Правовые меры охраны атмосферного воздуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые меры охраны атмосферного воздуха



Ст. 12 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием физических и биологических факторов на него обязаны:

- осуществлять организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия по обеспечению выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ и на другие виды вредного воздействия;

- осуществлять меры по уменьшению объемов выбросов загрязняющих веществ и снижению вредного воздействия физических и биологических факторов;

- обеспечивать бесперебойную, эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очищения выбросов и уменьшения уровней иного вредного воздействия;

- осуществлять контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух и уровнями иного вредного воздействия, а также вести их постоянный учет;

- иметь заранее разработанные специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха на случай аварийных ситуаций и неблагоприятных метеорологических условий и предпринимать меры для ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха.

Также указанная статья предусматривает, что выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

Также законодательством Украины предусматриваются различные меры, осуществление которых направлено на обеспечение охраны атмосферного воздуха. В частности, ст. 13 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только по разрешениям, которые выдаются органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Объемы этих выбросов определяются на основе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 14 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» деятельность связанная с нарушением условий и требований, касающихся выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно запрещена (приостановлена) или прекращена Кабинетом Министров Украины, Правительством Республики Крым, местными органами государственной исполнительной власти, Министерством экологии и природных ресурсов Украины, другими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Украины.

Законодательство также предусматривает порядок регулирования вредных воздействия на атмосферный воздух при отсутствии нормативов. В частности, ст. 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены нормативы экологической безопасности, запрещаются. В исключительных случаях такие воздействия допускаются временно только по разрешению Министерства экологии и природных ресурсов Украины и Министерства охраны здоровья Украины на условиях, что за данный период будет установлен соответствующий норматив и предприняты меры по охране атмосферного воздуха.

Ст. 17 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, выбросы загрязняющих веществ или вредные воздействия физических и биологических факторов которых при превышении установленных предельных нормативов, авариях и неблагоприятных метеорологических условиях могут привести к чрезвычайным экологическим ситуациям, обязаны иметь заранее специально разработанные мероприятия в области охраны атмосферного воздуха, согласованные с органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины, Министерства охраны здоровья Украины, местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. При возникновении таких чрезвычайных экологических ситуаций руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно в установленном порядке уведомить об этом органы, которые осуществляют государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха и предпринять меры по охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

В ряду мер, направленных на обеспечение охраны атмосферного воздуха особо следует отметить меры по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов. В соответствии со ст. 19 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» с целью предотвращения и уменьшения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками и вредного воздействия их физических факторов осуществляются следующие мероприятия:

- разработка и выполнение комплекса мероприятий по снижению токсичности выбросов, обезвреживанию вредных выбросов и уменьшению вредного физического воздействия при проектировании, производстве эксплуатации и ремонте автомобилей, самолетов, судов, других передвижных средств и установок;

- перевод транспортных средств на менее токсичные виды энергии и топлива;

- рациональное планирование и застройка населенных пунктов, придерживаясь необходимого расстояния автомобильных путей;

- выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города автотранспортных предприятий, автозаправочных станций, грузового транзитного автомобильного транспорта;

- ограничение въезда автотранспорта и других передвижных средств и установок в поселковые зоны, места отдыха и туризма;

- поддержание в надлежащем состоянии, а также улучшение автомобильных путей и уличного покрытия;

- внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения;

- совершенствование технологий транспортировки и хранения, обеспечение постоянного контроля за качеством топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях;

- совершенствование деятельности контрольно-регулирующих и диагностических пунктов по проверке содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспортных и иных передвижных средств и установок, а также их вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах превышает нормативы или уровни вредного воздействия физических факторов, запрещается.

Также особо следует рассмотреть предусмотренные законодательством меры по борьбе с шумом. Так, ст. 23 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что с целью предотвращения, снижения и достижения безопасного уровня производственных и иных шумов, должны осуществляться следующие мероприятия:

- создание и внедрение малошумных машин и механизмов на основе технического нормирования;

- улучшение конструкций транспортных средств и условий их эксплуатации, а также поддержание в надлежащем состоянии железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных путей, уличных покрытий;

- размещение предприятий, транспортных магистралей, аэродромов и других объектов, обладающих источниками шума при планировании и застройки населенных пунктов в соответствии с установленными санитарно-техническими требованиями и картами шума;

- производство строительных материалов, конструкций и технических средств и сооружений с необходимыми акустическими свойствами;

- организационные меры для предотвращения и снижения производственных, коммунальных, бытовых и транспортных шумов, включая введение рациональных схем и режимов движения железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта в границах населенных пунктов.

В заключении подчеркивается, что граждане обязаны придерживаться требований, установленных с целью борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

К числу других мер, установленных законодательством и предпринимаемых целью охраны атмосферного воздуха можно отнести:

- регулирование уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух;

- регулирование деятельности, которая влияет на погоду и климат;

- выполнение требований охраны атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов;

- выполнение требований охраны атмосферного воздуха при добыче полезных ископаемых и проведении взрывных работ;

- выполнение требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения производственными, бытовыми и иными отходами.

Также следует отметить, что законодательство предусматривает необходимость соблюдения требований, касающихся охраны атмосферного воздуха при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов. В частности, ст. 24 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что планирование, размещение, застройка и развитие городов и других населенных пунктов должна осуществляться с учетом экологической емкости территории, соблюдением требований охраны, рационального использования и экологической безопасности атмосферного воздуха. В населенных пунктах, в зоне которых на атмосферный воздух влияет деятельность нескольких предприятий, учреждений и организаций, по решениям местных органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления разрабатываются сводные проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов на него.

Наряду с этим, законодательство устанавливает ряд мероприятий, предпринимаемых с целью снижения вредного воздействия на атмосферный воздух при проектировании, строительстве и реконструкции промышленных объектов. К числу таких мероприятий можно отнести следующие:

- создание санитарно-защитных зон;

- согласование мест застройки, проектов строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, которые воздействуют на состояние атмосферного воздуха;

- разрабатываются условия размещения, проектирования, строительства, реконструкции и введения в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, которые воздействуют на состояние атмосферного воздуха;

- проведение экологической экспертизы;

- соблюдение требований охраны атмосферного воздуха при использовании открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, применении новой техники, импортного оборудования, технологий и систем.

 

4. ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

За нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха предусматривается применение к нарушителям мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В частности, ст.44 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает перечень действий, которые являются правонарушениями и за совершение которых законодательством предусматривается применение вышеуказанных видов юридической ответственности. Таким образом, правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются:

- нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха;

- превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- превышение нормативов предельно допустимого уровня вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух;

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использование атмосферного воздуха как сырья основного –производственного назначения без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

- осуществление незаконной деятельности, которая негативно влияет на погоду и климат;

- внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупка в зарубежных странах и эксплуатация технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, которые не соответствуют установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;

- нарушение правил складирование и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, что привело к загрязнению атмосферного воздуха;

- проектирование и строительство объектов с нарушением норм и требований охраны и использования атмосферного воздуха;

- невыполнение распоряжений и предписаний органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны и использования атмосферного воздуха;

- отказ от предоставления своевременной полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источниках загрязнения, а также утаивание или искажение сведений о состоянии экологической обстановки, которая сложилась вследствие загрязнения атмосферного воздуха.

Также в указанной статье речь идет о том, что законодательством Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в области охраны и использования атмосферного воздуха. В частности, Кодекс Украины «Об административных правонарушениях» определяет следующие виды нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, за совершение которых виновные лица несут административную ответственность:

- отклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлениями предприятиям, учреждениям, организациям (ст.511 КоАП);

- нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредного влияния на нее физических и биологических факторов (ст. 78 КоАП);

- нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 781 КоАП);

- несоблюдение требований охраны атмосферного воздуха при введении в эксплуатацию или эксплуатации предприятий и сооружений (ст. 79 КоАП);

- несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятии в эксплуатацию объектов и сооружений (ст. 791 КоАП);

- выпуск в эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст. 80 КоАП);

- эксплуатация автотранспортных и иных передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (ст.81 КоАП);

- нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82 КоАП);

- нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83 КоАП);

- невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологии и систем, веществ и материалов (ст. 911 КОАП);

- превышение лимитов и нормативов использования природных ресурсов (ст. 912 КоАП);

- невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, которые осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной и ядерной безопасности или охрану природных ресурсов (ст. 1885 КоАП).

В свою очередь, Уголовный Кодекс Украины устанавливает перечень деяний, нарушающих установленные законом требования использования и охраны атмосферного воздуха, за совершение которых законом предусмотрена уголовная ответственность. К их числу можно отнести следующие:

- нарушение правил экологической безопасности (ст. 242 УК);

- неприменение мер по ликвидации экологического загрязнения (ст. 243 УК);

- утаивание или искажение сведений об экологической обстановке или заболеваемости населения (ст. 244 УК);

- загрязнение атмосферного воздуха (ст. 247 УК);

- проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей природной среды (ст. 259 УК);

- нарушение правил безопасности во время проведения работ с повышенной опасностью (ст. 278 УК);

- нарушение на производстве правил химической и биологической безопасности (ст. 279 УК);

- нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 280 УК);

- нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 281 УК).

Нормативно-правовые акты Украины об охране атмосферного воздуха также предусматривают возможность применения к лицам, нарушающим требования законодательства в области использования и охраны атмосферного воздуха мер гражданско-правовой ответственности, которая выражается в возмещении причиненного вреда. В частности, ст. 45 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать убытки, причиненные нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в порядке и размерах, установленных законодательством Украины.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Про охорону атмосферного повітря: Закон України від 16.10.1992 // Відомості ВР України.-199.-№ 50.-Ст. 678.

2. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546.

3. Концепція зменшення обсягів викидів важких металів в атмосферне повітря: Постанова КМ України від 21.08.2000, №1291.

4. Про затвердження методики прогнозування наслідків виливу (викиду) небезпечних хімічних речовин при аваріях на промислових об’єктах і транспорті: Наказ Мінекології від 23.03.2001, № 122.

5. Кодекс України про адміністративні правопорушення: прийняти у 1984 р. із змінами та доповненнями на теперішній час.

6. Кримінальний Кодекс України: прийняти 06.04.2001.

7. Положення про порядок встановлення рівнів шкідливого впливу фізичних і біологічних факторів на атмосферне повітря: Постанова КМ України від 31.12.1993, № 1092.

8. Положення про порядок видачі дозволів на викиди забруднюючих речовин в атмосферне повітря стаціонарними джерелами: Постанова КМ України від 29.05.1995, № 364.

9. Інструкція про порядок розробки, встановлення, перегляду та доведення лімітів викидів забруднюючих речовин в атмосферне повітря: Наказ Мінекобезпеки від 28.06.1996, № 65.

10. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 152-158.

11. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 333-345.

12. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 534-538.

13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 79-95.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.04 с.)