Сущность управленческой деятельности, классификация управленческих отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность управленческой деятельности, классификация управленческих отношений.



По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.

Цель управленческой деятельности – обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Виды управленческих отношений многообразны:

Критериями классификации управленческих отношений могут быть:

а) характер регулирующих эти отношения норм (правовые, административные, нравственные и нормы, издаваемые общественными, политическими и др. организациями);

б) область действия (хозяйство, образование, наука, оборона и др.);

в) территория распространения (все государство, край, область, район, город, поселок, железная дорога, пароходство и т. д.);

г) продолжительность времени действия (бессрочные и срочные);

д) сфера распространения (внутренние и внешние, то есть отношения, складывающиеся между органами и работниками различных самостоятельных систем);

е) взаимное положение участников управленческого взаимодействия (субординация и координация).

Субординация, координация, самостоятельность, дисциплина и инициатива

Отношения субординации выражают непосредственное подчинение одних людей другим. Эти отношения выстраиваются по вертикали. Субординация указывает приоритет общих целей управления над частными. Эти отношения всегда двусторонние; с одной стороны, администрирование и распорядительство; с другой – исполнительность и подчинение. Складываются отношения субординации между руководителями разного уровня, а также между руководителем и подчиненными.

Отношения координации являются согласованием деятельности субъектов в ходе реализации неких целей, а также проявлением самостоятельности субъектов. Характеризуются данные отношения горизонтальными связями и устанавливаются между руководителями одного управленческого уровня.

Отношения дисциплины проявляются через соблюдение норм и правил, которые касаются сторон деятельности использования материальных, технических и финансовых ресурсов. Отношения инициативы предполагают, что при соблюдении норм, указаний человек должен действовать не автоматически, а обдуманно.

Таким образом, управленческие отношения – это отношения определенной зависимости, и выражаются они в терминах «подчинения» и «руководства». Возникают они вследствие объективной необходимости выполнения определенных управленческих функций (целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля). Управленческие отношения проявляются и как психологические, поскольку в их рамках происходит волевое воздействие на психику, хотя и не исчерпываются ими. Управленческие отношения ставят человека в положение либо объекта, либо субъекта управления. Все виды управленческих отношений проявляются в организации.

Существует большое разнообразие типов и форм соци­альных отношений, образующих многогранную основу орга­низованных и в большей или меньшей степени постоянных взаимодействий. Без них существование ни одной социаль­ной группы, общности людей, испытывающих определенное воздействие со стороны управляющей системы, невозможно.

В процессе функционирования системы управления раз­личают шесть основных типов социальных отношений, каждый из которых имеет свои характерные особенности:

1) служебные, отличающиеся несимметричностью. Дан­ная особенность проявляется, когда в процессе действия си­стемы управления складывается зависимость подчиненного от начальника. Такая зависимость называется односторонней. Основным признаком служебных отношений служит наличие полномочий решать, что и каким образом обязан делать подчиненный в рабочее время, а также определять за­дания для подчиненного, которые тот обязан выполнить;

2) функциональные, отличающиеся от служебных тем, что их сопряжения хотя и могут, но все же не должны перекры­ваться с сопряжениями служебных отношений. Построение функциональных отношений ведется таким образом, что функционально обусловливающий субъект отношений не ре­шает, что должен делать функционально зависимый субъект, причем задачей функционально обусловливающего субъекта является не выдача распоряжений, а совет и помощь. Распоря­жения не функционируют в рамках функциональной связи;

3) технические. Для многоуровневых систем управления характерна взаимозависимость в действиях и функциях чле­нов коллектива, в обязанности каждого из которых входят четкое выполнение своих функций и достижение такой же четкости выполнения их функций другими сотрудниками. По-другому добиться всесторонне согласованной и эффективной деятельности будет довольно сложно, а в некоторых случаях — невозможно. Именно эти задачи решает этот тип отношений в системе управления;

4) информационные. Данный тип отношений существует бок о бок с односторонними или взаимными процессами информирования ряда состояний, о которых информирующий знает, а информируемый должен знать для того, чтобы получить возможность более качественно выполнить свои обязанности;

5) специализированные, особенность которых заключает­ся в неразрывной связи с разделением труда в управлении разносторонней конфигурации функционирования данной системы (организации, фирмы, учреждения и др.).

Другими словами, происходит распределение целей и действий по их достижению. Специализированные отношения имеют раз­личную степень интенсивности. Участки управляемой под­системы могут быть как сильнее, так и слабее связаны с раз­делением труда между собой и с управляющей подсистемой

6) иерархические, которые складываются между звеньями (ячейками) системы, находящимися на разных ступеньках управленческой вертикали, причем вышестоящему уровню управления подчинен каждый из нижестоящих уровней управления.

6. Функции и методы ГиМУ.

ГиМУ - это целенаправленное организующее регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

К общим функциям государственного и муниципального управления относятся:

· целеполагание. Одной из главных функций управления является установление целей ради достижения которых создается, функционирует и развивается организация. Целевая функция начинается с установления миссии организации. Миссия обычно идентифицируется с философией организации и отвечает на вопросы: для чего создана организация, какую потребность она удовлетворяет, каковы принципы ее деятельности. На основе миссии вырабатываются цели. Цель – это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации. Хорошо сформулированные цели должны быть: измеримы, достижимы (реальны), ориентированы на определенные интервалы времени, взаимосвязаны друг с другом, не противоречивы, адресны и контролируемы.

· прогнозирование, программирование и планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ, которое осуществляется экономическим органом государственного или муниципального управления;

· организация деятельности самого органа государственного или муниципального управления, реализуемая руководителями органа управления и его аппаратом;

· мотивация – побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради достижения поставленных целей. Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. В общем виде процесс мотивации включает: установление неудовлетворенных потребностей сотрудников, формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей.

· контроль цен и тарифов, который обеспечивается отделом цен;

· учет записи актов гражданского состояния, проводимый отделом загса;

· регулирование функционирования хозяйства территориального образования, которое проводят руководители органа государственного или муниципального управления общей компетенции.

· координация– функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе, всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Управление отраслями хозяйства той или иной территории осуществляется посредством частных функций, таких как управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.п.

Метод – совокупность приемов, способов достижения целей управления.

С точки зрения ученых РАГС методы делятся: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические, воспитательные.
Административные методы реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, положения и правила. Для АМ характерно: конкретно-адресное задание, отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала, как объекта управления, высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение, решение не предполагает выбора, требует обязательного и точного исполнения.
Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. ЭМ – это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерно: учет экономических интересов, как коллектива, так и отдельных работников; самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников. ЭМ считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений.
Социально-психологические методы управления. Ведущим элементом любой социальной системы является человек со своими потребностями, интересами, мотивами, чувствами, идеями. В управлении социальными системами главным является руководство людьми. Эти методы ориентированы на моральные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.
Под социальными методами управления понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуально-личностным поведением.
Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов используются: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения.

 

7. Связь функций гос.управления с компетенцией органов гос.управления.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления: общей компетенции; отраслевой компетенции; межотраслевой компетенции; специальной компетенции.

Органы государственного управления общей компетенции выполняют основные функции социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реализации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руководят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации.

Органы управления отраслевой компетенции выполняют частные функции государственного управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы.

Органы управления межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции государственного управления и на основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся государственные комитеты.

Органы управления специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регу­лирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.

 

8.Понятие и виды управленческого труда. Классификация работников органов государственного управления.

Управленческий труд - это деятельность человека, направленная на ориентацию и координацию различных видов исполнительной де­ятельности, связанных общностью целей.

Отличительной чертой управленческого труда является интеллек­туальный характер, подразумевающий формирование мыслительных схем, определяющих порядок исполнительной деятельности в рамках соотношения минимальных затрат и максимальной выгоды.

Управленческий труд составляют четыре основные вида деятельности: 1) руководство; 2) разработка управленческих материалов; 3) подготовка информации; 4) делопроизводство.

Руководство заключается в своевременном принятии оптимальных решений и обеспечении их реализации. Оно предполагает выбор наилучшего варианта решения, подбор и расстановку кадров, координацию деятельности отдельных структурных подразделений и исполнителей, руководство производственными подразделениями, осуществление административно-распоряди­тельных функций, контроль за ходом производства и работы.

Разработка управленческих материалов состоит в подготовке оптимальных технических, производственных, организационных и других видов решений, в подготовке необходимой документации для выпуска новых или усовершенствованных видов продукции, в разработке технических и экономических норм и нормативов и т.д. Данными работами занимаются специалисты, ответственные исполнители.

Подготовка информации сводится к обеспечению руководящих работников и специалистов различными данными и сведениями о состоянии производства, положении дел в том или ином подразделении, что необходимо при выработке решений и организации их выполнения. Подготовкой информации и первичной ее обработкой занимаются главным образом технические исполнители.

Делопроизводство включает: ведение и хранение дел в учреждениях, на предприятиях (оформление входящих и исходящих бумаг, хранение документов, печатей и дел в установленном порядке), осуществление проверки исполнения решений, работа с гражданами (жалобы и заявления), внимательное обслуживание посетителей. Делопроизводством занимаются технические исполнители (делопроизводители, секретари, машинистки, стенографистки, архивариусы и некоторые другие работники аппарата управления). Основная их задача – своевременное техническое и хозяйственное обслуживание руководителей и специалистов.

ФЗ №79 «О гос.гражд.службе РФ» Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы; главные, ведущие, старшие, младшие.

9. Применение современных подходов менеджмента в практике ГиМУ.

Универсальные:

Процессный подход

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется в настоящее время. Процессный подход рассматривает управление как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей.

В настоящее время процессный подход рассматривает все функции управления как взаимосвязанные:

q Планирование – определение направления и способа деятельности для достижения необходимого результата в конкретной ситуации. Планированию предшествует прогнозирование – анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций.

q Организация и регулирование – создание конкретной структуры организации, обоснование параметров деятельности, определение совокупности прав, полномочий, ответственности.

q Мотивация – побуждение сотрудников к работе для выполнения целей организации Мотивация рассматривает все методы – от принуждения до самодеятельности, когда само выполнение работы является ценностью.

q Контроль – процесс сравнения реальной деятельности организации с планируемой. Включает установление критериев для достижения целей, решение задач, определенных в планах; измерение и оценку фактических результатов, сопоставление их с плановыми заданиями. Наконец, анализ отклонений, выявленных в процессе контроля, принятие мер на их устранение.

Кроме того, эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство при этом рассматривается как самостоятельная деятельность.

Системный подход

Системный подход является интеграцией всех подходов и концепций и способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Использование теории систем позволяет решать задачи управления в единстве всех составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход – это не набор методик и руководств к действию, а способ мышления по отношению к организации и управлению, осознание организации как открытой (т.е. взаимодействующей с внешней средой) социотехнической системы.

Важнейшие принципы системного подхода:

q Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей, которые вытекают из анализа внешней среды.

q Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения.

q Необходимы выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения цели.

q Цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт в целями всей системы и пр.

Ситуационный подход

Он базируется на анализе ситуаций с применением различных моделей. На этой основе выделяются различные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри их. Состав и содержание ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами как самой организации, так и ее окружения. Практически методология ситуационного подхода рассматривается как четырехшаговый процесс:

1. Ознакомление с эффективными средствами профессионального управления (набором ситуаций).

2. Сопоставление и оценка имеющихся управленческих концепций и методик с имеющейся ситуацией, определение их сильных и слабых сторон в данном конкретном случае для предвидения вероятностных последствий их применения.

3. Интерпретация имеющейся ситуации, определение факторов, являющихся наиболее важными, и вероятностного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4. Увязывание конкретных приёмов с конкретной ситуацией для обеспечения целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки способом.

Дополнительные:

Комплексный подход

При применении этого подхода учитываются конкретные технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. К сожалению, на практике редко выполняется это требование. Например, при формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические факторы.

Интеграционный подход

В этом подходе основным являются взаимосвязи, их исследование и усиление. Связи рассматриваются между:

q стадиями жизненного цикла объекта управления;

q отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;

q уровнями управления по вертикали;

q субъектами управления по горизонтали.

Этот подход дает возможность углублять сотрудничество субъектов управления, усиливать взаимозависимость отдельных компонентов системы управления.

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по всем важнейшим элементам:

q целевой подсистеме (показатели качества и ресурсоемкости, параметры рынка, показатели организационно–технического уровня производства и т.п.);

q функциональной подсистеме (нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля и пр.).

q обеспечивающей подсистеме (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для работы и выполнения стоящих перед ними задач и т.п.).

Нормативный подход в современном менеджменте служит основой для оптимизации процессов управления в больших организациях и в сочетании с другими подходами позволяет решать самые сложные управленческие задачи.

 

10. Гос. управленческие решения и их отличительные черты.

Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества. Его цель - мобилизовать, организовать и сориентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политическими проектами и программами.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

Основные свойства и отличительные черты государственно-управленческого решения:

1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом,

порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то;

7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственные решения должны оформляться в установленных для каждого государственного органа правовых формах; для парламента - закон; президента - указ и распоряжение; правительства - постановление, распоряжение и целевая программа; министра - приказ, инструкция и т.д.;

Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;

9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.

 

10. Государственные управленческие решения и их характерные черты.

Государственное управленческое решение - это решение, принятое в установленном порядке правомочной государственной структурой. Это обязательная для исполнения государственная программа, содержащая цели и задачи, а также набор способов, средств и ресурсов материально-технического, финансового, кадрового и иного характера, необходимые для их наилучшей реализации в интересах общества. Это идеальная модель будущего состояния той или иной социальной системы, посредством которой государство формулирует свое представление о содержании, форме, желательности, обязательности того или иного будущего социального изменения. Его цель - мобилизовать, организовать и сориентировать людей на практическое преобразование социальной действительности в соответствии с ранее принятыми политическими проектами и программами.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

В самом широком смысле государственное управленческое решение - это облеченная в официальную форму властная воля государства, которая, будучи закрепленной в соответствующих государственных актах, обеспечивает целенаправленное воздействие власти на социальную действительность.

Важнейшей его особенностью является то, что государственное управленческое решение является источником права, порождает право и закрепляет право в определенных правовых формах. Причем источником права оно является не только по форме своего документального закрепления (закон, указ, постановление, решение, приказ, инструкция, частное определение и т.д.), но и по своей социальной сущности. Управленческое решение принимается не по единоличной воле руководителя, разрабатывается не в «тиши хорошо обставленных рабочих кабинетов». Его источник (первооснова) - реальная жизнь общества, политическое и правовое сознание народа (граждан, ученых, президентов, депутатов, министров и других должностных лиц), т.е. все те процессы, которые в данный момент характеризуют экономику, политику, культуру, образование, здравоохранение, ЖКХ, сферу межнациональных и межконфессиональных отношений и т.д.

Развитие рыночных отношений, диктуют необходимость принятия государственных решений по поводу статуса и правового регулирования различных форм собственности, развития предпринимательства, оптимизации налогового регулирования, проведения инвестиционной политики. Многонациональная структура населения требует принятия массы решений, касающихся федеративных и межнациональных отношений. Нищенское положение людей требует решений, направленных не только на преодоление безработицы, бедности и низкого уровня оплаты труда, но и на развитие реального сектора экономики, формирование эффективного рынка труда, сильной системы социальной защиты обездоленных, введения льгот и дополнительных выплат.

В совокупности и по соподчиненное™ между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на а) конституционные; б) законодательные; в) подзаконные. Каждый нижестоящий субъект государственной власти и управления принимает свои управленческие решения во исполнение либо с учетом требований решений вышестоящих инстанций. Любое инициативное решение не должно противоречить действующему законодательству, не должно нарушать принятые решения на высших этажах управленческой иерархии, должно учитывать требования общих межведомственных документов. Только в этом случае управленческое решение будет законным и конструктивным.

По содержанию сформулированных в них задач государственные управленческие решения делятся на политические и административные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное значение.

Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Принимаются такого рода решения либо путем референдума, либо высшим руководством страны - центральными органами государственной власти и руководителями, непосредственно исполняющими полномочия государственных органов (президент, парламент, правительство, губернаторы, органы исполнительной власти субъектов федерации, министры и другие). Закрепляются в форме политических документов, которые, как правило, носят рамочный ненормативный характер.

Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Указанные акты представляют собой документы стратегической важности, содержат главные направления развития общества и государства, их цели и перспективные задачи, принципы, формы и режим реализации. Примером могут служить «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300; «Концепция внешней политики Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300; «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789; «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1024; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 1707.

Административные решения производны от политических, направлены на обеспечение реализации решений политического характера. Но это вовсе не означает, что государственные административно-управленческие акты второсортны. Без них нет и быть не может эффективного управления. Такие управленческие решения носят нормативно-правовой, официальный характер, содержат нормы права, принимаются по специальным процедурам компетентными государственными органами, представляют собой властные предписания государства, подлежащие обязательному исполнению всеми субъектами, которых они касаются. Носят они либо «внутриаппаратный» характер (касаются проблем организации механизма государственного и муниципального управления), либо направлены «во вне» - на объект управления, обеспечивают взаимодействие субъекта управления с внешней средой. Одни из них направлены на исполнение постановления вышестоящих субъектов управления - исполнительные решения. Другие являются инициативными, т.е. принимаемые по собственной инициативе, на основе выявленных проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими. Например, решение о проведении административной реформы. Точно также многие политические решения носят оперативно-тактический характер. Не все они предполагают решение долгосрочных программ, многие реализуются в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть а) общенародными (принимаются по итогам выборов и референдумов); б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными; в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.089 с.)