Что могут сделать родители, чтобы у ребенка был хороший аппетит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что могут сделать родители, чтобы у ребенка был хороший аппетит



 

Я не буду отстраненно рассуждать о факторах, влияющих на аппетит. А, как обычно, буду приводить конкретные примеры.

В детском саду всех детей кормят одинаково. Но не у всех детей одинаковый аппетит. Почему одни дети едят с добавкой, а другие в это время ковыряются ложкой в тарелке и морщат нос?

Например, очень часто морщат нос и отодвигают от себя тарелку, когда на гарнир дают вареную свеклу. Мама Степы возмущается: «Это же никто не будет есть! Зачем это готовят! Дети же останутся голодными!» А Федя при этом все съел и просит добавки. Мама Степы удивляется и спрашивает маму Феди: «Ваш ребенок так любит свеклу?» – «Да! Я сама люблю свеклу! Я часто ее варю и ем прямо кусочками». Все просто. Федя любит свеклу, потому что мама любит свеклу и часто ее готовит. Это не столько вопрос наследственности вкуса, сколько привычки.

Есть в «садичном меню» блюда, которые с аппетитом едят все дети – это картофельное пюре и макароны. Полагаю, не потому, что это обалденно вкусные блюда, а потому, что их часто готовят дома и дети к ним привыкли. И напротив, суфле из печени у многих детей непопулярно, потому что имеет непривычный вкус и непривычную форму. Вы часто готовите дома суфле из печени с молочной подливкой? Лично я ни разу…

Ленивые вареники малыши едят лучше, чем творожную запеканку. Странно. Состав почти идентичен: творог, мука, яйцо. Разница в форме. А если еще назвать вареники пельмешками (ну ведь похожи!), то дети лопают с удовольствием. Пельмени – знакомое блюдо, настороженности не вызывает. Дети привыкли считать пельмени вкусным блюдом. Великая сила привычки.

Все новое – непривычного цвета, непривычной формы – вызывает настороженность. Со временем дети адаптируются к «садичной» еде. Привыкают есть суфле, запеканки, зразы. Но эту способность к адаптации можно натренировать, если и дома часто предлагать ребенку пробовать новые блюда.

 

 

!!!

Мы так устроены: все новое воспринимаем с осторожностью. Недели через две можно снова предложить ребенку это же блюдо… Может быть, с третьего раза он его «распробует» и полюбит. Главное – чтобы попробовал. «Можешь не есть, но попробовать – обязательно!»

 

Мне, например, когда-то отчаянно не понравился суп из морской капусты. (Дикость какая – портить суп морской капустой!) Но он был в десятидневном садичном меню, а значит, раз в две недели мне представлялась возможность его пробовать. Через пару месяцев привыкла и к этому вкусу. Популярные роллы, знаете ли, тоже далеко не всем с первого раза нравятся…

Еще пример. В моем советском детстве я видела бананы только на картинках. Почему-то не привозили бананы в магазины маленького уральского городка… Впервые я попробовала их в 9 лет в гостях у родственников в Иркутске. Первое впечатление: неприятный, вязкий, безвкусный. Ну, не смородина… Лояльность к бананам появилась у меня позднее, уже в студенчестве, когда они стали продаваться на каждом углу – самый простой и дешевой способ перекусить между лекциями. Привыкла к их вкусу.

Иногда на гарнир я готовлю стручковую фасоль. Мои дети воспринимают ее по-разному. Санька ее любит, а Сенька – нет. Разные вкусы? Возможно. Но если проанализировать историю появления этого блюда в семейном меню, тоже можно сделать вывод о влиянии на вкус жизненного опыта. Стручковая фасоль – садоводческий эксперимент бабушки. Часть нового урожая бабушка привезла нам в уже приготовленном виде с инструкцией: «Перед употреблением разогреть». Сеньке на тот момент было семь лет. Семь лет, благополучно прожитых без стручковой фасоли. Семь лет – возраст окрепших предубеждений: «Это я не ем!» А Саньке был один год – полная свобода от гастрономических предубеждений, когда на вкус оценивается даже то, что в принципе несъедобно. Сашка с любопытством тянулся в мамину тарелку. Гладкий зеленой стручок был восхитительной альтернативой протертой брокколи.

Кстати, о брокколи. Брокколи Санька тоже ест. А Сенька – нет. Опять же, потому что в раннем детстве с ней не встретился. Это было мое предубеждение, что брокколи вкусной быть не может. И я предлагала ребенку другие овощи – кабачки, цветную капусту, морковку. Позднее прочитала об одном эксперименте, в котором проводилось исследование взаимосвязи между той едой, которую выбирают взрослые, и едой, которую они получали в раннем детстве. Выяснилось, что взрослые предпочитают еду того же цвета, что и еда в их раннем детстве. Получается, Сенькина нелюбовь к зеленым овощам может быть из-за того, что в раннем детстве в его тарелке отсутствовал этот темно-зеленый цвет. Предлагая ребенку еду разного цвета, мы расширяем его гастрономические рамки. Впоследствии он будет с готовностью пробовать незнакомую еду привычного цвета.

Конечно, есть еще прямая зависимость аппетита и темперамента, аппетита и двигательной активности ребенка. Андрюшка, которого за период прогулки пришлось два раза снять с забора, три раза вернуть с соседнего участка и один раз поймать при попытке бегства из садика, съедает за обедом больше, чем Наденька, просидевшая всю прогулку в песочнице.

 

 

!!!

Предлагая ребенку разнообразную и разноцветную еду, помните про тонкий психологический момент: главное – не начать уговаривать! Лучше позвольте ему проголодаться. Чтобы у ребенка вырабатывалось нормальное отношение к еде: «Еда – это то, что утоляет голод», и оно не трансформировалось в убеждение: «Еда – это то, чем постоянно досаждают родители». Когда еда ассоциируется только с позитивными моментами, аппетит гораздо лучше.

 

А если еще и привлекать ребенка к процессу приготовления, дать ему возможность творить на кухне, экспериментировать с ингредиентами, выбирать продукты для ужина в магазине, то у маленького гурмана вообще не будет проблем с аппетитом.

 

 

Степа. Психосоматика

 

У Степы не было проблемы с аппетитом. Есть он хотел. Но не мог. Степина адаптация была осложнена рвотными позывами. Такое тоже бывает, но очень редко. В остальном все как у многих – плачет при расставании, не выпускает из рук платочек, повторяет: «Скоро за мной папа придет?», ходит хвостиком за воспитателем.

Но Степа не мог в садике кушать. Совсем. Бывает, что первое время ребенок отказывается от еды. Переживает так, что не чувствует голода. Но потом привыкает и начинает есть. Обычно даю рекомендацию первое время кормить малыша завтраком дома, потому что слезы расставания мешают жевать и глотать. Либо приводить в садик как минимум за полчаса до начала завтрака. Тогда к завтраку стресс расставания забыт, а чувство голода, напротив, все настойчивей о себе напоминает.

Степу дома с утра не покормили, зная по опыту старшей сестры, что так ребенок лучше поест в садике. Но Степа, хоть и ребенок тех же родителей, другой, и механизмы адаптации у него другие. Степа был голоден, но так сильно расстроен расставанием с родителями, что не мог глотать. Еда вставала поперек горла, Степа давился, начиналась рвота. Договорились с родителями, чтобы завтра покормили дома с утра. На следующий день Степа со всеми ребятами садится за стол завтракать. Творожная запеканка выглядит как маленький тортик. Очень аппетитно. «Я хочу это!» – говорит Степа. Отправляю маленький кусочек ему в рот. Снова давится до рвотных позывов. На третий день Степу оставляют в садике до обеда. Жду обеда, тревожно, сможет ли он поесть в обед. Нет. Давится. Рвотные позывы. Ладно, ничего страшного, сейчас дома поест.

Обговариваем с родителями, что забирать ребенка до сна будут до тех пор, пока он не сможет кушать. Главное – верить, что все наладится. Ни в коем случае не обсуждать эту проблему при ребенке. Вообще не обсуждать садик, не акцентировать внимание на пребывании в садике. Садик и садик. Ну, ходит ребенок в садик. Все ходят в садик. Сестра тоже в садик ходила. Обычный этап в жизни ребенка. Родители второго ребенка, как правило, более спокойные и уверенные. Если бы такие рвоты начались у первенца, вероятно, на этом адаптация к садику была бы закончена с приговором «несадичный ребенок».

 

 

!!!

Мое мнение: «несадичных» детей не бывает. Бывают дети, которым нужно больше времени для привыкания и больше внимания. Садик – это социум. С социумом рано или поздно в той или иной степени придется взаимодействовать любому человеку. Если бы не было закона об обязательном среднем образовании, то «нешкольных» детей, которые не смогли адаптироваться к школе, было бы так же много, как «несадичных».

 

Задача – сделать Степу «садичным» ребенком. Всего лишь нужно убрать его рвоты. Мы с родителями Степы не лечим рвоты. Как и во всех психосоматических случаях, работать нужно с причиной, а не симптомом. Мы вообще не обращаем на рвоту внимания, не говорим про нее при ребенке, как будто нет этой проблемы. Но стараемся, чтобы Степе в садике стало хорошо.

Родители знают про постоянство, про режим, про ритуалы. Каждое утро в одно и то же время папа приводит Степу в садик. Степа машет папе при расставании в одно и то же окно. При этом Степа плачет, но каждый раз все меньше и меньше.

Вместе с ребятами Степа садится за стол. Есть правило: хочешь ты кушать или нет – все равно садишься за стол. Садик – место строгой дисциплины. Это вызвано прежде всего соображениями безопасности детей. Когда все одновременно за столом – все под присмотром воспитателя. Никто в это время не кувыркнется с кровати в спальне, не кинется под ноги нянечке с кастрюлей горячего кофейного напитка. К тому же «Не хочу кушать», сказанное среди игрушек, часто превращается в хороший аппетит за столом. Степа садится за стол со всеми ребятами. Но только пьет. Кушать не может.

Началась третья неделя адаптации. Я придумываю попробовать напоить Степу с ложки. Пить ведь он может. Рвотная реакция идет на еду. Или на ложку? Чуть-чуть кофейного напитка на чайную ложку, вливаю в рот, еле-еле касаясь ложкой губ. Проглотил. Нормально. Еще раз. Полную ложку и чуть дальше в рот. Нормально. Так мы с ложки выпиваем весь кофейный напиток. В обед так же с ложки выпиваем бульон из супа. Я очень рада такому прогрессу.

На следующий день за завтраком я подсаживаюсь к Степе. Начинаю «кормить» кофейным напитком. Потом развожу кашу кофейным напитком до безобразно жидкого состояния, утешая свои попранные эстетические чувства мыслью: «Все равно в желудке все перемешается». Так, что можно не жевать. Жидкая каша съедается Степой без рвоты.

В обед давлю немного картошки из супа и развожу бульоном. Съел. На следующий день Степа уже ест неразведенную кашу. В обед просит только бульончик, но соглашается накрошить в бульон хлеб. Я умышленно отвлекаюсь на других детей. Степе надоедает ждать, когда я освобожусь и покормлю его. Голодный Степа берет ложку и начинает кушать сам.

Победа! Спасибо родителям за их спокойную уверенность, за доверие воспитателю. На завтрак Степа уже спокойно все ест сам.

 

 

!!!

Искусство маленьких шагов с детьми всегда срабатывает. Главное – не форсировать события, не ждать быстрых результатов, не паниковать, а найти и выдержать тот размер шага, с которым ребенку удобно будет двигаться к цели.

 

 

Настя. Опять кашель

 

Настя ко мне в группу не ходила. Она вообще пошла в садик тогда, когда я уже перестала работать воспитателем и начала работать психологом. Бывшая коллега посоветовала родителям девочки обратиться ко мне за консультацией.

Адаптация Насти осложнялась частыми заболеваниями. Кашель. Частый, длительный, не прекращающийся. Максимум, который Настя могла проходить в садик, – четыре дня. На пятый начинался кашель, с которыми нельзя было идти в детский сад.

Лечение было симптоматическим, серьезных причин для кашля врачи не находили. Однако мама пугалась: «Ребенок опять простыл». Мама звонила воспитателю и выясняла, не забыли ли они вчера на прогулку надеть вторые штанишки, было ли завязано горло шарфиком. А может быть, забыли форточки закрыть после проветривания? Или дети руки холодной водой мыли? Да, когда ребенок идет в детский сад, он может первое время часто болеть из-за многочисленных контактов с другими детьми.

Но Настин случай выходил за рамки обычного. Слишком часто.

Мы рисуем с Настей. Рисуем маму, папу, саму Настю, любимую собачку, любимую игрушку. А потом я предлагаю Насте нарисовать садик. Настя отказывается. Я уговариваю: «Мне очень хочется посмотреть, как выглядит твой садик. Я когда-то очень давно там была. Мне интересно, вдруг он с тех пор сильно изменился?» Настя рисует садик. Сама, наверное, не замечает. Я замечаю, что в процессе рисования садика Настя начинает подкашливать.

Мы играем с Настей в детский сад. Строим его в песочнице. Вот тут будет группа, тут спальня, тут воспитатель детей встречает, тут участок, где все гуляют. Я предлагаю Насте выбрать игрушку, которая ей больше всего нравится. Розовый пони. Мы его пока откладываем в сторонку. А теперь нужно выбрать игрушку, которая будет воспитателем. Настя выбирает жирафа. А теперь остальных детей и их родителей. Благо игрушек много и можно подбирать похожие парочки. Вот маленький бегемотик – сынок, вот большой бегемот – мама.

Мы играем, как мама приводит бегемотика в садик, как они здороваются с воспитателем. Потом мама-лев приводит в садик своего львенка. Процедура приветствия повторяется. Воспитатель-жираф устами девочки назидательным тоном говорит: «Здравствуй. Мой ручки и иди за стол». В интонации Насти я узнаю свою коллегу. Постепенно группа нашего детского сада пополнилась собачкой, медвежонком, динозавриком. Всех приводили мамы, всем было сказано: «Мой ручки и иди за стол».

Настала очередь пони. Большой фигурки пони у меня не оказалось, поэтому роль мамы пони сыграла белая лошадка. Но в случае с пони все пошло совсем по другому сценарию. (Думаю, надо объяснить читателям, что когда ребенок выбирает игрушку, которая больше всего нравится, происходит идентификация себя с этой игрушкой.) Итак, маленькая розовая пони подходит к воспитателю-жирафу и говорит: «Здравствуйте, я сегодня к вам не могу идти, потому что кашляю. А еще у меня температура. И я пойду в больницу». Вот. Получено наглядное подтверждение от девочки, что все ее болезни – психосоматической природы от нежелания ходить в садик.

Диагностику провели. Теперь нужно начинать терапию. Изменения, происходящие в процессе терапии в пространстве песочницы, потом переносятся на реальную жизнь. Задача: убедить пони зайти в группу детского сада. Процесс был нелегким. У пони находились сотни аргументов, чтобы не заходить в группу. Но жираф на каждый аргумент находил контраргумент, включая рассказ о целебном чае, который в садике все пьют на завтрак, потому что этот чай снимает любые болезненные симптомы.

Если кашель Насти – это психосоматика, то причин для пропуска садика нет. Было решено водить ребенка в садик даже при наличии кашля, пока не появятся другие симптомы, такие как насморк и высокая температура. Коллеге, конечно, пришлось объяснять другим родителям, почему кашляющий ребенок находится в группе. (Она предпочла говорить, что кашель у ребенка аллергический, а не психосоматический.) Когда Настя поняла, что кашель больше не является возможностью сидеть дома, он перестал обслуживать ее желание, он стал не нужен. Прошел сам собой. Без длительных перерывов «на лечение» адаптация пошла намного легче.

Если заболевание случилось не психосоматическое, а очень даже инфекционное, то оно требует изоляции из детского коллектива и проводимого лечения. А после болезни ребенок не хочет идти в садик. Так отчаянно не хочет, что создается впечатление, что адаптация начинается снова, с нуля. Что может помочь в этом случае? Помогает позиция осознанной необходимости. Хочется или не хочется, но идти надо, потому что маме надо на работу. Помогает прием «переключение на позитив»: «А зато, когда я за тобой приду, мы пойдем…» – и далее пообещать ребенку что-то интересное. Это важно, чтобы что-то интересное вместе с родителями было у ребенка, когда он здоров и ходит в садик.

Часто бывает наоборот: когда малыш с мамой на больничном, они целый день что-то вместе делают, а когда он возвращается в садик, а мама на работу, то маме становится не до ребенка. И тот решает для себя, что болеть выгодно, так как получаешь больше внимания – психосоматическая причина частых простуд. Пусть на больничном будет чуть-чуть скучно. Скучнее, чем когда ребенок ходит в садик. И, находясь на больничном, старайтесь не терять связь с садиком. Каждый день вспоминайте про садик что-то хорошее.

 

– Можно рисовать картинку, которую принесете в подарок воспитателю, когда ребенок поправится.

– Можно читать интересную книжку и обсуждать, как будет здорово принести ее в садик, чтобы воспитатель прочитала всем детям.

– Можно во время сидения дома изготовить кормушку для птиц, чтобы потом повесить на участке детского сада.

– Можно сшить из старого маминого халата куклу, которую ребенок будет брать с собой в садик и спать с ней в тихий час. Почему из маминого халата? Потому что будет успокаивающая ассоциация с мамой. Кукла будет «кусочком дома».

 

Только ни в коем случае не угрожайте садиком. Сама приходила в ужас от высказываний некоторых мам, когда лежала со своим ребенком в больнице. «Не будешь пить лекарство, врач из больницы выгонит, и пойдешь в садик!» «Опять ничего не ест… Ничего, скоро в садик пойдет. Там есть заставят!»

Если хотите, чтобы ребенок любил садик, не позволяйте себе подобных негативных высказываний. Угроза «Не будешь пить лекарство – пойдешь в садик» – прямое программирование, что садик – это наказание, это плохо. Лекарство ребенок пить будет, но болеть будет долго, психосоматика поспособствует тому, чтобы ребенку не нужно было ходить в садик.

 

После Насти в моей психологической практике была еще работа с часто болеющим Даней. Семья Дани жила в ведомственном жилье. Чтобы там жить, нужно было маме ходить на работу. А на работу маме не хотелось. Хотелось сидеть дома и воспитывать Даню. Даня болел, обслуживая мамины потребности. Когда они были с мамой дома на больничном, мама, переживавшая, что в детском саду с детьми недостаточно занимаются, пыталась наверстать все «недополученное», с утра до вечера играя с ребенком в развивающие игры. Частые заболевания Дани давали маме возможность продолжать занимать ведомственное жилье, формально продолжая работать, а фактически много времени проводить с сыном.

Еще был часто болеющий Вова. В его случае тоже нашлась вторичная выгода от частых заболеваний. Не столько сам Вова был заинтересован в сидении дома, сколько его няня. Няня была с ним с года до двух с половиной лет. Когда семья получила путевку в детский сад, мама предупредила няню, что, как только Вова адаптируется к садику, они перестанут нуждаться в ее услугах, потому что вполне успевают сами забирать его из садика.

Видимо, няне не хотелось менять работу, адаптация Вовы растягивалась на полгода. В игре Вова часто повторял слова няни: «садик – рассадник инфекции». Не думаю, что он понимал смысл этой фразы, но мог считывать послание няни: «Надо болеть, чтобы избежать ужасной участи пребывания в садике». Мама тоже была наслышана от няни об «ужасах, творящихся в детском саду». Няня замечала все и щедро делилась наблюдениями с мамой Вовы. Даже то, что непосредственно Вовы не касалось.

Как один ребенок без варежки вышел на улицу. «Если бы я не сказала, воспитатель бы не заметила!»

Как другой ребенок из раздевалки в туалет босиком побежал. «Это по холодному полу-то!»

Как девочка чихнула в процессе сбора на прогулку. «Там такая скученность детей, а она чихнула. Завтра полсадика опять на больничный уйдет».

«У Вовы после сна глазки красные были. Либо у него аллергия на порошок, которым в садике белье стирают, либо насморк начинается. Может, завтра дома посидеть, понаблюдать за состоянием?»

Мама рискнула и уволила няню, заручившись поддержкой своей мамы, что в случае очередного больничного с Вовой посидит бабушка. Помощь бабушки понадобилась только один раз. Как ни странно, Вова сразу перестал болеть и быстро адаптировался к садику. Потому что у бабушки Вовы не было вторичной выгоды от его частых заболеваний.

 

Что мешает адаптации

 

Как понять, что мешает адаптации ребенка? Поиграйте с ним в детский сад. То, что ребенок не может рассказать про себя, он вынесет на игрушку. Что будет происходить с игрушкой в игре? Какой сюжет разыграет ребенок? Игрушка будет бояться злого воспитателя? Игрушка будет испытывать потребность в защите от других игрушек? Игрушка будет стараться избегать сна? Ребенок может активно и с удовольствием проигрывать сцены занятий или прогулки в садике, но замыкаться, переставать играть, как только поступает предложение поиграть в тихий час.

«Давай, сейчас они все спать пойдут?» – предлагаю я трехлетнему Коле. И только что активно играющий ребенок замирает, меняется в лице, прячет игрушку за спину. Становится понятным, что это не просто «Наш ребенок не любит спать в садике», а есть какая-то веская причина для такой нелюбви, связанная с большим эмоциональным дискомфортном у малыша. Для хорошей адаптации важно выяснить эту причину.

Я все-таки уговорила Колю поиграть и в тихий час тоже. «Немножко. В это обязательно надо поиграть. Потому что после тихого часа за игрушками мамы и папы начнут приходить. Как мы можем играть в приход папы и мамы, если тихого часа не было?» И мы играем с Колей. И тигр с соседнего спального места атакует Колиного динозавра. Угроза от какого-то ребенка.

Дальше удалось выяснить уже от воспитателя, что однажды мальчик с соседней кровати больно ущипнул Колю, когда тот спал. С тех пор Коля стал бояться спать на кроватке. Страх повторения боли. Тихий час перестал для Коли быть стрессовой ситуацией, когда его переложили на другую кроватку, подальше от того, кто однажды ущипнул.

Можно рисовать садик. Нет, не предложить ребенку нарисовать садик, а рисовать самим. Как комиксы. Мама рисует, комментирует свой рисунок: «Вот этот человечек будет воспитательницей. Какой мы ее нарисуем? Что она будет делать? Что она говорит?» А ребенок подсказывает: «Она пластилин раздает. Сейчас ребятки лепить будут». Таким образом всплывает ситуация лепки. Видимо, важная для ребенка, раз он про нее вспомнил. Можно обсудить, дать этому внимание: «Тебе нравится лепить в садике? Нарисуем, как ребята лепят? Что мне нужно нарисовать?»

В процессе рисования ребят, которые лепят, ребенок может рассказать волнующие его подробности, например, как кто-то у кого-то отбирал пластилин или как кто-то этот пластилин стал есть. Художественные способности мамы для этой работы совершенно не важны. С подобной игрой-диагностикой справится даже родитель, убежденный в том, что он «не умеет рисовать». Даже если будет символьный схематичный рисунок, далекий от «похожести», главное – процесс обсуждения, из которого можно получить много информации.

 

Дениска. Кусочек дома

 

В семнадцать лет я уехала из родительского дома в другой город, поступив в педагогический университет. Моим первым домом самостоятельной жизни стала комната в студенческом общежитии. Но как дома я себя почувствовала там не сразу, а только после того, как разложила свои вещи, расставила по полочкам любимые безделушки, развесила по стенам постеры, а на окна – привезенные из родительского дома старые шторы, которые когда-то были в моей детской комнате. И посадила цветы в какие-то пластиковые плошки – традесканцию и кактус. Я потом несколько раз переезжала из одной комнаты в другую, но шторы, кактус и традесканцию таскала с собой. Повесила родные шторы на новом месте, кактус с традесканцией на подоконник поставила – и все, чувствую себя как дома.

Другие девочки тоже, чтобы появилось ощущение дома, старались что-то свое привнести в интерьер. Кто ремонт затевал, кто фотографии любимых развешивал над кроватью, кто предлагал полочки перевесить и перестановку сделать, кто салфеточку на тумбочку вышивал, кто любимый плед из дома привозил. У каждой девочки была внутренняя потребность каким-то образом пространство комнаты преобразовать, наполнить своей энергией, без чего было «вроде нормально, но как-то неуютно».

Ребенку, чтобы почувствовать в стенах детского сада себя как дома, тоже нужно что-то свое привнести, организовать пространство. Нужен «кусочек дома». Часто для этой цели рекомендуют принести в садик любимую игрушку. Это хорошо, но не всегда достаточно.

Кусочком дома, кстати, может быть не только игрушка. Дети в качестве «кусочка дома» могут выбрать и любимую книжку, и любимое полотенце с зайчиком, которое хранят под подушкой, и даже мамину визитку, которую не выпускают из рук во время прогулки. Но чтобы в садике стало именно уютно, нужно еще преобразовать пространство. Конечно, ремонт и перестановку ребенок сделать не сможет, но сможет украсить шкафчик или кроватку по своему вкусу. Я рекомендовала родителям выбрать вместе с ребенком наклейки и прилепить на дверцу шкафчика с внутренней стороны. На кроватки мы крепили фотографии родителей.

Сейчас в продаже есть замечательные декоративные наклейки, которые не оставляют следов при отклеивании. Можно договориться с воспитателем, чтобы на период адаптации ребенка такая картинка повисела на стене. Если купить, например, две одинаковых картинки (одну для дома, другую для садика), то в садике будет картинка «как дома». Для ощущения «как дома» в некоторых случаях родители даже приносили свою ложку, свою подушку для ребенка. И любимую книжку, чтобы воспитатель ее почитал перед сном.

Но не во всех случаях эти рекомендации в точности срабатывают. Важно понимать, что я лишь задаю вектор, направление мысли, а верное решение родители могут придумать только исходя из особенностей своего ребенка. Например, мальчику Дениске мама тоже купила наклейки, чтобы украсить шкафчик. Но Дениска отказался клеить наклейки. Положил в пакет и носил с собой. Этот пакет для Дениски был кусочком дома. В пакете лежали запасная одежда, игрушки из дома, носовые платочки, влажные салфетки – все то имущество, которое обычно лежит в шкафчике. Дениска все носил с собой. С этим пакетом он не расставался. Когда ел, пакет ставил рядом, возле стульчика, и спал в обнимку с пакетом. Спал он, надо сказать, первые два месяца в одежде. Он не давал себя раздевать. И даже панаму отказывался снимать. Как будто панама и одежда играли роль защитного панциря. Так и спал: одной рукой придерживая панаму, а другой обнимая пакет с вещами из дома.

Мама рассказала, что Дениска очень любит природу: растения, животных. «Прямо юный натуралист какой-то». Прекрасно. Значит, освоение пространства садика Дениска может начать с живого уголка. У нас в живом уголке были попугайчики и кролик. Дениска с мамой стали каждое утро носить кролику морковку и травку. Потом принесли в садик пару цветочков в горшках – детки взрослых домашних растений. Дениска сам отщипывал отводки, следил, когда прорастут корни, помогал маме посадить цветы. Прирученные кролики, выращенные цветочки на подоконнике в группе стали своими. Ракушки, привезенные Дениской с моря, где он отдыхал с папой и мамой, украсили наш уголок природы. Дениска часто подходил и перебирал их. Ракушки отсылали к приятным воспоминаниям, успокаивали. Освоение пространства состоялось. Через пару недель Дениска согласился в тихий час переодеться в пижамку. Адаптация в целом длилась два месяца. Но панамку под подушкой Дениска держал еще долго.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.107 (0.049 с.)