Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществеСтр 1 из 8Следующая ⇒
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают; 1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 1.4. сложность объекта познания – общества; 1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение). 3.3. виды социальных фактов: 3.3.1. действия, поступки; 3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности; 3.3.3. словесные (вербальные) действия. 3.4. Оценка социального факта: 3.4.1. свойства изучаемого объекта; 3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом; 3.4.3. познавательные цели исследователя; 3.4.4. личная позиция исследователя; 3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
1.12 Образование, его значение для личности и общества 1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества); 2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция); 3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
1. дошкольные (ясли, детские сады); 2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи); 3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции); 4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи); 5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии); 6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы); 7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура); 8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии). Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
· демократизация образования; · рост продолжительности образования; · непрерывность образования; · гуманизация образования; · гуманитаризация образования; · интернационализация образования; · компьютеризация образования.
· Обеспечение доступности качественного общего образования · Повышение качества школьной учебной литературы · Повышение уровня оплаты труда работников образования · Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования · Повышение качества профессионального образования · Расширение общественного участия в управлении образованием
· Развитие сети общеобразовательных учреждений · Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
1.13 Религия Религия – это · вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение; · совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; · форма удовлетворения духовных потребностей.
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; · культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; · переживания; · образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); · символы.
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание); · регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность); · терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение); · культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению); · коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.); · интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция).Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии); · легитимизирующая.
· анимизм (от лат.душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; · тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; · магия (колдовство).
7. Религии современного мира: · родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; · национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); · мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам Признаки мировых религий: 1. Объединение крупной общности людей 2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
1.14 Искусство 1. Искусство: · специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; · практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; · высокая степень мастерства.
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); · художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); · воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); · эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); · предвосхищения (предвосхищает будущее); · внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); · гедонистическая (доставляет людям удовольствие); · познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
1.15 Мораль . Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); · моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); · нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.); · морально-психологические механизмы (долг, совесть); · высшие моральные ценности (добро, смысл жизни; свобода; счастье).
1.16 Понятие общественного прогресса 1. Различные взгляды на направленность общественного развития
3. Традиционные критерии прогресса: 1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.032 с.) |