Сетка для трафаретной печати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сетка для трафаретной печати



Трафаретный способ печати является, наверное, самым доступным. Сейчас на мировом рынке можно увидеть значительное количество продукции, напечатанной именно методом шелкографии: это и упаковка, наклейки, этикетки, различная рекламно-сувенирная продукция и


Что такое шелкография?
Термин этимологически состоит из двух корней: "шелко" и "графия" (с греческого: Grafe - писание, изображение). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о месте происхождения которых точно не знают и поэтому относят их к далеким туманным странам.
Существуют гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 12 столетий до Христа. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить.
Согласно дошедшим до нас историческим фактам, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Нужно рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или другим, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных тканей.
Значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани.
В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir.
В ХVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Большой шаг вперед произошел в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем - резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. - печатание шелковым ситом).
Современное название "шелкография" поэтому совсем недавнее. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей.
Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера.
Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий:

-технологии натяжения формных рам,

-технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани,

-эмульгирования печатных форм,

- использования многих возможностей печати,

-выбора краски,

-просушки специальным методом и много другого.
Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Что касается многообразия подложек различной природы, мы можем назвать список из тысяч наименований материалов из пластика, стекла, металла, которые ежедневно появляются на рынке и ради которых шелкографы каждый день проявляют изобретательность, чтобы найти краску, подходящую для печати.
Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью трансферной технологии можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы), любой необычный тип предмета ежедневно запечатывается шелкографами. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении. От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:
- простота процесса;
- оборудование, доступное по низкой цене;
- возможность печатать на материалах различного типа;
- значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
- долговечность запечатанных материалов;
- экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
- особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Классификация различных применений шелкографии
1) Малоформатная трафаретная печать
Включает в себя все, что является плоской печатью на различных подложках, особенно на ПВХ, а также на бумаге и картоне, формат печати не превышает 100x140см.
Характеризуется обычно печатью на заказ изделий самого различного назначения, но всегда требуется очень высокое качество воспроизведения.

2) Крупноформатная трафаретная печать
Аналогична предыдущей, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100x140см.

3) Печать на мелких предметах
Возможно декорирование ручек, зажигалок, брелоков и других сувениров. Для печати по круглым предметам используются ротационные полуавтоматы. Здесь ощутима конкуренция тампопечати, хотя изображение, сделанное шелкографией, более устойчиво к истиранию.

4) Текстильная печать (набивка тканей)
Это печать на ткани в бобинах, на отрезах техникой настольного печатания, механотекстильными, ковровыми станками, машинами с вращающимися цилиндрами. Речь идет об обширной отрасли, связанной с текстильной промышленностью. Текстильная печать представляет собой одну из разнообразных и важных отраслей экономики многих стран.

5) Текстильная печать на готовых
изделиях
Печать на готовых изделиях (футболки, мелкие вещи) осуществляется с помощью машин, называемых "карусельными станками".

6) Трафаретная печать на табличках
и металлах
Связана с производством и обработкой металлов, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т. д.

7) Трафаретная печать по стеклу
Применяется в автомобильной отрасли и в производстве электробытовых приборов. Есть и особые случаи применения, например, печать на стеклянных изделиях, таких как бутылки.

8) Трафаретная печать на флаконах
Широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.

9) Отрасль печатных плат
Включает все, что сегодня может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем как общего пользования, так и профессиональных, многослойных, проводящих и т. д.

10) Дополнительная трафаретная печать
Охватывает все те применения, особые, дополнительные и специфические, которые не вошли в перечисленные выше группы.

Преимущества и слабые стороны трафаретной печати
Шелкография - это не какое-то искусство печати, а, как мы уже говорили, речь идет скорее о совокупности технологий. Поскольку печатный процесс рождается всегда в зависимости от какой-то прикладной потребности, считается, что трафаретная печать и соответствующая технология появились, чтобы решить какую-то конкретную проблему наиболее дешевой ценой.
В дальнейшем то, что было начато типографской печатью, продолжила улучшать офсетная печать, предлагая все более и более обширную продукцию по все более и более выгодной цене. Однако почти все технологии печатания были почти всегда направлены на печать по бумаге и картону. Трафаретная печать на Западе никогда не могла быть направлена в сторону огромнейшего рынка, какой из себя представляет рынок бумаги, а всегда использовалась для печатания того, что не являлось бумагой, то есть всего остального. Особенностью шелокографии является возможность получения более толстого красочного слоя, чем при других способах печати, поэтому она используется для такой печати, которая должна быть устойчивой к внешним воздействиям (дорожные знаки, постеры для наружной рекламы, вывески, растяжки и т.д).
Трафаретная печать распространяется совершенно беспорядочным образом в самых несходных отраслях, вследствие чего она не смогла быть слишком индустриализованной.
Фирмы, производящие краски для офсетной печати, кроме ряда производимых красителей, могут рассчитывать на производства, которые используют несколько видов различных смол. Поскольку это специализированное применение на немногих запечатываемых материалах, то ясно, что здесь отдается предпочтение объемам с использованием красок ограниченного применения.
Другое дело шелкография, где маленьким производственным объемам соответствует очень большое число красок, различных для каждого отдельного применения, где существует исследовательская проблема с тем, чтобы получить краски, которые "держатся" на новых материалах. Этот феномен очевиден, когда мы рассматриваем отрасль по производству шелкографического оборудования. Производителями являются в основном очень маленькие промышленные и ремесленные фирмы, если их сравнивать с немецкими и японскими производителями оборудования для офсетной печати. Кроме того, они должны производить большую гамму разнообразных принадлежностей, которые продаются абсолютно специфическим и селективным образом в зависимости от применения.
Шелкография, несмотря на то, что применяется различным образом и в различных областях, имеет твердые правила, которые объединяют почти все разнообразные ее применения. Эти твердые правила принадлежат научной стороне применяемой технологии и неоднократно использовались самими шелкографами естественным образом не как правила, а как секреты.
Если преимуществом шелкографии является возможность ее применения в различных отраслях, то ее слабой стороной является то, что в каждой шелкографической фирме технология применяется субъективно, поскольку нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали бы каким-то образом все то, что каждый печатник должен знать. Для большинства шелкографов единственными возможностями узнать о технологиях являются публикации поставщиков продукции и оборудования и, спорадически, встречи во время отраслевых выставок. В связи с этим является характерным знакомство с технологиями, напрямую связанными с присутствием в данном регионе той или другой фирмы-поставщика. В действительности каждый является носителем собственной "привычки" в работе и редко стремится ее поменять, получая надежные результаты с тем или иным расходным материалом. Какую-нибудь эмульсию или краску один пользователь превозносит, а другой систематически хулит и бракует. Или источники света для экспонирования шелкографических печатных форм имеют такое разнообразие, что их стоит назвать. В различных фирмах всего мира мы найдем простые кварцевые лампы различной мощности, натриевые лампы, ртутные лампы, йодные лампы, ксеноновые лампы, металлогалогеновые лампы, лампы на неактиничном неоне, на сверхактиничном неоне и даже системы с прямым солнечным облучением.


Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску значительной толщины на множество подложек различной природы, формы (гладкая, твердая или неправильная) и теоретически безграничного размера. Рассмотрим данное определение подробнее:

1. Система технологий:
Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения сита на формные рамы, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования различных возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.

2. Толщина краски:
Толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати толщина краски идет от нормальных 10-12 микрон до 500 и более при нескольких прокатах.

3. Многообразие подложек:
Шелкография практически единственный способ печати позволяющий наносить изображение на такие материалы как текстиль, толстые пластики, стекло, зеркала, металлы, дерево, кожу и др.

4. Форма подложки:
Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью различных технологий трансферной печати можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы) шелкография позволяет наносить изображение на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты, и множество других предметов.

5. Размер подложки:
Наконец, что касается размеров: определить их как безграничные, наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно прибегнуть к большой раме и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше.

Таким образом, трафаретная печать имеет следующие преимущества в сравнении с другими видами печати:

· относительная простота процесса (это утверждение справедливо, впрочем, только для не сложных работ).

· оборудование, доступное по низкой цене (речь, конечно, не идет о дорогостоящем импортном оборудовании).

· возможность печатать на материалах различного типа, формы, размера.

· яркость, долговечность и устойчивость печатных материалов к воздействию внешней среды.

· высокая рентабельность печати, в том числе малых и средних тиражей.

· особые решения, которые невозможны с помощью других видов печати (спецэффекты на тканях, термоподъем, термотрансферная печать и др.).

КАРУСЕЛЬНЫЕ ПЕЧАТНЫЕ СТАНКИ

Профессиональное оборудование для многоцветной печати на текстильных изделиях (футболки, майки, толстовки, куртки, сумки и т.д.) и изготовления трансфертов. Серия каруселей с микроприводками имеет массивное основание со специальными подшипниками, что обеспечивает плавный ход подвижных частей карусели (нижний "крест" - со столешницами и верхний "крест" - с креплением ТПФ). Станки с микроприводками снабжены регулировкой основания относительно пола. Рекомендуемый формат трафаретной рамы (наружный) - 500 х 600 мм. Формат столешниц - 450 х 540 мм.

Особенности станков.

§ Тяжелая прочная конструкция

§ Усиленный дизайн

§ Прочное лакокрасочное покрытие

§ Высококачественные подшипники

Точные регулировки


Для любознательных


ВАКУУМНЫЕ КОПИРОВАЛЬНЫЕ РАМЫ

Рама является простым и очень надежным устройством для засветки матриц. Высококачественный компрессор (220 В), вакуумная резина специальной марки, пористые резиновые уплотнители, надежные запорные устройства с фиксаторами позволяют, за предельно короткое время, создать в устройстве вакуум и держать его весь срок, необходимый для засветки матрицы. При размере рамы 400х600 мм разряжение воздуха создаётся всего за 1,5 минуты, а при габаритах 600х800 мм воздух откачивается за 3 минуты.

Копировальная рама оснащена поворотными роликами, так что она легко транспортируется по помещению. Также имеются необходимые фиксаторы, которые позволяют удерживать раму со световым стеклом в горизонтальном и вертикальном положении. Открывающаяся верхняя часть рамы снабжена гидравлическим амортизатором, удерживающим его в открытом положении.

Кнопка включения компрессора находится у фиксатора горизонтального положения рамы, и позволяет включать и выключать компрессор без дополнительных усилий.

Длина электрошнура - 3 метра, что позволяет использовать устройство без дополнительных удлинителей.

·

· Идеально подходит для печати по любым плоским поверхностям (стекло, металл, пластик, бумага);

· Бесшумная работа благодаря использованию пневматического привода;

· Станок оснащён всеми необходимыми микрометрическими приводками и имеет печатный стол из нержавеющей стали с вакуумным прижимом;

· Регулировка по высоте позволяет печатать даже на очень толстых изделиях;

· При необходимости ракель и контрракель могут быть остановлены до или после печати;

· Для долговременной работы, а так же для повышения плавности хода используются только высококачественные детали;

Возможность установки параметров работы ракеля/контрракеля (давление, скорость и т.п.) для достижения различных эффектов печати;

Трафаретная печатная форма (ТПФ), которая может так же обозначаться как матрица, трафарет, шаблон представляет из себя рамку с натянутой особым образом сетчатой тканью, которая затем покрывается светочувствительным веществом и вместе с пленкой-диапозитивом подвергается экспонированию. При экспонировании фоточувствительного слоя под ультрафиолетовым светом происходит отверждение (полимеризация) незакрытых диапозитивом мест печатной формы, так что эти места перестают быть растворимыми в воде. Неэкспонированные места остаются растворимыми, и затем вымываются водой.

ТПФ в отличие от печатных форм применяемых в других технологиях печати может после соответствующего процесса восстановления использоваться многократно.

Поэтому допечатная подготовка объединяет несколько технологий - технологии подбора рам и сеток, а так же технологии изготовления и регенерации трафаретных печатных форм.

 

Сетки из моноволокна.

Полиэстерная (полиэфирная) ткань

Классический материал для трафаретной печати.

 

Модифицированная полиэстерная (полиэфирная) ткань

Моноволокнистая полиэстерная ткань со сниженным относительным удлинением, также известна как "высокомодульная ткань", отличается от обычной полиэстерной ткани своим низким удлинением и механической прочностью.

 

 

Полиамидная ткань

Нейлоновые (полиамидные) ткани оказались первыми и самыми долгоживущими моноволокнистыми синтетическими тканями, используемыми в трафаретной печати. И хотя эта технология сравнительно стара, нейлоновые ткани все еще используются в некоторых областях современной трафаретной печатной индустрии, так как обладают необходимыми свойствами:

§ хорошая механическая износоустойчивость

§ хорошая стойкость на истирание

§ хорошее поверхностное натяжение

§ сравнительно высокая эластичность

Полиамидные ткани обладают исключительной механической прочностью и эластичностью. Поэтому они очень подходят для печати материалами, вызывающими стирание (например, декольные краски). Высокая эластичность этой трафаретной ткани дает возможность печатать на цилиндрических, круглых, выпуклых предметах.

Еще одно преимущество - трафаретные пленки и эмульсии лучше сцепляются с полиамидными тканями, чем с обычной полиэстерной тканью.

 

Модифицированная полиамидная ткань

Этот тип ткани совмещает в себе свойства обычной полиамидной (нейлоновой) ткани - хорошая механическая износоустойчивость, стойкость к истиранию и хорошее поверхностное натяжение - с пониженным относительным удлинением.

Польза от этого: улучшенный отрыв и сброс краски, плюс достаточная эластичность для прилегания к неровным поверхностям.

 

Геометрия шелкографской сетки

Основные геометрические факторы для шелкографской сетки - это число ячеек и диаметр нити. Число ячеек определяется как количество нитей на сантиметр. Диаметр нити определяется номинальным значением диаметра нетканой нити. При выборе ткани ее геометрия играет большую роль.

Геометрия ткани непосредственно влияет на:

§ пропечатываемость тонких линий и полутоновых изображений

§ четкость края отпечатка

§ максимальную скорость печати (в связи с вязкостью краски)

§ толщину массы краски (объема краски)

§ поглощение краски подложкой

§ высыхание краски

Число ячеек и диаметр нити

Термины "тип ячеистости" или "номер ткани" характеризуют число ячеек на сантиметр/дюйм, вместе с диаметром нити. Пример: 120-34 обозначает 120 нитей на сантиметр, причем каждая нить номинальным диаметром 34 микрона.

Цветные сетки для трафаретной печати

При экспозиции трафаретной печатной формы перпендикулярно к свету освещенные области твердеют. Лучи, попадающие на белые нити ткани, отражаются и рассеиваются под черные края пленки.

Свет также распространяется по самим нитям, еще больше заходя под обрез. В результате получаются нерезкие края отпечатка, и сдвиги цветов в многоцветной печати. Открытая печатная площадь уменьшается особенно при печати мелких деталей. Чтобы держать эти явления под контролем, необходимо рассчитывать время экспозиции и правильно экспонировать.

Эмульсии и пленки чувствительны к ультрафиолетовому цвету приблизительно длинной волны от 350 до 420 нанометров. Защита против рассеивания света, чтобы быть эффективной, должна поглощать УФ-свет именно этих длин волн. Для достижения этого вполне логично использовать дополнительный цвет, который по своему определению поглощает нужные длины волн. Как показывают тесты, наиболее эффективно поглощает 350-420 нанометровые волны теплый желтый цвет.

Когда УФ-свет падает на желтую нить, отражается только желтый цвет - а он на эмульсию не воздействует. Поэтому и рекомендуется работать с эмульсией при желтом освещении. Эмульсии чувствительны только к синему УФ-свету. В результате получаются резкие края и открытые детали. К тому же, поскольку рассеяние света уже не является проблемой, теперь возможно давать такое время экспозиции, при котором эмульсия отверждается достаточно сильно. В общем, время экспозиции для крашеных тканей на 75-125% больше чем для простых белых тканей, по причине того, что рассеяние синего УФ-света в этом случае меньше; в результате получаются более прочные и долговечные трафареты. Поскольку переэкспозиции в данном случае можно уже не опасаться, то снижается риск недоэкспозиции.

Для печати тонких линий, текста и полутонов всегда следует выбирать крашенную ткань.

 

Каландрированная сетка для трафаретной печати

У каландрированной ткани одна сторона подвергнута специальной обработке и блестит, а другая - матовая. Эти ткани так же окрашиваются.

Каландрированная ткань используется обычно в тех случаях, когда необходимо уменьшить толщину слоя краски на запечатываемом материале. В первую очередь это относится к печати УФ-красками и лаками, а так же к многоцветной полутоновой печати.

В обычных красках для трафаретной печати содержатся растворители, которые испаряются в процессе сушки и при этом снижается толщина объема краски.

Наоборот, краски, твердеющие от УФ-света, содержат очень мало растворителей, или вообще их не содержат. Это означает, что процесс отверждения не уменьшает значительно толщину объема краски. При этом толстая пленка краски часто создает проблему: УФ-свет неравномерно проникает в толстый слой краски, особенно если в ней много пигмента и в результате краска полимеризуется не полностью.

Существуют два приема снижения расхода краски при использовании каландрированных тканей:

1. Путем натяжения ткани блестящей стороной к ракелю; ткань OSC снижает таким образом расход краски на 10-15% по сравнения с некаландрированной тканью.

2. Если ткань расположить блестящей стороной к печатному материалу, то расход краски снижается на 15-25%.

Степень снижения объема краски зависит от многих дополнительных факторов печатного процесса, и особенно от реологических параметров краски, которые варьируют в зависимости от цвета. Поэтому точные цифры привести не возможно.

 

Поперечный разрез ткани Сравнительный расход краски
Обычная ткань 100%
Каландрированная сторона - к ракелю (РК) Примерно на 10-15% меньше
Каландрированная сторона - к печатному материалу (К) Примерно на 10-25% меньше


Последние годы, как уже говорилось выше, значительно развилась технология изготовления тканей для шелкографии. В результате сейчас предпочтение отдается тому, чтобы использовать более тонкие, некаландрированные ткани, которые дают лучшее разрешение и лучше держат краску. По этой причине производителями снижено число каландрированных типов ткани.

Маркировка сетки

При покупки сетки обращайте внимание на маркировку производителя. Наиболее часто встречаются следующие сокращения:

Шелкографские сетки фирмы SEFAR (Швейцария)

 

PET PET 1000 PA 1000 PA 2000 W Y C PW TW OSC полиэстерная ткань модифицированная полиэстерная ткань нейлоновая (полиамидная) ткань модифицированная полиамидная ткань белая неокрашенная ткань (White) желтая ткань (Yellow) штапельная крашенная, желтая ткань простая тканная (Plain Weave) твил, саржевое плетение (Twill Weave) одна сторона каландрированная (лощеная) (One Side Calendered)

Пример: ESTAL MONO РЕТ 1000 140 - 34Y PW OSC — модифицированная полиэстерная (полиэфирная) ткань, 140 нитей/см., диаметр нити 34 микрона, желтая, простая тканная, каландрированная.

Шелкографские сетки фирмы SAATI (Италия)

 

Saatilene Hi-Tech Saatilene Hibond W UY UO PW TW OSC полиэстерная ткань модифицированная полиэстерная ткань белая неокрашенная ткань (White) желтая ткань (Ultra Yellow) оранжевая ткань (Ultra Orange) простая тканная (Plain Weave) твил, саржевое плетение (Twill Weave) одна сторона каландрированная (лощеная) (One Side Calendered)

Пример: Saatilene Hi-Tech 120 - 34 UO PW — полиэстерная (полиэфирная) ткань, 120 нитей/см., диаметр нити 34 микрона, оранжевая, простая тканная.

Материалы изготовления

В качестве материалов используют чаще всего дерево, сталь, алюминий. Иногда нержавеющую сталь.

Дерево самый старый из используемых материалов. Пластичность, удельный вес и низкая стоимость сделали его предпочитаемым материалом на десятилетия. Важным фактором популярности деревянных рам у нас в стране является возможность самостоятельного натяжения, как это делали на заре шелкографии за рубежом. Ситовую ткань можно натянуть на деревянную раму только силой рук и зафиксировать степлером. Такая техника, конечно, не обеспечивает точное и однородное натяжение, но дает шелкографу независимость от сервисных услуг по натяжке сита. Тем более, что такие услуги есть далеко не в каждом городе.

Дерево при этом имеет следующие недостатки:

§ Не прочно, подвержено значительным искривлениям и не обеспечивает безукоризненной стабильности размеров. При больших форматах дерево не гарантирует жесткости, характерной для металлов.

§ Поглощает воду. Это особенно проявляется во время подготовки и регенерации трафаретных форм. Со временем деревянные рамы коробятся, теряют плоскостность и не могут использоваться для прецизионной печати с приводкой. Впрочем, если покрыть дерево двухкомпонентным лаком, это защитит его от воды и растворителей.

Сегодня деревянные рамы широко используют в шелкографских фирмах для работ с достаточно неплохой точностью изображения, обычно малого формата, когда кривизна незначительна.

Сталь является широко употребляемым материалом для изготовления рам в трафаретной печати на Западе. В нашей стране распространены пока не очень широко.

В качестве материала для изготовления рам сталь обладает многими преимуществами:

§ Высокая прочность. Даже при больших форматах, имея соответствующее сечение, такие рамы поддерживают высокую стабильность размеров.

§ Низкая стоимость, как самого материала, так и работ по сварке.

§ На стальные рамы сетка теоретически может быть натянута бесконечное множество раз, поскольку сито может быть снято и заменено без труда. Перед повторным использованием сталь не требует специальной обработки для натяжки сетки.

§ Сталь выдерживает очень высокую силу растяжения, не зависит от воздействия воды и очень мало от перепада температуры, что проявляется во время просушки фотоэмульсии в печах для трафаретных форм.

§ Если стальные рамы окрашены напылением или подходящими эмалевыми красками, они переносят мойку в автоматических ваннах (для России мало актуальное преимущество).

Недостатки стальных рам:

§ Главным недостатком, особенно в случае больших рам, является их общий вес (удельный вес стали около 7,8). Они являются самыми тяжелыми из всех, что имеются в продаже.

§ Подвержены коррозии. Они легко могут заржаветь при нарушении защитного слоя краски.

§ На стальные рамы нельзя натянуть сито вручную, для этого используют специальные натяжные устройства.

Алюминий обладает следующими преимуществами:

§ Он очень легкий. Поэтому при одинаковом формате он весит меньше половины веса соответствующей стальной рамы. Это имеет особое значение при работе с рамами большого формата.

§ При натяжении сита алюминиевые рамы выдерживают очень высокую силу растяжения и на них можно монтировать любой тип ситовой ткани.

Недостатки алюминия:

§ Стоимость алюминия и работ по сварке достаточно высокая.

§ Алюминиевые рамы слабее стальных. Поэтому большие рамы следует проектировать с увеличенным поперечным сечением и утолщенными стенками секций.

§ Алюминиевые рамы только начали распространяться, поэтому сечения профильных труб, имеющихся в продаже, ограничены квадратными и прямоугольными и нет сечений, улучшающих жесткость рамы (Это, конечно, имеет значение только при самостоятельном изготовлении рамы).

§ Наклеивание сита на алюминий оказывается не легким, требуется специальная обработка рамы или абразивами с последующим покрытием эпоксидными эмульсионными красками до наклеивания, или же покрытие алюминия чистым изоцианатом. Обычно используемый клей может плохо приставать к этому металлу.

§ Алюминий со временем начнет окисляться. Окисление для алюминия равнозначно ржавлению железа. Поэтому сита, которые были наклеены только клеем для трафаретных форм, со временем отклеиваются из-за образовавшегося окисления.

Нержавеющая сталь - это самый прочный материал из имеющихся в продаже. Он весит больше, чем обычная сталь, но не подвержен коррозии. Стоит он дороже алюминия, поэтому его распространение очень ограничено (особенно у нас в стране). Рамы из нержавеющей стали используют в особых случаях, когда требуется абсолютная точность печати, когда прогиб рамы должен быть совершенно незначительным. Нержавеющая сталь не представляет проблем с наклеиванием сита, которое выполняется обычными изоциановыми клеями.

Профили

На ряду с используемым материалом, в плане стабильности печатной рамы по измерениям решающими являются так же такие факторы, как тип профиля и толщина стенок. Различают два типа профилей - прямоугольные и особые. Прямоугольные профили - с четырьмя стенками одинаковой толщины.

Особые профили:

§ С усиленными вертикальными стенками. Их толщина в 2-2.5 раза превышает толщину горизонтальной стенки.

§ Профиль с наклонным внутренним краем

§ Профиль с внутренней перемычкой

§ Профиль с вогнутым внутренним краем

§ Профиль с вогнутым краем, клинообразно сужающийся к наружному краю (для текстильной печати)

§ Уголковый профиль особого назначения - например, для печати на различных предметах

§ Плоская стальная полоса для рам предназначенных для печати на CD

Размер рам

Выбор размера рамы зависит от размера изображения и от типа печати. Вне печатной площади всегда должна оставаться свободная область для отвода краски. В машинной печати ракель обычно движется перпендикулярно ширине рамы, а при ручной печати - наоборот. Горизонтальные и особенно вертикальные промежутки между рамой и печатной площадью (место отвода краски) для каждого вида машины должны определяться экспериментально. Слишком маленькие промежутки могут создать трудности в приводке и вызвать потери в качестве печати. Размеры, которые способна обрабатывать каждая данная машина, следует определять путем отдельных экспериментов. Внутренний размер рамы от 510х600 до 2100х2600

Необходимо предупредить, что данная таблица отражает рекомендации зарубежных специалистов по трафаретной печати.

 

ПРОЦЕССЫ ПЕЧАТИ

 

Печатный процесс в шелкографии в независимости от используемого оборудования

1. Перед началом работы необходимо выровнять вакуумный стол и установить минимальный отрыв по отношению к верхней раме, посредством регулировки подъемных шарниров, винтов упора и чашек с шариками, расположенных под вакуумным столом.

2. Установите печатную форму в формодержатели посредством ослабления зажимных винтов и регулировки расположения формодержателей относительно размеров ТПФ и расположения запечатываемого материала.

3. Обеспечьте зазор между ТПФ и запечатываемой поверхностью. Величина этого зазора зависит от упруго-эластичных свойств сетки-основы и размеров печатной формы, и по возможности должна быть минимальной, чтобы свести к минимуму искажения изображения. При многокрасочной печати очень важно, чтобы величина зазора была одинаковой при печати всех краскопрогонов. При форматах печати до А3 величина зазора должна составлять от 1 до 3 мм.

4. Приводка, выполняемая в процессе подготовки РПС к работе, обеспечивает заданное расположение изображения на оттиске и совмещение красок. Положение запечатываемой поверхности определяется упорами, по которым устанавливается каждый лист или изделие. Такие упоры оператор изготавливает самостоятельно из кусочков самоклеющейся пленки и закрепляет их на опорной поверхности. Важно в процессе изготовления ТПФ обеспечить правильное расположение диапозитива относительно формной рамы. Непосредственно приводка осуществляется путем перемещения и фиксации запечатываемой поверхности относительно неподвижной печатной формы с помощью ручек приводки по одной ортогональной линейной и двум угловым координатам.

5. Существенным моментом, обеспечивающим высокое качество оттиска, является прочная фиксация запечатываемой поверхности в горизонтальной плоскости. Это обеспечивается вакуумом. Перед началом процесса печати включите пылесос и расположите запечатываемый материал в заранее подготовленных упорах.

В шелкографии для продавливания краски через ячейки сита печатной формы на запечатываемую подложку используется специальный инструмент - ракель. Речь идет об очень простом инструменте, состоящем, в основном, из двух частей: рукоятки (или ракеледержателя) и резины ракеля.

 

Ракельдержатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.108 с.)