кто был издателем этого журнала. Предположительно Лука Сичкарев, поэт, переводчик, бывший преподаватель Сухопутного шляхетского корпуса. В нем публиковались переводы из французских журналов 1710–1720 гг. и статьи полемического и сатирического характера. Переводы издатель хорошо приспосабливал к конкретностям русского быта, так что они звучали вполне злободневно. В полемической борьбе издатель поддерживал Новикова и его журнал “Трутень” в дискуссии со “Всякой всячиной”. Недостатки дворянского сословия, пороки духовенства и чиновничества, тяжелая судьба простого народа – вот тематика оригинальных выступлений издания. Одна из сатирических статей посвящена поиску различий между крестьянами и благородными, а также ответу на вопрос “Можно ли считать крестьян разумными людьми?” Автор приходит к выводу, который вряд ли понравился аристократам.

“Адская почта” (1769) – ежемесячный сатирический журнал. Издатель использовал жанр переписки двух бесов Хромого и Кривого, в которых звучат выпады против Сумарокова, Лукина, Рубана, Хераскова и других деятелей. В письмах можно найти известные анекдоты и литературные реминисценции того времени. Но более всего заметно, что в основе лежат реальные события петербургской жизни. В каждом номере – в конце – помещались “Известия из Ада”, сатирические известия о вновь прибывших в ад грешниках. Все они имели в реальной жизни своих прототипов. Все это было узнаваемо для современников и потому интересно. Это скорее литературное произведение, чем журнал. В нем используется жанр сатирических писем, весьма популярных в то время. В публикациях высказывается положительное отношение к купечеству, которое “есть душа государства”, заметно сочувствие к низшему сословию, Но в целом издатель признает незыблемость феодально-дворянского режима. В журнальной полемике издание поддерживало новиковский “Трутень” и полемизировало со “Всякой всячиной”. Это и стало причиной закрытия журнала.

“Парнасский щепетильник” (1770) – еженедельный журнал М.Чулкова. Вышло 8 номеров, причем содержание последнего номера носит случайный характер. В названии звучит ирония по поводу литературных модников. Щепетильник – это торговец модными галантерейными товарами. В названии же речь о литературном товаре. Автор использует принцип аукциона для представления новых стихотворений. Кроме того здесь публиковались статьи на исторические и экономические темы. После закрытия всех предыдущих журналов это издание старается убедить власти в своей лояльности, обещает публиковать все, что не будет подозрительным или противно нежному слуху. Здесь еще меньше откликов на современную жизнь, чем в других изданиях. Чулков продолжает публикацию статей о фольклоре, начатых в “И том и сем”. Печатает переводы из классиков, исторические статьи. Но и в этом цензура нашла нечто подозрительное. Чулкову пришлось обращаться к еще более невинным темам. Разные исследователи неодинаково расценивают значение этого журнала. Одни видят его публикации общими и неориги-нальными, другие усматривают скрытую сатиру и остроту даже в переводах.

Журналы Н.И.Новикова, И.А.Крылова и Н.М.Карамзина. Эти издания продолжают и развивают уже сложившуюся традицию создания русских сатирических и литературных журналов XVIII в.

Журналы Н.И.Новикова представляют собой особое явление в российской журналистике. Они были среди первых изданий, где начали писать о политике и экономике, обсуждать проблемы крепостного права, и другие острые вопросы. Журналы Новикова стали заметной вехой развития русской журналистики и спо-собствовали продвижению отечественной литературы к реализму. Их можно разделить на две группы:

сатирические:

“Трутень” (1769-1770);

“Пустомеля” (1770);

“Живописец” (1772);

“Кошелек” (1774).

тематические:

“Древняя российская вивлиофика” (1774);

“Санкт-Петербургские ученые ведомости” (1777);

“Утренний свет” (1777);

“Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета” (1779);

“Московское ежемесячное издание” (1781);

“Вечерняя заря” (1782);

“Городская и деревенская библиотека” (1782-1786);

“Покоящийся трудолюбец” (1784).

Сатирические журналы Новикова:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.069 с.)