Отсутствие отношения к праву как к важнейшей социальной ценности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отсутствие отношения к праву как к важнейшей социальной ценности.



13. Правовое образование и воспитание.

Прав.образование - совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения.

Прав. воспитание – это важная часть системы социализации личности, осуществляется путем целенаправленной пропаганды, просвещения и обучения. От качества прав.воспитания во многом зависит уровень развития личности. Это целенаправленная деятельность гос.органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права. Правовое воспитание формирует у населения государства чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулируя этим правовую активность отдельной личности, которая предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека. Характер правового воспитания системный.

Основные элементы правового воспитания: 1.Субъекты – государство, государственные органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане; 2.Объекты – отдельные личности, социальные и иные группы населения государства; 3. Содержание воспитания – передача юридического опыта общества, которая выражается в приобщении населения государства к ценностям, идеям, принципам, информации;

Методы воспитания – различные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на население: убеждение, принуждение, личный пример, поощрение, наказание;

Формы воспитания – внешняя и поведенческая сторона взаимоотношений воспитателя (государство, общественность) и воспитуемого (население государства).Среди различных форм правового воспитания выделяют основные организационные формы:

Правовое обучение – передача, накопление и усвоение правовых знаний в общеобразовательных школах, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях;

Правовая пропаганда – распространение правовых идей и правовых требований среди населения государства посредством средств массовой информации (телевидения, радио);

Правовое просвещение;

Юридическая практика – передача юридической информации и знаний, которая осуществляется посредством участия населения в правоприменительной деятельности;

Самовоспитание – обучение населения, которое связано с личным опытом, самообразованием, а также собственным анализом правовых явлений;

Виды форм правового воспитания:

Письменная форма – правовое воспитание, осуществляемое через газеты, плакаты, книги, журналы;

Устная форма – правовое воспитание, осуществляемое через лекции, беседы, встречи с юристами, преподавателями;

14. Правовое сознание: понятие и содержание.

Правовое сознание - одна из форм обще­ственного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, убеждений, настроений, эмоций индивидов, социальных групп или всего общества относительно права и его роли в функ­ционировании и развитии общества, установлении правового порядка. Это качественный уровень знания права, понимания его необходимости.

Формирование правосознания происходит под влиянием историч опыта общества, а также соц опыта индивидов и групп. 2 уровня правосознания: обыденный (отрывочные представления о праве, зачастую неверные, отягощенные предрассудками, присуще большинству людей, формируется в процессе повседневной жизни людей, их общения между собой, участия в судебных процессах, взаимоотношений с правоохранит органами, характерно доминирование моральной оценки правовых норм) и теоретический (научный, это целостная система взглядов на природу права). Также многие делят правосознание на застывшее (на страницах книг в виде идей и концепций) и живое (функционирует в реальной жизни, регулируя взаимодействия групп, организаций, индивидов).

Лучше всего осведомлены в вопросах права представители высших слоев населения – предприниматели, чиновники, интеллигенция (по причине высокого уровня образования и потому что сталкиваются чаще с прав.вопросами в процессе проф.деятельности).

Помимо знаний о различных отраслях права, правосознание включает и отношение к прав.нормам (в советский период, например, многим было присуще равнодушие, низкая оценка его возможностей, высшим авторитетом выступало государство, а право занимало подчиненное положение).

Итак, компоненты правосознания: знание о праве как регуляторе обществ отношений, представление о собственных правах и свободах, отношение к прав.явлениям и к праву в целом, оценка своего прав.положения, действующего законодательства и возможности прав.активности.

Правосознание — необходимое условие право­творчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений.

В соответствии с марксистским подходом корни правосознания — в объектив­ном факторе — возникновении в обществе классов. Правосознание господствующего класса- одна из основных движущих сил развития правовой системы.

Виды правосознания. Национальное правосознание. Как известно, в определе­ние нации наряду с экономическими, территориальными и языковыми включается также признак психологии. Эти осо­бенности могут существенного сказаться и на правосознании.

Индивидуальное правосознание каждого человека неповторимо. Оно может быть глубоко научным и выражать передовые правовые идеи и взгляды либо отсталым, консервативным, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня.

Профессиональное и непрофессиональное правосознание. В широком смысле- правосознание самых различных профессиональных групп, в строго научном смысле -правовое сознание только юристов.

Говоря об идеологической стороне правосознания, например, в условиях капиталистического общества классическим мировоззрением буржуазии становится юр. мировоззрение. Своеобразный тип правовой идеологии — «правовой идеализм» или «юридический романтизм». Для него свойственны преувеличение возможностей правового регулирования общественных отношений, роли права в установлении в обществе социального согласия, отрыв от социально-экономических основ права, уровня развития общества. Крайней формой правового идеализма выступает «правовой фетишизм»: праву, законодательству приписываются почти чудодейственные возможности, способность снять все трудности и решить все проблемы на пути развития общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.)