Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Амавротическая юношеская идиотия, или болезнь Шпильмейе-
pa — Фогта, выявляется в возрасте 6—10 лет и позже. В основе ее лежат те же изменения, что и при детской ранней форме, но болезнь протекает гораздо медленнее. Ребенок постоянно теряет приобретенные теоретические знания и практические навыки, у него нарушается речь, снижается зрение, развивается слабоумие, вплоть до идиотии. В дальнейшем болезнь прогрессирует и приводит к летальному исходу. Глава XXVIII ДЕМЕНЦИЯ Деменция — это приобретенное слабоумие, развившееся на фоне уже сложившегося интеллекта и обусловленное деструктивными процессами в головном мозге. Слабоумие, вызванное диффузным или частичным разрушением сформировавшегося мозга, представляет собой необратимый интеллектуальный дефект. Возможно также слабоумие, обусловленное функционально-динамическим нарушением психической деятельности, но в этом случае оно носит преходящий, эпизодический характер. Слабоумие такого типа обычно является следствием острых соматических заболеваний и характеризуется утратой ребенком приобретенных навыков и регрессом речевых функций. Такое состояние может длиться несколько месяцев (в зависимости от характера основного соматического заболевания), а затем проходит. Острая психическая травма может обусловить появление ложного слабоумия (псевдодеменции), также обратимого состояния. Утраченные навыки праксиса, ходьбы, речи, опрятности, организованного поведения и активного внимания под воздействием лечения, коррекционно-воспитательной работы и благодаря потенциальным возможностям растущего организма в дальнейшем полностью восстанавливаются. Такие дети обучаются в массовой школе. Они испытывают большие трудности в учебе, остаются на второй год, но при индивидуальном подходе к ним в семье и школе, постоянной помощи и стимулирующем амбулаторном лечении заканчивают массовую школу. Несмотря на то что разграничить олигофрению и деменцию трудно (особенно в том случае, когда последняя развивается на несколько биологически неполноценной «почве»), можно выделить некоторые принципиальные количественные и качественные различия между ними. К количественным отличиям относится возраст, в котором возникает деменция, а к качественным — неблагоприятный исход. При деменции речь идет о разрушении или ущербности развития уже сформировавшихся интеллектуальных функций.
Известный отечественный психиатр П. П. Малиновский еще в середине XIX в. отмечал, что приобретенное слабоумие отличается от врожденного тем, что первое возникает при ранее нормальных умственных способностях и физическом развитии, а второе врожденное, напротив, на фоне ограниченных умственных способностей и нарушения физического развития. Деменция может развиваться в любом возрасте — от дошкольного до зрелого и даже старческого. Олигофрения чаще возникает в раннем детстве, когда еще не сформировались связи второй сигнальной системы и мыслительные операции в виде понятийных суждений и умозаключений. Но при олигофрении в большей степени, чем при деменции, выражена пластичность функций коры большого мозга и, следовательно, значительнее компенсаторные возможности. Клинические особенности демснцшг у детей и подростков зависят, во-первых, от этиологии перенесенного заболевания и тяжести его течения; во-вторых, от степени и характера поражения ткани головного мозга; в-третьих, от индивидуальных и типологических особенностей организма ребенка и, в-четвертых, от своевременности и эффективности проводимых лечебных мероприятий. Важную роль при дифференциальной диагностике деменции и олигофрении играют данные анамнеза и особенности соматического развития ребенка. При деменции отсутствуют днспластичность телосложения, грубые деформации строения мозгового и лицевого отделов черепа и дефекты развития костно-мышечной системы. Психопатологическая симптоматика при деменции также имеет особенности, позволяющие отграничить ее от олигофрении. Деменция — это всегда дефект личности в целом, включающий не только значительное изменение присущих ей особенностей, но и нарушение познавательной деятельности. Глубина слабоумия при деменции определяется не только степенью поражения мозга, но и многими другими, не всегда выясненными причинами. По-видимому, при этом могут играть роль утрированная диссоциация взаимосвязи коры и подкорковых отделов головного мозга, тип психической деятельности, сосудистые и эндокринные расстройства, особенно в пубертатном периоде, и очаговая симптоматика в виде гипомнезии или амнезии, акалькулии, алексии, аграфии и др.
Очевидно, этим объясняется то, что иногда атипичная форма деменции у ребенка или подростка без признаков грубого органического поражения мозга сопровождается выраженным интеллектуальным дефектом и неспособностью к саморегуляции поведения. Наблюдается и противоположное состояние, когда при четко выраженном органическом поражении мозга и значительном снижении интеллекта сохраняется сознание собственной неполноценности, что ведет к развитию вторичных аффективных и волевых расстройств, в том числе к невротической депрессии. При деменции локальные нарушения более выражены, чем при олигофрении. Часто наблюдаются расстройства узнавания, отождествления и идентификации предметов и явлений при сохранности функции проекционных систем и периферических органов чувств. В зависимости от морфологических изменений в лобной или теменной доле полушарий большого мозга отмечается выраженная в той или иной степени апраксия: нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений. Нередко наблюдаются локальные судороги, паретические позы и параличи. Расстройства психических функций при деменции не являются изолированными. Поскольку личность, страдающая деменцией, до болезни уже была сформирована, нарушение отдельных функций приводит к изменению всей личности. Вот почему приобретенное слабоумие проявляется более выраженными эмоционально-волевыми расстройствами. Нередко эти нарушения неадекватны глубине интеллектуального дефекта. Поведение такого подростка становится беспорядочным, появляются импульсивные разряды, бравада, оппозиция по отношению к окружающему, напряженность, утрачивается интерес к школе. Поскольку подобные изменения в поведении дементного чаще обусловлены возрастными особенностями (примерно в 14—16 лет), то такое качественное превращение психопатологической симптоматики мы рекомендуем называть трансформирующим этапом деменции. Поступки при этом лишены логики и здравого смысла, подросток плохо запоминает текущие события, зато более или менее правильно воспроизводит прошлое. При систематизации клинических форм деменции учитывают заболевание, обусловившее ее развитие и выраженность деструктивного процесса в головном мозге. Как и при олигофрении, они в большинстве своем являются недифференцированными формами. Тотальная деменция развивается при диффузном поражении головного мозга, обусловленном бактериальной инфекцией или тяжелой механической травмой мозга. У таких детей правильное телосложение, более или менее выразительная мимика. Психопатологическая симптоматика нарастает постепенно. Вначале больные жалуются на головную боль, головокружение, повышенную утомляемость. Наблюдаются вазомоторные расстройства в виде учащения пульса, гиперемии лица, повышенной потливости. Иногда спонтанно возникают рвота и судороги. В дальнейшем ребенок начинает терять навыки опрятности, нарастают общая моторная и психическая адинамия или расторможенность и крикливость, снижается работоспособность и формируются грубые расстройства обобщения.
Интеллектуальный дефект у детей школьного возраста нарастает постепенно. Вначале снижается успеваемость: ученик с большим трудом усваивает все новое, а свои неудачи объясняет тем, что к нему плохо относятся воспитатели и родители, не ценят его. Затем появляются ипохондрические идеи отношения, которые иногда ошибочно рассматриваются как проявление шизофрении. Но в дальнейшем ипохондричность нивелируется, ученик становится безразличным к окружающим, снижается критичность, нарушаются не только целенаправленность мышления, но и ядро личности в целом, т. е. происходит ее оскуднение и распад. Лакунарная деменция, характеризующаяся очаговостью орга нического процесса в головном мозге, чаще всего является результатом перенесенных ребенком или подростком черепно-мозговых травм или сифилиса мозга. Для этой формы деменции свойственна симптоматика локального и общемозгового поражения головного мозга. По сравнению с тотальной деменцией в этом случае личность слабоумного остается в известной степени сохранной. Больной в состоянии критически относиться к своему состоянию. Варианты деменции различны. При легкой степени деменции на первый план выступает астеническая и церебрастеническая симптоматика. Данные психологического эксперимента свидетельствуют о нарушении внимания: больному трудно сосредоточиться на одном объекте раздражения, он рассеян, быстро утомляется, настроение у него неустойчивое. Неумение выполнить задание, например отобрать п разложить в определенной последовательности кубики или картинки, сопровождается плаксивостью, раздражительностью, такие больные не подчиняются воспитателю. Несмотря на эти изменения в эмоционально-волевой сфере, выраженный интеллектуальный дефект отсутствует. При более глубокой степени деменции па фоне частичной сохранности приобретенных в прошлом навыков и морально-этических свойств личности более выражена интеллектуальная ущербность, отмечаются выраженное снижение активности и инициативы, самостоятельность мысли н действия. Для таких детей характерны вялость, бездеятельность, беспомощность во время психологического эксперимента, им нужна внешняя стимуляция, недоступно обобщение, что сказывается на их успеваемости в школе, они могут оперировать лишь конкретным и наглядным материалом.
Транзиторная деменция у детей и подростков, возникающая вследствие перенесенного неспецифического параинфекционного менингоэнцефалита, характеризуется, во-первых, полиморфностью психопатологической симптоматики, во-вторых, медленным снижением интеллекта и, в-третьих, чередованием ухудшения интеллектуальных способностей п их стабилизации. Прогноз в смысле социальной реадаптации неблагоприятный, так как несмотря на ремиссии с временной склонностью к некоторому смягчению психического дефекта все же и для этого типа слабоумия характерна медленная прогредиентность. «Данный тип слабоумия,— отмечает И. Ф. Случевский,— то выступает более резко, то проявляется слабее, обнаруживая различные степени нарастающего дефекта»[37]. У таких детей отмечается склонность к реактивным расстройствам настроения, бродяжничеству, усилению полового инстинкта. Концентрическая деменция довольно часто наблюдается у детей и подростков. Она обусловлена в основном длительно текущей эпилепсией с частыми судорожными припадками. Наряду с расстройствами в двигательной сфере постепенно углубляется интеллектуальный дефект. Причем чем в более раннем возрасте возникла эпилепсия, тем раньше появляются психические изменения. Для концентрической деменции характерны вязкость, излишняя обстоятельность мышления, снижение памяти. Такое замедление психических процессов затрудняет процесс накопления теоретических знаний и практических навыков, ослабляет познавательные и комбинаторные способности. Дифференцировать концентрическую деменцию и олигофрению довольно нелегко, так как и олигофрения, и деменция характеризуются замедленностью психических процессов, но все-таки существуют характерные для обоих состояний клинические и психологические параметры. При этой деменции наблюдаются типичные изменения в эмоционально-волевой сфере в виде эгоцентризма, склонности к дисфории. Для таких больных свойственна не столько узость суждений, сколько выраженная интеллектуальная тупость. Вместо того чтобы назвать предмет, они объясняют его назначение, употребляя уменьшительные слова: «Петенька», «тетенька», «тетрадочка», «карандашичек» и др. Нередко бывает, что больной вообще забывает название предметов обычного обихода или вместо одних слов употребляет созвучные им. Апатическая (атактическая) деменция обусловлена шизофренией, которая в течение нескольких лет может привести к психической деградации личности с исходом в слабоумие. Кроме слабоумия возможны и другие дефекты. М. О. Гуревич считает, что выявить исход в слабоумие как стойкий и окончательный общий дефект не всегда легко, так как в редких случаях терапия способствует частичному улучшению с некоторыми обратимыми явлениями. В целом же апатическое слабоумие— состояние необратимое. Оно характеризуется значительным снижением интеллектуальной активности, апатией и абулией, утратой побуждений к продуктивной деятельности, неумением ориентироваться в явлениях и в связях окружающей действительности. Такие дети оторваны от реальности, проявляют негативизм и грубость по отношению к родителям и воспитателям, теряют интерес к школе и вообще к контакту с окружающими.
Дисмнестическая, или парциальная, деменция представляет собой угнетение и ослабление памяти в результате перенесенного очагового органического заболевания головного мозга. При этом характерно расстройство памяти на прошлые события при способности запоминать некоторые из текущих событий. Подобное расстройство памяти постепенно усугубляется: больной не может воспроизвести даже самые важные личные и общественные события прошлого. Такая ущербность памяти сопровождается растерянностью, слезливостью, больной с дисмнетической деменцией не сдерживает своих эмоций, что свидетельствует о некоторой сохранности критичности. К наследственно обусловленным формам деменции можно отнести следующие патологические состояния. Гепатоцеребральная дистрофия, или лентикулярная прогрессирующая дегенерация (болезнь Вильсона — Коновалова) обусловлена наследственным нарушением обмена белков и меди, передающимся по рецессивному типу. Характеризуется поражением пече ни, перерождением ее клеток и дегенерацией чечевпцеобразиых ядер. Заболевание начинается в детском и юношеском возрасте, нередко носит семейный характер. Впервые его описал С. Вильсон в 1912 г., а детально этиологию, патогенез, клинику и патоморфологию этого заболевания осветил в 1948 г. советский психиатр Н. В. Коновалов. Причиной поражения головного мозга, по мнению Н. В. Коновалова, являются токсические продукты, образующиеся в печени при этой патологии. Клиническая симптоматика нарастает медленно, появляются чувство скованности при движениях, их замедленность, повышение тонуса мышц. Начальная стадия болезни характеризуется неуспеваемостью ребенка и школе и аномалиями поведения со склонностью к псепдологнн. Далее появляются экстрапирамидные расстройства с дрожанием, нарушением походки, а также расстройство речи, судороги конечностей, насильственные смех, плач и гримасничанье. По мере нарастания прогредиентности возникают психопатологические нарушения: стереотипные движения и заторможенность, снижение памяти, иногда возбуждение с чувством тревоги. Умственный распад для этой формы деменции не обязателен. Болезнь Штурге — Вебера — наследственно-дегенеративное, редко встречающееся заболевание, проявляющееся ангиоматозом (избыточным разрастанием кровеносных сосудов) нервной системы. Клинически характеризуется эпилептиформными припадками, появлением на коже лица, головы, слизистых оболочках опухолевидных образований — ангиом. Рентгенографически, преимущественно в области затылочной доли полушария большого мозга, обнаруживаются очаги обызвсствлсппя. Заболевание характеризуется прогредиентным течением и нередко сочетается с очаговой симптоматикой в виде афазии, нарушения зрения и походки. Некоторые дети с таким заболеванием могут обучаться во вспомогательной школе, другие — совершенно не способны к обучению. Инфантильную (идиопатическую) деменцию впервые описал венский врач и педагог Т. Геллер в 1908 г. При электроэнцефало- графическом патоморфологическом исследовании в головном мозге ребенка с таким заболеванием обнаруживают деструктивный процесс, этиология которого окончательно не выяснена. По мнению некоторых авторов, он обусловлен обменными нарушениями. Заболевание проявляется тем, что у детей в возрасте 3—5 лет, развивавшихся до этого нормально, без видимых причин утрачивается общительность, исчезают реакции на замечания близких, появляются гримасничание, стереотипии и причудлиные позы, как при шизофрении. Через несколько месяцев или через год появляются прогрессирующие расстройства речи, вплоть до афазии, утрачиваются приобретенные навыки, резко снижается память и нарушается мышление. Развивается глубокий интеллектуальный дефект, не поддающийся лечебно-педагогической коррекции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.015 с.) |