ТЕМА 11: Стимулирование экономического развития регионов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 11: Стимулирование экономического развития регионов



ТЕМА 11: Стимулирование экономического развития регионов

План лекции

1. Современные подходы к анализу и оцениванию экономического развития регионов.

2. Государственные механизмы стимулирования экономического развития регионов.

3. Стимулирование инновационного развития регионов.

 

 

Современные подходы к анализу и оцениванию экономического развития регионов

Эффективные стратегии экономического развития государств и регионов в современных условиях существенно зависят от качественного анализа и оценивания развития регионов, причем не только в экономической плоскости, поскольку региональная экономика является как фактором развития других сфер, так и его результатом. Экономическое развитие регионов должно исследоваться с позиций системного подхода, который дает возможность выявить всю совокупность важных факторов влияния на регионы и учесть их, принимая соответствующие управленческие решения.

В целом анализ(от грец. - разложение, расчленение) относительно регионального развития может касаться исследования структуры, отдельных элементов, взаимосвязей, субъектов и факторов регионального развития, то есть охватывать любые элементы и аспекты функционирования регионов.

Анализ экономического развития регионов - комплекс мероприятий, направленный на исследование с определенной целью состояния, результатов, эффектов, любых факторов, которые касаются экономических изменений в регионах для использования этой информации при принятии управленческих решений.

Анализ регионального развития может быть:

– ретроспективным, текущим и прогнозным;

– внешним и внутренним;

– количественным и качественным;

– эмоциональным (реакция людей на объект исследования) и рациональным;

– разовым, периодическим, систематическим;

– комплексным и выборочным.

Цели анализа регионального развития могут касаться как потенциала регионов в целом, так и решения менее масштабных заданий (например привлечение инвестиций в определенную отрасль, привлечение туристов, реклама определенной продукции или услуг за пределами региона и др.).

Субъекты анализа регионального развития - любые институции (государственные), бизнес-структуры, отдельные граждане, то есть все, кто проявляет интерес к региону и его будущему.

Для осуществления анализа необходимы такие основные виды информационных источников:

– нормативно-правовые документы;

– статистическая информация;

– описательная информация (материалы СМИ, научные труды, результаты общественных обсуждений и т. др.).

Системный анализ регионального развития предусматривает исследование проблем развититя регионов путем комплексного изучения струтуры хозяйства региона, внутренних связей между объектами и субъектами регионального развития, а также связей с внешней средой.

Системный анализ экономического развития регионов - комплексное изучение структуры хозяйства регионов, его составляющих, взаимосвязей между внутренними и внешними факторами их экономического развития, которое осуществляется для поиска, планирования и реализации мероприятий относительно экономического развития регионов в условиях неопределенности.

Основными особенностями системного анализа относительно других методов исследования является то, что он:

– учитывает любую сложность объектов исследования и их связей с внешней средой;

– может быть реализован при отсутствии определенных данных относительно исследуемых объектов и их среды окружения;

– обеспечивает качественное уточнение целей и заданий региональной политики, обоснования эффективных механизмов для их реализации;

– синтезирует все возможное множество общенаучных, экспериментальных, статистических, графических, математических, описательных и других методов, что и обеспечивает системность исследования.

Важным в процессе анализа регионального развития является оценивание(от фр. evaluation - определение цены, стоимости, количества, качества, ценности), которое имеет относительный, сравнительный характер.

Оценивание регионального развития осуществляется для определения:

Соответствия составляющих и факторов регионального развития определенным стандартам, моделям регионального развития на основе определенной системы принципов, методов и критериев с целью своевременного принятия решений и принятия мер относительно обеспечения позитивных или недопущения негативных изменений в регионах.

Наиболее распространены в практике такие подходы к анализу и оцениванию развития регионов.

– дифференцированный: выяснение уровня развития отдельных регионов, отраслей, секторов, объектов и факторов;

– квалиметрический (от лат. qualitas - характер, явление): оценивание качественных составляющих регионального развития с помощью количественных показателей;

– комплексный: охватывание все существенные составляющие и факторы развития регионов;

– индексный: вычисления обобщающего показателя - индекса развития региона, на основании которого формируются рейтинги регионов;

– интегральный: учитывание совместимости и взаимодополняемой отдельных показателей регионов в получении общего конечного результата, а также расчет коэффициентов по показателям удельного веса и значимости отдельных показателей в общем результате;

– динамический: упорядочивание показателей регионального развития за темпами роста;

– параметрический: установка и количественное выражение свойств, функциональных

зависимостей между параметрами элементов системы регионального управления и регионального

развитию;

– сравнительный: сравнение показателей состояния регионов за отдельными сферами, а также пказників развитию регионов во времени;

– рейтинговый: определение места региона за уровнем развития среди других регионов.

Рейтинговый подход реализуется на государственном и международном уровнях. В то же время на государственном, региональном и локальном уровнях анализ и оценивание регионального развития осуществляются за смешанным подходом, то есть могут быть использованы как рейтинговый, так и другие подходы.

В Украине на государственном уровне комплексная оценка социально-экономического развития введена с 2004 г. постановлением Кабинета Министров Украины, в котором развитие регионов рассматривается как результат деятельности местных государственных администраций.

Оценка осуществляется по 81 показателю за 10 направлениями, на которые оказывают влияние местные органы исполнительной власти, в частности такими как:

– экономическое развитие;

– инвестиционная, научная и инновационная деятельность;

– государственные финансы;

– поддержка бизнеса;

– потребительский рынок;

– население и рынок труда;

– жилищно-коммунальное хозяйство;

– образование и здравоохранение;

– уровень преступности;

– экология.

Начиная с 2008 г. оценивается уровень конкурентоспособности украинских регионов

по методологии Всемирного экономического форума(ВЕФ).

Рейтинг регионов определяется на основе статистической информации и данных опросов экспертов по 12 составляющими:

– государственные и общественные учреждения;

– инфраструктура;

– макроэкономическая стабильность;

– здравоохранение и начальное образование;

– высшее образование и профессиональная подготовка;

– эффективность рынка товаров и услуг;

– рынок труда;

– развитость финансового рынка;

– оснащенность новыми технологиями;

– размер рынка;

– уровень развития бизнеса;

– инновационный потенциал.

Для более глубокого оценивания развития и конкурентоспособности регионов следует использовать и другие подходы и методы.

Среди наиболее популярных в мире и в Украине методов анализа состояния территорий есть SWOТ- анализ, который включает анализ сильных(Strenths) сторон, слабых(Weaknesses) сторон, благоприятных возможностей для будущего развития(Opportunities) и потенциальных опасностей, вероятных в будущем(Threats).

Иногда вместо SWOT- анализа используют метод АВС-анализа. Это название является аббревиатурой, которая состоит из первых букв слов,: Аdvantage(преимущество), Ваrrіеr(препятствие), Соntroversial(cпірне). Все известные факторы местного развития группируются по этим трем критериям. Все, что нельзя зачесть к ни одной из групп, отбрасывается как избыточная информация. Для того, чтобы АВС-анализ был более точен, всем факторам присваивается рейтинг важности, как правило, в интервале от 1 до 5.

Основные внешние и внутренние факторы развития регионов и любых территорий выделяются по методике РEST- анализа, где Р - политические факторы, E - экономические, S - социальные, T - технологические.

Метод PESTLE кроме отмеченных четырех факторов включает - правовые (от

legislative) и экологические факторы.

Для установления взаимосвязей между факторами развития регионов с целью планирования регионального развития достаточно эффективным может быть известный на сегодня факторный анализ, который предусматривает выявление причинно-следственных связей относительно развития регионов.

Применение метода факторного анализа основывается на предположении, что показатели есть лишь индикаторами определенных существующих свойств явления, которые непосредственно не измеряются.

Популярным в мире методом относительно оценивания состояния регионов, в частности в контексте разработки эффективных конкурентных стратегий развития, или стратегий, которые строятся на определенных реальных образцах, есть региональный бенчмаркинг - системное и непрерывное сравнение состояния развития определенных сфер, производительности отраслей, качества регионального управления и тому подобное с соответствующими сферами других регионов, в которых они являются конкурентами.

Бенчмаркинг является эффективным методом оценки того, насколько регион адаптируется к переменчивым внешним условиям и использует его возможности. Основными составляющими бенчмаркинга являются:

– определение регионов-конкурентов или регионов-лидеров(образцов) в определенных сферах;

– определение и выбор показателей(индикаторов);

– анализ и оценивание;

– разработка политики развития сфер и отраслей региона.

Одним из перспективных подходов у бенчмаркинга является определение регионов, которые раньше были подобными по развитию (проблемами, экономической структурой, естественными условиями и тому подобное) с состоянием исследуемого региона, но которые достигли успехов в развитии, например путем создания новых видов деятельности, поддержки инноваций, стимулирования предпринимательства.

Таким образом формируется банк данных лучших практик стимулирования регионального развития, которое дает возможность определить необходимые управленческие технологии для другого подобного региона.

Сегодня приобрел особенную популярность кластерный анализ, который дает возможность на основе определенного множества показателей, которые характеризуют объекты экономического развития регионов, объединить их в группы – кластеры (от англ. - гроздь, куст, концентрация, скопление) так, чтобы объекты, принадлежащие к одной группе, были более однородными сравнительно с объектами других групп.

Учитывая роль кластерных структур в обеспечении развития и конкурентоспособности региона, отмеченный подход является прогрессивным. Однако активные процессы самоорганизации более присущи развитым государствам, поэтому в Украине этот подход следует применять лишь в комплексе с другими подходами.

С помощью социологического и экспертного анализа можно определять:

– оценивание населением и предприятиями существующего состояния региона(может быть другим, чем у органов власти; необходимо при формировании стратегий развития региона);

– ожидание граждан относительно будущего состояния региона(важно для планирования мероприятий по развитию региона);

– общественную мысль относительно качества деятельности публичных органов власти (важный фактор

повышение ее эффективности и доверия);

– уровень готовности региональных субъектов взять на себя определенные обязательства относительно развития региона, участия в сетях;

– новые механизмы реализации региональной политики и др.

Достаточно перспективным является оценивание экономического и социального потенциала регионов.

Под экономической оценкой экономического потенциала понимает определение его величины в стоимостном выражении.

На сегодня наименее разработанным в теоретико-методологическом плане, но практически необходимым является обоснование способов оценивания инновационного и институционного потенциалов регионов.

Учитывая, что никакое оценивание не может абсолютно точно отобразить состояние региона, с целью получения более обоснованных результатов целесообразно применять комплекс методов, адекватных целям региональной политики и возможностям субъектов оценивания. Таким образом, в каждом случае формируется отдельная методика оценивания.

С развитием научной мысли и практики некоторые методы меньше используются, зато появляются новые, более адекватные современным условиям. Результативность их использования зависит от организационных, кадровых, материальных и технических возможностей субъектов оценивания. В то же время ключевыми условиями качественного анализа является профессиональность

Государственные механизмы стимулирования экономического развития регионов - средства, рычаги, стимулы, с помощью которых справляется влияние государства на условия функционирования субъектов экономического развития регионов с целью побуждения их к определенным действиям и получению определенных экономических результатов.

В мировой практике для стимулирования экономического развития регионов применяются в основном такие государственные механизмы: институционные, концептуально-правовые, финансовые, материальные, организационно-экономические, организационно-информационные, образовательные.

Эффективность отмеченных механизмов зависит от их достаточного количества, качественной комбинации и интенсивности применения в процессе достижения целей регионального развития, а также от согласованности с факторами реализации, которые в каждом государстве и в каждом регионе будут особенными.

В Украине законодательно определено определенное количество механизмов государственного стимулирования экономического развития регионов. Остановимся на наиболее существенных механизмах и их характеристиках.

Одним из первых целевых механизмов стимулирования экономического развития регионов в государстве стало межрегиональное сотрудничество. В июне в 1993 г. Кабинетом Министров Украины было принято Постановление "О региональном экономическом сотрудничестве Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областей". На современном этапе опять усилилось внимание к межрегиональному сотрудничеству, выдано соответствующее распоряжением Кабинета Министров Украины. Документом предусмотрен ряд мероприятий относительно экономического развития регионов, среди которых:

– организация и проведение экономических национальных и международных форумов, бизнес-встреч, презентаций, выставочно-ярмарочных мероприятий, круглых столов и тому подобное;

– поддержка пограничной торговли;

– заключение новых межгосударственных договоров относительно упрощенного режима таможенно-тарифного

регулирования для товаров, которые поставляются в рамках производственной кооперации;

– создание в регионах индустриальных парков;

– обмен опытом между регионами по вопросам эффективного привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов;

– создание межрегиональной базы данных об объемах спроса и предложении товаров(работ, услуг), которые производятся(выполняются, предоставляются) предприятиями соответствующего региона и др.

Повышение результативности межрегионального сотрудничества существенно зависит, с одной стороны, от его государственного стимулирования, в частности от применения специальных организационных и финансовых механизмов, а с другой - от позитивного опыта этого сотрудничества, который предопределяется в первую очередь осознанием новых возможностей от сочетания региональных потенциалов.

С середины 1990-х гг. в государстве началось создание специальных экономических зон(СЭЗ) и территорий приоритетного развития(ТПР). В 1992 г. для этого был принят Закон Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон". До 2000 г. было принято почти 20 законов по отдельным особенным территориально-хозяйственным образованиям и свыше 30 нормативных актов.

В течение 1995-2000 гг. в Украине было образовано 11 СЭЗ и введен специальный режим инвестиционной деятельности на 9 ТПР в АРК, Волынской, Донецкой, Закарпатской, Житомирской, Луганской, Черниговской, Харьковской и Сумской областях, который охватывал свыше 90 административных районов и городов на 10% территории страны.

В 2005 г. было прекращено предоставление льгот предприятиям СЭЗ и ТПР. С принятием Налогового кодекса в Украине их льготы вообще было отменены. Но в настоящее время в среде ученых и практиков опять разворачивается дискуссия о целесообразности возобновления СЭЗ и ТПР, обеспечения благоприятных условий для их функционирования.

Уже достаточно длительное время в Украине развиваются еврорегионы, которые предусматривают трансграничное региональное сотрудничество между территориальными общинами и/или органами государственной власти пограничных регионов нескольких держал с общей границей. Появление еврорегионов приходится на первую половину 1990-х гг. В этот период были созданы два еврорегиона: "Карпаты" и "Буг", целью создания которых юыло взаимовыгодное сотрудничество между западными областями Украины и соседними регионами Польши, Словакии, Венгрии и Румынии.

На 2013 г. в Украине создано 10 еврорегионов, к участию к которым привлечены Автономная Республика Крым, г. Севастополь и 15 областей Украины: Винницкая, Волынская, Донецкая, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Львовская, Луганская, Николаевская, Одесская, Сумская, Черновицкая, Черниговская, Херсонская, Харьковская области.

В пределах еврорегионов особенное внимание уделяется развитию инфраструктуры пограничных территорий, сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, обеспечению санитарного и экологического благополучия, защиты от чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера, правоохранительной деятельности, торговли, культуры и т.п.

Сегодня значительное внимание со стороны органов публичной власти уделяется созданию трансграничных кластеров как структур, которые способны стимулировать развитие предпринимательской активности путем консолидации усилий местной власти, бизнесовых и научных кругов, общественности, а также других субъектов вокруг общих целей.

Кластеры - это группы независимых компаний и ассоциируемых институций, которые:

– географически сосредоточены в одном или в соседних регионах(территориях), в том числе зарубежных;

– конкурируют и в то же время сотрудничают в общих направлениях;

– специализируются в конкретной сфере деятельности и связаны общими

Общими для участников кластеров могут быть такие цели, как снижение трансакційних расходов и использование новых возможностей развития за счет настроенного взаимодействия, трансферу технологий, рекламы и маркетинга, повышения квалификации работников и др.

По состоянию на конец 2013 г. в Украине соглашения относительно регионального развития заключено относительно шести областей: Донецкой(в 2007 г.), Львовской(в 2008 г.), Волынской(в 2010 г.), Винницкой(в 2010 г.), Ивано-Франковской(в 2010 г.) и Херсонской(в 2010 г.).

Вторым механизмом, который определен Законом Украины "О стимулировании развития регионов", является государственная поддержка депрессивных территорий. Программы преодоления состояния депрессивности территорий должны предусматривать комплекс мероприятий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно стимулирования развития определенных территорий. Вместе с тем до 2013 г. ни одной территории в Украине не было предоставлено статуса депрессивной, поэтому соответствующие программы не разрабатывались.

Финансовое обеспечение реализации отмеченных механизмов предусматривается осуществлять через Государственный фонд регионального развития, созданный в 2012 г. Средства фонда могут также направляться на реализацию: государственных целевых программ и инвестиционных программ (проектов) в части мероприятий регионального развития, государственных программ развития транспограничного сотрудничества, программ и мероприятий социально-экономического развития регионов, включая программы и мероприятия развития отдельных административно-территориальных единиц, в частности малых городов, горных населенных пунктов, и др.

Региональные и местные фонды поддержки предпринимательства, созданное Украинским фондом поддержки предпринимательства сообща с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в регионах Украины, являются целостной государственной системой фондов поддержки предпринимательства, которая построена на единых принципах и использует в своей деятельности унифицированные механизмы в процессе аккумулирования финансовых ресурсов из разных источников, финансового обеспечения реализации мероприятий региональных программ поддержки предпринимательства, контроля за целевым использованием средств и обеспечения возвращения средств, предоставленных субъектам бизнеса, как правило, на возвратной основе.

На 2013 г. такие фонды действуют во всех регионах Украины, однако они еще не имеют существенных ресурсов для ощутимой поддержки развития бизнеса, поскольку областные бюджеты крайне ограничены.

На государственном уровне полномочиями относительно экономического развития регионов наделено Министерство экономического развития и торговли Украины (Минэкономразвития), на региональном и местном уровнях - местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Соответствующие функции выполняют их структурные подразделения - управления экономики. В то же время согласно мировому опыту органы власти несостоятельны самостоятельно стимулировать местное и региональное развитие. Дополняющую, а порою и ведущую роль играют агентства регионального развития.

В феврале в 2010 г. с целью внедрения системных экономических реформ, обеспечения устойчивого экономического развития Украины создан Комитет по экономическим реформам, который является консультативно-совещательным органом при Президенте Украины. Аналогичные структуры созданы и в регионах. Направлениями работы Комитета и его региональных образований является:

– законодательное и институционное обеспечение реформ;

– международная интеграция и сотрудничество;

– региональное экономическое развитие;

– устойчивое экономическое развитие, бизнес-климат и инвестиции;

– технологическая модернизация экономики и развитие инфраструктуры;

- социальной сферы и повышения качества жизни.

При Кабинете Министров Украины с сентября в 2012 г. функционирует Межведомственная координационная комиссия по вопросам регионального развития. Целью ее деятельности является обеспечение согласованных действий центральных и местных органов исполнительной власти во время принятия и выполнения решений относительно государственной региональной политики, социально-экономического развития регионов, отдельных территорий.

С целью принятия обоснованных решений относительно обеспечения развития регионов их органы публичной власти должны формировать собственные информационные системы, которые бы охватывали все административно-территориальные единицы, способствовали формированию и развитию корпоративного виденья стратегического развития и позиционирования региона во внешнем экономическом и информационном пространстве.

Следовательно, в Украине существует определенное количество государственных механизмов стимулирования экономического развития регионов, однако для каждого механизма характерен ряд проблем реализации - финансовых, организационных, кадровых и т.п. Также их комплекс еще является недостаточным учитывая наличие ряда нерешенных заданий в развитии регионов и существующих мировых тенденций экономического развития.

В целом комплекс государственных механизмов развития регионов изменяется, в первую очередь, в зависимости от состояния и темпов развития государства, наполнения государственного и местных бюджетов, а также исходя из институциональной возможности органов публичной власти

Всего на 2013 г. в регионах Украины функционировало 8 технопарков (из 16 зарегистрированных), 7 научных парков, 76 бизнес-инкубаторов, 17 региональных центров научно-технической и экономической информации (ЦНТЕІ).

Технологический парк (технопарк) - юридическое лицо или группа юридических лиц, которые действуют в соответствии с договором о совместной деятельности без создания юридического лица и без объединения вкладов участников технологического парка с целью создания организационных принципов выполнения проектов технологических парков по производственному внедрению наукоемких разработок, высоких технологий и обеспечения промышленного выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции.

В Украине бизнес-инкубаторы имеют разные организационно-правовые формы: общественных организаций, коммунальных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и др., их количество (76) еще не отвечает потребностям инновационного развития стран, ыони также существенно уступают по результатам функционирования аналогичным зарубежным структурам.

Наиболее прогрессивной и всеобъемлющей формой организации научно-производственных комплексов является технополис. Кроме акцента на новые технологии, он предусматривает создание нового поселения в комплекте с научным парком, университетами, технологическим парком, жильем, объектами культуры. В отличие от технопарков и научных парков, технополис - это новая модель города, где инновации являются ведущим фактором его развития.

Под технополисом понимается территориальное образование городского типа, ориентированное на обеспечение наилучших условий для взаимодействия науки, промышленности, коммерческого освоения результатов фундаментальных и прикладных исследований и поддержки малых научно-исследовательских, опытно-производственных предприятий в сфере высоких технологий.

Основной целью создания технополиса является формирование научно-производственной среды для эффективного развития прогрессивных технологий с перспективой на 15-20 лет. На сегодня Мировая ассоциация технополисов насчитывает 84 члена из 43 стран.

Общим инструментом сочетания науки, производства и государственного управления в разных сферах экономики является такой инструмент, как технологическая платформа.

ТЕМА 11: Стимулирование экономического развития регионов

План лекции

1. Современные подходы к анализу и оцениванию экономического развития регионов.

2. Государственные механизмы стимулирования экономического развития регионов.

3. Стимулирование инновационного развития регионов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.131 (0.064 с.)