Изменение экономических основ общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение экономических основ общества.



Осуществление этой задачи протекало сравнительно легко в странах Центральной Европы. Однако государст­венный сектор повсюду, не исключая и Беларусь, про­должает играть важную, а иногда даже и определяющую экономическую роль.

Экономическое состояние в странах, охваченных трансформацией, весьма различно. Страны Центральной Европы остановили к середине 90-х годов падение жиз­ненного 'уровня населения и, вероятно, начинают посте­пенную компенсацию спада, хотя сложностей и проти­воречий социального, финансового и производственного порядка остается еще немало. Сложным остается поло­жение в странах Восточной Европы, не преодолены тре­вожные тенденции в положении стран Балтии.

К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития "рыночного хозяйст­ва". Период "активного вхождения в рынок" был сопря­жен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного, фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых "постсоциалистических государств" были развяза­ны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербай­джан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдову, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза.


В целом задача становления рыночных экономик еще далеко не завершена. Крушение прежней системы разделения труда создало проблемы, которые для своего разрешения требуют огромных капиталовложений и мно­гих лет созидательного труда. Сложность задач усугуб­ляется международным противоборством за разделение сфер влияния в трансформирующихся странах. В борьбу оказались вовлеченными не только западные страны, но и восточные (Турция, Иран, Афганистан, Япония и др.).

3. Либерализация общественной среды.
Достижения в этой области за последние годы так­
же весьма противоречивы и неоднозначны.

Коммерциализация всех отношений существенно переменила общекультурный ландшафт, создала новую напряженность в отношениях людей разных социальных стран, разных поколений, обострила проблему межна­циональных отношений.

Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут ре­шаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкурен­цию экономических регионов, некогда дополняющих друг друга.

4. Перемены в сфере духовных ценностей и при­
оритетов.

Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям суще­ствования большого количества людей. Американский политолог Збигнев Бжезинский в одной из своих работ высказал твердое убеждение, что потребуется не менее 50-70 лет, прежде чем население стран, переживающих полосу трансформации, сможет воспринимать новую со­циально-культурную среду как объективно оптимизиро­ванную.

Трансформационные процессы, инициированные отдельными людьми и политиками, приобретают затем характер самостоятельного спонтанного развития. И тогда основная масса людей становится пленником стихийных событий. Цель трансформации - существенное обновление всей общественной структуры, выход к общечеловеческим


основам бытия. Но эта цель не всегда гладко реализуется, она, как и всякий процесс, имеет своих героев и своих изгоев, разрушая не только сложившиеся институты, но и судьбы людей. Именно поэтому субъективно процесс трансформации, имея свои положительные моменты, своих апологетов, порождает и свою критическую массу, т.е. тех, кто отторгает происходящие процессы. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформа­ция, таким образом, оказывается специфическим меха­низмом развития.

Социальное движение

В развитии общества довольно часто, особенно в Х1Х-ХХ веках, возникают процессы, связанные с коллек­тивными действиями людей, не входящих в состав фор­мальных организаций или социальных институтов, и на­правленные либо на осуществление социальных измене­ний, либо на предотвращение последних. Американский социолог Р. Тернер в своей работе "Коллективное пове­дение" определяет социальное движение как "совокуп­ность коллективных действий, направленных на поддерж­ку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе". Несколько иную интерпретацию рассматривае­мому социальному феномену дает известный француз­ский социолог А. Турэн. Он утверждает, что "социальное движение является особым типом борьбы..., это кон­фликтное коллективное действие, посредством которого агенты противоположных классов противостоят друг другу в борьбе за социальный контроль над культурными ори-ентациями их сообщества... Социальное движение имеет, следовательно, два измерения: конфликт с противником и проект социокультурной ориентации".

Таким образом, содержание понятия "социальное движение" органически связано с такими социальными процессами, как коллективные действия, социальные из­менения и сопротивления им, конфликтное взаимодейст­вие соперничающих групп и классов, социокультурные ориентации различных сообществ, их борьба за социаль-


ный контроль. Но коллективные действия, ориентация их на социальные изменения или сохранение существующих порядков (социальной системы) в неизменном виде, кон­фликтное соперничество с другими социальными груп­пами всегда оказываются обусловленными групповыми или общественными интересами и целями взаимодейст­вующих социальных групп. Исходя из этого, можно дать следующее определение рассматриваемому социальному процессу. Социальное движение - это массовые кол­лективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общест­венных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на соци­альные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами.

Под такое определение подпадает широкий круг со­циальных движений: экологических, феминистских, ре­лигиозных, революционных, политических, молодежных и др.

Следует отличать социальные движения от соци­альных институтов. Если социальные институты пред­ставляют собой относительно устойчивые и стабильные общественные образования, выполняющие функцию вос­производства человека и определенных социальных от­ношений и взаимодействий в определенных циклах, то социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы. Кроме того, социальные движения, в отличие от социальных институ­тов, не имеют устойчивого институционального статуса и часто не направлены на сохранение существующей сис­темы в неизменном состоянии, а, напротив, ориентиро­ваны на социальные изменения.

Социальные движения существенно отличаются и от социальных организаций. Если социальные организа­ции в большинстве своем являются формальными обра­зованиями с отчетливо выраженным официальным член­ством и фиксированными уставами, нормами и правила­ми взаимодействия, жестко закрепленными социальными статусами и ролями, то социальные движения не облада­ют такими признаками, для них характерны спонтан­ность, подвижность, неустойчивость культурных образцов



 


 


и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей.

Для социологического изучения социальных дви­жений весьма существенное значение приобретает их ти-пологизация. Следует подчеркнуть, что типологизация этих процессов является довольно сложной процедурой, поскольку одно движение может стать лишь промежу­точным этапом для развития другого, одни из них отчет­ливо политизированы, другие решительно декларируют свою неполитическую направленность, одни носят экс­тремистский характер, демонстрируют приверженность к крайним взглядам и действиям, другие проповедуют взвешенность, умеренность во взглядах и действиях. По­этому в процессе их типологизации правомерно выделять наиболее общие и существенные признаки движений, их своеобразные "идеальные типы", инварианты, имеющие множество вариативных проявлений.

Политические движения. В тех случаях, когда мас­совые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существую­щего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государст­ву и другим властным органам, - социальные движения приобретают характер движений политических. Чрезвы­чайное многообразие политических движений, вызываю­щих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие "политические дви­жения" аналитической строгости. Этот тип движений мо­жет классифицироваться, исходя из состава основной мас­сы участников (крестьянские, пролетарские, феминист­ские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освобо­дительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, ре­формистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.).

Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись англий­ский чартизм - политическое движение пролетариата в 1830-1850 годах, цели и требования которого были выра-


жены в так называемой "Народной хартии" (1838 г.), аболиционизм - развернувшееся в конце XVIII - начале

XIX века в США массовое движение за отмену рабства
нефов; пужадизм в середине 50-х годов XX века во Фран­
ции, движение диссидентов в 1980-е годы в бывшем Со­
ветском Союзе.

Политические движения могут распространяться и в нескольких и во многих странах, приобретая тем самым международный характер, каким было, например, анар­хистское движение во второй половине XIX - начале

XX веках. Широко известно движение сопротивления,
развернувшееся во время Второй мировой войны в ряде
стран Европы и Азии массовое национально-освободи­
тельное антифашистское движение против германских,
итальянских, японских оккупантов, их союзников и их
местных пособников. В этом движении участвовали ра­
бочие, крестьяне, интеллигенция, патриотически настро­
енная мелкая и средняя буржуазия; их общей целью было
изгнание захватчиков и проведение в послевоенное время
демократических преобразований.

Отчетливо выраженный политический характер име­ет Белорусский народный фронт, возникший в 1988 году. В его программных документах провозглашается, что Бе­лорусский народный фронт - это "широкое обществен­но-политическое движение граждан, партий, организа­ций, которые выступают за демократические идеалы, за сильное независимое государство Беларусь, за социаль­ную рыночную экономику, за национально-культурное возрождение нашего народа". На базе этого движения в мае 1993 года создана политическая партия БНФ. Таким образом, политическое движение на определенном этапе своего развития может выделить из своего состава поли­тическую партию. С другой стороны, некоторые партии используют образ широкого политического движения как более популярный и предпочитают называть себя движе­ниями, например, Народное республиканское движение во Франции, Итальянское социальное движение.

Политические движения способны приобретать не­которую преемственность и универсальность в той мере, в какой они продолжают и развивают определенные по­литические традиции (национальные, как это происходит


в БНФ, либо свойственные целому культурному региону, как это воплощается в деятельности Белорусского Хри-стианско-демократического союза, выступающего за объ­единение массовых действий на общехристианской плат­форме для решения насущных политических проблем, наподобие того, как сходные движения общехристиан­ской направленности развиваются в ряде стран Восточ­ной, Центральной и Западной Европы).

Таким образом, цели, ценности, программы дейст­вий политических движений возникают, как правило, не на пустом месте, а в той или иной степени соотносятся с существующими в данной стране или регионе политиче­скими традициями. Это связано с тем, что политические движения возникают ъ определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так рождаются сначала либеральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах общественного развития (скажем, в современных социально-политичес­ких условиях) появляются неолиберальные, неоконсерва­тивные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и поль­зуются определенной популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполни­мых при существующих экономических и политических условиях.

В русле структурно-функционального социологиче­ского подхода политические движения чаще всего рас­сматриваются с точки зрения их функциональности или дисфункциональное™ по отношению к существующей политической системе, причем широко используются контент-анализ документов, анализ статистических дан­ных, массовые опросы, интервьюирование и другие со­циологические методы.

Экспрессивные движения - более или менее массо­вые движения людей, которые относительно отчетливо понимают непривлекательность и порочность существую-


щей социальной действительности, но стремятся моди­фицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультура), других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их повседневную жизнь приемлемой и терпи­мой. Именно такой характер имели мистерии (массовые ритуальные и театрализованные, в том числе религиозно окрашенные, действия людей в Древних Египте, Греции и Риме, в Персии и Индии). Участники таких мистерий совершали сложные ритуалы, массовые танцы и песно­пения, слушали прорицателей и магов, создавали и рас­пространяли мистические учения, чтобы отделиться и отдалиться от несовершенной и порочной с их точки зрения жизни общества.

В современных условиях экспрессивные движения наиболее распространены и ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов,, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собст­венную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, не­любимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.

Революционные движения - массовые действия, на­правленные на глубокое и полное изменение существую­щей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих со­циальных институтов - государства, суда, системы обра­зования и др. Таким образом, революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систе­му, свергнуть свойственный ей социальный порядок и структуры власти и установить новый социальный поря­док, новую систему власти, коренным образом отличаю­щиеся от прежних. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформы за­труднены или блокируются в такой степени, что единст­венным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее револю­ционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной особенностью обусловлено слабое раз-


витие коммунистических движений в таких социально благополучных и традиционно демократических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффектив­ны, где широко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных дви­жений - во Франции, Италии, России, других странах, возникших в постсоветском социально-политическом про­странстве.

Реформистские движения - массовые политические действия, ориентированные не на революционные нис­провержения существующих социально-политических по­рядков, а на изменение и совершенствование существую­щей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют:

а) участники этих движений должны позитивно от­
носиться к существующим в данной системе социально-
политическим порядкам;

б) они должны располагать институциональными
(т.е. допускаемыми государством, правящей партией, дей­
ствующим в обществе законодательством и др.) возмож­
ностями высказывать свои мнения и осуществлять актив­
ные действия в поддержку намечаемых реформ;

в) граждане данной страны должны обладать широ­
ким набором политических прав и иметь возможность
свободно и безболезненно подвергать критике функцио­
нирующие в обществе социальные институты, требовать
реформирования содержания и форм их деятельности.

Такие движения не могут развиваться в условиях господства тоталитарного политического режима, при ко­тором попытка любых социальных изменений расценива­ется как угроза существующей системе власти. Как пра­вило, к числу реформистских относятся социал-демо­кратические движения в Германии, Швеции, Франции, других странах Западной Европы, а также возникшие в последние годы движения в странах СНГ.

Оппозиционные движения - более или менее мас­совые действия, в которых участвуют люди, которые не


удовлетворены тем, что социальные изменения в общест­ве протекают слишком быстро либо, напротив, слишком.медленно и непоследовательно. Подобного рода движе­ния возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют собой оп­позицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсоветских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникновению множества оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находя­щих достойного, по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших свои права, привилегии или имущество в процессе проведения таких реформ.

Экологические движения - массовые действия, на­правленные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и экологическими факторами, роль ко­торых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося "экологического дефицита", истощения природных ресур­сов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего техногенным воздействием на окружающую природ­ную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными ситуациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены, что тенденции развития общества "не могут быть полностью поняты вне экологической перспекти­вы". Они бросили вызов "обществу потребления", про­тивопоставляя стремлению "иметь больше", желание лучшего "качества жизни". Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности. В этих дви­жениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституциональный протест против государственных решений, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с другой - растущая институали-зация и формализация, приводящая к формированию на базе данных движений партий "зеленых" во многих странах, в том числе и в Беларуси. Белорусская партия зеленых, в частности, ставит своей целью решение эко­логических проблем политическими методами, считает необходимым разработку проектов законов и норматив­ных актов, направленных на охрану окружающей среды,


формирование у жителей республики экологического ми­ровоззрения, воспитание экологической культуры, осу­ществление общественного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства. Движения зе­леных в ФРГ, США, в других странах, в том числе и в странах СНГ, выступают за формирование новой духов­ной ориентации, направленной на преодоление разрыва между человеческой культурой и природой, обусловлен­ного техногенной цивилизацией, на гармонизацию чело­века с окружающей его природой.

Экологические движения с самого периода своего зарождения (более полувека назад) не были однородны­ми ни по составу участников, ни по политическим ори-ентациям. Как в странах Западной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тесного со­трудничества с государственными властями, и экоанархи-сты - противники властных структур, и экоконсервацио-нисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки пре­валирующими выступают две тенденции. Первая из них -природоохранная - выражена отчетливо в деятельности тех экологических групп и организаций, лидеры которых неохотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выра­жается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии "зеленых", которые направлены на борьбу за власть, а поэтому все более отчетливо полити­зируются. Однако обе эти тенденции не перекрывают общих целей и интересов движения, которое в целом продолжает понимать разнообразную экологическую дея­тельность, в том числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбережение и воспроизводство природ­ных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциа­цию, мировоззренческие и идеологические принципы экологических движений, их различные модификации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологической ситуации как катастрофической, на наде­ждах на восстановление гармонии человека с природой.


Молодежные движения - массовые действия, в ко­торые включены молодые люди, выступающие за созда­ние для них условий достойной жизни, автономии, сво­боды выбора профессии, места жительства, образа и сти­ля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений, в основном студенческих, 60-х годов выдви­гали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступле­ния весной 1968 года во Франции проходили под лозун­гом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэ-дуна и Маркузе -лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на луч­шее будущее.

Совершенно иную политическую окраску приобре­тает большинство молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении обществен­ного строя речь уже не идет, ныне главная цель моло­дежных инициатив - лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных мо­лодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т.п. Ре­шающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений автономия, а в многочисленных надписях в публичных местах почти по всей Европе довольно часто встречается буква "А", которая как раз и обозначает ав­тономию. Буква "А" означает также итальянское атоге (любовь) и выражает потребность молодых людей жить в своих общинах, которые им представляются более гуман­ными, чем холодный, жесткий, порой жестокий внешний социальный мир.

Требования автономии и самоуправления в моло­дежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью и государственными структурами, ко­торые не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими нормами и требованиями,


чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают пустующие здания, чтобы превратить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недостачей жилья и аморальностью спекуляций в сфере строительства.

В добавление к требованиям автономии и само­управления для молодежных центров современные моло­дежные движения в большинстве случаев активно поддер­живают требования об охране окружающей среды, о при­остановке строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата леворадикальных групп и противников строительства атомных электро­станций, сторонников защиты мира, поборников эколо­гического равновесия вплоть до участников контрэконо­мических, альтернативных информационных и культурных проектов ("молодежных субкультур"), участников различ­ных психо- и сексэкспериментов.

Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детст­ва. Начало возникновения этих движений восходит к эпо­хе буржуазных революций во Франции, Англии и США.

Для первого этапа развития феминистских движе­ний, возникшего в XVIII веке и пережившего пик своего подъема в конце XIX века, характерна весьма узкая трак­товка социального равенства женщин, понимаемого толь­ко в качестве правового равенства, что нашло яркое во­площение в суфражистском (от англ. зийга§е - избиратель­ное право) движении во второй половине XIX - начале XX века в Великобритании, США и ряде других стран.

Новый этап феминистских движений начинается в конце 60-х - начале 70-х годов XX века под новым на­званием неофеминизма, который широко распространен ныне в странах Западной Европы (Германии, Франции, Италии и др.) и в США. В пределах этих движений су­ществуют три основных направления.

Консервативное направление в феминистских дви­жениях опирается на фрейдистские концепции, которые


преувеличивают материнскую функцию женщины и от­рицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны государства. Сторонники этого направления обу­словливают социальное положение женщины ее биологи­ческой сущностью и утверждают, что ее основная зада­ча - рождение и воспитание детей, а участие в производ­ственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.

Иные позиции отстаивают сторонники либерально-реформистского течения в феминистских движениях. Они исходят из предположения, что добиться социального ра­венства женщин с мужчинами вполне возможно в рамках существующего общественного строя посредством прове­дения социально-экономических, правовых и политиче­ских реформ. Отмечая большую социальную значимость и важность материнства и детства, высокую ценность се­мьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную, социокультурную и поли­тическую деятельность. Формирование подобных ориен­тации обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и об­ществе, распространением партнерских ценностных пред­ставлений. Причем стремление к созданию ориентиро­ванных на современные потребности форм жизнедея­тельности проявляется, как правило, в группах более молодых женщин, имеющих высокий уровень общеобра­зовательной и профессиональной подготовки. Содержа­ние, формы и методы деятельности женских организаций и общностей данного направления определяются их ре­формистским характером и направлены на оказание дав­ления на законодательные и исполнительные органы го­сударства, на местное самоуправление.

Наиболее резкие и жесткие требования к властным структурам предъявляют поборники радикального направ­ления в феминистских движениях, которые стали разви­ваться в конце 60-х годов XX века. Они критикуют либе­ралов за умеренные реформистские позиции, предлагают более радикальные меры во имя достижения равноправ­ного положения женщин с мужчинами. Их теоретические представления и программы действий базируются на при­знании антагонизма полов. Поскольку власть, считают


они, сосредоточена по-прежнему в руках мужчин, совре­менное общество, основанное на разделении и противо­поставлении людей по половым признакам, является патриархальным и должно быть радикально перестроено. Только осуществление женской революции, направлен­ной на преодоление всевластия мужчин, считают побор­ники радикального направления в современном феми­низме, способно привести к желанному равноправию и свободе женщин, их подлинному, полноценному куль­турному и социальному развитию.

Национально-освободительные движения - массовые действия, направленные на ниспровержение иностран­ного господства и завоевание национальной независимо­сти, на реализацию национально-этническими общностя­ми права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие движения широко раз­вернулись в странах Европы и Америки в ХУ1-Х1Х веках.

Новым этапом национально-освободительных дви­жений стала борьба против германского и итальянского фашизма, японского милитаризма в Европе и в Азии в годы Второй мировой войны. Широкое развитие на­ционально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других вы­сокоразвитых стран.

Своеобразной модификацией национально-освобо­дительных движений стала деятельность народных фрон­тов в период развала Советского Союза в странах При­балтики, Закавказья. В Беларуси в этом направлении действует движение Белорусского Народного Фронта, ко­торое в своих программных документах декларирует при­верженность "традиции национально-освободительной и демократической борьбы своих предшественников", при­зывает к формированию "национально-возрожденческого сознания".

Несколько иные позиции отстаивает созданная в 1994 году Белорусская национальная партия, которая про­возглашает "национализм в качестве лучшего духовного качества личности" и считает, что Беларусь должен насе­лять только один народ - белорусский, а проживающие на территории республики русские, поляки, украинцы и

216 '-*


люди других национальностей не имеют своих этниче­ских территорий и поэтому не составляют отдельных народов, а представляют собой только соответствующие этнические группы своих этносов.

В современной России возникло национал-патрио­тическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной власти, хозяйствен­ного хаоса и роста преступности "ярко выраженная до­минанта русского национализма оказывается особо при­влекательной", что в период формирования новой рос­сийской государственности "национализм превращается в важнейший фактор политической стабильности".

Движения в защиту мира представляют собой мас­совые действия против опасности новых войн, за упро­чение мира и дружбы между народами. Их развитие ха­рактеризуется цикличностью. Уже в 20-е годы XX столетия после завершения Первой мировой войны пацифисты начали выступать за полное разоружение с тем, чтобы не смогла возникнуть никакая новая война. Однако эти па­цифистские движения не смогли предотвратить приход к власти Гитлера и развязывание Второй мировой войны.

В послевоенное время, особенно в 50-60-е годы, разнообразные движения в защиту мира широко распро­страняются в Советском Союзе, в Англии, Франции, " Германии и других странах. В это время наиболее широ­кие масштабы приняли массовые акции против вооружен­ного вмешательства Соединенных Штатов во Вьетнаме. После заключения Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки договора об ограничении стратегиче­ских вооружений в 1987 году и последовавшего вскоре после этого развала СССР движения в защиту мира сни­зили свою активность. Однако и в настоящее время, ко­гда в мире полыхает более 260 вооруженных конфликтов, проблема защиты мира и предотвращения новых войн не утратила своей актуальности. Особую остроту антивоен­ным движениям протеста придали кровавые вооруженные распри, приведшие к развалу Югославии и преступная с обеих сторон война в Чечне. Поэтому и сегодня в анти­военных движениях участвуют миллионы людей в раз­личных странах мира.


Социологический анализ социальных движений предполагает углубленный анализ ситуаций, благоприят­ствующих возникновению и развитию таких движений. К числу таких относятся, прежде всего, существенные из­менения в ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о несправедливом и справедливом общественном устройст­ве, побуждающие многих людей объединяться в движе­ния, ориентированные на социальные изменения.

Существенным фактором, влияющим на возникно­вение социальных движений, является социальная дез­организация. Любое общество, входящее в полосу соци­ально-экономических, политических, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В таком обществе многие индивиды и даже социальные группы утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориента­ции, традиционные способы идентификации. У них рас­тет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные движения.

Мощное детерминирующее воздействие на возник­новение социальных движений оказывает и широко рас­пространяющаяся в кризисные эпохи развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Именно неудовлетворенность существующей системой распределения материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий, органически соединяю­щаяся с представлениями о социальной неудовлетворен­ности, господствующей в обществе, подталкивает многих людей к протестным движениям. В таких условиях растет уверенность широких слоев населения в том, что общие и организованные совместные действия могут покончить с социальной несправедливостью, ослабить социальную неудовлетворенность и привести к улучшению условий их существования. В результате формирование и развитие


социальных движений за изменение существующих усло­вий жизнедеятельности становится естественным и почти неизбежным следствием социодинамики общественного развития и одновременно фактором его изменения.

Социальная кампания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.061 с.)