Гарантии осуществления гражданами своих экологических прав и основные способы их защиты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии осуществления гражданами своих экологических прав и основные способы их защиты



Осуществление гражданами своих экологических прав и исполнение ими обязанностей в сфере экологии не может эффективно претворяться в жизнь без наличия совокупности юридически значимых обеспечительных методов, которые принято называть гарантиями реализации. Эти способы и методы устанавливаются государством.

Итак, можно определить, что под гарантиями реализации физическими лицами своих экологических прав принято понимать систему закрепленных в законодательстве методов и способов, при помощи которых государство содействует всестороннему воплощению в жизнь гражданами своих прав в сфере экологии.

Базовый комплекс указанных гарантий сосредоточен в Основном Законе нашего государства, т.е. В Конституции Украины, в частности ст. 3 провозглашает, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

Согласно ст. 13 Конституции Украины государство также обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. В заключении данной статьи речь идет о том, что все субъекты права собственности равны перед законом.

Особое внимание в указанном нормативно-правовом документе уделяется реализации права собственности на землю. Этому вопросу прямо посвящена ст. 14, в которой напрямую провозглашается, что право собственности на землю гарантируется государством.

Право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду гарантируется ст. 16 Конституции Украины, содержание которой следует привести полностью: «Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, которая считается катастрофой планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства».

Еще одно из наиболее важных прав в области экологии гарантируется нормами Конституции Украины. Речь идет о праве граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды. Ст. 50 провозглашает, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве продуктов питания и предметов потребления, а также право на ее расширение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Вышеперечисленный комплекс конституционных гарантий реализации экологических прав граждан не является исчерпывающим. Целый ряд гарантий, обеспечивающих эффективное регулирование указанных правоотношений, зафиксирован в Законе Украины «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 10 которого экологические права граждан обеспечиваются:

- проведением широкомасштабных государственных мероприятий по поддержанию, воспроизводству и улучшению состояния окружающей природной среды;

- обязанностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций осуществлять технические и другие мероприятия для предупреждения вредного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производительных сил, строительстве и эксплуатации народнохозяйственных объектов;

- участием общественных объединений и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды;

- осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды;

- компенсацией в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды;

- неотвратимостью ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды.

А в заключении данной статьи резюмируется, что деятельность, которая препятствует осуществлению права граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду, а также других их экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установленном данным Законом и иным законодательством Украины.

Нарушенные права граждан в области охраны окружающей природной среды должны быть восстановлены. С этой целью государство устанавливает и законодательно закрепляет систему способов защиты экологических прав граждан. Наличие механизма и процедур защиты экологических прав граждан является необходимым условием для того, чтобы провозглашаемые права стали реальностью.

В настоящее время в научных кругах проводится оживленная дискуссия, касающаяся определения количества и содержания способов, при помощи которых каждый гражданин может осуществлять эффективную защиту принадлежащих ему прав в сфере экологии. Анализируя действующее украинское законодательство, регулирующее эколого-правовые отношения, целесообразно сделать вывод о необходимости разделения всех существующих методов защиты экологических прав граждан на две группы: а) самозащита и б) защита с помощью государственных институтов. Эффективность претворения в жизнь каждого из указанных способов зависит от уровня экономического развития общества, степени его демократизации, а также от качества нормативно-правового регулирования общественных отношений.

Самозащита предполагает самостоятельное осуществление реализации гражданами своих прав в области экологии. Эффективность указанного способа защиты зависит прежде всего от степени внутреннего правосознания каждого гражданина и от уровня его правовой культуры. Самозащиту своих природоохранных прав каждый гражданин может осуществлять путем объединения в соответствующие природоохранные организации и общества.

Наличие второй группы способов защиты экологических прав предполагает возможность восстановления гражданами своих нарушенных прав путем обращения в специально уполномоченные государственные органы. В ст. 11 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» устанавливается, что Советы всех уровней, специально уполномоченные государственные органы управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов обязаны оказывать всеобъемлющую помощь гражданам в осуществлении природоохранной деятельности, учитывать их предложения по улучшению состояния окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, привлекать граждан к разрешению вопросов охраны окружающей природной среды и использованию природных ресурсов. Далее речь идет о том, что нарушенные права граждан в области охраны окружающей природной среды должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством Украины.

Таким образом, закон предоставляет возможность истцу выбор органа для организации такой защиты. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению или должностному лицу. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано, он имеет право обратиться в суд в установленном законом порядке.

Рекомендуемая литература

 

1. Декларація про державний суверенітет України // Відомості ВР України.-1990.-№ 31.-Ст. 429.

2. Конституція України // Відомості ВР України.-1996.-№ 30.-Ст. 141.

3. Про охорону навколишнього природного середовища: Закон України: прийняти 25.06.1991 // Відомості ВР України.-1991.-№ 41.-Ст. 546.

4. Андрейцев В.І. Екологічне право (Загальна частина).-К.: Вентурі, 1996.-С. 31-53.

5. Андрейцев В.І. Екологічне право та проблеми екологічної безпеки // Радяньске право.-1990.-№ 4.-С. 32-36.

6. Андрейцев В.І. Новації еколого-правової освіти в Україні // Право України.-1998.-№ 5.-С. 44-49.

7. Баб’як О.С., Біленчук П.Д., Чирва Ю.О. Екологічне право України.-К.:Атіка, 2000.-С. 30-34.

8. Боголюбов С.А. Екологическое право.-М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1999.-С. 92-157.

9. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право.-1994.-№ 8-9.-С. 118-127.

10. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды).-М.: Юристъ, 1999.-С. 131-163.

11. Тарнавский А. Г. Право граждан на благоприятную окружающую среду // Советское государство и право.-1989.-№ 8.-С. 107-109.

12. Шемшученко Ю.С. Человек и его право на безопасную (здоровую) окружающую среду // Государство и право.-1993.-№ 10.-С.120-125.

13. Экология. / С.А. Боголюбов, Е.М. Биленков, М.А. Геталов и др.-М.: Знание, 1997.-С. 220-226.


ТЕМА 3. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

План

 

1. Понятие и содержание права собственности на природные ресурсы.

2. Формы, субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы.

3. Основания возникновения и основания прекращения права собственности на природные ресурсы.

4. Защита права собственности на природные ресурсы.

 

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Отношения собственности имеют доминирующий характер среди всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом. В особенности данное утверждение касается собственности на природные ресурсы, поскольку указанные объекты являются достоянием народа Украины и составляют ее национальные богатства.

Право собственности на природные ресурсы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения на землю, недра, водные и лесные ресурсы, животный мир, объекты и территории природно-заповедного фонда, а также обеспечивающих реализацию полномочий собственников по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им природными ресурсами.

Принято разграничивать понятие права собственности на природные ресурсы в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле право собственности на природные ресурсы представляет собой систему правовых норм, регламентирующих правоотношения собственности на земельные, горные, лесные, водные, фаунистические и другие природные ресурсы.

В субъективном смысле право собственности на природные ресурсы –– это совокупность полномочий различных субъектов эколого-правовых отношений по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им природными ресурсами.

Право собственности на природные ресурсы обладает рядом характерных особенностей, отличающих его от других институтов экологического права. К ним относятся:

- право собственности не является всеобъемлющим в связи с тем, что не все природные ресурсы по своим свойствам могут находиться в коллективной или частной собственности, а только те из них, которые, обладая соответствующей стабильностью, подлежат индивидуализации (земля, недра, водные и лесные ресурсы и животный мир). Другие элементы природной среды в силу объективных причин не могут выступать в качестве объектов собственности (например, атмосферный воздух, ветровая или солнечная энергия и т.д.);

- являясь самостоятельными объектами права собственности природные ресурсы находятся в неразрывной экологической взаимосвязи друг с другом в связи с чем не допускается их отделения от природной среды;

- право собственности возникает в связи с приобретением или передачей в собственность соответствующих природных ресурсов;

- свидетельством о наличии у лица права собственности на природные ресурсы является государственный акт на право собственности или гражданско-правовое соглашение о приобретении (купля-продажа, обмен и т.д.);

- право собственности на природные ресурсы абсолютизировано, т.е. налицо исключительная принадлежность полномочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами их собственнику, а с другой стороны – наличие общей обязанности всех других субъектов эколого-правовых отношений воздерживаться от нарушения указанных прав.

Под содержанием права собственности на природные ресурсы следует понимать совокупность полномочий субъектов данного права по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами.

Право владения означает наличие фактического обладания индивидуально определенным природным объектом. Данное право может принадлежать не только собственнику, но и лицу, с которым собственник заключи договор о передаче ему принадлежащего собственнику природного объекта на праве пользования. Право владения также означает юридически гарантированную стабильность и неотъемлемость от собственника без наличия соответствующего волеизъявления с его стороны.

Право пользования представляет собой законодательно закрепленную возможность собственника с помощью соответствующего природного ресурса удовлетворять свои потребности. Органы государственной власти и местного самоуправления реализуют указанное право путем получения дифференцированной ренты от юридических и физических лиц за осуществление возмездного пользования природными ресурсами.

В свою очередь, физические и юридические лица осуществляют право пользования посредством самостоятельного хозяйствования на земле и эффективного использования других природных ресурсов путем извлечения из них их полезных свойств с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-эстетических и иных, обусловленных законодательством потребностей.

Право распоряжения предполагает наличие у собственника юридически гарантированной возможности осуществлять действия, направленные на изменение юридического статуса, экономического назначения или состояния принадлежащих им на праве собственности природных объектов, а также на определение их юридической судьбы.

Государство осуществляет указанное право путем определения правового режима соответствующих природных ресурсов, установления общих основ природопользования, порядка и размеров платы, распределения и перераспределения природных ресурсов, передача их в собственность и передача в пользование физическим и юридическим лицам.

Органы местного самоуправления, наряду с распределением и перераспределением природных ресурсов, осуществляют определение среднего размера земельных участков и других природных ресурсов, которые подлежат передаче в собственность юридическим и физическим лицам, а также производят предоставление в пользование указанных природных ресурсов, осуществляют их отчуждение в пользу других лиц, в соответствии с условиями действующего законодательства.

Физические и юридические лица осуществляют право распоряжения природными ресурсами путем самостоятельного их использования в соответствии с их целевым назначением, а также обладают особым правом предоставление принадлежащих им природных ресурсов в пользование и отчуждение другим лицам на договорных началах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.027 с.)