Чуо бип – институт правоведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чуо бип – институт правоведения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

Фондовая лекция

по учебной дисциплине

 

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

НА ТЕМУ: «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА»

Составитель Н.в. синельник

ТЕМА: «ВОЗНИКНОВЕЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА»

ПЛАН

 

Возникновение государства франков. Развитие феодальной собственности, формирование феодальных отношений.

Общественный и государственный строй Франкского государства, дворцово-вотчинная система управления. Реформы Карла Мартелла. Империя Карла Великого и ее распад.

Основные черты права. «Салическая правда». Преступления и наказания. Суд и судебный процесс.

 

Возникновение государства франков. Развитие феодальной собственности, формирование феодальных отношений.

 

Союз германских племен, имеющих общее название – франки, сложился в III в. н. э. на северо-восточных границах Галлии, провинции Римской империи. Среди многочисленных варварских королевств, возникших на территории римской Галлии, которые даже формально не всегда признавали власть Рима, к концу V в. возвышается королевство салических (приморских) франков во главе с Хлодвигом (481 – 511 гг.). Салические франки подчиняют ряд германских королевств и в VI в. завоевывают Галлию (ныне Франция).

Завоевательные войны франков ускорили процесс создания Франкского государства. Глубинные же причины формирования франкской государственности коренятся в разложении франкской свободной общины, в ее классовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения.

Государство франков прошло в своем развитии два основных периода: 1) конец V – VII в. (меровингская монархия); 2) VIII – середина IX в. (каролингская монархия). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.

Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им, зависимого крестьянства – с другой. На смену относительной централизации и раннефеодальному государству приходит феодальная раздробленность.

Общественный строй. В V – VI вв. у франков сохранялась старая общинная организация. Отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков проявились в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения у франков. Раб считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животных. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.

“Салическая правда”, правовой памятник франков, указывает также на наличие у франков других социальных групп, четко отграниченных одна от другой: знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой он принадлежал.

Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещений, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.

Наряду с рабами существовала особая категория лиц – полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков. Он мог вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Он, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество.

Процессы феодализации у франков получают мощный импульс в ходе завоевательных войн VI – VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии.

Столкновение общинных порядков франков и позднеримских частнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействие столь различных по характеру общественных укладов и ускорили создание новых, феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую (домен) и крестьянскую (держание).

Бурным ростом феодальных отношений характеризуются VIII – IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот, приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельной собственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту власти феодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов. Начавшийся в VI – VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся распрями землевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, которое к концу VII в. потеряло ряд земель и реально занимало только территорию между Луарой и Рейном. К тому же оно после смерти Хлодвига в 511 г. было разделено между его сыновьями.

К ослаблению власти франкских королей привело прежде всего истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых пожалований, предоставления новых прав землевладельцам, установления новых сеньориально-вассальных связей могли произойти в это время усиление королевской власти и восстановление единства франкского государства. Такую политику и начали проводить Каролинги, фактически правящие страной еще до перехода к ним королевской короны в 751 г.

Реформа Карла Мартелла. Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких франкских королях в первой половине VIII в. Он происходил из знатного и богатого рода Арнульфингов и правил с 715 по 741 г. Его отец также был майордомом, его сын, Пипин Короткий, в 751 г. стал королем франков. Сыном Пипина являлся Карл Великий.

Стремясь усилить центральную власть в государстве и тем самым предотвратить его распадение на сеньории, Карл Мартелл решил создать качественно новое войско – феодальное ополчение, находящееся в строгой зависимости от короля.

Конфисковав некоторую часть земель своих политических противников, и главным образом церковных и монастырских, Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициариев (благодеяние, милость) – пожалований. Бенефициарий должен был являться на военную службу по первому требованию короля.

Своих непосредственных целей Карл Мартелл достиг. Новое войско позволило его сыну стать королем, а его внуку объединить под своей властью почти все христианские земли Запада. Тем не менее, реформа Карла Мартелла не только не помешала распадению государства, но даже содействовала этому.

Укреплению королевской власти способствовали не только реформа Карла Мартелла, но и новые захватнические войны. К колонизации прежде всего юга Галлии в VIII – IX вв. были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов.

С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян. Этому способствовало широкое распространение отношений покровительства, господства и подчинения, возникающих на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов.

Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей – прекаристов, коммендируемых – росло, он приобретал над ними все большую власть.

Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 г., например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных людей.

В IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях.

П е р в о е направление, особенно характерное для начального этапа(V – VII вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы.

Т р е т ь е – было связано с постепенным превращением государственной власти франкских монархов в “частную” власть государей – сеньоров, с формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на втором этапе развития франкского общества (VIII – IX вв.).

Завоевание Галлии стало мощным импульсом создания нового государственного аппарата у франков. Оно потребовало организации управления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкским королем, утвердившим свое исключительное положение единоличного правителя. Одной из важнейших его политических акций, укрепивших позиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, было принятие христианства. На смену старой родовой общине окончательно приходит территориальная община (марка), а вместе с ней и территориальное деление на округа (паги), сотни. “Салическая правда” говорит уже о существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе с тем она свидетельствует о значительной роли органов общинного управления. Общенародного племенного собрания в это время у франков уже не было. Оно было заменено смотром войска – сначала в марте (“мартовские поля”), затем (при Каролингах) – в мае (“майские поля”). Но на местах продолжали существовать сотенные собрания, выполнявшие судебные функции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами, знатоками права, были представителями общин.

Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Она отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена. Сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним выплачивали вергельд.

Королевские предписания, согласно “Салической правде”, касаются незначительного круга государственных дел – призыва в войско, вызова в суд. Но “Салическая правда” свидетельствует и об усилении власти королей. Король прямо вторгался во внутриобщинные дела, в ее поземельные отношения, разрешал чужаку селиться на общинной земле.

Власть франкских королей передавалась по наследству. Все нити государственного управления постепенно сосредоточивались в королевском дворце, в руках королевских слуг и приближенных. Вместе с усложнением государственного управления функции королевских слуг все больше дифференцировались. Среди них выделяются дворцовый граф, референдарий, камерарий. Д в о р ц о в ы й г р а ф выполнял главным образом судебные функции, руководил судебными поединками, наблюдал за исполнением приговора. Р е ф е р е н д а р и й ведал королевскими документами, оформлял акты, предписания короля и пр. К а м е р а р и й следил за поступлениями в королевскую казну, за сохранностью имущества дворца.

Формирование местных органов власти происходит в это время под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графы начинают управлять округами, как римские наместники. Они обладают полицейскими, военными и судебными функциями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почти не упоминается. Понятия “граф” и “судья” становятся однозначными, их назначение входит в исключительную компетенцию королевской власти.

Вместе с тем вновь возникающие органы государственного аппарата франков, копируя некоторые позднеримские государственные порядки, имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражающие интересы германской служилой знати и крупных галло-римских землевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так, широко использовались на государственной службе дружинники короля. Первоначально состоящая из королевского военного отряда свободных франков дружина, а следовательно и государственный аппарат, пополнялись не только романизированными галлами, отличающимися своим образованием, знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявшими придворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевской власти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новых порядков, суливших им обогащение и социальный престиж.

Расширение участия феодальной знати в управлении государством, “сеньоризация” государственных должностей привели к потере королевской властью той относительной самостоятельности, которой она пользовалась ранее. Это произошло не сразу, а в тот период, когда крупное землевладение приобрело уже значительные размеры. В это время большую власть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета король фактически не мог принять ни одного серьезного решения.

Знати постепенно передавались ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах. Вместе с ослаблением власти королей все больше независимости, административных и судебных функций приобретали графы, герцоги, епископы, аббаты, ставшие крупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебные штрафы.

В 673 г. светская власть добилась подтверждения Хильпериком II статьи 12 изданного в 614 г. эдикта, который запрещал назначение “должностного лица, как и подчиненного ему человека”, если они не были местными землевладельцами. Следовательно, функции управления закреплялись за крупными местными феодалами. В дальнейшем важнейшие должности в государстве стали наследственными.

С середины VII в., в эпоху так называемых ленивых королей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки, отстраняя короля. Сначала это делалось за счет все большего усиления роли и значения должности майордома, а затем путем прямого смещения короля. Ярким примером этому может служить смена королевской династии у франков. Еще в VII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомов Пипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство франкского государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации, расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшему развитию собственно феодального государства, той административной системы, в которой главную роль начали играть органы вотчинского управления. Новой перестройке аппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетных грамот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммунитета, изымалась (частично или полностью) из ведения государственных властей в судебных, податных, административных делах. Вотчинник, таким образом, получал политическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило, санкционировали уже сложившиеся отношения политической зависимости крестьян от своих сеньоров – вотчинников.

Карл Великий стал основателем тысячелетней империи германской нации, известной впоследствии под именем Священной Римской империи. Он еще до объявления его императором в 800 г. сделал ставку на сочетание военной силы и духовного верховенства. Карл Великий сам созывал церковные соборы, как это делали до него некоторые римские императоры (Константин, Юстиниан), и контролировал их внутреннее управление.

Возложение императорской короны 25 декабря 800 г. символизировало создание новой империи, продолжательницы Римской – с той поправкой, что она должна была объединить весь западноевропейский христианский мир в одном государстве и под патронажем одной церкви.

При рассмотрении этого периода необходимо учитывать следующее. Определенное государственное единство Франкской империи в это время не привело к ее действительной централизации. Летопись свидетельствует о непрерывных войнах, мятежах. Карлу и поддерживающей его католической церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологического средства укрепления королевской власти за счет атрибутов Римской империи.

Лишь на первых порах, когда происходил особенно бурный процесс закрепощения крестьян, Карлу удалось восстановить могущество франкских королей, удержать значительные полномочия в своих руках. В условиях хищнического захвата земель в VIII – IX вв. король выступал в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного землевладения.

Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королевской власти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение. Они участвовали в суде, охране порядка. До тех пор, пока эта опора сохранялась, королевская власть могла противостоять притязаниям на власть земельных магнатов.

Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находились под их непосредственным покровительством. Власть Каролингов становилась все больше сеньориальной, частной. Она рассеивалась местными владыками, графами, епископами.

В руках Карла Великого оставалась лишь определенная часть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочиям по-прежнему относились охрана мира, охрана границ, определенная координация действий центральной власти и вотчинных властей. К выполнению этих функций и был приспособлен императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, “имеющие отношение к благу короля и королевства”. Сохранилась должность графа. Важную роль играли маркграфы, военные начальники в пограничных графствах, следившие за безопасностью границ государства. Для поддержания связи центра с местами была создана должность “ государевых посланцев ”, которые призваны были проводить в жизнь королевские распоряжения. “Государевы посланцы”, состоящие из одного светского и одного духовного лица, объезжали ежегодно округа, включающие несколько графств. В их компетенцию входили прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелляционных жалоб на решения местных судов по тяжким преступлениям. Государственные посланцы могли требовать выдачи преступника, находившегося на территории духовного или светского сеньора. Неповиновение епископа, аббата и других грозило им штрафом.

Источники раннефеодального права. Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые “варварские правды”, в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одной из самых древних является “Салическая правда”, составленная в правление Хлодвига в конце V – начале VI в. “Рипуарская правда” – судебник другого франкского племени в своей основной части сложился в VI в., “Бургундская правда” – в конце V – начале VI в., “Вестготская правда” (в ее первой, полной редакции) – в V – VII вв. “Аллеманская правда” появилась не ранее VIII в., “Саксонская” и “Тюрингская” – в конце VIII – начале IX в. Близки по своему характеру “варварским правдам” и скандинавские провинциальные судебники XIII – XIV вв.

“Варварские правды” не были единственным источником раннефеодального права. С укреплением королевской власти появились королевские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно. К ним относились, например, капитулярии франкских королей.

К источником раннефеодального права можно отнести также и иммунитетные грамоты, выдаваемые королем крупным феодалам, формулы-грамоты, устанавливающие образцы документов, с помощью которых оформлялись разного рода сделки – дарения, купли-продажи и пр. Основным же источником права оставался обычай, определявший партикуляризм раннефеодального права.

Регулирование имущественных отношений в “Салической правде”. В этом правовом документе нет еще однозначного понятия собственности. К движимым вещам, находившихся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин “свой” в отличие от термина “чужой”. Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний “Салической правды” посвящено охране права на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр.

По-новому закрепляет “Салическая правда” право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди (XV, 5). Наказуема не только кража в пределах дома или двора высоким штрафом (45 – 63 солида; 2 – 3 солида стоила у франков корова), но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Все это свидетельствует о том, что приусадебный участок перешел в частную собственность.

В “Салической правде” ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего (IX, 5). Но на основании эдикта короля Хильперика (561 – 584 гг.) земля по наследству уже могла переходить не только к сыновьям, но и к дочерям, братьям, сестрам умершего.

“Салическая правда” знала институт приобретенной давности. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения “чужака”, его землевладение начинало охраняться правом. В этом титуле “Салической правды” по существу санкционируется присвоение общинной земли приближенными короля.

Договорные отношения не получили значительного развития у франков. Это характерная черта права раннефеодального общества, которому свойственны мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-денежных отношений. В “Салической правде” отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение.

“Салическая правда” знает весьма своеобразный договор дарения – аффатомию, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год передавать имущество назначенным наследникам. С помощью аффатомии вводился фактически не известный ранее франкам институт наследования по завещанию.

Брак и семья. Семья у франков носила патриархальный характер, но власть отца не была столь широкой, как, например, в Риме.

Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Запрещались браки с рядом родственников и свойственников. Такие браки объявлялись недействительными, а дети, рожденные от них, – незаконнорожденными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы, простое сожительство с рабыней – штраф в 15 солидов, со свободной – 45 солидов. По Капитулярию I к “Салической правде” женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество поступало в казну, родственники могли безнаказанно убить ее.

Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Тем не менее, она не могла вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве “брачного дара”. Капитулярий I закрепляет особый правовой режим приданого.

Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно переходило к ее детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии – в казну.

“Салическая правда” ничего не говорит о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований.

Преступления и наказания. Большая часть статей “Салической правды” посвящена преступлениям и наказаниям. Под преступлением в “Салической правде” понимаются обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, нарушение “королевского мира”, соответственно под наказанием – возмещение, компенсация за обиду или вред, своеобразный откуп от возможной мести со стороны обиженного или его родственников и штраф, уплачиваемый за нарушение “королевского мира”.

В капитуляриях франкских королей были установлены уже единые для всего населения кары за совершение таких преступлений, как государственная измена, дезертирство из армии, подделка монеты, лжесвидетельство, разбой, кража из церкви (святотатство). Наказания за них предусматривались в виде смертной казни и изувечивания.

Определенная часть преступлений по “Салической правде” относится к посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола. Жизнь свободного франка охранялась весьма значительным вергельдом, равным 200 солидов.

Многократно увеличивался вергельд за жизнь королевского дружинника во время военных походов, а также за убийство представителя католического духовенства. Если раб или лит убивал свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин. Утроенный вергельд за убийство женщины связывался в “Салической правде” с ее способностью к деторождению. Если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 солидов. Беременность женщины повышала вергельд до 700 солидов.

В “Салической правде” подробно перечисляются также различные виды телесных повреждений, побоев, оскорбление словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 солидов.

Сумма штрафа за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положения сторон, от тяжести оскорбления в понимании франков. Особо наказывались оскорбления мужчин и женщин “пособниками ведьмы”.

В титулах “варварских правд” о преступлениях против собственности содержится длинный ряд статей, касающихся краж различных домашних животных, воровства в поле, саду. При этом по “Салической правде” различались кражи, совершенные свободными или рабами, со взломом, подделкой ключей или без таковых, одного или нескольких животных. Учитывалось также, оставались ли у хозяина другие животные, их возраст и пол, была ли, например, свинья супоросая или нет. Не случайно за “Салической правдой” закрепилось название “свиной кодекс”.

“Салической правде” были известны и такие преступления, как кража свободных людей (XX, 9), кража рабов (XX, 10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились как “насилие над свободной девушкой”, караемое штрафом в 63 солида, так и сожительство с ней “по ее доброй воле”, караемое штрафом в 45 солидов. Для сравнения можно указать, что оскорбление женщины “пособницей ведьмы” наказывалось почти в три раза большим штрафом, чем насилие над ней. Раб, “причинивший насилие чужой рабыне”, после которого наступила смерть, кастрировался или уплачивал 6 солидов.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. При нанесении телесных повреждений свободному наряду со штрафом преступник должен был возместить расходы на лечение.

Судебный процесс. Судебный процесс носил состязательный характер. Отыскание украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей были обязанностью самого потерпевшего. Вместе с тем “Салическая правда” предписывала штраф за неявку ответчика и свидетеля в суд без уважительных причин. К числу уважительных причин относились королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Лжесвидетели объявлялись вне закона и штрафовались. Гарантией правдивости свидетельских показаний была клятва свидетеля в суде. При отсутствии свидетелей, если не было “верных улик” или преступление не могло быть “должностным образом доказано, привлекались соприсяжники (XVII, 5)”.

Институт соприсяжничества уходил своими корнями в далекое родовое прошлое франков. Соприсяжники – родственники, соседи, друзья, которые защищали одну из сторон, исходя при этом не из знания обстоятельств дела, а из присущих якобы ответчику, обвиняемому и другим честности, добронравия.

“Салическая правда” сообщает об ордалиях (“божьем суде”) с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причем сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Например, если штраф равнялся 15, то выкуп – 3 солидам. (III, 1 – 3). Возможность “выкупа руки от котелка” была социальной привилегией богатого преступника. К рабам применялись пытки. Раба пытали до тех пор, пока не вырывали у него признание. Трехкратное безрезультатное “увещевание” выдать раба переносило всю вину и весь штраф на хозяина (X, 4 – 10).

В случае отказа добровольно выполнить решение суда его выполнение брал на себя граф. Он был не только исполнителем судебного решения, но и “охранителем мира”. Любой общинник мог обратиться к нему, чтобы граф, например, изгнал нежелательного чужака из общины. Выплата вергельда через суд могла быть отсрочена с помощью поручителей. Для особой убедительности поручительство подтверждалось в судебном заседании четыре раза подряд (VIII, 1).

 

ВЫВОДЫ

1. Франкское Королевство возникает в результате завоевания варварскими племенами под предводительством Хлодвига в 5 в. н.э. одной из крупнейших и богатейших провинций западной Римской Иимперии – Галии.

2. История Франкского королевства непродолжительна во времени и охватывает период с 5 -9 вв. н.э.

3. Наивысшего могущества достигает в период правления императора Карла Великого. Он стоял у истоков создания «Священной римской Империи германской нации» (такое государственное образование появляется в 10 веке, и это официальное название Германии до 1806 г.)

4. После смерти Карла Великого во Франкском Королевстве начинается эпоха непрерывных междуусобных войн, завершившаяся подписанием внуками Карла Великого «Верденского договора» на основании которого, Франкская Империя де-юре прекратило свое существование, а на ее территории были созданы новые государственные образования Западнофранкское, Восточнофранкское и Срединнофранкское королевства, которые по своим условным географическим и этническим границам соответствуют территории современной Италии, Франции, Германии и ряду других государств центральной и Южной Европы.

5. Основным источником права Франкского Королевства является «Салическая правда» (5 в.). Основной ее принцип: «Всякое преступление, за исключением государственных и религиозных, может быть выкуплено штрафом. Смертная казнь как исключительная мера наказания применяется лишь в случаях, когда преступник настолько беден и «безроден», что не в состоянии «откупиться», лишь в этом случае он должен поплатиться своей жизнью. Данный НПА имеет яркую социальную направленность, и направлен на защиту интересов высших слоев франкского общества.

 

 

Литература

1. Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

2. Калинина Э. А., Калинина И. Ф. История государства и права средних веков: Государство франков. Франция. Мн., 20001.

3. Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (VI – XV вв.). М., 1967.

4. Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

5. Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.

6. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.

7. Хрестоматия памятников феодального государства и права/ Под ред. Корецкого. М., 1961.

8. Хрестоматия по истории средних веков в 3 т./ Под ред. П. Грацианского. М., 1950 – 1953.

9. Эйнгард. Жизнь Карла Великого// Прометей. Т. 11. М., 1977.

10. Энгельс Ф. К истории древних германцев. Соч. Т. 19. C. 442 – 494.

11. Энгельс Ф. Марка. Соч. Т. 19. C. 327 – 345.

12. Энгельс Ф. Франкский период. Соч. Т. 19. C. 495 – 546.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.072 с.)