Задачи первого периода обучения:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
—уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ, в, вь, н, нь, п, пъ, т, тъ;
—развитие артикуляционной моторики;
—различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
—дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
—выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
—выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);
—выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);
—выделение согласного звука из состава слова;
—формирование умения характеризовать звук;
— усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;,
— анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том;
—формирование умения подбирать к схеме слово;
—преобразование слогов;
—деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;
—воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
—использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;
— формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
—образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны);
—образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают);
—образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал);
—образование сложных слов (молоковоз);
—изменение по падежам существительных единственного числа;
—несклоняемые существительные пальто, пианино;
—Согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела);
—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды);
—образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);
— согласование числительных с существительными (три тыквы);
— привлечение внимания к многозначности слов (кисть);
—слова-антонимы (день — ночь);
—родственные слова (игра).
3. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:
—составление простых распространенных предложений без предлогов;
—выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности;
—составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;
—составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;
—составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;
—объединение нескольких предложений в рассказ;
—усвоение интонации предложения: повествовательной, восклицательной, вопросительной;
—заучивание стихов наизусть.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
—знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—звуко-буквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
—преобразование слогов;
—формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов;
—составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения;
—раздельное написание предлогов;
—развитие графических навыков;
—ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Тема занятия
| Кол-во занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
|
СЕНТЯБРЬ
|
1-2 недели. Обследование речи детей
|
3 неделя
|
Понятие о речи. Функции речи.
|
|
|
|
Понятие о предложении. Понятие о слове.
| 1-2
| Повествовательная интонация предложения.
|
|
Слова, называющие предметы.
|
| Вопросительная интонация предложения.
|
|
4 неделя
|
Слова, называющие действия.
|
|
|
|
Слова, называющие признаки предмета.
|
|
|
|
Понятие о звуке.
|
|
| Выделение начального гласного звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове.
|
Звук у. Понятие о гласном звуке;
|
| Протяжное и отрывистое произнесение звука у.
| Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции
|
ОКТЯБРЬ
|
1 неделя
|
Буквы У, у.
|
| Восклицательная интонация
|
|
Звук а.
|
| Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса.
| Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции).
|
| | | | |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
|
СЕНТЯБРЬ
|
1-2 недели. Обследование речи детей
|
3 неделя
|
|
|
Составление схемы предложения (без предлога)
| Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по. схеме.
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
4 неделя
|
| Составление предложений по схеме.
|
| Составление простого распространенного предложения.
Согласование прилагательных с существительными.
|
|
|
| Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у.
|
ОКТЯБРЬ
|
1 неделя
|
Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица.
| Предлог у.
|
| Винительный падеж одушевленных существительных мужского рода единственного числа сокончанием -а. Множественное число имен существительных с окончанием -а. Глаголы прошедшего времени женского рода.
|
Тема занятия
| Кол-во
занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
|
Буквы А, а .
|
| Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а
|
|
2 неделя
|
Звуки а, у. Буквы А, У.
|
1
| восклицательная интонация.
| Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы.
|
Звук о
|
| Интонационное произнесение звука о.
| Выделение звука о из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции.
Анализ звукового ряда типа а о у.
|
Буквы 0, о
|
| Произнесение звука о с изменением высоты голоса.
Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости.
Повествовательная и восклицательная интонация при чтении.
| Соотнесение слова и схемы.
|
3 неделя
|
Звук и.
|
| Произнесение звука не постепенным усилением и ослаблением голоса.
| Выделение звука и из состава слова.
Анализ звукового ряда типа аоу и.
|
Буквы И и.
|
| Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация.
| Соотнесение слова и схемы.
|
Звук э.
|
| Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.
| Выделение звука э из состава слова.
Соотнесение слова и схемы.
|
4 неделя
|
Буквы Э, э.
|
| Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса.
|
|
Звук ы.
|
| Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса.
| Выделение звука ы из состава слова.
Анализ звукового ряда типа о ы уа.
|
Буква ы
|
| Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе.
| Обозначение буквой звука ы в схеме слова.
|
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
|
Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а.
Ребус лак. Кроссворд.
| Составление сложных предложений с противительным союзом а.
|
2 неделя
|
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа.
|
|
| Несклоняемое существительное пальто.
|
Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о.
| Предлог о.
|
3 неделя
|
| Родственные слова.
Притяжательные прилагательные с окончанием и.
Многозначность слова кисти.
|
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение.
| Составление предложения с однородными членами с союзом и.
Объединение предложений в рассказ.
|
| Образование сложных слов.
|
4 неделя
|
Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение.
|
|
| Множественное число существительных с окончанием -ы.
Согласование прилагательных с существительными
Согласование числительных и существительных.
|
Составление из букв разрезной азбуки,
чтение и письмо ряда гласных типа аоуы.
Ребус дым. Чтение.
|
|
Тема занятия
| Кол-во занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
|
|
|
|
|
Звуки ы-и Буквы ы-и
|
|
| Дифференциация звуков ы-и.
|
НОЯБРЬ
|
1 неделя
|
Гласные звуки и буквы.
|
| Беззвучное артикулирование гласных звуков.
| Выделение гласных звуков из состава слова.
Соотнесение слова и схемы слова.
|
Понятие о слоге.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
|
| Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему).
| Слоговый анализ двух- и трехсложных слов.
Соотнесение слова и слоговой схемы слова.
Выделение гласных звуков в слове.
|
Понятие об ударении. Смысло-различительная роль ударения.
|
| Произнесение слов с ударением.
Произнесение ряда слогов с переносом ударения.
| Выделение ударного гласного звука в слове.
Соотнесение слова и слоговой схемы.
|
2 неделя
|
Звуки м мь.
Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый.
|
|
| Выделение звуков м, мь из состава слова.
Дифференциация звуков м-мь.
Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов.
|
Буквы М, м
|
| Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов.
|
|
3 неделя
|
Звуки в, вь.
|
| Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви.
| Выделение звуков в, вь из состава слова.
Анализ слогов типа ва.
|
Буквы В, в.
|
|
|
|
Обучениеграмоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
|
Дифференциация ы-и. Подбор слов к схеме.
|
|
НОЯБРЬ
|
1 неделя
|
Чтение и письмо ряда гласных букв.
Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова.
|
|
Составление и чтение слоговых схем.
|
|
Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения.
|
|
2 неделя
|
| Составление предложения по заданной схеме.
|
Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха.
Кроссворд.
Большая буква в начале предложения:
Чтение.
|
|
3 неделя
|
| Образование сложных слов. Образование глаголов с пиставками в-вы-.
|
Слоги типа да.
Ребусы ворота, вышка. Кроссворд.
Большая буква в именах людей.
Чтение и составление схемы предложения с предлогом а
Чтение.
| Предлог В
Составление предложения по схеме
Объединение предложений в рассказ.
|
Тема
занятия
| Кол-во
занятий
| Дикция. Интонационная выразительность речи
| Формирование фонематического восприятия
| |
|
|
|
|
4 неделя
|
Звуки н, нь.
|
| Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов.
| Выделение звуков н, нь из состава слова.
Звуковой анализ слогов типа он, на.
|
Буквы Н, н.
|
|
|
|
5 неделя
|
Звуки л, ль
Понятие глухой согласный звук.
|
| Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы.
Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса пах-пух-пых.
| Выделение звуков п, пь из состава слова.
Звуковой анализслогов типа ап, па.
|
Буквы П, п.
|
|
|
|
ДЕКАБРЬ
|
1неделя
|
Звуки т, ть.
|
|
| Выделение звуков т, ть из состава слова.
Дифференциация звуков т-ть.
Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим.
Соотнесение слова и схемы.
|
Буквы Т, т.
|
|
|
|
| | | | | |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение)
| Лексико-грамматический строй речи
|
|
|
4 неделя
|
| Слова-антонимы.
|
Слоги типа ан, на. Ребус ниточка.
Чтение и составление предложений с предлогом на.
Чтение.
| Предлог на.
|
5 неделя
|
| Несклоняемое существительное пианино.
|
Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони.
Чтение и составление схем предложения с предлогом по.
Чтение.
| Предлог по.
Родственные слова к слову путь.
|
ДЕКАБРЬ
|
1 неделя
|
| Согласование числительных и существительных.
Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа.
Образование глаголов с приставкой от-.
|
Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, слов типа Том.
«Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот.
Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки.
Чтение.
|
|