Типология и структура гипотезы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология и структура гипотезы.



По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные.

Простые гипотезы по функции можно классифицировать на описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза содержит предположительное суждение о том, что должно получиться в результате каких-либо действий. Обычно описательная гипотеза строится по следующей схеме: «если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат». Описательные гипотезы не обладают прогностической функцией, поскольку при других условиях результат (следствие) может и не повториться.

Объяснительная гипотеза дает пояснение, почему должен получиться определенный результат, то есть раскрывается предполагаемая существенная внутренняя связь явлений, ее механизм, характеризуются условия, факторы, при которых возможные следствия обязательно реализуются как закономерность. Объяснительная гипотеза строится на предположении: что произойдет с изучаемым объектом при определенном воздействии на него? Объяснительная гипотеза формулируется по следующей схеме: «если…, то…, так как…», которая в явном виде предполагает включение в гипотезу объяснений.

Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

Структура сложной гипотезы может быть трехсоставной или двухсоставной.

Сложная трехсоставная гипотеза включает в себя следующие компоненты:

а) утверждение;

б) предположение;

в) логическое обоснование.

Например:

а) утверждение: процесс будет таким–то;

б) предположение: если сделать вот так-то и так-то;

в) потому что существуют следующие закономерности, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих... (логическое обоснование).

Однако гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. В этом случае структура гипотезы становится двусоставной.

Например:

а) это будет эффективным;

б) если, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих...

Двусоставная гипотеза возможна в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения:

а) это должно быть так-то и так-то;

б) потому что имеются следующие причины...

Последний вариант конструирования гипотезы заключается в том, что формулируется предположение и перечисляется ряд условий, при соблюдении которых оно может быть достигнуто, реализовано и проверено.

Таким образом, гипо­теза имеет две (а иногда при необходимости три) части.

Одну часть можно условно назвать обусловливающей. В этой части обозначаются условия, реализация которых, по предложению исследователя, может привести к желаемому ре­зультату, то есть говориться о том, что следует делать для решения проблемы.Формулирование обусловливающей части гипотезы начинается со слова «если».

Другую часть можно на­звать результирующей. В этой части утверждается тот резуль­тат, достижение которого обеспечивается в процессе реализа­ции предлагаемых автором условий, то есть говориться о том, что получится в результате предполагае­мых действий. В данном случае формула гипотезы будет вы­глядеть следующим образом: «если..., то».

Кроме того, в гипотезе при необходимости может быть еще одна часть - аргументирующая, в которой дается обосно­вание или объяснение того, почему возможен данный резуль­тат в процессе выполнения данных действий, то есть объясня­ется, благодаря какой закономерности или зависимости воз­можно получение желаемого результата при реализации пред­лагаемых условий.

Формулировка гипотезы.

Гипотезу можно формулировать следующими способами:

1) сначала располагать обусловливающую часть, а затем ре­зультирующую (например, гипотеза начинается со слова «если»: «если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то»);

2) сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую (в этом случае гипоте­за начинается с описания результата, например: «что-то будет достигнуто, если делать то-то», или «что-то будет достигнуто при таких-то и таких-то условиях);

3) при необходимости добавляется аргументирующая часть: «… ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом».

Задачи исследования

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой ставятся задачи исследования, которые отвечают на вопрос «что нужно сделать для достижения цели исследования?». Таким образом, цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи рекомендуется формулировать четко и лаконично. Это отражает уровень интеллектуальной культуры исследователя.

Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…» и т.п.

Например:

- провести анализ данного явления;

- раскрыть сущность и содержание категории, понятия …;

- определить степень изученности данной проблемы;

- показать неиспользованные средства в организации деятельности;

- определить соотношение потребностей и возможностей в данной проблеме;

- установить степень экономической и социальной эффективности, целесообразности явления;

- проч.

Обычно в курсовой работе выдвигают не более 3-4 задач исследования. Единого стандарта в формулировке задач нет, однако наиболее признана следующая последовательность постановки задач исследования в курсовой работе.

Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в теории и практике, с изучением соответствующей литературы. Формулировка первой задачи может быть построена по следующим алгоритмам:

- изучить степень разработанности в теории и практике проблемы такой-то;

-изучить такую-то (социологическую, философскую, психолого-педагогическую, экономическую, специальную и др.) литературу по проблеме такой-то.

Например:

- изучить степень разработанности проблемы развития профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса;

- изучить степень разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников сервисного или туристского предприятия в отечественной теории и практике профессионального развития.

Вторая задача предполагает разработку (раскрытие) или характеристику ключевого понятия/группы понятий исследования (того, что составляет основу предмета исследования). Вторая задача может быть направлена на выявление сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого явления. Алгоритмы формулировки второй задачи могут быть следующими:

- раскрыть (уточнить, разработать) ключевое понятие исследования такое-то;

- дать характеристику (раскрыть структуру и содержание) того, что обозначено в предмете исследования;

- осуществить анализ ключевого понятия исследования такого-то и пр.

Например:

- раскрыть сущность и содержание понятия о современных рекреационно-оздоровительных технологиях, используемых в санаторно-курортной практике;

- дать характеристику понятия о курортах и курортном лечении.

Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые намеревается совершить исследователь для решения обозначенной проблемы. Формулировка третьей задачи может быть построена по следующим алгоритмам:

- предложить систему мер для эффективного функционирования и развития объекта;

- разработать и экспериментально проверить комплекс условий, способствующий тому-то (далее называется предмет исследования, то есть тот результат, который намеревается достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных условий, например, более успешному, более эффективному решению проблемы такой-то);

- разработать условия … (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на том-то (на каких-либо определенных примерах) – эта формулировка подходит для исследований теоретико-практического характера, когда студентом не проводится опытно- экспериментальная работа по доказательству гипотезы.

Например:

- разработать для клиента комплекс упражнений на воздухе, способствующий повышению эффективности лечебно-оздоровительного туризма;

- раскрыть механизм реализации технологии горного туризма на примере сплавов по горным рекам.

Четвертая задача связана с разработкой критериев оценки уровней организации, развития или формирования того, что планируется в исследовании, с разработкой или подбором диагностических методик, тестов, анкет для выявления эффективности полученного результата, либо для проведения констатирующего эксперимента, позволяющего понять направление поиска решений, либо подтверждающих какую-то проблему и необходимость ее решения в дальнейших исследованиях (например, в дипломной работе). Четвертая задача в курсовой работе также может быть направлена на разработку рекомендаций, дидактических и методических материалов, а также сценариев праздников, маршрутов экскурсий или туристических путешествий, других мероприятий.

Алгоритмы формулировки четвертой задачи:

- подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку того-то;

- сформулировать рекомендации руководству сервисного или туристского предприятия по совершенствованию работы персонала;

- разработать туристский маршрут или комплекс здоровье сберегающего обслуживания.

Задачи исследования должны излагаться в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надежным путем достичь цели исследования. Содержание и последовательность задач определяет методику исследования, его организацию, весь его последующий ход. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последова­тельные шаги продвижения к ней.

Фактически основ­ная часть текста курсовой работы — это постепенное решение поставлен­ных и помещенных во введение задач. Поэтому часто их формулировки совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Методы исследования.

Обязательным требованием к тексту введения являет­ся указание методов, которыми в ходе проведения исследования пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными так и конкретно-научными, как аналитическими, так и де­скриптивными (описательными). В любой работе най­дет место сравнительно-исторический метод, методы анализа, сравнения, обобщения, дедукции, индукции. Студенту необходимо выбрать те методы, которые обеспечивают максимальный эффект достижения цели исследования.

Обычно методы подбираются для каждого этапа и части исследования.

Применение научно обоснованных методов исследования является существенным условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для конечных результатов исследования. Если студент планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, «доморощенных» методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, деятельностный, культурно-исторический, личностно-ориентированный. В исследовании сферы логистической деятельности используется комплексный подход, позволяющий достичь целостного восприятия объекта.

Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

- объективность(при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

- конкретность ( при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

- всесторонность(объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

- историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал, будут решены задачи исследования, проверена научная гипотеза, получены достоверные научные факты.

Под методами исследования понимаются сами способы изучения явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий.

В исследовательской работе студенты, как правило, используют известные методы психолого-педагогических и социологических исследований. Повышению теоретического уровня исследования способствует применение методов математической статистики.

Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем, имеет смысл коротко описать этот процесс.

Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (практические). Также в социологических исследованиях используются и методы математической статистики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.016 с.)