Политико-правовое учение А.Н. Радищева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение А.Н. Радищева



Радищев А.Н. (1749-1802 гг.)родился в Саратовской губернии в дворянской семье, обладавшей большими земельными владениями. Свой личный долг перед отечеством он усматривал в борьбе с крепостничеством и самодержавием. Этой теме посвящено его знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».
Термин «самодержавие» Радищев уже употреблял в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Он рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее Человеческому существу». Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организацией власти. Он не верит в возможность появления на троне просвещенного монарха.
Причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве.
Радищев критикует современное ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность. Социальный идеал Радищева - общество свободных и равноправных собственников. Земля должна быть предана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. В таком обществе социальные привилегии отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями.
Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление. По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления. Концепцию разделения властей он не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России он видел в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются в «свободе»:

1. мысли;

2. слова;

3. деяния;

4. в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах;

5. в праве собственности;

6. быть судимым себе равными.

Организация правосудия он представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные. Он считает необходимым отмену смертной казни и смягчении суровых санкций. Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия все народов.
Резюме.
Программная проблематика этих учений обусловлена феодально-крепостническим строем в России; центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. По способам общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль Росси прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии, юридического и теологического мировоззрения.
Общие интересы господствующих дворян-помещиков выражены идеологией «просвещенного абсолютизма». Характерная черта политико-правовой идеологии «просвещенного абсолютизма» - резкое, порой вопиющее противоречие между логико-теоретической основой, взятыми Просвещением прогрессивными теоретическими посылками и апологией крепостничества. Продолжала разрабатываться система доводов, обосновывавших самодержавие, для чего использовались произвольно подобранные или искаженные идеи Просвещения.
Во второй половине XVIII в. зарождается российский либерализм, который делает упор на упорядочение законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности правопорядка. Наиболее значительное событие истории русской политико-правовой идеологии второй половины XVIII в. – возникновение революционно-демократической теории. Основные представители этого периода: Радищев, Новиков, Козельский.
Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие сокрушительной критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы, определил позитивную программу антифеодальной революции. Творчество Радищева сильно повлияла на деятелей русского освободительного движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.022 с.)