Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры
Красноречия Важнейшей разновидностью публицистического стиля является устная публичная речь. Под публичной речью, как правило, понимается устное выступление, обладающее рядом характерных признаков, таких как: · коллективный или массовый адресат; · общественно значимая тема выступления; · подготовительная работа, предшествующая выступлению (хотя, разумеется, нельзя исключать и спонтанных публичных выступлений); · планируемое целенаправленное воздействие на адресата. Хорошо сформированные умения и навыки устного публичного выступления издавна называют ораторским искусством (или мастерством), и изучаются эти важнейшие для человека умения древнейшей наукой – риторикой. Однако не следует отождествлять риторику и ораторское искусство. Действительно, риторика как наука начиналась с обучения именно ораторскому мастерству, но сейчас термин риторика трактуется значительно шире, поскольку включает в себя не только устную ораторскую речь, но и отдельные письменные жанры – в общем, любые разновидности речевого взаимодействия, в рамках которого мы осознанно ставим цели, заранее планируя воздействие на адресата, прогнозируя результат. Врачу, к примеру, надо убедить пациента принимать лекарство, менеджеру – побудить покупателя приобрести товар и т.д.. Современная риторика призвана научить человека эффективному взаимодействию в самом широком смысле этого слова. Есть еще один термин, который часто употребляют как синоним слову риторика. Это исконно русское слово – красноречие. Надо сказать, что в русском языке были и другие слова с подобной семантикой: златоустие, красноглаголанье, велеречие. Это наглядно показывает, насколько почиталось в русской культуре истинное, красивое, веское слово. Разграничил понятия риторика и красноречие в свое время М.В.Ломоносов (его и считают основателем русской риторики). Под риторикой он понимал «науку, учение, правила», а под красноречием умение «красно говорить», то есть практически использовать эти правила. Издавна формируются отдельные виды красноречия или направления риторики. Одна из классификаций представлена в табл. 4. Таблица 4 Виды красноречия на основе сферы распространения
Зарождение риторики как науки и учебной дисциплины связано с периодом демократии в Афинах. Произнесение речей тогда было способом решения государственных вопросов на форуме или в сенате; спорные речи произносились в судах, где не было профессиональных адвокатов или обвинителей, а каждый гражданин мог выдвигать обвинения и защищать себя. На многолюдных празднествах и поминках звучали ритуальные речи. Риторическое учение дошло до нас в виде высоких образцов речей выдающихся греческих ораторов Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла и др., а также теоретических трудов по риторике Горгия, Аристотеля. В дальнейшем риторическую традицию продолжили в Древнем Риме Цицерон, Цезарь, Брут, Квинтилиан и другие Ораторское мастерство — это отчасти искусство, но этому искусству, по мнению античных деятелей, можно и нужно научиться. Хорошо известно высказывание Цицерона1 на этот счет: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Многие античные риторы своей биографией доказали справедливость этого положения. Особенно ярким в этом смысле является пример Демосфена, от природы обладающего невыразительной внешностью и тихим голосом. К тому же он картавил, а одно плечо при волнении подергивалось. Первое публичное выступление Демосфена в суде, где ему необходимо было отстаивать свои права на собственность, закончилось провалом. И тогда Демосфен стал настойчиво учиться ораторскому мастерству: брал уроки у выдающегося актера Исея, упорно занимался дикцией и развивал голос. Известно, например, что, набрав в рот камешки, он читал скороговорки; декламировал стихи, поднимаясь в гору или перекрикивая шум морских волн, стоя на берегу. Надолго удаляясь от людей, он репетировал речи перед большим зеркалом, над которым висел острый меч: если плечо дергалось, оратор ранил себя (таким образом он избавился и от этого недостатка). И труды Демосфена не пропали даром: он стал выдающимся оратором и прославился на века.
►Как вы полагаете, изменилось ли отношение к ораторскому искусству в современном обществе? Достаточно ли развито риторическое образование у нас сегодня?
5.4. Основные этапы подготовки публичного выступления Есть много профессий (политик, преподаватель, журналист, менеджер), требующих от человека навыков публичного выступления. Но даже если ораторские умения и не востребованы профессиональной деятельностью напрямую, умение говорить публично будет полезно любому из нас в определенных жизненных ситуациях: на торжествах, на собраниях, во время публичной защиты научной работы (дипломного проекта, диссертации) и т. д. Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, причём для этого потребуется не только знание теоретических основ риторики, но и богатая практика публичных выступлений. Однако некоторые правила и рекомендации можно изложить в сжатом виде. 1. Начинающему оратору нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы). С чего же следует начинать подготовку? Начальный этап называют в риторике изобретением речи. Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые будут воплощены в тексте выступления. Тему (предмет высказывания) обычно формулируют словом, словосочетанием или фразой. Затем выделяют отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются также цели и задачи речи, а также её прогнозируемый результат. При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. При этом не следует забывать, что, с одной стороны, выбранная тема должна соответствовать аудитории, адресату. С другой стороны, она должна быть интересна и самому оратору: только увлекшись темой, он сможет увлечь (и даже зажечь) аудиторию. Следует учитывать и коммуникативную ситуацию, составляющие которой подробно охарактеризованы в лекции № 6, п. 6.3.). 2. Затем будущий оратор обращается к подбору необходимого материала из разных источников (их краткая характеристика представлена в рис. 2
Рис. 1. Источники подготовки публичного выступления
Чему отдать предпочтение? Каждый из источников имеет свои преимущества. Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он более актуален, пережит автором, окрашен его эмоциями, Зато опосредованный опыт объективнее: он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми. Именно поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала.
В любом случае информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована и логически оформлена таким образом, чтобы ее было удобно не только излагать выступающему, но и воспринимать слушателям. 3. Следующий этап подготовки в риторике называется расположение речи. Под расположением подразумевается композиция текста, порядок расположения материала, соотношение частей выступления. Конечно, композиционное решение может варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике. Например, традиционно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, психологам известен «закон края», согласно которому лучше всего запоминается начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно. Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин, апеллируя непосредственно к слушателю, призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступление подсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Оба эти композиционных элемента неразрывно связаны с остальными структурными частями текста как содержательно, так и стилистически. Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи – то, с чем слушатель уходит из аудитории. Здесь так же следует разграничивать заключение, вытекающее из содержания (обобщения, выводы и пр.), и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др.). Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию (и наоборот), поэтому часто конец перекликается с началом. Различие между вышеназванными элементами публичного выступления и его основной частью представлены в табл. 5. Таблица 5 Композиционные элементы текста публичного выступления
► Следуя заявленной выше композиционной структуре, используя представленные в таблице приемы, рекомендуемые клише, составьте свой текст публичного выступления на одну из следующих тем: «Эта вечная проблема отцов и детей», «Почему не любят отличников», «Все мы родом из детства», «Незабываемое путешествие». 9.5. Логические основы речи. Аргументация Несмотря на всю значимость начала и концовки речи, ее основное содержание, в том числе и вся аргументация, всё же содержится в основной части. Пути раскрытия темы могут быть различны, поскольку зависят от целей и задач дискурса ( текста, рассматриваемого в совокупности с нелингвистическими факторами, в первую очередь, коммуникативной ситуацией). Но в любом случае изложение материала должно быть последовательным и логичным. Структурная организация, используемые примеры – все должно «работать на идею», соответствовать намерениям оратора. В устной речи не следует прибегать к суждениям сложным и громоздким, не стоит злоупотреблять повторами (сказанное касается и повторения отдельных фраз и перефразированных, но близких по смыслу суждений). Важно также заранее продумать переходы от одной части к другой, используя, например, метатекстовые средства (наиболее употребительные из них названы в Приложении 5). Приводя в обоснование своего мнения аргументы, целесообразнее располагать их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала (согласно принципу усиления).
Итак, именно в основной части публичной речи излагаются доводы, аргументы, на основании которых строится процесс убеждения слушателя. В логике и риторике существуют специальные термины для описания этого процесса. Утверждаемая оформленная мысль называется тезисом. Однако выдвинутый тезис нуждается в доказательстве, а доказательство требует использования системы аргументов, которые могут быть выстроены в тексте различными способами. Сам процесс построения доказательства называется аргументацией. Различают два вида аргументов: – рациональный аргумент, воздействующим на разум, логику слушателей; – иррациональный (психологический) аргумент, взывающий к чувствам и эмоциям. Хотя психологические аргументы и не являются аргументами в строгом значении этого слова, однако в публичной речи они играют очень важную роль. Почему? Наверное, большинство из нас согласится с тем, что в реальной жизни человек зачастую принимает решения, опираясь не на строгое доказательство, а на устоявшиеся мнения, собственные эмоции и т. п. Рассмотрим разновидности аргументов подробнее. В таблицах 6 и 7 представлены примеры аргументов, которые могут быть использованы при разработке публичного выступления на тему «Эвтаназия: грех или благо?» Таблица 6 Рациональные аргументы
Таблица 7 Иррациональные аргументы
На последней разновидности аргументов следует остановиться особо. Эти доводы содержат эмоционально-оценочную лексику и «подают» действительность под углом зрения, выгодным оратору. Как правило, апелляция к чувствам носит т. н. биполярный характер: это доводы к отвержению или к сопереживанию, вызывающие в сознании слушателей либо приятные, либо неприятные образы. Заметим, что именно этот вид аргументов преобладает в некорректных приемах воздействия, используется для манипулирования адресатом. Подобрав аргументы, нужно оценить не только их силу и важность, но и оптимально расположить их в тексте выступления. В большинстве случаев рекомендуется выстраивать аргументы так, чтобы доказательная сила их возрастала, то есть вначале использовать слабые доводы (которым легче найти возражение), а в завершении – более сильные (те, которые трудно или невозможно опровергнуть). После продумывания аргументирующей стратегии составитель речи приступает к словесному оформлению текста, то есть облекает свои идеи, мысли, доводы в языковую форму. Главная задача на этом этапе – сделать будущее выступление выразительным, воздействующим. Для этого язык предоставляет нам богатейшие возможности изобразительно-выразительных средств. Создатель текста насыщает его тропами, фигурами речи, применяя приемы диалогизации речи, языковой игры, различные возможности и др. Завершает подготовку выступления усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию. С чем же оратор выходит перед аудиторией? Существует несколько вариантов. 1) Можно выступать с опорой на полный текст. Это самый неудачный вариант, так как чаще всего оратор переходит на чтение с листа, а если пытается оторвать взгляд, то все время ищет нужную строку. Взаимодействие с аудиторией в таком случае отсутствует. 2) Некоторые пытаются выучить текст наизусть и воспроизвести его дословно «без бумажки». В этом случае выступающий вспоминает нужную фразу и выглядит неестественно, а любая реакция зрителей, какой-нибудь вопрос из аудитории может сбить его с толку. 3) Многие предпочитают использовать развернутый план, который строится по образцу планов школьных сочинений (пункты, подпункты, отражающие основные идеи). На листке плана можно оставить широкие поля, чтобы записать опорные слова, посколькупо опорному (ключевому) слову можно легко восстановить в памяти соответствующий раздел. Такая «шпаргалка» позволяет быстро вспомнить материал и не мешает установлению контакта со слушателями. Желательно также записать статистические данные, имена собственные. 4) Можно написать тезисный план, состоящий из кратких сообщений (утверждений) по каждому пункту. Эти утверждения записываются на небольших карточках, которыми можно воспользоваться во время выступления. Они не отвлекают внимания слушателей и одновременно позволяют поддерживать контакт с аудиторией. 5) Рекомендуется также основные положения проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи. Лист с «маршрутом» речи, рисунками может находиться перед глазами во время выступления, давая дорогу импровизации и при этом не позволяя сбиться с пути. Такой вариант хорош для людей, наделенных воображением и образным мышлением. ► Кого из наших современников, выступающих публично, вы можете охарактеризовать как яркого, запоминающегося оратора? Чем именно привлекает вас его речь?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.04 с.) |