Этапы и виды прикладного социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и виды прикладного социологического исследования



Прикладное социологическое исследование направ­лено на получение системы фактов, которые составляют


эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удов­летворяя практические потребности конкретных заказчи­ков (руководителей предприятий, представителей обще­ственных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой инфор­мации). Оно проводится с целью подтверждения или оп­ровержения теоретических предположений, гипотез. При­кладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами ис­следовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замыс­ла. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) по­левой этап; 3) подготовка к обработке и обработка ин­формации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования1.

Подготовительный этап эмпирического социологи­ческого исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подго­товки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретиче­ская концепция, программа исследования, устанавлива­ется выборка, разрабатываются и тиражируются методи­ческие документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследова­тельские группы, составляются графики работ, прово­дятся организационные мероприятия, решаются вопро­сы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологи­ческой информации) связан со сбором информации "в поле", т.е. в зоне практических действий социолога - по­лучение информации от ее носителей-людей: в аудитори­ях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инст­рументарием, которые присущи социологии и определены

1 В методологической литературе количество этапов варьируется, но суть дела от этого не меняется, т.к. отдельные этапы либо обобщаются, либо дробятся на более мелкие.


программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблю­дения, анализа документов, эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Та ин­формация, которая получена на полевом этапе, нуждает­ся в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчет­ных параметров. Процедура проверки собранного мас­сива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и вы­браковку тех из них, которые не соответствуют предъяв­ляемым требованиям. На этом же этапе происходит ко­дировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при не­больших массивах и незначительном объеме инструмен­тария) обработка информации производится вручную.

Анализ информации и подготовки итоговых докумен­тов (или заключительный этап). Методологический ин­струмент анализа - программа исследования, составлен­ная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и за­дач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные свя­зи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социаль­ные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида ис-^ следования и определяется пожеланиями заказчика. В ка­честве такого документа выступают: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Ана­литическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

В зависимости от глубины требуемого количествен­но-качественного анализа предмета исследования, мас­штабности и сложности решаемых в ходе него задач раз­личают три основных вида социологического исследования:

- пилотажное (разведывательное) исследование;

- описательное исследование;

- аналитическое исследование.


^Пилотажное исследование является пробным иссле­дованием, предваряющим основное. Оно предназначено для проверки качества подготовки основного исследова­ния. Такое исследование охватывает, как правило, не­большие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструмен­тарии. В ходе пилотажного исследования проверке под­вергаются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий, уточняется инст­рументарий исследования, корректируются границы об­следуемой совокупности в основном исследовании, выяв­ляются трудности, которые могут встретиться в ходе его проведения, отрабатывается организация сбора информа­ции. Часто в результате пилотажного исследования фор­мируются новые гипотезы, а также собираются оператив­ные социологические данные. Для определения объема выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул; обычно исследуемая совокупность насчи­тывает 50-100 человек, но в эту выборку должны вклю­чаться все значимые для целей исследования группы рес­пондентов.

Описательное исследование - это более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических све­дений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Опи­сательное исследование проводится по полной, достаточ­но подробно разработанной программе и на базе мето­дически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применя­ется, когда объект анализа - относительно большая общ­ность людей, отличающаяся разнообразными характери­стиками. В исследовании такого вида можно осуществить сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор методов сбора информации в описа-


тельном исследовании определяется его задачами и на­правленностью.

Аналитическое исследование - это самый углублен­ный вид социологического анализа, целью которого яв­ляется не только описание структурных элементов изу­чаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значи­тельного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора со­циологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер; в нем, дополняя друг дру­га, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером про­ведения исследования.

Так, в зависимости от того, изучается ли интере­сующий исследователя предмет в статике или в динами­ке, выделяются два вида социологического исследования -точечное (разовое) и повторное!"^

Точечное исследование дает информацию о состоя­нии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы момен­тальный "срез" характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. од­нократное снятие информации о каком-либо явлении по­зволяет охарактеризовать явление в статике, но непригод­но для описания изменений этих явлений.

Повторное исследование - это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые не­сколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Возможные варианты типов повторных социологических исследований определяются обследуемым контингентом, временем обследования и ситуацией. Повторные исследо­вания достаточно сложны и требуют от социолога высо­кой методической и методологической подготовленности.


Основными требованиями к повторным исследованиям являются сопоставимость исследований, а также обосно­ванность существенности различий по сравниваемым по­казателям.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на:

- трендовые исследования;

- панельные исследования;

- лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на анало­гичных выборках или в рамках единой генеральной сово­купности с интервалом во времени с целью анализа из­менений на уровне определенной группы, совокупности. Различают когортные тренды и исторические тренды. Объектом когортных трендовых исследований явля­ется определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязатель­но должна состоять из одних и тех же индивидов, важно^ лишь, чтобы респонденты были представителями изучае­мой когорты.

Объектом исторических трендовых исследований,яв­ляется определенная возрастная группа, которая обследу­ется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности анализировать индивидуальные пути жизне­деятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследо­ванию подвергаются одни и те же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования мо­гут быть различными, временные интервалы между об­следованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение едино­образия при проведении панельного исследования - важ­нейшее условие корректности его результатов. При про­ведении панельных исследований получают информацию


именно об индивидуальных изменениях в обследуемой I совокупности. Главным недостатком панельных исследо­ваний является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать та­кие интервалы, которые позволяют максимально сохра­нять стабильность исследуемой совокупности по ее вели­чине и составу. В панельном исследовании моменты вто­ричного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определен­ных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выби­раются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности, по мере достижения обследуемой совокупностью опреде­ленной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследова­ниях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично раз­вивающаяся возрастная группа. Преимущества лонгитюд­ных исследований по сравнению с другими видами по­вторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изу­чаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать измене­ния в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.

Проведение лонгитюдного исследования требует больших затрат средств и времени, длительной методиче­ской и методологической подготовки. При проведении лонгитюдного исследования важнейшим является требо­вание единообразия исследования и соблюдения относи­тельного постоянства показателей на всех этапах исследо­вания. Важной методической проблемой при проведении лонгитюдного исследования является сохранение и недо-


лущение сужения выборки с течением времени, и соот­ветствие этой выборки генеральной совокупности.

При проведении повторных исследований всех ви­дов: когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований важнейшим усло­вием их эффективности является создание баз данных на ЭВМ и обработка материалов исследований с помощью специальных программных средств.

Для этого целесообразно использовать новую фор­му организации социальной информации - социальный мониторинг.

Проблемы организации, управления и изучения об­щественных явлений предполагают получение и исполь­зование сложных потоков информации политического, экономического и социального содержания. Эта информа­ция, как правило, не систематизирована, несопоставима, получена из разных источников и по разным методикам, обладает различной степенью достоверности, содержит дублирование сведений и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью по дру­гим. Поэтому для получения достоверной информаци­онной картины социальной реальности, динамики про­исходящих социальных процессов в конкретном пункте, регионе, стране необходим специальный сбор и обра­ботка таких сведений, которые наиболее полно отражают социальные изменения, относительно легко поддаются классификации, систематизации и обобщению в количе­ственной форме.

Наиболее эффективным способом решения таких проблем является организация социального мониторин­га - непрерывного и оперативного получения данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе. Мони­торинг как процесс получения социальной информации является целостной системой, позволяющей фиксировать, хранить и производить первичный анализ получаемых сведений. Сбор данных в форме мониторинга предпола­гает наличие теоретической и методологической базы и технических средств его осуществления.

Теоретическое обеспечение функционирования сис­темы мониторинга - это программа сбора информации,


получаемой в ходе сбора данных, разработка форм пред­ставления и хранения этой информации.

Техническое обеспечение мониторинга - это раз­ветвленные сети каналов связи, охватывающие все объек­ты наблюдения, крупный головной вычислительный центр и более мелкие (областные, районные, городские) вычис­лительные центры, а также специальная вычислительная техника.

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статисти­ческий мониторинги.

Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходя­щих в обществе перемен на основе исследования и ана­лиза массовых представлений о них. Его главная задача -получение новой, нужной и систематизированной со­циологической информации, причем не единовременно,.а систематически, через небольшие периоды времени. При мониторинговой форме исследования, как правило, про­водятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экс­пресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг - это система получе­ния количественных характеристик, а именно: статисти­ческих показателей, и коэффициентов о различных сторо­нах жизни общества. Главная цель статистического мони­торинга - сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, эко­номической, социальной и других сферах.

Социологический и статистический мониторинги предоставляют различную информацию: социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных ко­личественных характеристик. Однако несмотря на разли­чие в характере социологических и статистических дан­ных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают, и обе эти сис­темы, объединяясь, образуют единую систему социального мониторинга.

^/439


\


Итак, социальный мониторинг - это разветвленная система получения, обработки и хранения социологиче­ской и статистической информации по наиболее акту­альным проблемам жизни общества. Основными чертами социального мониторинга являются:

1) охват наиболее значительных социальных явле­
ний в стране;

2) наличие определенного постоянного состава по­
казателей и индикаторов (социологических и статистиче­
ских);

3) наличие временных показателей, дополняющих
основную систему и изменяющихся в зависимости от по­
требностей пользователя, что обеспечивает гибкость сис­
темы мониторинга;

4) передача данных по каналам связи на централь­
ный вычислительный центр, их обработка и хранение;

5) проведение мониторинга из единого организаци­
онного центра;

6) организация доступа потребителей к имеющейся

информации.

Важнейшей задачей реализации функций системы социального мониторинга является организация ком­плексной обработки статистической и социологической информации. Получение данных такого рода позволяет вывести достаточно обоснованные закономерности пове­дения людей в зависимости от объективных условий жиз­ни и, наоборот, определить, как интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности людей влияют на эти условия. Мониторинговое исследование значитель­но уменьшает трудности сопоставления социологических и статистических данных между собой, так как предпола­гает четкое описание системы показателей, индикаторов, приемов сбора данных, методов их первичной обработ­ки. Наличие единого центра обеспечивает четкое фикси­рование выборки, отслеживание однообразия изучаемого объекта облегчает сопоставимость и сравнимость полу­чаемой информации на основе заранее выработанных

критериев.

При проведении социального мониторинга необхо­димо соблюдение следующих принципов сбора данных:


 

1) проведение социологических опросов и статисти­
ческого наблюдения на одних и тех же территориях или
административных единицах;

2) согласованность сроков сбора социологических и
статистических данных;

3) единообразие выходных форм для получения
данных;

4) отработка критериев корреляции социологических
и статистических данных;

5) наличие, сохранение и пополнение единого бан­
ка социальной информации.

Помимо удовлетворения нужд науки и управления высококачественной информацией о жизни общества со­циальный мониторинг должен обеспечивать доступность для любого пользователя имеющейся информации по всем интересующим его вопросам. Очень важное значение в системе мониторинга имеет программное обеспечение потребителя, которое должно включать в себя следующие функции:

1) предоставление легко воспринимаемой выходной
информации;

2) осуществление быстрого поиска и отбора инфор­
мации в соответствии с целями пользователя;

3) предоставление возможности выбора методов об­
работки отобранной информации и форм предоставления
конкретных результатов обработки.

Новая организация информационного обслуживания потребителей - одно из важнейших направлений повы­шения качества и эффективности социальных исследова­ний и одна из основных функций системы социального мониторинга в современных условиях.

Таковы основные этапы и виды социологического исследования. Рассмотрим более подробно реализацию этих этапов.

Программа прикладного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.038 с.)