Обрезание и принесение Христа в иерусалимский храм. Поклонение волхвов. Бегство в Египет, избиение младенцев, поселение в Назарете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обрезание и принесение Христа в иерусалимский храм. Поклонение волхвов. Бегство в Египет, избиение младенцев, поселение в Назарете.



 

Обрезание и Сретение Господне

Лк. 2, 2-30

 

Прошло семь дней после рождения Богомладенца. За это вре­мя Святое Семейство, вероятно, из вертепа переселилось в один из вифлеемских домов.

На восьмой день, по обычаю иудейскому, над Младенцем было совершено обрезание, и Ему дали имя Иисус. А на сороко­вой день праведный Иосиф и Божия Матерь пошли в Иеруса­лим, чтобы совершить еще один древний обряд: принести Бого­младенца в храм и посвятить Его как первенца Господу. Там, в храме, они должны были принести в жертву Богу двух гор­лиц или двух птенцов голубиных, как требовалось по закону. В Иерусалиме в это время жил древний старец Симеон, кото­рый был известен, как человек благочестивый, исполненный Духа Святого, ожидающий рождения Мессии. Ему было пред­сказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Хрис­та Господня.

И вот, явившись однажды по вдохновению в храм, Симеон встретил там Того, Кого ожидал всю свою долгую жизнь. Он увидел на руках Богоматери Младенца Иисуса, в Котором узнал обещанного Израилю Мессию. Пораженный и обрадованный встречей, Симеон принял в свои объятия Святого Младенца и, благословив Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Влады­ко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвеще­нию язычников и славу народа Твоего Израиля».

Божия Матерь и Иосиф с удивлением слушали слова Симео­на, а старец, благословив их и обращаясь к Святой Деве, добавил: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и восстание многих в Изра­иле и в предмет пререканий, ¾ и Тебе Самой оружие пройдет ду­шу, ¾ да откроются помышления многих сердец».

Это была одна из встреч, исполненных символического значе­ния: два мира встретились лицом к лицу. Старец Симеон симво­лизировал собой окончание Ветхого Завета с его верой и надеж­дой, а Богомладенец Иисус - Основатель Нового благодатного со­юза человека с Богом. Этими словами Симеон предсказал, что за и против Христа в мире будет вестись постоянная духовная борь­ба и что Сама Пресвятая Дева испытает много материнского горя и острых, как оружие, страданий.

Тут же в храме присутствовала св. Анна пророчица, вдова вось­мидесяти четырех лет, которая всегда пребывала в храме, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Увидев Младенца Иисуса и ус­лышав пророчество о Нем Симеона, она прославила Бога и стала рассказывать всем в Иерусалиме о рождении Мессии – Христа.

Когда Иосиф и Святая Мария совершили все по закону Господню, они возвратились в Галилею, в свой город Назарет. Но, прожив некоторое время в Назарете, Иосиф и Дева Мария решили переселиться в Вифлеем, где родился их Божествен­ный Младенец. Так как поклонение волхвов не могло совер­шиться до Сретения, то можно предположить, что Святое Се­мейство переселилось из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме Ио­сиф, вероятно, приобрел себе жилище и по-прежнему работал плотником, обеспечивая Святое Семейство всем необходимым для жизни.

Прошел год или немного больше, как случилось одно чудес­ное событие, которое удивило не только Божию Матерь и Иосифа, но привело в смятение всю Иудею.

 

10. Поклонение волхвов

Мф. 2, 1-12

 

Природа не осталась безучастной к всемирному событию Рождества Христова. В ознаменование этого события на небе заж­глась необыкновенная звезда.

Но заметили ее не иудеи, в большей своей массе давно духов­но ослепшие и сделавшиеся не способными уразуметь знамение Божие. Увидели эту чудесную звезду и прочитали ее сокровенный смысл в далеких восточных странах мудрецы-звездочеты.

Восточные мудрецы решили, что появившаяся звезда возвеща­ет миру о рождении великого Иудейского Царя, с Которым в исто­рии человечества наступит новая эпоха – эпоха преображения ми­ра. Они настолько были уверены в своих выводах, что снарядили караван и отправились в Иудею, чтобы поклониться Новорожден­ному. Вскоре караван с мудрецами прибыл в Иерусалим.

Жители Иудейской столицы, привыкшие, что их город час­то посещают купцы и богомольцы из разных стран, вероятно, не обратили внимания на восточный караван, который двигался по улицам осенью 750 года от основания Рима. Но вскоре все за­говорили о восточных мудрецах, так как стало известно, что они пришли из далеких стран поклониться Новорожденному Царю Иудейскому. «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», ¾ спрашива­ли они на улицах священного города, но вместо ответа видели лишь испуг на лицах. Нужно хоть немного знать положение дел в Иерусалиме того времени, чтобы представить себе, что значил этот вопрос.

Ирод Великий, биография которого переполнена кровожад­ными деяниями, при поддержке римлян царствовал в то время в Иудее. Развращенный и болезненно подозрительный, он укреп­лял свой трон ценою многих преступлений, уничтожая всех, кто только был способен претендовать на его престол. Особенно он был подозрительным по отношению к Маккавеям, законным на­следникам иудейского престола. И чем больше старел царь, тем более прогрессировали в нем эти пороки.

В такое-то время до Ирода дошли слухи, что некие восточные волхвы явились в Иерусалим и расспрашивали о родившемся Царе Иудейском, Которому они пришли поклониться. Самое не­приятное в этом известии было то, что царь ничего не знал об этом новом претенденте на его престол. Он слышал, что путеше­ственников привела в Иерусалим звезда, которую они приняли за знак Великого Царя. Встревоженный этим событием, Ирод стал срочно выяснять место нахождения Новорожденного Мла­денца с тем, чтобы погубить Его. С этой целью он созвал к себе первосвященников и книжников и спросил у них: «Где должно родиться Христу?»

Сведущие в законе священники пояснили ему, что, по проро­честву Михея, обещанный евреям Мессия должен родиться в го­роде Вифлееме – на родине царя Давида. Но когда именно Он ро­дится, никто из книжников не знал. Тогда Ирод стал действовать хитростью. Он тайно от всех призвал к себе волхвов и осторожно выведал у них время появления звезды, чтобы хоть приблизи­тельно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям иудейских книжников, новый Царь родил­ся в Вифлееме и, притворившись благочестивым, сказал: «Пой­дите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, извес­тите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Выслушав царя, чужеземцы направили свой путь в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели на востоке, вновь засияла перед ними на небе и стала двигаться в сторону Вифлеема, пока не оста­новилась над местом, где был Младенец Христос. Обрадованные волхвы вошли в дом, где жило Святое Семейство, и увидели Пре­святую Деву Марию с Божественным Младенцем. Волхвов не сму­тила бедность хижины, они твердо верили звезде, которая их не обманула. Подойдя к Богомладенцу, они, «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ла­дан и смирну». Золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну – как Человеку, который должен умереть.

Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела, волхвы не вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну.

 

11. Бегство Святого Семейства в Египет

и избиение вифлеемских младенцев

Мф. 2, 13-18

 

Между тем Ирод с нетерпением ожидал возвращения волх­вов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разруши­ли его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние. Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчи­ков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. Он был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос.

Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью. От­ряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение. Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей, но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали. Виф­леем и его окрестности наполнились плачем и рыданием. Отчая­ние родителей было так велико, что, казалось, сами предки изра­ильского народа плакали в своих могилах (Иер. 31, 15).

Так жестоко Ирод расправился со сверстниками Младенца Христа. Они были первыми страдальцами, пролившими свою кровь за Господа. Но замысел царя не удался. Того, Кого искали палачи, уже не было в Вифлееме. Перед тем, как воины ворвались в Вифлеем, Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, что­бы погубить Его» (Мф. 2, 13). Иосиф встал, быстро собрал необхо­димые вещи, взял Богомладенца и вместе с Пресвятой Девой Ма­рией тайно, темной ночью, отправился в сторону Египта. По неве­домым дорогам Святое Семейство пробиралось в страну фараонов. В страшную ночь избиения младенцев в Вифлееме оно, возможно, уже переправилось через границу Иудеи и ночевало где-нибудь в тишине пустыни, вблизи древних пирамид и сфинксов...

Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлю­бил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на му­чение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением. Ис­тина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму. Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Ви­флеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему.

12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину

Мф. 2, 19-23

 

Тем временем тяжелая болезнь приковала к постели Ирода. Но и на смертном одре его продолжали мучить бессмысленные подозрения, он выслушивал доносы шпионов и несколько раз из­менял завещание. Его приводила в ярость мысль, что народ будет радоваться его смерти. До него дошло известие, что ревнители веры уже начали разрушать следы его царствования: раввины в Иерусалиме воззвали к группе учеников, чтобы они разбили языческого орла на воротах храма. Юноши с радостью исполни­ли поручение и на глазах у всех уничтожили ненавистный сим­вол. Ирод был в бешенстве. Умирающий семидесятилетний ста­рик сам присутствовал на суде и приговорил отважных молодых людей к сожжению.

Но вот смерть настигла, наконец, и самого Ирода. Последние дни его были ужасны. Он сыпал проклятиями, пытался покон­чить самоубийством, бредил кровавыми расправами.

После Ирода Иудеей стал править один из его уцелевших сы­новей - жестокий Архелай, а Галилеей другой его сын – более спокойный и мирный Ирод Антипа.

Об этих политических переменах, несомненно, стало извест­но в Египте, но Святое Семейство оставалось на месте, пока Ангел Господень не возвестил во сне Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие ду­ши Младенца» (Мф. 2, 19). Тогда Иосиф, повинуясь голосу Анге­ла, пошел обратно в Палестину. На пути в Иудею он услышал, что в Иерусалиме царствует жестокий Архелай, и побоялся возвра­титься в Вифлеем. Но в момент колебаний Ангел Господень вновь явился Иосифу и указал ему путь в Галилею. Это было наиболее безопасное место.

Итак, Иосиф вернулся в свое старое жилище в Назарете, где и поселилось Святое Семейство. Здесь Господь Иисус Христос провел Свое детство и юность.

 

13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете.

Первое посещение Иерусалимского храма

Лк. 2, 40-52

 

Когда Святое Семейство переселилось в Назарет, Иисусу бы­ло около двух лет. Покинул же Он Свой родной город, когда Ему исполнилось около тридцати лет. Поэтому можно сказать, что Христос провел в Назарете большую часть Своей жизни. В тече­ние двадцати восьми лет Он ходил по его каменистым улицам, поднимался по его крутым тропинкам, взбирался на окружаю­щие его холмы.

Евангелисты, как добросовестные свидетели, почти ничего не рассказывают о назаретском периоде жизни Спасителя, о кото­ром им было мало известно.

Но мы попытаемся хотя бы немного представить ту среду и обстановку, в которой жил Отрок Иисус.

В наши дни Назарет выглядит примерно так же, как и в те да­лекие годы. Он представляет собой группу неправильно располо­женных белых домиков, окруженных виноградниками, и нахо­дится на гребне довольно высокой горы Гебель-эс-Сих. К нему на­до добираться по узким тропинкам. Селение непосредственно ок­ружено еще более высокими возвышенностями, с которых откры­вается живописный вид. Отсюда видны: голубой Кармил со свои­ми утесами, Самарийские горы, цепь Гильбоа, связанная с трагиче­скими воспоминаниями о гибели первого еврейского царя, круглая вершина Фавора, зеленые нивы, пальмовые и масличные рощи. На этом пейзаже несомненно не раз покоился взор Спасителя.

В те годы Галилея была почти языческой страной, располо­женной на пути к Средиземному морю. Здесь сходились большие торговые пути, по которым постоянно двигались караваны с вос­тока на запад и с юга на север. Население было смешанное, но ос­новная масса его состояла из евреев, которые занимались рыбо­ловством, земледелием и торговлей. Как уже было сказано рань­ше, еврейское население Галилеи не пользовалось большим ува­жением среди своих соотечественников в Иудее, так как, живя в близком соприкосновении с язычниками, оно теряло чистоту своей веры и нравов. Про евреев-галилеян говорили: «Из Галилеи может ли быть что доброе?» Но когда в Назарете поселилось Свя­тое Семейство, то «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Ис. 9, 1 -2; Мф. 4, 16).

Этим светом был Божественный Отрок Иисус Христос. На глазах у всех Он «возрастал и укреплялся духом... и благодать Божия была на Нем». Он жил в очень простой бедной обстановке. Его сверстниками были дети простых, незнатных родителей. У Него было много родственников, троюродных сестер и братьев. Евангелист Марк даже упоминает имена троюродных братьев Христа: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Мк. 6, 3). По субботам Бо­жественный Отрок со Своей Матерью ходил в синагогу и там слу­шал чтение «Закона» и «Пророков» (Лк. 4, 16).

В будние дни Он помогал названному Своему отцу Иосифу в работе и учился у него плотническому ремеслу. Никто не подо­зревал о тайне необыкновенного Отрока. Жил Он, как говорит евангелист, в любви у Бога и людей.

Вероятно, в этот подготовительный период Христос не имел избранных друзей. Единственным близким для Него существом была Его Мать.

Евангелисты мало говорят о Ней, но даже если бы они не сказали о Богородице ни единого слова, мы все равно должны были бы признать, что мир не знал женщины выше Той, Кото­рая родила человечеству Спасителя. Двадцать восемь лет про­жили они вместе в бедной хижине небольшого тихого городка. Он рос у Нее на глазах, Она давала Ему первые уроки. Божия Матерь была единственной свидетельницей совершавшегося в Нем чуда.

Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его в Иерусалим на праздник Пасхи. Мальчики этого воз­раста уже принимали участие в праздничных торжествах.

Божественный Отрок впервые оказался в большом городе, на­полненном тысячами богомольцев. Когда же надо было возвра­щаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме.

Паломники из Назарета уже довольно далеко отошли от Иерусалима, когда Иосиф и Божия Матерь заметили, что Ии­суса нет с ними. Сначала они не тревожились, потому что в толпе было много родственников и знакомых. Но вскоре они поняли, что Отрока нет среди паломников. Охваченные смяте­нием, Божия Матерь и Иосиф поспешили вернуться в Иеруса­лим. Но и в городе сразу не могли найти Его. Три дня прошли в бесплодных поисках. Наконец Иисус был найден в одном из притворов храма, где раввины и книжники проводили время в изучении Закона и богословских спорах. Он находился среди учителей, слушал их речи и задавал им вопросы. Умудренные сединой старцы удивлялись вопросам и ответам галилейского Отрока, не учившегося в их школах. Велико было изумление Святой Девы, когда Она нашла Своего Сына в таком почетном обществе.

С чувством радости и нежным упреком Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скор­бью искали Тебя». Он же ответил им: «Зачем искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?»

Никто из присутствующих не понял, что Он говорил об Отце Небесном, Который пребывает в Нем, бедном галилейском маль­чике. Но Божия Матерь слагала все это в сердце Своем.

Это, однако, был единственный случай, когда тайна Отрока Иисуса была чуть приоткрыта.

В Назарете Он продолжал жить, как и все дети, находясь в по­слушании и любви у Своих родителей. Он становился юношей, взрослым человеком... Он выучился ремеслу Иосифа и, когда тот умер, кормил Мать трудами Своих рук, работая так же, как работа­ют и поныне плотники Назарета. Только уходя из города на цвету­щие лилиями холмы, оставался наедине с Отцом Небесным, ожидая знака, который призовет Его на служение людям. И знак был дан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.023 с.)