Развитие теории финансов советской и российской школой. Современное состояние финансовой науки в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теории финансов советской и российской школой. Современное состояние финансовой науки в России.



Номинальная и реальная процентные ставки: экономическая сущность и оценка номинальной процентной ставки; экономическая сущность и оценка реальной процентной ставки; сравнительный анализ номинальной и реальной процентных ставок.

Ставку процента, которая назначается банками, называют номинальной. Номинальная ставка(i) – количественное выражение процентной ставки с учётом действующих цен. Ставка по которой выдаётся заём. Номинальная ставка всегда больше нуля (кроме бесплатного займа).

Реальная ставка процента - это покупательная способность дохода в виде процента, т.е. номинальная ставка, скорректированная на инфляцию. Реальная процентная ставка – это увеличение реального богатства, выраженное в приросте покупательной способности инвестора или кредитора, или обменный курс, по которому сегодняшние товары и услуги, реальные блага, обмениваются на будущие товары и услуги. Предположим, что индивид оставляет свои сбережения в размере 10 000 руб. на банковский вклад, приносящий 8% годовых. На следующий год он снимает свои деньги вместе с начисленными процентами. Теперь у него стало на 800 руб. больше. Но при этом цены за год выросли на 7%, т.е. темп инфляции (π) за год составил 7%. Это означает, что теперь на полученную с вклада сумму денег индивид может приобрести товаров не на 8%, а только на 1% больше. Из-за инфляции покупательная способность денег уменьшилась на 7%, поэтому фактически реальный доход индивида вырос не на 8%, а всего лишь на 1%. В этом и заключается различие между такими понятиями, как номинальная и реальная ставки процента. Если номинальную ставку обозначить (i), а реальную ставку – (г), то зависимость между ними можно записать как

r ≈ i - π.

Можно увидеть, что реальная ставка процента равна разнице между номинальной ставкой и темпом инфляции. Эта формула является приближением, которое дает результаты только при низких значениях темпа инфляции (до 5%). Для более высоких темпов инфляции следует пользоваться более точной формулой определения реальной ставки процента:

Если выразить номинальную ставку процента из приближенной формулы, то получим, что номинальная ставка приблизительно равна сумме реальной ставки и темпа инфляции:

r ≈ i + π.

Это уравнение называется уравнением Фишера (в честь американского экономиста Ирвинга Фишера, 1867-1947) и показывает зависимость номинальной ставки процента от реальной ставки и темпа инфляции. Однако учитывая, что в момент определения номинальной ставки темп инфляции не может быть известен, эффект Фишера более точно можно представить как

i r + πe,

где πe - ожидаемый темп инфляции.

 

 

Оценка и анализ параметров аннуитета: сущность и практическое применение аннуитета; методы оценки настоящей и будущей стоимости аннуитета; отличительные особенности оценки размера отдельного платежа при аннуитете для задач депонирования и кредитования.

Аннуитет – поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет.

Аннуитеты различаются между собой следующими основными характеристиками:

• величиной каждого отдельного платежа;

• интервалом времени между последовательными платежами (периодом аннуитета);

• сроком от начала аннуитета до конца его последнего периода (бывают и неограниченные по времени – вечные аннуитеты);

• %-ой ставкой, применяемой при наращении или дисконтировании платежей.

Аннуитет, для которого платежи осуществляются в начале соответствующих интервалов, носит название аннуитета пренумерандо; если же платежи осуществляются в конце интервалов, мы получаем аннуитет постнумерандо (обыкновенный аннуитет) – самый распространенный случай.

Наибольший интерес с практической точки зрения представляют аннуитеты, в которых все платежи равны между собой (постоянные аннуитеты), либо изменяются в соответствии с некоторой закономерностью.

Сам аннуитет, как правило, называют финансовой рентой. По сути, это поток платежей (выплат) направленных в одну сторону и имеющих одинаковый интервал времени между каждым из отчислений на протяжении какого-то времени (как правило, нескольких лет). При этом метод аннуитета и сама теория получили широкое применение при рассмотрении вопросов прибыли ценных бумаг, проведении инвестиционного анализа и так далее. Популярные примеры аннуитета - выплаты по долгосрочным займам, совершение регулярных взносов в пенсионный фонд, оплата процентов по ценным бумагам и так далее.

 

 

Оценка стоимости денег при аннуитете связана с использованием наиболее сложных алгоритмов и определением метода начисления процента — предварительным (пренумерандо) или последующим (постнумерандо).

1. При расчете будущей стоимости аннуитета на условиях предварительных платежей (пренумерандо) используется следующая формула:

SApre =R * {[(1 + i)n -1] / i} * (1 + i)

где

SApre — будущая стоимость аннуитета, осуществляемого на условиях предварительных платежей (пренумерандо);

R — член аннуитета, характеризующий размер отдельного платежа;

i — используемая процентная ставка, выраженная десятичной дробью;

n — количество интервалов, по которым осуществляется каждый платеж, в общем обусловленном периоде времени.

При расчете будущей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях последующих платежей (постнумерандо), применяется следующая формула:

SApost = R * {[(1 + i)n -1] / i}

. При расчете настоящей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях предварительных платежей (пренумерандо), используется следующая формула:

PApre= R * {[(1 + i)-n — 1] / i} * (1 + i)

4. При расчете настоящей стоимости аннуитета, осуществляемого на условиях последующих платежей (постнумерандо), применяется следующая формула:

PApost = R * {[(1 + i)-n — 1] / i}

Для самих банков выгоднее применять аннуитетные платежи, поскольку в этом случае они получают больше прибыли по процентам. Заемщикам же аннуитетные платежи выгоднее в том плане, что удобнее каждый месяц платить одну и ту же сумму, чем каждый раз разную и уточнять, сколько же ему надо внести в следующий месяц.

 

Формула аннуитетного платежа

В соответствии с формулой аннуитетного платежа размер периодических (ежемесячных) выплат будет составлять:

A = K • S

где А - ежемесячный аннуитетный платёж,

К - коэффициент аннуитета,

S - сумма кредита.

Коэффициент аннуитета рассчитывается по следующей формуле:

К=(i*(1=i)n): ((1+i)n-1)

где i - месячная процентная ставка по кредиту (= годовая ставка / 12),

n - количество периодов, в течение которых выплачивается кредит.

 

Фактор фонда возмещения определяет величину платежа аннуитета, будущая стоимость которого через «n» периодов при заданной сумме процентов равна единице. Этот коэффициент дисконтирует будущую стоимость единичного фонда возмещения в серию равновеликих платежей. Применяется данная функция при расчете депонируемых платежей, которые должны сформировать к определенному моменту в будущем требуемый остаток на счете. Коэффициент фонда возмещения является обратныой величиной коэффициента будущей стоимости аннуитета.

Применяется данная функция при расчете депонируемых платежей, которые должны сформировать к определенному моменту в будущем требуемую сумму на счете.

 

Прибыль: сущность; основные виды прибыли, используемые в российском бухгалтерском, управленческом учете и в международной финансовой отчетности; оценка различных видов прибыли. Управление прибылью и рентабельностью.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, включающий в себя оплату труда и прибыль.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

• прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

• прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Можно выделить следующие источники получения прибыли:

первый – образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта;

второй – связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит от:

1) правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

2) создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т. д.);

3) объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

4) структуры снижения издержек производства;

третий – проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

первый вид прибыли — это валовая прибыль. Она определяется как разница между выручкой от продаж и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг. Прибыль от продаж определяется с учетом коммерческих расходов (расходов по сбыту) и управленческих расходов (общепроизводственных и общехозяйственных расходов), если управленческие расходы признаны организацией в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Балансовая прибыль, которую должно определять предприятие, рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо прочих доходов и расходов. Дапее определяется налогооблагаемая прибыль, или прибыль (убыток) до налогообложения, при расчете которой должна быть учтена (в соответствии с налоговым учетом):

1)прибыль, но которой уплачен налог;

2)прибыль, по которой предприятие имеет льготы;

3)прибыль, по которой налог уплачивается в особом порядке;

4)прибыль, увеличивающая налогооблагаемую базу за счет превышения нормируемых расходов (на рекламу, подготовку кадров, процентов за кредит, амортизации, представительских и др.).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, получается при вычете из прибыли до налогообложения налога на прибыль и используется на следующие цели:

1)развитие производства:

2)выплату дивидендов и других доходов учредителям и собственникам;

3)отчисления в фонд потребления;

4)уплату штрафных санкций за экологические нарушения, несвоевременные платежи в бюджет, завышение цен, сокрытие объектов налогообложения.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ исчисляется по итогам отчетного периода как разница между доходами и расходами предприятия, относящимися к данному периоду.

ПРИБЫЛЬНОСТЬ возможность и способность бизнеса «делать прибыль».УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ – такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствуют, во-первых, повышению доходов, во-вторых, снижению расходов.

В рамках задачи повышения доходов должны проводиться: Оценка, анализ и планирование выполнения плановых заданий и динамики продаж; Анализ достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; Оценка эффективности ценовой политики; Влияние различных факторов на изменение величины продаж; Анализ критического объема производства по видам продукции и подразделениям. В рамках задачи снижения расходов должны проводиться: Анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по местам возникновения и видам расходов; Поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ - синоним прибыльности – бизнес рентабелен, если он генерирует прибыль; Способность генерировать прибыль в контексте использованных ресурсов. Управление рентабельностью включает два компонента: Управление прибылью (числитель показателя рентабельности); Управление базой формирования прибыли (знаменатель показателя рентабельности). Управление рентабельностью предусматривает не только воздействие на факторы формирования прибыли, но и выбор структуры активов, источников финансирования, видов производственной деятельности (например, меняя целевую структуру капитала, можно влиять на показатели рентабельности инвестиций, меняя структуру производства, можно влиять на рентабельность продаж и т.п.).

 

 

Основные способы долевого финансирования стратегического развития предпринимательских структур: бизнес-ангелы, венчурные фонды, IPO; методика выбора наиболее выгодных для предпринимателя источников долгосрочного финансирования.

Бизнес-ангелы – частные инвесторы, инвестирующие в рискованные (прежде всего инновационные) проекты ранних стадий, при этом объем инвестиций в один проект, как правило, не превышает миллиона долларов. Чаще всего бизнес-ангелами выступают физические лица, хотя это могут быть и лица юридические. Обычно последними являются небольшие инвестиционные фирмы, инвестирующие собственный капитал. Встречаются и инвестиции крупных корпораций в бизнес-ангельском формате – в данном контексте говорят о «корпоративных бизнес-ангелах». Важной характеристикой бизнес-ангельского инвестирования является отсутствие формально зарегистрированных инвестиционных фондов с отдельной управляющей компанией.

Термин пришел из сферы американского шоу-бизнеса, где под «ангелом» подразумевали спонсора, финансирующего проект на безвозвратной основе и претендовавшего на прибыль только в случае успеха постановки. Тем не менее современный бизнес-ангел – это не благотворитель, а именно инвестор, предоставляющий в проект средства с расчетом на коммерческую прибыль. В обмен на финансирование он получает значительную долю в капитале проинвестированной им компании.

Цель бизнес-ангела – рост капитализации проинвестированной компании и фиксация прибыли через «выход» – продажу своей доли по значительно более высокой цене, чем объем инвестиций. Бизнес-ангел должен обладать значительными средствами, потеря части которых от неудачного вложения в проект не повлияет на его уровень жизни и дальнейшую коммерческую деятельность. Кроме того, бизнес-ангелы диверсифицируют свои вложения, вкладываясь в несколько проектов одновременно.

Обычно бизнес-ангел подключается к проекту на самом раннем и рискованном этапе его развития, когда имеются лишь «сырая» идея и нуждающееся в доработке бизнес-предложение и не всегда возможно дать достоверный финансовый прогноз развития бизнеса. Привлекательность проектов начальных стадий состоит в их потенциальной сверхприбыльности, поскольку при удачном сценарии развития проекта рост капитализации происходит буквально с «нуля» и превышает сотни процентов годовых.

Однако столь высокие прибыли компенсируются не менее высокими рисками.

В проекты стадии старт-ап инвестируют венчурные фонды, а в компании поздних стадий — фонды прямых инвестиций (private equity фонды). Особенность венчурных фондов – их экспертиза в области формирования и постановки бизнес-процессов проинвестированных компаний, тогда как фонды прямых инвестиций имеют дело с отлаженными производственными и бизнес-процессами и сформированной корпоративной структурой.

В последнее время появились региональные венчурные фонды с участием государственного капитала, созданные в виде закрытых паевых инвестиционных фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, в частности Московский Венчурный Фонд под управлением УК «Альянс РОСНО Управление Активами».

Фиксация прибыли инвестором – «выход» – может осуществляться одним из следующих способов:

• продажа его доли стратегическому инвестору (Trade Sale) или инвестиционному фонду;

• слияние и поглощение;

• первичное размещение на фондовом рынке (IPO) с продажей доли инвестора на бирже;

• выкуп его доли менеджментом (MBO);

• выкуп его доли с привлечением заемных средств (LBO).

Обычно «выход» большинства инвесторов происходит перед переходом на стадию устойчивого развития, но может происходить и раньше (перепродажа другому венчурному или private equity-инвес- тору). Бизнес-ангелы иногда осуществляют «выход» через продажу своих долей венчурным фондам, т. е. при переходе проекта на стадию старт-ап.

Процедуру IPO с продажей доли инвестора очень часто считают основной конечной целью венчурных инвестиций. Однако правильной целью инвестора должен выступать прибыльный «выход», а его форма должна выбираться в зависимости от специфики бизнеса. Тем более, что подавляющее большинство инвесторов осуществляют «выходы» без использования фондового рынка. Согласно данным Национальной ассоциации венчурного капитала (NVCA) в США соотношение IPO и прочих типов «выхода» (Trade Sale, M&A, выкуп менеджментом и др.) при осуществлении венчурных инвестиций составляет примерно 1:10 в пользу последних. Кроме того, не любое IPO, т. е. появление акций компании на бирже, сопровождается «выходом» инвестора.

Экзотическим для России, но относительно распространенным на Западе (прежде всего в США) способом привлечения финансирования старт-апа является раннее IPO, т. е. первоначальное публичное предложение акций на альтернативной фондовой площадке для растущих компаний. Примером подобной биржевой площадки является американская система NASDAQ, лондонская AIM, для которых характерны относительно невысокие требования для листинга компаний. В контексте раннего IPO первоначальное предложение акций на фондовом рынке становится не инструментом фиксации прибыли, а еще одним – по сути, параллельным венчурному – способом финансирования проекта, хотя инвестор ранней фазы иногда осуществляет продажу части своих акций.

В России в последние годы появилась возможность для ранних IPO на двух альтернативных площадках раннего финансирования – сектор ИРК ММВБ и РТС «Старт».

Выбор источника финансирования следует начать с рассмотрения следующих вопросов:

1. Какого размера финансирование требуется?

2. Каковы размеры юридического лица, получающего средства?

3. Какую часть контроля вы готовы отдать?

4. Какова степень риска проекта?

1. Количество требуемых средств ограничивает выбор источников финансирования следующим образом:
- Для финансирования в крупных размерах приоритетными источниками являются: иностранные банки, стратегические инвесторы, публичная эмиссия, облигации и конвертируемые облигации.

- Финансирование в средних и малых размерах вполне возможно осуществить из следующих источников: российские банки, частные инвестиционные фонды (зависит от фонда), фонды помощи, лизинг.
Различные источники имеют широкий диапазон размеров предлагаемого финансирования.

2. Размер предприятия определяет источник финансирования исходя из следующих предпосылок:

1) некоторые источники финансирования требуют, чтобы предприятие было хорошо известно, для того чтобы добиться успеха (публичная эмиссия, выпуск облигаций, выпуск конвертируемых облигаций);
2) акции более крупных предприятий обычно бывают более ликвидными; это является предметом внимания некоторых источников финансирования (портфельные инвесторы - частные фонды);

3) некоторые фонды помощи, наоборот, имеют мандат на инвестирование в малые и средние предприятия.
3. Различные источники краткосрочного финансирования требуют различных видов обеспечения:

стратегические инвесторы хотят осуществлять контроль над оперативными и другими решениями;

- частные фонды и фонды помощи могут захотеть иметь представителя в совете директоров;

- иностранные банки могут иметь строгие условия предоставления кредитов;

- российские банки меньше заинтересованы в осуществлении контроля;

- публичные эмиссии акций, облигаций и т.д. стремятся диверсифицировать состав акционеров, противодействуя получению крупного пакета акций одним акционером.

4. Степень риска проекта снижает круг потенциальных источников финансирования:

- фонды помощи, имеющие политические мотивы для инвестирования в различные проекты в России, больше склонны рассматривать рискованные инвестиции;

- стратегические инвесторы, знающие бизнес и имеющие связи, которые могут снизить риски конкретных проектов, могут также рассматривать финансирование проектов, которые другие источники отказываются рассматривать или за финансирование которых они требуют чрезмерно высокий уровень дохода;

российские банки чрезвычайно опасаются риска, но понимают политические и специфические для России риски;

- иностранные банки обычно являются наиболее опасающимися риска источниками долгосрочного финансирования.

 

 

Основные способы заемного финансирования стратегического развития предпринимательских структур: номенклатура и качественный сравнительный анализ различных способов долгосрочного финансирования; методы оценки денежных потоков платежей заемщика при различных способах долгосрочного финансирования; методика выбора наиболее выгодных для заемщика источников долгосрочного финансирования.

способы привлечения средств существенно различаются в зависимости от источника, а также от цели и иных особенностей привлечения финансовых ресурсов. Поэтому помимо выбора оптимального источника финансирования перед финансовой службой компании одновременно возникает задача выбора наиболее эффективного метода привлечения необходимых средств.

Методов долгосрочного финансирования довольно много, они весьма сильно различаются между собой по сложности, условиям применения и иным характеристикам.

Привлечение акционерного капитала. Данный метод применяется в основном при привлечении дополнительного финансирования – при принятии решения об увеличении акционерного капитала. Существует две основные разновидности данного метода:

– привлечение акционерного капитала по закрытой подписке (т.е. дополнительно выпущенные акции/доли размещаются среди ограниченного круга акциоперов/участников – способ, чаще всего применяемый в обществах с ограниченной ответственностью);

– привлечение акционерного капитала по открытой подписке (Initial Public Offering, IPO), т.е. среди неограниченного круга акционеров.

Наиболее интересен способ привлечения капитала по IPO, который имеет следующие преимущества:

– проведение IPO существенно повышает деловой имидж компании, а также се статус заемщика (в частности, повышается кредитный рейтинг компании – за счет того, что акции могут служить в качестве залога по обеспечению долга);

– обращение акций компании на фондовых биржах предоставляет акционерам дополнительные возможности по диверсификации финансовых рисков либо получению дополнительного дохода;

– формируется рыночная оценка стоимости компании, что обеспечивает более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов.

К основным недостаткам финансирования путем IPO можно отнести:

– значительные дополнительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг;

– возникновение специфических транзакционных издержек, связанных с отношениями между компанией и ее акционерами;

– возможность потери контроля над компанией;

– более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками.

Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Данный метод финансирования является разновидностью привлечения уставного (чаще – акционерного) капитала. От предыдущего способа его отличает прежде всего то, что акции в данном случае приобретаются инвестором "пакетом" (т.е. в определенной доле от общей величины акционерного капитала), кроме того, в данном методе речь идет о сделке с конкретным лицом (лицами). Выделяют два типа инвесторов: финансовые инвесторы и стратегические инвесторы.

Инвестора финансового типа отличают следующие особенности:

– стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из состава акционеров (либо из проекта);

– не стремится к приобретению контрольного пакета;

– не стремится сменить менеджмент компании;

– предпочитает горизонт инвестирования 4–6 лет;

– обычно закрепляет свой контроль участием в совете директоров.

Привлечение средств финансовых инвесторов наиболее распространено в финансировании инновационных компаний, а сами финансовые инвесторы чаще всего представлены инвестиционными компаниями и фондами, фондами венчурных инвестиций.

Инвестор стратегического типа отличается следующим:

– стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности (поэтому часто участвует в финансировании компаний смежных видов деятельности по отношению к своей основной компании);

– стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;

– активно участвует в управлении компанией;

– участие инвестора в капитале компании часто не ограничивается конкретными сроками.

Несмотря на определенные риски потери контроля при привлечении средств от стратегических инвесторов, получающая такие инвестиции компания может получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересованными в получении полного контроля над бизнесом.

Эмиссия облигаций. Эмиссия облигаций направлена на привлечение временно свободных денежных средств широкого круга инвесторов, включая физических лиц. Срок облигационного займа, как правило, превышает средний срок осуществления инвестиционного проекта, с тем чтобы погашение обязательств по облигационному долгу происходило после получения отдачи от вложенных средств.

В предыдущем параграфе было отмечено, что ценность облигационного займа как источника долгосрочного финансирования повышается в случае, если облигации обращаются на фондовом рынке. Для обеспечения этого предлагаемые компанией условия облигационного займа должны быть привлекательными для инвесторов и обеспечивать достаточную ликвидность облигаций.

Обычно в качестве метода финансирования эмиссию облигаций сравнивают с эмиссией акций. При таком сравнении облигационное финансирование проигрывает акционерному по основным параметрам – срочности и платности:

– акционерное финансирование предполагает бессрочность привлечения средств в любом случае, облигационное – только в отдельных случаях;

– акционерное финансирование не предполагает обязательности платы за привлеченные средства (исключение составляют привилегированные акции – квази-облигации), облигационное – требует соблюдения условия платности в любом случае.

Вместе с тем с позиций оценки рисков облигационное финансирование имеет преимущества перед акционерным:

– отсутствуют риски обесценения предшествующих выпусков ценных бумаг;

– отсутствует риск утраты контроля над компанией.

Однако в одном оба метода – облигационное и акционерное финансирование – схожи друг с другом: оба они эффективны лишь для конкурентоспособных компаний.

Лизинг (финансовая аренда). В данном методе финансирования одна компания (лизингополучатель) обращается к другой (лизингодатель) с просьбой приобрести необходимое оборудование и передать его ей в пользование. По своей экономической сущности лизинг одновременно содержит элементы кредита и аренды.

Можно выделить следующие основные преимущества лизинга для лизингополучателя:

– финансирование осуществляется в точном соответствии с фактической потребностью компании в активах;

– возможность привязки суммы лизингового платежа к объемам и графику поступления выручки позволяет обеспечить стабильность работы компании;

– лизинговое финансирование осуществляется точно в течение всего срока использования актива (при банковском кредите срок финансирования обычно меньше, что приводит к ухудшению финансового состояния компании за счет более быстрой выплаты кредита; при облигационном финансировании срок привлечения средств обычно больше, что приводит к дополнительным расходам в виде выплаты "лишних" процентов);

– лизинг не изменяет соотношения собственных и заемных средств в балансе компании, таким образом, он не оказывает влияния на финансовую независимость, кредитоспособность и прочие аналогичные характеристики компании.

Однако лизинговое финансирование имеет ряд недостатков:

– большее количество участников сделки по сравнению с банковским кредитом значительно усложняет саму сделку (что приводит к увеличению времени на ее заключение, а также к дополнительным расходам);

– лизинговые платежи не прекращаются до конца контракта вне зависимости от фактического состояния объекта лизинговой сделки;

– компания не имеет возможности получить дополнительную выгоду за счет увеличения стоимости своих активов в случае роста рыночной стоимости лизингового оборудования.

Проектное финансирование. Это сравнительно молодой и перспективный комплексный метод долгосрочного финансирования, который отличается рядом специфических особенностей.

Объектом финансирования при данном методе выступает конкретный инвестиционный проект, а не производственно-хозяйственная деятельность компании – получателя средств в целом. При этом часто для использования этого метода создают отдельную так называемую проектную компанию.

Источником возврата вложенных средств служит прибыль от реализации инвестиционного проекта, обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проекта.

Комплексный характер данного метода финансирования выражается в том, что одновременно могут использоваться разнообразные методы финансирования (кредит, лизинг, приобретение доли в уставном капитале проектной компании, выпуск целевых облигационных займов и т.д.).

При проектном финансировании отсутствует характерный для долгосрочного банковского финансирования механизм гарантий (однако отсутствие гарантий в целом не исключает получения частных гарантий на отдельных этапах проекта), поскольку банку предлагается войти в состав участников проекта, приобретя долю в капитале проектной компании.

 

 

Финансовое кредитование: критерии сравнения выгодности условий финансового кредитования; сравнение выгодности условий финансового кредитования на основе грант – элемента; сравнение выгодности условий финансового кредитования на основе эффективной процентной ставки.

Финансовый кредит – это передача банком или кредитной организацией денег заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, при котором заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить процент по нему. При финансовом кредите происходит прямая выдача кредитором денег заемщику.

Главными критериями при выборе кредита являются:

1.Процентная ставка зависит от нескольких факторов. Процентная ставка ниже, если заемщик согласен на длительное оформление кредита, которое включает поручительство и залоговое обеспечение. Также ставка зависит от срока потребительского кредита. Для определения годовой ставки поставщики потребительского кредита, как правило, пользуются специальными таблицами годовых процентных ставок, которые позволяют получить величину ставки, исходя из графика погашения долга.

2.Сроки кредита.

3.Виды комиссий - является самым опасным аспектом кредитования. Самые распространенные комиссии: комиссия за досрочное погашение кредита, комиссия за несвоевременную оплату кредита…

4.Дополнительные требования по договору кредита - каждый банк хочет себя обезопасить от невыплаты заемщиком кредита. При этом вводя разные дополнительные условия.

5.Залоговое обеспечение - заемщик обязан оставить в залог либо недвижимость, либо автомобиль в зависимости от величины денежной массы.

6.Поручительство - заемщик оформляет кредит еще на поручителя. В случае неуплаты заемщиком кредита, поручитель будет должен выплатить кредит заемщика. Поручитель - лицо, принимающее на себя обязательства (полностью или частично) по исполнению должником своих обязанностей по кредитному договору.

7.Страхование кредита - в основном все банки предлагают страхование. Если оформлять страхование, процентная ставка уменьшается.

Грант-элемент — показатель, используемый в международной статистике для сопоставления условий предоставления различных кредитов и займов в качестве обобщающей оценки степени льготности кредитов. Условия каждого кредита характеризуются параметрами: сроком кредита, льготным периодом и ставкой процента. Грант-элемент рассчитывается как интегральный показатель, учитывающий различия этих показателей по сравниваемым кредитным сделкам. Он показывает, какую часть платежей в счет погашения долга недополучает кредитор в результате предоставления кредита на условиях более льготных, чем обычный коммерческий кредит.

Грант-элемент позволяет оценивать степень льготности кредита и сравнивать в международной статистике кредиты с различными условиями. Определяет (в % к номиналу) потери кредитора, которые связаны с предоставлением кредитов с процентными ставками, более низкими, чем рыночные. Положительные значения грант-элемента означают упущенную выгоду (поскольку предоставленные в кредит средства могли бы быть размещены по более высокой ставке), отрицательные – дополнительные доходы кредитора (при размещении кредита на условиях, более жестких, чем рыночные). Грант-элемент равен 100% в случае безвозмездной субсидии и 0% – при оплате наличными и в случае, если кредит предоставлен по ставке, равной ставке сравнения.

В основе расчета грант-элемента лежит сравнение современных величи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.133 с.)