Согласование подлежащего со сказуемым 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование подлежащего со сказуемым



1) Если в качестве подлежащего употребляются слова и словосочетания, выражающие количественное значение (молодежь, народ, множество, масса, тройка, десяток), необходимо соблюдать формальное согласование: молодежь поёт, народ хочет, куплен десяток яиц, тысяча книг расставлена; Большая часть студентов справилась с заданием; Подавляющее большинство избирателей выразило свою волю; Колонна автомашин вышла из города.

2) Если в позиции подлежащего используется словосочетание, состоящее из слов много, мало, сколько, несколько, немного и родительного падежа существительного, то согласование осуществляется в единственном числе, а прошедшем времени – в единственном числе среднего рода: Много студентов оканчивает (оканчивало) наш университет; Сколько детей выходит (вышло) на прогулку? Немного бумаги лежит (лежало) на столе.

В первых двух случаях норма диктует согласование по формально-грамматическому признаку – употребление сказуемого в единственном числе в соответствии с единственным числом господствующего слова подлежащего, выраженного словосочетанием (ряд, большинство, десяток). Вместе с тем встречается и форма сказуемого множественного числа в подобных построениях. Смысловое согласование наблюдается достаточно последовательно в случаях, если

- сказуемое удалено от подлежащего: Ряд делегатов от разных организаций в ходе обсуждения проекта выразили свое согласие с основными его принципами; Большинство людей, живущих сегодня на свете, застали начало эры современной космонавтики;

- имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов университета неоднократно занимали призовые места; Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам;

- при господствующем слове подлежащего имеется несколько зависимых форм во множественном числе: Большая часть моих привычек и вкусов не понравились ей; Большинство прогрессивных общественных деятелей выступают за консолидацию сил в борьбе с терроризмом.

3) Если господствующее словосочетание построено с помощью слов более, менее, свыше, около и количественно-именного сочетания существительного с числительным в родительном падеже, норма допускает колебания. Форма сказуемого может принимать значение единственного либо множественного числа: Около ста человек посетило (посетили) сегодня выставку; Более десяти машин стоит (стоят) в ожидании погрузки; Не менее тридцати больных побывало (побывали) в кабинете врача. Колебание нормы объясняется структурными особенностями словосочетания, так как в его состав входит, с одной стороны, количественное числительное, которое разрешает применить глагол во множественном числе, и, с другой стороны, существительное множественного числа в косвенном падеже, при котором глагол используется в единственном числе (с косвенными падежами глагол согласовываться не может).

4) Если в позиции господствующего слова употребляется словосочетание, состоящее из существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже (так называемый творительный совместности), например, мама с Таней, Иван с Сергеем, Полкан с Барбосом, то согласование осуществляется по смыслу. В случае, когда существительные обозначают лиц, действующих совместно, сказуемое приобретает форму множественного числа: Мама с Таней отправились за покупками; Иван с Сергеем готовятся к экзамену;«Полкан с Барбосом, на солнце лежа, грелись». В случае, когда из двух названных действующим оказывается только одно лицо, а второе – пассивный сопроводитель первого, сказуемое ставится в форме единственного числа: Кошка с мышью играет на поляне. Отец с сыном вышел на прогулку (сын на руках у отца).

5) При однородных подлежащих более предпочтительной является форма множественного числа сказуемого: Машинист и помощник поехали утром; Жара и засуха стояли более трех недель; Гул орудий и грохот взрывов доносятся до города.

Колебания в форме сказуемого зависят от характера связи между однородными подлежащими. Двоякая форма возможна при наличии разделительных, противительных, сопоставительных союзов, соединительного союза ни: Ни сжатие, ни охлаждение не помогло; Не то туман, не то дым висит над городом; Не роман, а повесть будет опубликована в журнале.

6) Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным местоимением кто, а также неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто принимает форму единственного числа в настоящем времени, а в прошедшем – форму единственного числа мужского рода: Кто присутствовал при актировании? Кто из студенток участвовал в воскресном кроссе? Некто под инициалами А. М. (это оказалась лондонская журналистка) писал следующее…; Кто-то из москвичек-конькобежек неудачно выступил на чемпионате.

При относительном местоимении кто (в составе придаточного предложения) форма сказуемого может варьироваться: Все, кто не потерял еще головы, были против; Служат теперь те, кто десять лет назад бегали в школу, играли в снежки.

 

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.
1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!
• Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

• Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):
• существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

• существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

 

Нормы управления

Управление - разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает то или иной падеж «по требованию» ведущего слова. Например: строить (что?) дом, пользоваться (чем?) компьютером, чувствительность (к чему?) к холоду, красный (от чего?) от волнения.

Немало случаев, когда конструкция с управлением имеет варианты. Например: работать вечерами – работать по вечерам; пятью минутами раньше – на пять минут раньше – за пять минут до… - за пять минут перед…; проехали площадь – проехали через площадь – проехали по площади. Трудности в выборе формы управления предопределяются сложностью самого языкового явления. Управление – это факт и лексики, и грамматики. Форма здесь тесно связана с конкретным значением, особенностями его поведения и индивидуальной судьбой данного слова.

В современном русском языке существуют определенные группы слов с однотипными формами управления. Однако наряду с ними большое количество слов имеет строго индивидуальный характер управления. Например: обращать (направлять, устремлять) внимание на кого? на что? – уделять (оказывать) внимание кому? чему? – проявлять (приковывать, усиливать) внимание к кому? к чему? – сосредоточивать (акцентировать, задерживать, заострять, останавливать, фиксировать) внимание на ком? на чём?

Современные исследования ученых-лингвистов позволяют решить многие проблемы управления. Одним из важнейших достижений в этой области является создание теории валентности. Суть лингвистической теории валентности в том, что разные слова, исходя из особенностей семантики, вступают в определенные связи с другими словами. По аналогии с химическими элементами, которые имеют разные возможности для вступления в соединения с другими элементами в зависимости от химической валентности, слова также имеют разные сочетательные потенции. Так, одни глаголы способны строить словосочетания с именами в различных падежах: ехать - по дороге, из дома, на автобусе, с другом. Такие глаголы называют многовалентными. К ним относятся глаголы физического и интеллектуального действия (строить, рубить, конструировать, сочинять), движения (ходить, летать, поворачивать, кружиться), речи (говорить, кричать, петь, выступать). Другие ограничены в сочетательных возможностях: смеркаться, светать, нездоровиться. Одни способны управлять винительным падежом без предлога, другие не имеют такой возможности. Сравните переходный и возвратный глаголы: умывать руки – умываться.

Возможности управления ограничиваются, таким образом, свойствами господствующего слова и возможностями зависимого слова. Мы не говорим «шли по теореме», находились в выводе». Семантика слов, их валентности с необходимостью требуют определенной формы: доказывать теорему, прийти к выводу.

Между тем говорящие часто позволяют себе небрежно обращаться со словами и словосочетаниями. Если человек не вдумывается в смысл слов, произвольно соединяет их, возникают речевые ошибки. Нарушение норм управления ведет к смысловой неточности, а порой и к непониманию.

Анализ речи наших современников подтверждает факт небрежного отношения многих говорящих к нормам управления в русском языке. Часто можно услышать: усилия принесут эффект вместо усилия принесут плоды; выполнять договорные отношения вместо выполнять договорные обязательства или соблюдать договорные отношения; разрешить задачу вместо разрешить сомнения или решить задачу; принимать суровые репрессии вместо принимать меры или вводить репрессии. 2

 

16. Осложненное предложение: употребление причастного и деепричастного оборотов, предложений с однородными членами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.004 с.)