Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласование подлежащего со сказуемымСтр 1 из 8Следующая ⇒ 1) Если в качестве подлежащего употребляются слова и словосочетания, выражающие количественное значение (молодежь, народ, множество, масса, тройка, десяток), необходимо соблюдать формальное согласование: молодежь поёт, народ хочет, куплен десяток яиц, тысяча книг расставлена; Большая часть студентов справилась с заданием; Подавляющее большинство избирателей выразило свою волю; Колонна автомашин вышла из города. 2) Если в позиции подлежащего используется словосочетание, состоящее из слов много, мало, сколько, несколько, немного и родительного падежа существительного, то согласование осуществляется в единственном числе, а прошедшем времени – в единственном числе среднего рода: Много студентов оканчивает (оканчивало) наш университет; Сколько детей выходит (вышло) на прогулку? Немного бумаги лежит (лежало) на столе. В первых двух случаях норма диктует согласование по формально-грамматическому признаку – употребление сказуемого в единственном числе в соответствии с единственным числом господствующего слова подлежащего, выраженного словосочетанием (ряд, большинство, десяток). Вместе с тем встречается и форма сказуемого множественного числа в подобных построениях. Смысловое согласование наблюдается достаточно последовательно в случаях, если - сказуемое удалено от подлежащего: Ряд делегатов от разных организаций в ходе обсуждения проекта выразили свое согласие с основными его принципами; Большинство людей, живущих сегодня на свете, застали начало эры современной космонавтики; - имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов университета неоднократно занимали призовые места; Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам; - при господствующем слове подлежащего имеется несколько зависимых форм во множественном числе: Большая часть моих привычек и вкусов не понравились ей; Большинство прогрессивных общественных деятелей выступают за консолидацию сил в борьбе с терроризмом. 3) Если господствующее словосочетание построено с помощью слов более, менее, свыше, около и количественно-именного сочетания существительного с числительным в родительном падеже, норма допускает колебания. Форма сказуемого может принимать значение единственного либо множественного числа: Около ста человек посетило (посетили) сегодня выставку; Более десяти машин стоит (стоят) в ожидании погрузки; Не менее тридцати больных побывало (побывали) в кабинете врача. Колебание нормы объясняется структурными особенностями словосочетания, так как в его состав входит, с одной стороны, количественное числительное, которое разрешает применить глагол во множественном числе, и, с другой стороны, существительное множественного числа в косвенном падеже, при котором глагол используется в единственном числе (с косвенными падежами глагол согласовываться не может). 4) Если в позиции господствующего слова употребляется словосочетание, состоящее из существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже (так называемый творительный совместности), например, мама с Таней, Иван с Сергеем, Полкан с Барбосом, то согласование осуществляется по смыслу. В случае, когда существительные обозначают лиц, действующих совместно, сказуемое приобретает форму множественного числа: Мама с Таней отправились за покупками; Иван с Сергеем готовятся к экзамену;«Полкан с Барбосом, на солнце лежа, грелись». В случае, когда из двух названных действующим оказывается только одно лицо, а второе – пассивный сопроводитель первого, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кошка с мышью играет на поляне. Отец с сыном вышел на прогулку (сын на руках у отца). 5) При однородных подлежащих более предпочтительной является форма множественного числа сказуемого: Машинист и помощник поехали утром; Жара и засуха стояли более трех недель; Гул орудий и грохот взрывов доносятся до города. Колебания в форме сказуемого зависят от характера связи между однородными подлежащими. Двоякая форма возможна при наличии разделительных, противительных, сопоставительных союзов, соединительного союза ни: Ни сжатие, ни охлаждение не помогло; Не то туман, не то дым висит над городом; Не роман, а повесть будет опубликована в журнале. 6) Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным местоимением кто, а также неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто принимает форму единственного числа в настоящем времени, а в прошедшем – форму единственного числа мужского рода: Кто присутствовал при актировании? Кто из студенток участвовал в воскресном кроссе? Некто под инициалами А. М. (это оказалась лондонская журналистка) писал следующее…; Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступил на чемпионате. При относительном местоимении кто (в составе придаточного предложения) форма сказуемого может варьироваться: Все, кто не потерял еще головы, были против; Служат теперь те, кто десять лет назад бегали в школу, играли в снежки.
Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Пример: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки • Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже: Пример: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки 2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты): Пример: В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис. • существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений: Пример: Биологический и химический факультеты. Любительский и профессиональный турниры. 3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Пример: Русская литература и искусство. 4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным): Пример: новый вагон-лаборатория
Нормы управления Управление - разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает то или иной падеж «по требованию» ведущего слова. Например: строить (что?) дом, пользоваться (чем?) компьютером, чувствительность (к чему?) к холоду, красный (от чего?) от волнения. Немало случаев, когда конструкция с управлением имеет варианты. Например: работать вечерами – работать по вечерам; пятью минутами раньше – на пять минут раньше – за пять минут до… - за пять минут перед…; проехали площадь – проехали через площадь – проехали по площади. Трудности в выборе формы управления предопределяются сложностью самого языкового явления. Управление – это факт и лексики, и грамматики. Форма здесь тесно связана с конкретным значением, особенностями его поведения и индивидуальной судьбой данного слова. В современном русском языке существуют определенные группы слов с однотипными формами управления. Однако наряду с ними большое количество слов имеет строго индивидуальный характер управления. Например: обращать (направлять, устремлять) внимание на кого? на что? – уделять (оказывать) внимание кому? чему? – проявлять (приковывать, усиливать) внимание к кому? к чему? – сосредоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание на ком? на чём? Современные исследования ученых-лингвистов позволяют решить многие проблемы управления. Одним из важнейших достижений в этой области является создание теории валентности. Суть лингвистической теории валентности в том, что разные слова, исходя из особенностей семантики, вступают в определенные связи с другими словами. По аналогии с химическими элементами, которые имеют разные возможности для вступления в соединения с другими элементами в зависимости от химической валентности, слова также имеют разные сочетательные потенции. Так, одни глаголы способны строить словосочетания с именами в различных падежах: ехать - по дороге, из дома, на автобусе, с другом. Такие глаголы называют многовалентными. К ним относятся глаголы физического и интеллектуального действия (строить, рубить, конструировать, сочинять), движения (ходить, летать, поворачивать, кружиться), речи (говорить, кричать, петь, выступать). Другие ограничены в сочетательных возможностях: смеркаться, светать, нездоровиться. Одни способны управлять винительным падежом без предлога, другие не имеют такой возможности. Сравните переходный и возвратный глаголы: умывать руки – умываться. Возможности управления ограничиваются, таким образом, свойствами господствующего слова и возможностями зависимого слова. Мы не говорим «шли по теореме», находились в выводе». Семантика слов, их валентности с необходимостью требуют определенной формы: доказывать теорему, прийти к выводу. Между тем говорящие часто позволяют себе небрежно обращаться со словами и словосочетаниями. Если человек не вдумывается в смысл слов, произвольно соединяет их, возникают речевые ошибки. Нарушение норм управления ведет к смысловой неточности, а порой и к непониманию. Анализ речи наших современников подтверждает факт небрежного отношения многих говорящих к нормам управления в русском языке. Часто можно услышать: усилия принесут эффект вместо усилия принесут плоды; выполнять договорные отношения вместо выполнять договорные обязательства или соблюдать договорные отношения; разрешить задачу вместо разрешить сомнения или решить задачу; принимать суровые репрессии вместо принимать меры или вводить репрессии. 2
16. Осложненное предложение: употребление причастного и деепричастного оборотов, предложений с однородными членами.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.004 с.) |