Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знакомство с основными понятиями тренинга
Эта часть тренинга представляет собой лекцию психолога с элементами дискуссии, в процессе которой на листе ватмана маркером строится следующая схема: Ведущий. Маленький ребенок не умеет просить. Он требует от матери, от окружающих его людей пищи, комфорта, внимания, то есть того, что необходимо ему, чтобы жить и развиваться. Его требования не предполагают отказа, так как обусловлены жизненной необходимостью и потому разумны, рациональны. Вырастая, человек учится просить. Если я прошу и моя просьба не является замаскированным требованием, я предполагаю возможный отказ и готов принять его. Однако часто мы по старой детской привычке предъявляем требования, не желая смириться с отказом. Многие из этих требований уже не являются рациональными. И если они оказываются неудовлетворенными, мы можем испытывать обиду. Чувство обиды — одно из самых разрушительных человеческих чувств. Оно оседает глубоко в душе и начинает калечить не только душу, но и тело человека. Не случайно слово «обижаться» восходит к словосочетанию «обижать себя». Обижаясь, мы творим зло прежде всего самим себе. Прощение необходимо нам самим в гораздо большей степени, нежели тем, на кого мы обижаемся. Прощение не приходит само по себе. Прощение — награда за долгий и тяжелый труд души. Но результат стоит того! Однако часто бывает так: решив для себя, что простили человека, мы вновь и вновь испытываем предательскую боль, вспоминая прошлое. Значит, истинное прощение еще впереди. Его критерий — ощущение спокойствия и даже некоторой пустоты при воспоминании о былой обиде. Но «высший пилотаж» — искренняя благодарность обидчику за тот опыт, который вы приобрели с его помощью. Такая позиция предполагает определенный уровень зрелости личности, готовности принять ответственность за свою жизнь, за свое здоровье и счастье. На этом этапе психолог предлагает участникам принять решение — будут ли они участвовать в дальнейшей работе группы, готовы ли принять на себя ответственность за все, что происходит в их жизни. Каждый сообщает группе о своем решении. Любой выбор группа приветствует аплодисментами. Далее объявляется 30-минутный перерыв, в течение которого участникам предлагается продумать примеры нерациональных требований.
4. Исследование нерациональных требований Участникам предлагается проиллюстрировать своими примерами следующие признаки нерациональных требований: • недоказуемость; • излишняя обобщенность («все», «всегда», «никогда»); • долженствование, исключение альтернативы; • эмоциональные нарушения (неадекватно сильные эмоции); • невозможность достичь цели, сужение свободы выбора. Работа с табличкой «Исследуем нерациональные требования» 1 — люди редко так думают 2 — люди часто так считают 3 — я сам в этом убежден Ознакомившись с приведенными высказываниями, участники добавляют свои варианты, а затем оценивают, насколько часто люди поступают исходя из подобных требований. После обсуждения полученных результатов предлагается заменить нерациональные требования, получившие баллы «2» и «3», рациональными утверждениями. Например: «мир должен быть справедлив ко мне» — на «в мире часто происходит что-то, кажущееся несправедливым на первый взгляд»; «родители должны делить наследство поровну» — на «родители имеют право делить наследство по своему усмотрению либо не оставлять его вообще никому из детей». Вопрос участникам: • Как такое рациональное мышление могло бы изменить вашу жизнь? Переоценка многих требований дается старшеклассникам с большим трудом, они начинают спорить, некоторые ведут себя достаточно агрессивно. Ведущему важно сохранять спокойствие, удерживая дискуссию в рамках интеллектуальных процессов. Здесь психологу пригодятся техники «сократовского диалога». Важно качественно проработать нерациональные требования участников на когнитивном, образном и поведенческом уровнях, чтобы идти дальше. Просьба и отказ Упражнение «Да и нет» Ведущий. Разделитесь на две команды. Одна будет общаться только с помощью слова «да», а другая — с помощью слова «нет». Произносить слова можно с разной громкостью, интонацией, мимикой. Поэкспериментируйте, найдите наиболее комфортное для вас сочетание. Через три минуты вы поменяетесь ролями. Упражнение проводится в свободном движении под ритмичную музыку. При обсуждении возникших во время него чувств неизменно всплывает тема внутренних запретов на просьбу, которую нельзя оставить без комментариев.
Ведущий. Требовать, а не просить — модель, сформированная в детстве. Сталкиваясь с чрезмерной требовательностью взрослых, получая травматический опыт отказа, ребенок ищет способы защититься от болезненных переживаний. Один из таких способов — надеть маску, спрятав под нею живую душу. Один психолог назвал эту маску Свином. Как вы думаете, почему? Я вам предлагаю рассмотреть этого Свина поближе, чтобы знать, как с ним можно справиться. Участникам предлагается завершить высказывания-запреты Свина, используя схему на листе ватмана. Вот примеры запретов, которые приводят старшеклассники: «Не проси о помощи, потому что тогда тебя перестанут уважать»; «Не проси о помощи, потому что у людей и так много проблем, лучше помоги кому-нибудь сам»; «Не проси о помощи, люди должны сами увидеть, что ты в ней нуждаешься, если они не слепые»; «Не проси о любви, потому что это могут использовать против тебя же самого»; «Не проси о любви, любовь надо заслужить»; «Не проси о прощении, потому что надо до конца отстаивать свою правоту»; «Не проси о поддержке, потому что это — проявление слабости, а слабых никто не любит»; «Не проси о заботе, потому что это эгоистично. Кто ты такой, что о тебе должны заботиться?». В процессе формулирования этих суждений участники сами отмечают их иррациональность. И если предыдущая работа с требованиями проведена качественно, то это упражнение проходит очень живо и весело, участники сами используют приемы рационально-эмотивной психотерапии, продемонстрированной раньше психологом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.006 с.) |