Собор Святого Петра. Фасад. XVII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собор Святого Петра. Фасад. XVII в.



Ватикан. Рим.

СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ

Когда-то на этом месте стояла древняя христианская базилика IV в. Она обветшала и уже не могла служить главным храмом Рима — города апостола Петра, центра католического мира. Собор, кото­рый задумал построить Браманте, в плане представлял греческий (т. е. равноконечный) крест, вписанный в квадрат. Центром здания был большой купол, по диаметру почти равный куполу Брунеллески во флорентийском соборе Санта-Мария дель Фьоре.

Браманте успел возвести храм только до высоты могучих арок. После его смерти в строительстве последовательно участвовали Ра­фаэль, Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младший. Оно затянулось на долгие годы, а затем и совсем прекратилось. В 1546 г. работы возобновились, ими руководил Микеланджело. Зодчий не­сколько изменил первоначальный план здания. Дальнейшая судь­ба собора относится уже к XVII столетию.

 

Джованни Паоло Паннини. Внутри храма Святого Петра. Середина XVIII в. Национальная галерея, Вашингтон.

Картина даёт представление об интерьере собора Святого Петра двухсотпятидесятилетней давности.

В 1505 г. приступили к созданию дворцового комплекса в Ватикане. Браманте намеревался построить систему дворцовых зданий и дворов, начиная от двора Сан-Дамазо до Бельведера. Маленький Темпьетто был исключением в римской прак­тике Браманте, тяготевшего к огром­ным масштабам зданий. Например, парадный двор Бельведер прости­рался почти на триста метров и, сле­дуя единой продольной оси и рель­ефу местности, располагался на грех террасах, завершаясь мощной полу­круглой нишей-экседрой.

Бельведер служил для турниров, шествий, праздничных зрелищ. Но при жизни Браманте это колоссаль­ное сооружение было возведено не полностью; ныне двор расчленён зданиями, возведенными позднее.

Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме. В этом здании должна была получить самое совершенное воплощение идея цен­трально-купольного храма.

АНДРЕА ВЕРРОККЬО

Андреа Верроккьо (1435 или 1436 — 1488) — один из круп­нейших скульпторов Возрож­дения. В своём творчестве он сочетал утончённый аристо­кратизм и реалистические ис­кания. Менее известен Андреа Верроккьо как живописец. Из произведений скульптуры у Верроккьо наиболее знамени­ты бронзовая статуя «Давид» и конный монумент из бронзы кондотьера Бартоломео Коллеони.

Андреа Верроккьо.

Давид. XV в. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

В классическом стиле Высокого Возрождения строились многие цен­трально-купольные храмы, дворцы и виллы. Со второй трети XVI столе­тия из-за кризиса гуманистического мировоззрения возникло несколько течений в зодчестве.

АНДРЕА ПАЛЛАДИО

Андреа Палладио (1508—1580) — крупнейший ренессансный архи­тектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Он родился в Падуе, большое влияние на него оказали североитальянские гумани­сты. Поэт Джанджорджо Триссино из Виченцы, учитель Андреа ди Пьетро делла Гондола, дал ему имя Палладио (от греческой богини Афины Паллады), потому что считал этого юношу способным возродить красоту и мудрость древних греков. Для изучения античных памятников Палладио неоднократно посещал Рим, а также Верону, Сплит в Хорва­тии, Ним во Франции. Палладио за­ложил принципы зодчества, кото­рые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII вв. и получили название палладианства. Свои идеи Палладио изло­жил в теоретическом труде «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.). Композиции Палладио исполнены естественности, покоя, завершён­ности, строгой упорядоченности; ясна и целесообразна планировка зданий, связанных с окружающей средой. Постройки Палладио укра­сили Виченцу, Венецию и прилега­ющие к ним загородные местности. Виченца считается городом Пал­ладио. Его первое крупное здание здесь — Базилика (1549 г.), основой которой стала ратуша XIII в. Архи­тектор заключил старую постройку в двухъярусную ордерную аркаду из белого мрамора. Зодчий часто строил в Виченце дворцы и загород­ные виллы. Важную роль он отводил в них фасаду. Например, фасад па­лаццо Кьерикати (1560 г.), вытянутого вдоль площади, после Базилики самого монументального сооруже­ния в Виченце, буквально пронизан воздухом. Нижний этаж его занима­ет сплошная мощная колоннада — галерея; на верхнем этаже глубокие лоджии расположены по углам.

Опоясывающие Виченцу виллы, построенные Палладио, разнообраз­ны. Но их объединяют общие прин­ципы, отвечающие требованиям удобства, чувству меры, симметрии и свободы композиции, гармонично связанной с окружающей природой. Самая знаменитая вилла «Ротонда» (1551 — 1567 гг.) близ Виченцы — первое центрально-купольное зда­ние светского назначения. Блестяще найденное Палладио композицион­ное и пластическое решение «Ротон­ды» послужило в будущем прообра­зом для многих храмов и мавзолеев. Белая вилла стоит на холме, в доли­не, в чудесной живописной местно­сти. Она представляет собой в плане

Андреа Палладио.

Палаццо Кьерикати

XVI в.

Виченца.

Андреа Палладио.

Вилла «Ротонда». XVI в.

Андреа Палладио.

Палаццо Гарцони. XVI в.

квадрат с вписанным в него круглым залом, перекрытым куполом. На каж­дой стороне кубического здания на­ходятся фронтонные портики с вы­несенными вперёд лестницами. В склонах холма скрыты хозяйствен­ные помещения.

В Венеции Палладио воздвиг церкви Сан-Джорджо Маджоре (на­чата в 1565 г.) и Иль Реденторе (1577—1592 гг.), которые в плане имеют форму латинского креста. Расположенная на острове того же названия церковь Сан-Джорджо Маджоре включила в центральный ансамбль Венеции водное простран­ство лагуны, завершив своим силу­этом важнейшие аспекты города.

Последнее произведение Палладио в Виченце начато в год его смерти. Teaтp «Олимпико» (1580 г.) — первое монументальное театральное здание в Италии. Строительство завершил архитектор Скамоцци. Палладио использовал здесь тип римского театра, хотя и придал зри­тельному залу не круглую, а эллип­совидную форму. И этот обнесён­ный колоннадой овал, и фасад сцены украшены многочисленными статуями. На сцене находятся посто­янные декорации, изображающие пять расходящихся, застроенных дворцами и домами улиц. Есть что-то волнующее, торжественное и пе­чальное в тихом пустом простран­стве театра, некогда поражавшего воображение своими волшебными зрелищами.

Постройки и архитектурные идеи Палладио оказали сильнейшее влияние на последующее развитие европейского зодчества, особенно в Англии, Франции и России.

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Всеобъем­лющий характер деятельности это­го великого художника и учёного стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные руко­писи из его наследия. Леонардо по­священа колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Леонардо да Винчи родился в се­лении Анкиано близ Винчи, недале­ко от Флоренции; он был внебрач­ным сыном зажиточного нотариуса и простой крестьянки. Заметив не­обычайные способности мальчика в живописи, отец отдал его в мастер­скую Андреа Верроккьо. В картине учителя «Крещение Христа» фигура одухотворённого белокурого ангела принадлежит кисти молодого Лео­нардо.

Среди его ранних работ картина «Мадонна с цветком» (1472 г.). В от­личие от мастеров XV в. Леонардо отказывался от повествовательности, использования деталей, которые отвлекают внимание зрителя, на­сыщенного изображениями фона. Картина воспринимается как про­стая, безыскусная сцена радостного материнства юной Марии. Две круп­ные фигуры заполняют всё прос­транство картины, лишь за окном в тёмной стене видно чистое холод­ное голубое небо. Запёчатлён кон­кретный момент: мать, сама ещё ла­сковая и живая девочка, протягивает, улыбаясь, своему ребёнку цветок и

наблюдает, как серьёзный малыш внимательно рассматривает незна­комый предмет. Цветок связывает обе фигуры между собой.

Леонардо много эксперименти­ровал в поисках различных составов красок, он одним из первых в Ита­лии перешёл от темперы к живопи­си маслом. «Мадонна с цветком» ис­полнена именно в этой, тогда ещё редкой, технике.

Работая во Флоренции, Леонардо не находил применения своим си­лам ни как учёный-инженер, ни как живописец: изысканная утончён­ность культуры и сама атмосфера двора Лоренцо Медичи остались ему глубоко чуждыми.

Около 1482 г. Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Мастер рекомендо­вал себя при этом в первую очередь как военного инженера, зодчего, специалиста в области гидротех­нических работ и только потом как живописца и скульптора. Однако первый миланский период твор­чества Леонардо (1482—1499 гг.) оказался наиболее плодотворным. Мастер стал самым известным ху­дожником Италии, занимался архи­тектурой и скульптурой, обратился к фреске и алтарной картине.

Не все грандиозные замыслы, в том числе и архитектурные проек­ты, Леонардо удавалось осущест­вить. Выполнение конной статуи Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро, продолжалось (с перерывами) более десяти лет, но она так и не бы­ла отлита в бронзе. Глиняная модель монумента в натуральную величину, установленная в одном из дворов герцогского замка, была уничтожена французскими войсками, захватив­шими Милан.

Это единственное крупное скульп­турное произведение Леонардо да Винчи получило высокую оценку современников. Представление о статуе можно составить на основа­нии рисунков, запечатлевших раз­ные варианты и этапы работы над ней. Первоначально статуя изобра­жала всадника в стремительном движении, на вздыбленном коне,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.011 с.)