Право собственности на водные объекты и право водопользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право собственности на водные объекты и право водопользования



Водное законодательство Украины устанавливает, что все воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Народ Украины осуществляет право собственности на воды (водные объекты) через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные Советы. Ст. 6 ВК Украины также определяет, что отдельные полномочия по распоряжению водами (водными объектами) могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно заключить, что водные объекты на территории Украины могут предоставляться только в пользование. Порядок осуществления пользования водами регламентируется Разделом 3 ВК Украины. В частности, ст. 42 устанавливает, что в качестве водопользователей в Украине выступают предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства, которые осуществляют забор воды из водных объектов или пользуются водными объектами в других целях.

Законодательство устанавливает, что водопользователи могут быть первичными и вторичными.

Первичные водопользователи – это те, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды.

В качестве вторичных водопользователей выступают лица, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воды из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на условиях, которые устанавливаются между ними и по согласованию с органом, который выдал разрешение первичному водопользователю. Вторичные водопользователи могут осуществлять сброс сточных вод в водные объекты также на основе разрешений на специальное водопользование.

В соответствии со ст. 46 ВК Украины, использование вод осуществляется в порядке общего и специального водопользования для нужд гидроэнергетики, водного и воздушного транспорта. Следует более детально рассмотреть порядок осуществления общего и специального водопользования.

В соответствии со ст. 47 ВК Украины, общее водопользование осуществляется гражданами для удовлетворения их нужд (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных, забор воды из водных объектов без применения сооружений или технических устройств, а также из колодца) бесплатно, без закрепления водных объектов за отдельными лицами и без предоставления соответствующих разрешений.

Далее указанная статья предусматривает, что с целью охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей природной среды и по другим, предусмотренным законодательством основаниям районные и городские Советы по представлению государственных органов охраны окружающей природной среды, водного хозяйства, санитарного надзора и других специально уполномоченных государственных органов устанавливают места, где запрещается купание, плавание на лодках, забор воды для питьевых или иных нужд, водопой животных, а также по другим основаниям определяются условия, которые ограничивают общее водопользование на водных объектах, расположенных на их территории. Местные Советы обязаны ставить в известность население об установленных ими правилах, которые ограничивают общее водопользование.

Ст. 48 ВК Украины определяет, что специальное водопользование – это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств и сброс в них отработанных вод. Специальное водопользование осуществляется физическими и юридическими лицами прежде всего для удовлетворения питьевых нужд населения, а также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и других государственных и общественных потребностей.

Также эта статья устанавливает, что водопользование не является специальным, если оно связано с пропусканием вод через гидроузлы, судоходством, подачей (перекачиванием) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредных действий в отношении вод (подтопление, засоление, заболачивание и т.д.), использованием подземных вод для изъятия полезных компонентов, изъятием воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых, проведением строительных, донно-углубляющих и взрывных работ, добычей полезных ископаемых и водных растений, прокладыванием трубопроводов и кабелей, а также буровыми, геологоразведочными и другими работами на водных объектах, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод.

В соответствии со ст. 49 ВК Украины, специальное водопользование осуществляется на основе разрешения. Это разрешение выдается специально уполномоченными органами, к числу которых можно отнести следующие:

- государственные органы охраны окружающей природной среды – в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;

- Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды – в случае использования воды водных объектов местного значения.

Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием потребности в воде, согласованием с государственными органами водного хозяйства – в случае использования поверхностных вод, либо с государственными органами геологии – в случае использования подземных вод, а также с государственными органами охраны здоровья – в случае использования водных объектов, отнесенных к категории лечебных.

Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование утверждается Кабинетом Министров Украины. В разрешении на специальное водопользование определяются лимиты забора воды и сброса загрязняющих веществ. В случае маловодия лимит забора воды может быть уменьшен специально уполномоченными государственными органами без корректирования разрешения на специальное водопользование. Специальное водопользование является платным.

Ст. 50 ВК Украины устанавливает сроки специального природопользования, которое в соответствии с указанной статьей подразделяется на краткосрочное (до трех лет) и долгосрочное (от трех до двадцати пяти лет). В случае необходимости срок специального водопользования может быть продлен на период, который не превышает соответственно краткосрочное или долгосрочное водопользование.

Пользование водными объектами может осуществляться также на условиях аренды. В соответствии со ст. 51 ВК Украины в пользование на условиях аренды водные объекты (их части) местного значения могут предоставляться водопользователям лишь для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в лечебных и оздоровительных целях. Передача права аренды на пользование водными объектами (их частями) местного значения запрещается. В качестве арендодателей водных объектов местного значения могут выступать: Верховная Рада Автономной Республики Крым и областные Советы. Право водопользования на условиях аренды оформляется договором, согласованным с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства. Условия, сроки и плата за аренду водных объектов местного значения определяется договором аренды по соглашению сторон. Также в этой статье подчеркивается, что водопользователи, которым водный объект предоставлен в аренду, могут разрешить другим водопользователям осуществлять специальное водопользование в порядке, установленном водным законодательством.

Основные права водопользователей зафиксированы в ст. 43 ВК Украины. К их числу можно отнести следующие:

- осуществлять общее, специальное водопользование и пользование водами для нужд электроэнергетики, водного и воздушного транспорта;

- пользоваться водными объектами местного значения на условиях аренды;

- пользоваться поверхностными, подземными, внутренними морскими водами и территориальным морем для удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и других нужд;

- требовать от собственника водного объекта или водопроводной системы поддержания надлежащего качества воды по условиям водопользования;

- сооружать гидротехнические и другие водохозяйственные объекты, осуществлять их реконструкцию и ремонт;

- передавать в пользование воду другим водопользователям за плату и на определенных условиях;

- осуществлять и другие функции, касающиеся водопользования и пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством.

Права водопользователей охраняются законом. Нарушенные права должны быть восстановлены в порядке, установленном законодательством Украины.

Наряду с правами водопользователи имеют ряд установленных законом обязанностей. В частности, ст. 44 ВК Украины устанавливает, что водопользователи обязаны:

- экономично использовать водные ресурсы, заботиться об их восстановлении и улучшении качества вод;

- пользоваться водными объектами в соответствии с целями и условиями их предоставления;

- придерживаться установленных нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, а также санитарных и других требований, касающихся организации своей территории;

- использовать эффективные современные технические средства и технологии для поддержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять мероприятия по предупреждению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся из нее;

- не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также причинения ущерба хозяйственным объектам и объектам окружающей природной среды;

- поддерживать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;

- осуществлять учет забора и использования вод, вести контроль за качеством и количеством сброшенных в водные объекты отработанных вод и загрязняющих веществ, а также предоставлять соответствующим органам отчеты в порядке, установленном законодательством Украины;

- осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод от истощения, улучшения их качества, а также приостановки сброса загрязняющих сточных вод;

- осуществлять специальное водопользование только при наличии разрешения;

- беспрепятственно допускать на свои водные объекты государственных инспекторов специально уполномоченных государственных органов в области использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов, а также общественных инспекторов по охране окружающей природной среды, которые осуществляют проверку соблюдения требований водного законодательства, и предоставлять им бесплатно необходимую информацию;

- своевременно вносить плату за специальное водопользование и другие платежи в соответствии с законодательством;

- своевременно информировать местные Советы, государственные органы охраны окружающей природной среды и санитарного надзора при возникновении аварийных загрязнений;

- осуществлять неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий аварий, которые могут причинить ухудшение качества воды, а также предоставлять необходимые технические средства для ликвидации аварий на объектах других водопользователей в порядке, установленном законодательством;

- исполнять другие обязанности в области использования и охраны вод и возобновления водных ресурсов в соответствии с законодательством.

Ст. 55 ВК Украины регламентирует основания, при наступлении которых прекращается право водопользования. В соответствии с положениями, указанными в данной статье, право юридических и физических лиц на специальное водопользование прекращается в случае:

- если отпала необходимость в осуществлении специального водопользования;

- окончания срока специального водопользования;

- ликвидации предприятий, учреждений и организаций;

- передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

- признание водного объекта таким, который имеет особенное государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность;

- нарушения правил специального водопользования и охраны вод;

- возникновения необходимости удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения;

- систематического невнесения платы в сроки, определенные законодательством.

Ст. 56 ВК Украины устанавливает порядок прекращения права специального водопользования. Здесь следует обратить внимание на то, что прекращение права специального водопользования осуществляется:

- по ходатайству водопользователя в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 55 ВК Украины;

- по решению органа, который выдал разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 ст. 55 ВК Украины;

- по решению Кабинета Министров Украины или соответствующих Советов в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 ст. 55 ВК Украины;

- по требованию органа, который выдал разрешение на специальное водопользование, в случаях, предусмотренных пунктами 6 и8 ст. 55 ВК Украины.

Прекращение права на специальное водопользование во всех вышеперечисленных случаях осуществляется органом, который выдал разрешение на специальное водопользование. В ст. 57 ВК Украины предусматривается, что водопользователям возмещаются убытки, причиненные прекращение права или изменением условий специального водопользования,, за исключением случаев, когда такое прекращение (смена условий) произошло по вине самого водопользователя или по его ходатайству. Порядок возмещения таких убытков устанавливается Кабинетом Министров Украины.

 

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ВОД

Водное законодательство Украины устанавливает следующие направления в области охраны водных объектов:

- создание водоохранных зон, прибрежных защитных полос, полос отвода, береговых полос водных путей и зон санитарной охраны;

- непосредственно охрана вод от загрязнения, засорения и истощения;

- предупреждение вредного воздействия на воды, а также аварий на водных объектах и ликвидация их последствий.

Представляется целесообразным рассмотреть каждое из указанных направлений в отдельности.

1. Создание водоохранных зон, прибрежных защитных полос, полос отвода, береговых полос водных путей и зон санитарной охраны. Каждый из вышеперечисленных объектов создается для строго определенных целей, устанавливаемых законодательством Украины.

Водоохранные зоны устанавливаются с целью создания благоприятного режима водных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и истощения, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшение колебаний стока вдоль рек, морей и около озер, водохранилищ и других водоемов. На территории водоохранных зон запрещается:

- использование стойких и сильнодействующих пестицидов;

- размещение кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации;

- сброс неочищенных сточных вод при использовании рельефа местности (балки, низины, карьеры и т.д.), а также в ручьи.

Внешние границы водоохранных зон устанавливаются в соответствии со специально разработанными проектами. Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения в них хозяйственной деятельности устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Водное законодательство Украины предусматривает, что с целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также сохранения их водности вдоль рек, морей и около озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы. Они устанавливаются по обоим берегам рек и около водоемов. Что же касается прибрежных защитных полос, создаваемых в пределах существующих населенных пунктов, то их установление осуществляется с учетом конкретных условий.

Водное законодательство Украины определяет, что прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В этих зонах строго запрещается осуществление следующих действий:

- хранение и применение пестицидов и удобрений;

- размещение летних лагерей для скота;

- строительство различного рода сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;

- размещение полигонов бытовых и производственных отходов и накопителей сточных вод;

- размещение полей фильтрации и создание других сооружений для принятия и обеззараживания редких отходов и др.

В соответствии со ст. 91 ВК Украины, для нужд эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и плотин на реках устанавливаются полосы отвода с особым режимом пользования. Размеры полос отвода и режим пользования ими устанавливаются в соответствии с проектом, который разрабатывается и утверждается водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Также одним из способов охраны вод является создание береговых полос водных путей. Ст. 92 ВК Украины предусматривает, что на судоходных водных путях за пределами городских поселений для проведения работ, связанных с судоходством устанавливаются береговые полосы. Порядок установления береговых полос водных путей и пользование ими определяется Кабинетом Министров Украины.

Также водное законодательство регулирует порядок создания зон санитарной охраны. В частности, ст. 93 определяет, что с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые подразделяются на пояса особого режима. Территории зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются местными Советами на их территории по согласованию с государственными органами санитарного надзора, охраны окружающей природной среды, водного хозяйства и геологии.

2. Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения. Ст. 95 ВК Украины устанавливает, что все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, истощения и других действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, причинить вред здоровью людей, способствовать уменьшению водных запасов и других объектов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению плодородия земель и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.

С целью обеспечения более эффективной охраны вод, законодательство устанавливает запрет на введение в действие определенных объектов. К примеру, ст. 98 ВК Украины предусматривает, что запрещается введение в действие:

- новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами и очистными сооружения необходимой мощности, которые предотвращают загрязнение и засорение вод или их вредные действия, и необходимой измерительной аппаратурой, при помощи которой осуществляется учет объемов забора и сброса воды;

- оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов – до проведения предусмотренных проектами мероприятий, которые предотвращают затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв, а также загрязнение поверхностных и подземных вод сбросом из оросительных систем;

- осушительных систем – до полной готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

- водозаборных сооружений – без рыбозащитных устройств и оборудованных в соответствии с утвержденными проектами зон санитарной охраны водозаборов;

- гидротехнических сооружений – до полной готовности устройств для пропускания паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

- эксплуатационных скважин на воду – без оснащения их водорегулирующими и контрольно-измерительными устройствами.

Далее подчеркивается, что наполнение водоемов до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке его ложа, запрещается.

Следует также отметить, что водное законодательство устанавливает запрет на сброс в водные объекты производственных, бытовых, радиоактивных и других видов отходов и мусора.

Наряду с вышеизложенным, Водный Кодекс Украины содержит ряд статей, регулирующих порядок осуществления охраны различных водных объектов. В качестве примера можно привести следующие положения:

- охрана поверхностей водозаборов и ледяного покрова водоемов, а также морей, их заток и лиманов (ст. 100 ВК Украины);

- охрана вод от загрязнения и засорения вследствие потерь масла, горючего, химических, нефтяных и других загрязняющих веществ;

- охрана внутренних морских вод и территориального моря;

- предупреждение загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений;

- охрана водных объектов, отнесенных к категории лечебных;

- охрана подземных вод.

3. предупреждение вредного воздействия на воду, а также аварий на водных объектах и ликвидация их последствий. Ст. 107 ВК Украины устанавливает ряд воздействий на водные объекты, которые отнесены к категории вредных:

- последствия наводнений, которые привели к затоплению и подтоплению земель и населенных пунктов;

- разрушение берегов, защитных дамб и других сооружений;

- заболачивание, подтопление и засоление земель, причиненное повышением уровня грунтовых вод вследствие ненормированной подачи воды во время орошения, вытекания воды из водопроводно-канализационных систем и перекрытии потоков подземных вод при размещении больших промышленных и других сооружений;

- осушение земель, обусловленное забором подземных вод в количестве, которое превышает установленные объемы забора воды;

- загрязнение (засоление) земель в районах добычи полезных ископаемых, а также после окончания эксплуатации месторождений и их консервации;

- эрозия почв, создание оврагов, оползней и селей.

Во время проектирования водохозяйственных и других объектов должно учитываться возможное вредное воздействие на воды, а также во время эксплуатации этих объектов должны проводиться мероприятия по их предупреждению, а именно:

- создание лесонасаждений на прибрежных защитных полосах, склонах, балках и оврагах;

- строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений, земляных валов, водосбросов, защитных дамб, водохранилищ-регуляторов;

- сооружение дренажа;

- укрепление берегов и т.д.

И, наконец, ст. 108 ВК Украины устанавливает, что в случае угрозы стихийного бедствия, связанного с вредным воздействием вод, местные Советы с привлечением предприятий, учреждений и организаций должны проводить неотложные мероприятия по предупреждению этих бедствий, а в случае их наступления – по немедленной ликвидации его последствий в соответствии с законодательством Украины. Далее подчеркивается, что в аварийных ситуациях на водных объектах, связанных с их загрязнением, которое может негативно повлиять на здоровье людей и состояние водных экосистем, предприятие, учреждение или организация, по вине которых произошла авария или которые выявили ее, должны немедленно начать ликвидацию ее последствий и сообщить об аварии государственные органы охраны окружающей природной среды, санитарного надзора, водного хозяйства, геологии и соответствующий местный Совет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.044 с.)