Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общение, понятие, структура. Педагогическое общение как фактор успешности учебной деятельности и
Развития личности Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В качестве знаков-средств общения выступают мимика, жесты, действия, слова. То есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению. Благодаря общению, человечество создает и передает от поколения к поколению общественный опыт, знания, формы культуры, традиции, нравы, обычаи, реализует свои потребности во взаимодействии с другими людьми. В общении раскрывается внутренний мир одного человека другому, его индивидуальные особенности, проявляется его характер, культура, интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью. В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой для психического и личностного развития, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него формируются коммуникативные и другие качества личности, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир. Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей. Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной деятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде вы
разительных жестов и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понята партнерами по общению. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений. Основными механизмами познания другого человека выступает идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и межличностного познания могут возникать эффекты, искажающие поступающую информацию - эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола и др. Эти явления обозначаются в психологии термином «каузальная атрибуция». Каузальная атрибуция (англ. attributo – приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия, причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности, а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы должны домысливаться им. Знание этих механизмов позволяет более точно выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Процесс передачи информации в общении осуществляется с помощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы. Главным средством вербальной коммуникации является язык. Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, используемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык. Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека. Язык реализуется в речи. Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты. Внешний компонент проявляется в действиях артикуляционного аппарата, в произнесении голосом слов и словосочетаний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету: спокоен, огорчен, взволнован. Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю. К внешней речи относят устную и письменную речь. Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой. Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде. Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с помощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи, человек приобретает знания, и приобщаются к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения детей в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, расположенных в соответствии с определенными правилами. Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысление специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи, словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.
Чтобы речь была доступной и понятной партнеру по общению она должна отвечать определенным требованиям. К основным свойствам речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность. Содержательность речи определяется качеством информации и доказательностью высказываемых в ней мыслей и суждений. Понятность - зависит от знания слушателями той области, к которой относится речь говорящего, от его умения строить краткие и синтаксически правильные предложения, следить за логикой изложения, не злоупотреблять специальными терминами. Выразительность - определяется эмоциональной насыщенностью речи, четкостью и ясностью произношения слов, умелого использования пауз, интонации.
Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждение и поведение. Процесс общения протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения, сложившихся в обществе на протяжении истории. Они охватывают все стороны жизни: семейные и деловые отношения, этические и эстетические нормы, нормы морали и многое другое. Нормы поведения в обществе начинают прививаться ребенку с раннего детства и служат ему затем формой опосредованного контроля за своими действиями и поступками. Ориентировка на нормы и правила поведения позволяет человеку использовать их как критерии, сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях. В случае же несоблюдения или нарушения норм и правил поведения в действие вступают механизмы социального контроля в виде осуждения, неодобрения, наказания. Конечная цель этих санкций - добиться, чтобы человек, нарушивший их, мог скорректировать свое поведение, как этого требует общественная мораль. Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения как: умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими
процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: - как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися и, - как управление общением детей в школьном коллективе. Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются: - стили общения (демократический, авторитарный, либеральный). - индивидуальный стиль общения педагога; - установка преподавателей на отдельных учеников; - учет личных особенностей учащихся; - учет уровня развития коллектива; - наличие умения профессионального общения
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.012 с.) |