Государственный переворот в Москве в августе 1991 г. Провозглашение независимости Беларуси. Ликвидация СССР: разные взгляды и мнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный переворот в Москве в августе 1991 г. Провозглашение независимости Беларуси. Ликвидация СССР: разные взгляды и мнения



 

Ход исторических событий в 1991 г. был логическим продолжением и завершением того, что произошло в предыдущем году. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Он не проводился в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Молдавии и Грузии. Этот «бунт» национальных элит не получил соответствующего реагирования со стороны центральных властей. В референдуме приняли участие 148,6 млн человек, или около 80 % граждан СССР, имевших право голоса. 113,5 млн человек, или 76,4 %, высказались за сохранение СССР. В Беларуси за сохранение СССР проголосовали 82,7 % общего количества выборщиков.

14 августа 1991 г. был напечатан текст нового Союзного договора, который носил противоречивый характер. Подписание договора должно было состояться 20 августа 1991 г. Украина при этом заявила, что не подпишет договор до того времени, пока не примет свою конституцию. Все республики Средней Азии, не информируя Москву, заключили между собой двусторонние соглашения.

Государственный переворот в Москве в 1991 г. 4 августа 1991 г. М.С. Горбачев оставил Москву и уехал отдыхать на крымскую дачу в Форосе. Перед отъездом он дал своему ближайшему окружению поручение готовить введение чрезвычайного положения в ряде регионов СССР. 18 августа 1991 г. представители центра приехали в Форос, ознакомили М.С. Горбачева с составом будущего Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и предложили подписать соответствующий указ. М.С. Горбачев отказался это сделать, чем сразу превратил своих «гостей» в заговорщиков. Это очень напоминало политическую провокацию.

Утром 19 августа 1991 г. все средства массовой информации передали заявление ГКЧП о том, что М.С. Горбачев не может выполнять свои обязанности «по состоянию здоровья», а его полномочия переходят к вице‑президенту Г.Н. Янаеву. Для предотвращения хаоса и анархии в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение. Приостанавливалась деятельность политических партий и организаций, усиливалась цензура, запрещались митинги и демонстрации.

В Москве был объявлен комендантский час, были введены войска, которые не осуществляли никаких действий. Вокруг «Белого дома», где находились органы власти и управления Россией, собирались москвичи, в основном интеллигенция и студенты, строились баррикады. Руководители России в обращении к гражданам назвали ГКЧП «реакционным антиконституционным переворотом» и потребовали созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Своим указом Президент России Б.Н. Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, которые находились на территории России, в том числе КГБ, МВД и Министерство обороны. 21 августа 1991 г. представители ГКЧП вылетели в Форос для встречи с М.С. Горбачевым, однако он их не принял. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Вечером 21 августа 1991 г. М.С. Горбачев вернулся в Москву, полностью отрекся от своих соратников.

Ученые и политики дают неоднозначную оценку событиям 19–21 августа 1991 г. Одни из них считают, что эти события нельзя квалифицировать как «государственный переворот», «путч», «заговор», ибо члены ГКЧП СССР не планировали коренных изменений в государственном строе страны. Они, напротив, старались сохранить существующий конституционный порядок, единое государство, государственный и общественный строй перед угрозой его уничтожения и не сговаривались тайно против президента СССР. Другие (бывший премьер‑министр В.С. Павлов и др.) утверждают, что события 19–21 августа 1991 г. – это «настоящий государственный переворот, хорошо подготовленный и профессионально проведенный Горбачевым – Ельциным по спецзаказу». Главным в «спецзаказе» было разрушение СССР и перевод страны на капиталистический путь развития. Третья группа исследователей считает, что выступление ГКЧП СССР в защиту страны и ее Конституции было неудачным, непрофессиональным. Гэкачеписты оказались пешками в грандиозной провокации, подготовленной и проведенной «мировой закулисой»[20]. Их обманным путем втянули в заведомо провальное мероприятие, которому присвоили категорию «путча» с тем, чтобы обратиться к невозможным в обычной ситуации чрезвычайным мерам по изменению существующего строя. Гэкачеписты, по их мнению, – жертвы великого обмана.

Провозглашение независимости Беларуси. События 19–21 августа 1991 г. ускорили процесс распада СССР. К концу месяца парламенты Эстонии, Латвии, Украины, Молдовы, Азербайджана, Киргизии и Узбекистана приняли постановления о государственной независимости. 25–26 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла закон «О придании статуса конституционного закона

Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон о названии Белорусской ССР, в соответствии с которым она стала называться Республика Беларусь, а в сокращенных названиях – Беларусь. Герб «Погоня» и бело‑красно‑белый флаг стали государственными символами Республики Беларусь.

23 августа 1991 г. некоторые депутаты Верховного Совета РСФСР в резкой форме потребовали от М.С. Горбачева распустить КПСС. М.С. Горбачев добровольно оставил должность Генерального секретаря ЦК КПСС и распустил Центральный Комитет партии. Указами Б.Н. Ельцина в августе 1991 г. деятельность КПСС и КП РСФСР приостанавливалась, а в ноябре этого же года была запрещена, их имущество подлежало конфискации. В августе 1991 г. Верховный Совет Беларуси временно приостановил деятельность КПБ на территории республики. Ее имущество было передано в собственность государства. Была уничтожена политическая сила, которая противостояла новым властям в осуществлении политики капиталистической реставрации и на единстве которой держалось единство и неделимость СССР.

Ликвидация СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (в Вискулях Пружанского района Брестской области) руководители России, Беларуси и Украины (Б. Ельцин, С. Шушкевич, Л. Кравчук), игнорируя волю своих народов, выраженную на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 г., денонсировали договор 1922 г. об образовании СССР и тем самым окончательно уничтожили великую и могучую державу. Этот государственный переворот был осуществлен с согласия Президента СССР М. Горбачева. Советский Союз прекратил свое существование. На руинах СССР было создано аморфное, нежизнеспособное Содружество Независимых Государств. Документы встречи в Вискулях были одобрены Верховными Советами России, Беларуси и Украины, большинство депутатов которых составляли бывшие коммунисты.

21 декабря 1991 г. на встрече в Алма‑Ате руководители 11 республик бывшего СССР подписали Декларацию в поддержку Беловежского соглашения. Членами СНГ стали все бывшие союзные республики, кроме Литвы, Латвии и Эстонии.

Утверждения некоторых ученых и политиков о том, будто Советский Союз разваливался сам, доживал последние дни, а те, кто собрался в Беловежской пуще, только сделали надпись на могильной плите СССР, как и утверждение о том, будто СССР был империей, являются мифами, запущенными в народ для дискредитации многонациональной страны и оправдания действий тогдашних руководителей Беларуси, России и Украины. На референдуме 17 марта 1991 г. народ высказался за сохранение СССР, а воля народа – это самый важный аргумент в пользу существования страны, у которой были, безусловно, проблемы и трудности. Более того, в 1922 г. провозгласили СССР не только БССР, РСФСР и УССР, но и Закавказская Федерация. Представителей Армении, Азербайджана и Грузии, как и других союзных республик, в Беловежскую пущу не пригласили.

Большинство ученых и политиков оценивают Беловежские соглашения об окончательном уничтожении СССР и создании СНГ как государственный переворот и сравнивают его с августовским путчем 1991 г. На белорусской земле было совершено преступление, акт предательства в отношении СССР и его народов. Это коллективное предательство осуществили прежде всего высшие руководители стран, работники партийного аппарата, идеологические вожди и представители интеллектуальной элиты. А чтобы оправдать предательство, был придуман «идеологический камуфляж», который вынудил значительную часть населения воспринимать его как ошибки советского руководства и лично М.С. Горбачева.

Для сохранения СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик требовалась в первую очередь политическая воля российского руководства во главе с Б.Н. Ельциным. Однако своими действиями руководство России наносило мощные удары по СССР, стимулируя укрепление центробежных сил, распад и хаос. Поэтому, считают исследователи, ответственность за развал СССР несут в одинаковой степени М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин, а также их соратники. Каждый из них с учетом обстоятельств и времени делал одно дело. Политика перестройки ослабила СССР до такой степени, что дальнейшее его существование становилось проблематичным. Новоогаревские «посиделки» как тактический маневр отвлекали внимание и успокаивали народ, притупляли в нем предчувствие беды, навстречу которой шла страна. В то же время сепаратистские настроения национальных элит усиливались. После августовского путча 1991 г. инициатива в развале СССР перешла к Б.Н. Ельцину, который завершил то, что начал М.С. Горбачев.

В связи с прекращением существования СССР 25 декабря 1991 г. президент СССР М.С. Горбачев сложил полномочия. Над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским. Перестройка, которую М.С. Горбачев и его «команда» начинали «за здравие социализма», закончилась «за упокой его души».

Причины краха советского государственного и общественного строя. Крах советского государственного и общественного строя был обусловлен, во‑первых, серьезными ошибками и просчетами КПСС, допущенными при разработке и проведении политики перестройки. Отсутствовала конкретная, научно обоснованная программа обновления советского общества, не были тщательно определены цели и задачи, окончательные результаты. Это позволило на практике лозунг «Больше демократии, больше социализма» незаметно для народа заменить лозунгом «Больше капитализма, больше разрушительной демагогии». Видя негативные процессы, происходящие в стране, значительная часть народа стала обвинять КПСС, партийную элиту и всех тех, по чьей инициативе началась перестройка. Социалистические идеалы в глазах миллионов обесценивались, авторитет КПСС катастрофически снижался.

Во‑вторых, негативные процессы и явления в общественной жизни сопровождались мощной пропагандистской кампанией по дискредитации КПСС, Советского государства, советского образа жизни, достижений страны. Эта кампания осуществлялась при попустительстве и помощи, а иногда и личном участии высших партийных и государственных руководителей страны – М. Горбачева, Б. Ельцина, А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, И. Силаева, В. Бокатина и др.

В‑третьих, много сделала для разжигания антисоветской и антикоммунистической истерии часть научной, творческой и технической интеллигенции. Идеологам «американизации» страны удалось методом социальной демагогии разобщить трудящихся, вызвать колебания и готовность к крайним действиям. Людей вынудили поверить, что те, кто не изменил своим взглядам, – это реакционеры, консерваторы, заслуживавшие презрения, а те, кто за один день изменил взгляды, «перекрасился» – это настоящие герои, новые борцы за «светлое будущее народа». Пропагандистские усилия оппозиции и ренегатов‑коммунистов обеспечили им существенные дивиденды.

В‑четвертых, был подорван авторитет КПСС, ослаблено ее политическое влияние, что во многом объясняется оторванностью ее верхов от народа и многомиллионной армии рядовых коммунистов, протекционизмом, взяточничеством, коррупцией, замкнутостью партийной иерархии, широким распространением бюрократизма в работе, недемократичностью кадровой политики, грубым подавлением инакомыслия. Ошибки в руководстве выдавались за всеобщую некомпетентность и бездарность партократов, а недостатки в развитии социально‑экономической и духовно‑моральной сфер – за трагедию и катастрофу страны. Часть населения это приняло за правду.

И наконец, необходимо отметить, что во время суровых испытаний генсек, Политбюро и Секретариат ЦК КПСС предали свою партию. Они не обратились к КПСС и народу, не сделали даже попытки созвать съезд партии или пленум ЦК КПСС, никак не противостояли антиконституционным акциям президентов СССР и России и их окружения. Вершиной идейного и политического предательства (умышленного или неумышленного), не имеющего аналогов в истории, явились отказ в той трагической для КПСС ситуации М. Горбачева от полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС и подписание противоправного указа о приостановлении деятельности КПСС. Ничего не делали местные партийные комитеты и послушные члены партии: капитуляция была массовой.

 

§ 2. Общественно‑политическая жизнь Республики Беларусь на рубеже XX–XXI вв.

 

Республика Беларусь – президентская республика. 1992–1994 годы – период жесткой политической борьбы в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни, государственного строительства, будущего союза с Россией.

Шли дебаты о том, какой республикой должна быть Беларусь: президентской или парламентской. В этой дискуссии возрастал политический авторитет председателя парламентской комиссии по борьбе с коррупцией А.Г. Лукашенко.

15 марта 1994 г. Верховный Совет республики принял новую Конституцию – Основной закон Республики Беларусь. Согласно Конституции Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, обладающим главенством и полнотой власти на своей территории. В республике была введена президентская форма правления.

Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. Для обеспечения эффективной государственной политики была создана подчиненная всенародно избранному Президенту сквозная вертикальная структура, включающая исполнительные и распорядительные органы как в центре, так и на местах.

В целях решения отдельных спорных вопросов, которые ставила политическая оппозиция и которые имели принципиальное значение для обеспечения согласия в обществе, по инициативе Президента Республики Беларусь и в соответствии с его предвыборной платформой (обеспечение суверенитета Республики Беларусь, экономической и политической стабильности, борьба с коррупцией и преступностью, улучшение материального благосостояния народа) 14 мая 1995 г. был проведен республиканский референдум. Белорусский народ поддержал предложения руководителя государства о придании русскому языку равного статуса с белорусским, развитии экономической интеграции с Российской Федерацией, установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь. Герб «Погоня» и бело‑красно‑белый флаг на референдуме народом не были признаны национальными государственными символами.

Во‑первых, как свидетельствуют первоисточники, герб «Погоня» был известен как герб Великого Княжества Литовского уже в XIII в. Однако это не дает оснований утверждать, что он является белорусским национальным и государственным символом, поскольку Великое Княжество Литовское не было только белорусским государством, как пишут некоторые историки, а являлось полиэтническим государством четырех основных народов – белорусского, литовского, русского и украинского, поэтому и герб «Погоня» можно считать историческим символом этих четырех народов.

Во‑вторых, герб «Погоня» – это рыцарский символ воинской славы, военной мощи, изображение народной традиции погони, которая была характерна не только для белорусов или литовцев, а для всех тех, кто воевал, подвергался нападениям и бросался в погоню за побежденным врагом или врагом, отступавшим без битвы. А так как в те времена (XII–XIV вв.) воевали почти все – и народы Запада, и народы Востока (а не только белорусы или литовцы), то и традиция народной погони была традицией восточнославянских народов и западноевропейцев, а изображение погони встречается и на Востоке, и на Западе.

В‑третьих, герб «Погоня» не имел всебелорусского распространения, о чем свидетельствует следующее. Среди 47 гербов губерний и городов Беларуси, приведенных в Белорусской Советской Энциклопедии, только 11 имели изображение «Погони». В XVI–XVIII вв. из 70 гербов городов Беларуси знак «Погоня» был только в 5 гербах – Могилева, Лепеля, Дриссы, Черикова и Липнишек.

В‑четвертых, герб «Погоня» возник исторически, он целиком принадлежит седому феодальному прошлому. Как факт нашей истории герб «Погоня» может использоваться в прозе, стихах, кинолентах, театре, музыке, архитектуре, вообще в жизни белорусского народа, как и других народов. Как культурно‑исторический знак герб «Погоня» – чистый, как государственно‑политический символ – запятнанный, так как в 1941–1944 гг. находился в руках предателей, карателей и врагов белорусского народа. А что как государственный герб может символизировать сегодня этот феодальный знак «Погоня»? Агрессивность, воинственность, месть, погоню, теократичность государства? Нет, это не входит в менталитет белорусского народа.

Еще менее исследованной является проблема происхождения бело‑красно‑белого флага. Документов почти никаких нет. Есть только публикации тех, кто под этим флагом сражался за буржуазное будущее Беларуси. Среди них предатель Г. Островский (в годы Великой Отечественной войны служил оккупантам, возглавлял Белорусскую центральную раду). В иностранном журнале «Белорусская думка» (1965, № 7) он утверждал, что «впервые вопрос о гербе и флаге обсуждался на заседании Белорусского национального комитета в Минске в марте 1917 г. Именно в то время решили использовать “Погоню” и известный флаг, образец которого был принят тогда же. На флаге сделали надпись “Няхай жыве вольная Беларусь”». Как свидетельствует информация журнала, бело‑красно‑белого флага до того времени у белорусов не было.

Более подробная справка дана в статье Г. Ольгердича (белорусский коллаборационист периода Великой Отечественной войны А. Адамович) в газете «Раніца» (место издания – Берлин) за 26 ноября 1944 г. В ней написано: «Происхождение нашего сегодняшнего бело‑красно‑белого флага сравнительно недавнее и связано с революционным временем 1917 г. потому, что вопрос об общенациональном или государственном флаге в прошлом был неисследован. А нашим национальным деятелям 1917 г. и совсем неизвестен. Пришлось им выступить в этой области свободными творцами. В результате этого творчества сразу появился одноцветный белый флаг. Наверное, в признании его национальным флагом руководствовались расшифровкой самого названия Беларусь. Однако вскоре выявилось несоответствие такого одноцветного белого флага: он слишком бросался в глаза на фоне революционного понимания символики цветов (красное – цвет революции, белое – цвет контрреволюции). К тому же издавна имел международное значение знака сдачи, капитуляции на войне. Поэтому вскоре посредине белого полотнища флага была проведена красная, “революционная” полоса. Так и появился наш сегодняшний флаг».

Статья А. Адамовича была напечатана в 1944 г., когда были еще живы многие белорусские деятели 1917–1920 гг., деятели Белорусской Народной Республики, которые могли не согласиться, поправить автора, если бы была напечатана неправда.

Таким образом, герб «Погоня» и бело‑красно‑белый флаг являются не национальными символами, а символами борьбы за власть определенных политических сил, не поддержанных большинством белорусского народа. Герб «Погоня» и бело‑красно‑белый флаг – символы буржуазной Беларуси, красно‑зеленый флаг с белым орнаментом и герб с серпом и молотом – символы Советской Социалистической Беларуси.

Выбирая символы нового государства – Республики Беларусь, большинство народа исходило из того, что государственные герб и флаг должны быть незапятнанными, чистыми, не связанными с преступлениями и геноцидом периода Великой Отечественной войны. На референдуме 1995 г. большинство народа высказалось за новую символику, представляющую собой несколько измененную государственную символику Советской Беларуси.

Политическая оппозиция, в том числе часть депутатов Верховного Совета и членов Конституционного Суда Республики Беларусь, выступила против курса, избранного А.Г. Лукашенко и большинством белорусского народа. Политическая напряженность в обществе возросла.

19‑20 октября 1996 г. в Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание, на котором с докладом «Только народ имеет право решать свою судьбу» выступил А.Г. Лукашенко. Делегаты собрания, представлявшие народ Беларуси, одобрили внутреннюю и внешнюю политику, которую проводило руководство страны.

24 ноября 1996 г. в Минске состоялся инициированный Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко республиканский референдум. Белорусский народ проголосовал за принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными А.Г. Лукашенко, высказался против свободной, без ограничений купли и продажи земли, против отмены смертной казни в Республике Беларусь.

На республиканском референдуме было поддержано предложение А.Г. Лукашенко о перенесении Дня независимости Республики Беларусь (Дня Республики) с 27 июля на 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне. День 27 июля в памяти людей связывается с некоторыми мрачными событиями в отечественной истории. 27 июля 1942 г. палач белорусского народа гауляйтер В. Кубе поддержал белорусских предателей и выдал распоряжение, позволявшее «при различных торжествах и для распознавания национальности белорусской рядом с немецкими знаками на домах вывешивать и носить бело‑крас‑но‑белый флаг и герб “Погоня”». Именно в этот день ‑27 июля (случайно или преднамеренно) 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Беларуси. С этим днем и с этим документом большинство народа связывает шаг не только к независимости Беларуси, но и к развалу великого и могучего государства – Советского Союза. Белорусский народ отказался от того, чтобы день 27 июля и далее считать своим главным государственным праздником – Днем независимости Республики Беларусь (Днем Республики).

В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо однопалатного Верховного Совета было сформировано двухпалатное Национальное собрание. Оно состоит из Палаты представителей и Совета Республики. Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнительной власти является премьер‑министр правительства, расширены права и полномочия Совета Министров.

18 мая 2001 г. в Минске состоялось второе Всебелорусское народное собрание. На нем с докладом «За сильную, процветающую Беларусь» выступил А.Г. Лукашенко. Собрание подвело итоги выполнения «Основных направлений социально‑экономического развития страны на 1996–2000 гг.», принятых первым Всебелорусским народным собранием в 1996 г. Была обсуждена и одобрена Программа социально‑экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.

В 2000 г. прошли свободные демократические выборы депутатов двухпалатного Национального собрания Республики Беларусь. 9 сентября 2001 г. Президентом Республики Беларусь на новый 5‑летний срок избран А.Г. Лукашенко.

В 2002 г. были утверждены музыка и слова Гимна Республики Беларусь. Автором музыки является композитор Н. Соколовский, авторами слов – поэты Н. Климкович и В. Коризна.

17 октября 2004 г. состоялся инициированный Президентом республиканский референдум и свободные демократические выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Был сформирован также новый состав Совета Республики Национального собрания. На основе голосования на республиканском референдуме из статьи 81 Конституции Республики Беларусь была исключена его вторая часть: «Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». Тем самым преобладающее большинство белорусского народа согласилось с тем, чтобы А.Г. Лукашенко наравне с другими кандидатами мог баллотироваться во время выборов 2006 г. на должность Президента Республики Беларусь.

2‑3 марта 2006 г. в Минске состоялось третье Всебелорусское народное собрание, на котором с докладом «Государство для народа» выступил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Собрание подвело итоги социально‑экономического развития страны в 2001–2005 гг. и утвердило Программу социально‑экономического развития страны на 2006–2010 гг.

19 марта 2006 г. в результате свободных демократических выборов Президентом Республики Беларусь на новый 5‑летний срок был избран А.Г. Лукашенко.

28 сентября 2008 г. состоялись выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Представители международных и региональных организаций, осуществлявшие контроль за ходом выборов, отметили их прозрачность, открытость и демократичность. Ни один из членов белорусской оппозиции не был избран депутатом Палаты представителей. Был сформирован новый состав Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, полностью обновлено руководство обеих палат белорусского парламента.

6‑7 декабря 2010 г. в Минске состоялось четвертое Всебелорусское народное собрание, на котором были подведены итоги выполнения Программы социально‑экономического развития Республики Беларусь в 2006–2010 гг. и одобрены основные положения Программы социально‑экономического развития страны на 2011–2015 гг.

В соответствии с Конституцией страны 19 декабря 2010 г. состоялись свободные демократические выборы Президента Республики Беларусь. За ходом выборов осуществляли наблюдение представители стран Содружества Независимых Государств, Европейского Союза, других стран мира, а также представители политических партий и общественных объединений Республики Беларусь. Абсолютное большинство наблюдателей отметили прозрачность, открытость и демократичность выборов. Исключение составили отзывы официальных чиновников Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые наблюдали за ходом выборов. За действующего Президента Республики Беларусь проголосовало почти 80 % избирателей, его конкуренты (их было 9) собрали вместе только около 12 % голосов.

Выборы Президента Республики Беларусь были омрачены несанкционированным властями шествием белорусской оппозиции во главе с некоторыми кандидатами в президенты и их попыткой совершить антиконституционный государственный переворот. Массовые беспорядки в Минске были организованы ночью с 19 на 20 декабря 2010 г. Антиконституционные действия белорусской оппозиции и ее руководителей по понятным причинам (белорусский народ избрал своим Президентом не прозападного политика) получили поддержку со стороны Европейского Союза и США, что является грубым вмешательством во внутренние дела суверенной Республики Беларусь.

На протяжении 2011 г. белорусская оппозиция в лице своих представителей, а также ее зарубежные спонсоры пытались оказывать давление на власти Республики Беларусь с целью амнистирования погромщиков декабрьской ночи 2010 г., привлеченных к уголовной ответственности за совершенные преступления. Принципиальная позиция белорусских властей по данному вопросу такова: «В Республике Беларусь все равны перед Законом. Совершившие преступления должны отвечать по Закону».

23 сентября 2012 г. состоялись выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Из 110 депутатов Палаты представителей 109 депутатов были избраны в первом туре. Депутатский корпус обновился почти полностью – только 21 депутат из прежнего созыва продолжает работу. Большинство оппозиционных партий бойкотировали выборы. Ни один представитель оппозиционных партий и независимых кандидатов в Палату представителей не прошел. Наблюдатели СНГ сочли выборы прозрачными, открытыми и соответствующими демократическим нормам. Наблюдатели ОБСЕ, не имея единых общеевропейских стандартов и правил избирательных кампаний, традиционно, субъективистским путем «обнаруживали недостатки». Среди них – «необъективность при регистрации кандидатов», «ухудшение прозрачности подсчета голосов», «произвольная интерпретация избирательного законодательства и пристрастность Центризбиркома», «одностороннее освещение выборов в центральных средствах массовой информации», а также то, что «избиратели не имели возможности сделать осознанный выбор» и др. Несмотря на предвзятость и тенденциозность экспертов ОБСЕ при оценке ими белорусских выборов, власти Республики Беларусь в 2013 г. приняли меры по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.037 с.)