Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней.



 

20. Вот, Я посылаю пред тобою Анге­ла (Моего) хранить тебя на пути и вве­сти тебя в то место, которое Я пригото­вил (тебе); 21. блюди себя пред лицем Его и слу­шай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. 22. (Если будешь слушать гласа Мое­го, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы бу­дете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы бу­дете у Меня царственным священством и народом святым. Сии слова скажи сынам Израилевым.) Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу (тебе), то врагом буду врагов тво­их и противником противников твоих. 23. Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, (Гергесеям,) Евеям и Иевусеям, и истреблю их (от лица вашего), 24. то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: 25. служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой (и вино твое) и воду твою; и отвращу от вас болезни. 26. Не будет преждевременно рожда­ющих и бесплодных в земле твоей; чис­ло дней твоих сделаю полным. 27. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; 28. пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего (Аморреев,) Евеев, (Иевусеев,) Хананеев и Хеттеев; 29. не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пу­ста и не умножились против тебя зве­ри полевые: 30. мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей. 31. Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки (великой Евфрата), ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; 32. (не смешивайся и) не заключай союза ни с ними, ни с богами их; 33. не должны они жить в земле тво­ей, чтобы они не ввели тебя в грех про­тив Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

Покровительство Божие евреям проявится в посольстве Ангела, хра­нителя на пути (ст. 20), сообщении новых откровений (ст. 21), основанных на пови­новении Богу непреоборимости и благополучии народа (ст. 22-26, ср. Лев. 26:9;[1904] Втор. 7:13;[1905] 28:11;[1906] греко-славянский текст в ст. 22 имеет вставку, заимствован­ную из Исх. 19:5-6[1907]), в завоевании земли Ханаанской не столько силой оружия, сколько силой божественной помощи (ст. 27-28; ср. 15:14-16; Втор. 2:25;[1908] Нав. 2:9;[1909] Втор. 7:19;[1910] Нав. 24:13[1911]), в постепенном подчинении хананеев (ст. 29-30), как средстве к обеспечению развития и укрепления самих евреев, так как при быстром истреблении врагов земля превратилась бы в пустыню, и евреям при­шлось бы страдать от диких зверей (ср. 4 Цар. 17:25[1912] и д.), и, наконец в даровании в прочное владение земли Ханаанской в границах от моря Чермного до моря Фили­стимского (Средиземного) и от пустыни (Аравийской) до реки Евфрата.

 

Глава 24.

 

1. Торжественное заключение завета.

 

1. И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семь­десят из старейшин Израилевых, и по­клонитесь (Господу) издали;

Народ, как член заключенного завета (ст. 6-8), допускается в лице своих представителей — 70 старейшин, глав 70 родов (Исх. 1:5[1913]), за черту у подножия горы для поклонения Господу, — выражения своего благоговения и полной покор­ности.

 

2. Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближают­ся, и народ пусть не восходит с ним.

Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с Ааро­ном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу “издали” (ст. 1-11), не приближался к Нему. После этого он должен взойти на гору один и при­близиться к Всевышнему (ст. 12, 16, 18). Причина, удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с Богом, т.е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей.

 

3. И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все зако­ны. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сде­лаем (и будем послушны).

После богоявления, бывшего во мраке (20:21[1914]), Моисей сошел с горы к народу и объявил ему “все слова Господни и все законы” — не десятословие, так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а законы гл. 20:19-23. Последовавшее за этим обещание народа: “все, что сказал Господь, сде­лаем” является выражением добровольного согласия на вступление в завет, пос­ледним моментом пред его заключением (ст. 4 и д.).

 

4. И написал Моисей все слова Гос­подни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Из­раилевых;

По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как жер­твенник, место явления Бога Своему народу (20:21), указывает на присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.

 

5. и послал юношей из сынов Изра­илевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу (Богу).

В завет с Богом вступает новый, юный Израиль, новый в том смысле, что он дал обещание отказаться от своей греховной воли и поступать по заповедям Божьим (ст. 3). Этот-то новый народ и представляется теперь своими “юноша­ми,” первенцами, для которых дальнейшая жизнь впереди. Принесенные ими от лица всего народа жертвы всесожжения и мирные выражали всецелую предан­ность Богу, и благодарность за принятие в завет.

 

6. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною ок­ропил жертвенник; 7. и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что ска­зал Господь, сделаем и будем послушны. 8. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.

Как две равные крови, будучи взяты вместе, составляют одно целое, так и окропленный одной половиной крови народ составляет теперь единое с Богом, место присутствия Которого — жертвенник — окропляется другой половиной крови. Повествование 24 гл. кн. Исход о жертвоприношении при вступле­нии израильтян в завет с Богом значительно расходится со свидетельством о том же предмете Послания к Евреям (9:19-21[1915]). По словам Апостола Павла, израильский народ окроплялся кровью тельцов и козлов, причем кровь была смешана с водой и кропилась посредством червленой шерсти и иссопа; окроплялся не только на­род, но и книга закона, скиния и все богослужебные сосуды. По одному объясне­нию, разноречие произошло от того, что Апостол Павел принял во внимание свиде­тельство иудейского предания; по другому же, он имел в виду день очищения. Этот последний был ежегодным воспоминанием и как бы повторением дня зак­лючения завета при Синае, а потому и неудивительно, если Апостол отождествил оба эти дня. В день же очищения, кроме тельцов, приносились в жертву козлы, а также кропилась кровью скиния и все ее принадлежности (Лев. 16).

 

9. Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старей­шин Израилевых, 10. и видели (место стояния) Бога Израилева; и под ногами Его нечто по­добное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. 11. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых: они видели (место) Бога, и ели и пили.

Как член заключенного завета, народ допускается для поклонения Гос­поду. Замечание о поклонении Ему издали (ст. 1), о виде подножия (ст. 10) и о сохранении в живых после видения (ст. 11) ясно свидетельствует, что поклонившиеся Господу не духовно только созерцали Его, но видели славу и присутствие Его телесными очами. Но, с другой стороны, явление им Господа есть появление не Его самого, т.е. не Его сущности и внутренней жизни, а только Его славы; взошедшие видели только подножие в том явлении, в котором открылось присутствие божества. Созерцание Бога, не сопровождавшееся смертью созерцавших, служило знаком Его благоволения к народу еврейскому. Как ранее, находясь вне завета, он не мог взойти на гору и остаться живым (19:24), так теперь, удостоенный союза с Богом, остается цел и невредим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.008 с.)