Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и функции медико-социальной деятельности
Медико-социальная работа - профессиональная деятельность медицинского, психологического и социально-правового характера, созданная на междисциплинарной основе и направленная на сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения [1, с. 15]. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими, психическими отклонениями, а также социально неблагополучных групп населения История практики и теории медико-социальной работы своими корнями уходит в глубинные гуманистические традиции человеческого бытия. Так, в первобытном обществе в эпоху неолита община обеспечивала врачебную помощь больным, старикам и детям. В Древнем Востоке, Месопотамии, Древнем Египте, Вавилоне и других древнейших цивилизациях развивались различные формы оказания медико-социальной помощи населению. Так, в Вавилоне в 1750 г. до н.э. учреждены Коды справедливости-гражданские акты, призывающие людей к заботе о бедных и любви к ближнему. Эти документы являются первыми письменными упоминаниями о социальной работе. В Древней Греции социальная работа рассматривалась как «филантропия»: проявление любви в отношении человека. В Древнем Риме медико-социальная работа отождествлялась с «народной традицией» помощи больным и бедным, а христианское понимание благотворительности рассматривалось как важнейшее направление церковной деятельности, получившая свое развитие в западноевропейской культуре в средние века. Христианская церковь участвовала в оказании помощи больным и нуждающимся, долгое время в странах Западной Европы играла главную роль в общественной и частной благотворительности[2, с.44]. В 90-е годы XIX в. Лондонским благотворительным обществом организовывались лекции, практические занятия по оказанию медико-социальной помощи населению. Таким образом, на данном этапе развития теории и практики медико-социальной работы ее занимались в основном представители различных филантропических движений. В современном обществе развитие медико-социальной работы связывают с расцветом промышленного прогресса. Техническое усовершенствование производства вызвало обострение социальных проблем, проявившихся в виде безработицы, нищеты, преступности и социальных болезней. В конце XIX в. - начале XX в. в странах Западной Европы по данным статистических отчетов резко изменились медико-демографические показатели: снизилась рождаемость, «помолодела» смертность, увеличилось число суицидов и преступлений.
В странах Европы проводились научные исследования в социальной сфере, изучалась причины различных болезней от социальной среды. Научное обоснование медико-социальным процессам сформулировано в трудах немецкого врача А.Гротьяна. В 1940 г. в Оксфордском университете под руководствомДж.А.Райла создан Институт социальной медицины. Основной научной направленностью института было изучение состояния общественного здоровья. Деятельность Института социальной медицины прервана II мировой войной, он выполнял функции военного госпиталя. В послевоенный период повсеместно стали открываться институты, кафедры, научно-исследовательские центры социальной медицины, создавались профессиональные ассоциации и общественные фонды. Под влиянием научных достижений в области социальной медицины в Европе и в Америке отрывались колледжи по подготовке социальных педагогов, социальных юристов, социальных медиков. В США эту профессию стали называть социальной работой, в странах западной Европы - социальной медициной [5 c. 45]. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX в. в Амстердаме, Берлине, Лондоне. В 1899 г. в Амстердаме создан Институт подготовки социальных работников. В начале XX в. в Европе и в Америке действовало 14 школ социальных работников. В западноевропейских странах институты социальной медицины появились в 1960-х годах: в Италии, Франции, Испании, Бельгии, Норвегии, Австрии и Федеративной Германии. Таким образом, повсеместно создавалась инфраструктура медико-социальной помощи населению, к середине XX в. завершилось становление медико-социальной работы. Проведенный анализ литературных источников по теме позволяет выделить основные исторические этапы становления медико-социальной работы: I этап - помощь старикам, детям и немощным в первобытном обществе (от 1 млн. лет назад - до X-V тыс. до н.э.).
II этап - формирование социальной структуры в государствах Древнего мира (от IV тыс. до н.э. - до V в. н.э.). III этап - филантропическая, благотворительная, монастырско-милосердная помощь в период средневековья (от V-X вв. - XI-XV вв.). IV этап - создание системы медико-социальной помощи населению в период технического и промышленного прогресса (от XVII в. - до XVIII-XX вв.). V этап - развитие медико-социального института в современном обществе (XX в. – н.в.) [7, с. 78]. В настоящее время медико-социальная помощь во всем мире оказывается профессионально, т.е. когда в постановке социального диагноза и выбора методов медико-социальной работы руководствуются не общими моральными филантропическими критериями, а научно-обоснованными подходами и технологиями. Во всех странах мира она стала явлением и необходимостью профессиональной помощи нуждающимся, сформированы системы государственной помощи населению, состоящие из социального законодательства; специальных медико-социальных органов и учреждений; учебных заведений по подготовке специалистов по оказанию медико-социальной помощи. В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого направления медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы. Медико-социальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологопедагогического и социальноправового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медикосоциальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность [9, с. 44]. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица. При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов. Таковыми являются: 1. Экосистемность учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме. 2. Полимодальность сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия. 3. Солидарность согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений и учреждений с разной формой собственности. 4. Конструктивная стимуляция отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов. 5. Континуальность непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как процесса с обязательным планированием последовательных этапов деятельности достижения конкретных целей и наблюдающихся значимых изменений статуса и модуса субъектов помощи. Предметом медико-социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации [10, с. 34]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.006 с.) |