Практич. и теоретич. Деятельность А.С. Макаренко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практич. и теоретич. Деятельность А.С. Макаренко



Автор известных произведений «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937) Его педагогический талант особенно ярко проявился в организации и управлении колоний для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников, детей и подростков, жизнь которых разрушили социальные потрясения 20-х годов прошлого века

Ядро его педагогической системы – теория коллективного воспитания

Педагогическое творчество А.С. Макаренко пришло в противоречие с антигуманной сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине государства. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Концентрацией методики системы воспитания, по А.С. Макаренко, является мысль воспитательного действия коллектива, сущность которой заключается в необходимости формирования одного трудового коллектива преподавателей и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и особенности.

Качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями.

Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувствовать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива и дорожить ими.

А.. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего фактически целесообразную науку».

Со второй половины 1930-х гг. он был фактически отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом.


44. Советская школа в годы ВОВ (1941-1945гг.). Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 годы.

Обстановка ВОВ не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. В областях были созданы комиссии по борьбе с беспризорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток). Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. С начала 1941/42 учебного года было введено изучение основ сельского хозяйства. Согласно специальному решению правительства с начала 1943 года при некоторых школах и в детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. В июне 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», согласно которому вводились: 1) обязательная сдача выпускных экзаменов 2) награждение золотой и серебряной медалью учащихся-отличников, оканчивающих среднюю школу. Это постановление повышало ответственность учителей и учащихся за качество знаний. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 г. Приоритетом школьной политики в 1945 – 1950 г. стало всеобщее начальное и семилетние обучение. В целом к началу 1950-х г.г. школа России, Беларуси перешла на всеобщее семилетнее образование. Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. К 1961 – 62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была закончена. К 1970 году в основном было завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения. Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. В соответствии с решением XXIII съезда КПСС (1966г.) 10 ноября 1966 г. Центральным комитетом партии было принято постановление "О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы". В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы. В 1970 году был принят новый Устав средней общеобразовательной школы, на основе этого государственного документа выпускники восьмилетних школ могли продолжать образование в общеобразовательных средних (десятилетних школах 9-10 кл.), в средних специальных заведениях – техникумах (3-4 года обучения), в средних проф. - техн. училищах (ПТУ 3-4 года), а также в школах рабочей и сельской молодежи (9-11кл.). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование и аттестат зрелости. В 1972 г. на основе решений XXIV съезда ЦК КПСС и совета министров СССР принимается постановление "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы". Это постановление подвело итоги работы по улучшению качества советского образования и указало пути совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Продолжалось укрепление учебно-материальной базы, расширялась сеть внешкольных учреждений: дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские и юношеские спортивные школы. В школах увеличивается количество групп продленного дня, открывались межшкольные учебно-производственные комбинаты, открывается большое количество детских садов. На XXV (1976) съезде определяется комплексный подход к постановке всего дела воспитания, т. е. обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. После 25 съезда последовали постановления 1977 г. "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уч-ся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", 1979 "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В постановлении определены кардинальные направления воспитательной работы среди молодежи и учащихся. В 1980 г. – переход на 11-летнее образование. Школе в этот период был присущ бюрократизм, идеологизация, политизация, процентомания (показывались высокие проценты успеваемости, что не соответствовало действительности, знания были слабыми), недостаток в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, недостаточное обеспечение финансовых, кадровых и иных ресурсов, фактич. низкий уровень подготовки массы учащихся, рост не посещаемости. Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования невыполнимы, многие задачи были надуманными и только усугубляли кризис образования. В ходе распада СССР в начале 1990-х гг. школа в России, Беларуси приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались несоответствия между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, падения интереса к образованию, ухудшения здоровья учащихся, асоциальном поведении детей и подростков, назрела необходимость реформировать школу, образование, учебные заведения всех типов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.004 с.)