Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Листок из архива. Записка председателя кгб Ю. В. Андропова в цк кпсс от 11 октября 1972 Г.
«В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и др. местах». ? Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чем свидетельствует география распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»? Культура. Давление властей было прежде всего направлено на духовную жизнь общества. Ужесточается цензура, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противоположный ожиданиям консервативного руководства СССР. В советской культуре все заметнее определялся раздел на культуру официальную, поддерживаемую государством, и культуру неофициальную, нонконформистскую, творцы которой всеми силами пытались отстоять свое право на художественное самовыражение. Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссеров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Достаточно было небольшого намека — и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Все ощущали над собой недремлющее око партийно-государственных «художественных советов» и руководства творческих союзов — бдительных и исполнительных проводников линии КПСС в литературе и искусстве. В литературе ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги событиям Великой Отечественной войны. К. М. Симонов завершает свою величественную эпопею «Живые и мертвые». В творчестве писателей Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. Л. Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы и жизни людей. Расцвет переживает так называемая «деревенская» проза. Писатели этого направления (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Солоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллективизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в советской литературе появился образ «чудика» — человека, обостренно и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — Л. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно- нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущевской «оттепели», — осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 70-х гг. великого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (завершен автором перед смертью в 1940 г.).
Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был самодеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. Ерофеева и др. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публикации в СССР. Наиболее заметные достижения советского кинематографа были связаны с экранизацией классики. Выходят в прокат фильмы режиссеров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), Л. А. Кулиджанова («Преступление и наказание»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появляются новые талантливые киноленты, посвященные великому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссера С. И. Ростоцкого, «Восхождение» Л. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).
Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Л. И. Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,«Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня созданные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссера В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Данелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мертвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты признанных в мире режиссеров, работающих в пугающем власти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или вообще откладывались на полку. Казалось, наиболее твердо позиции «социалистического реализма» удерживались в изобразительном искусстве. Галереи и выставочные залы были заполнены официально пафосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициальное, нонконформистское. Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «неофициальных» художников родилось новое направление — московский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда». Расцвет переживает театральное искусство. На авансцену выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Володин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Шатров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Большой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лишние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получали злободневное звучание, ибо слишком многое напоминало зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремова и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Театре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встречали запретительные меры властей.
На сцене классических музыкальных театров впечатляющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипо- ва, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приумножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встречены и балеты на музыку современных композиторов: «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эшпая и др. Веяния времени, несовместимые с официальными канонами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчество. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогичностью и повторами) проступала внутренняя гармония, созвучная окружающему миру, полному драматических противоречий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эстрадного искусства. И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята» и др.). Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушателей для своих песен-размышлений в кругах студентов и молодой интеллигенции.
Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разрешенных к публичному исполнению. Я никогда не верил в миражи. В грядущий рай не ладил чемодана. Учителей сожрало море лжи И выбросило возле Магадана... И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России — Безвременье вливало водку в нас. (В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.) Давящая духовная атмосфера, создаваемая консервативным руководством СССР, вынуждала талантливых представителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Ме- ламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, композиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других видных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубежья послереволюционной поры. За внешним благополучием в сфере народного образования и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно — с 65,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образованием, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики. Много лучше обстояли дела в области физической культуры и спорта. Для их развития была создана мощная материальная база. К середине 70-х гг. в СССР действовали свыше 4 тыс. стадионов и бассейнов, десятки тысяч спортивных залов, детско-юношеских спортивных школ и секций. Регулярно проводились массовые Всесоюзные детские соревнования по разным видам спорта («Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья»), военно-спортивные игры («Зарница» и «Орленок»). Среди ведущих спортивных обществ страны наибольшей известностью пользовались «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит». Сборные команды СССР с неизменным успехом выступали на олимпиадах и мировых чемпионатах. Свой богатый опыт спортивной борьбы передавали юным физкультурникам сотни чемпионов мира и Олимпийских игр, добившихся в разные годы блестящих побед. Среди них футболисты Л. Яшин и Н. Старостин, хоккеисты В. Третьяк и В. Харламов, лыжники Кузин и Г. Кулакова, конькобежцы Е. Гришин и Е. Скобликова, атлеты П. Болотников и Ю. Власов, гимнасты Л. Латынина и Бубка, пловцы Г. Прозуменщикова и В. Сальников, фигуристы И. Роднина и А. Зайцев, многие другие выдающиеся спортсмены и тренеры. Еще в 1948 г. чемпионом мира по шахматам стал М. Ботвинник. В последующие годы шахматную корону уверенно удерживала плеяда талантливых советских гроссмейстеров: М. Таль, Т. Петросян, В. Смыслов, Б. Спасский, А. Карпов, Г. Каспаров.
Объясните значение понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, московский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангардисты. 1. Покажите, в чем выражались противоречия между личностью и обществом в 1965—1985 гг. 2. Объясните, что из советской действительности вызвало к жизни неофициальную культуру в ее разных проявлениях. 3. Как связан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры? Что из его достижений актуально в наши дни? 4. С какими произведениями литературы и искусства этого периода вы знакомы? Поделитесь впечатлениями об одном из них. 5. Какая личность, по вашему мнению, наиболее ярко отразила данную эпоху? Аргументируйте свое мнение. Напишите эссе на эту тему.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», разрядка международной напряженности, новое политическое мышление. Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки? 2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров? 3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мышление как основа международных отношений? Брежневская дипломатия. На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как довольно динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.). Активно развивались отношения в рамках социалистического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономической интеграции. По-прежнему она базировалась на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедиционные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского режима, и объединило в 1976 г. две части страны. И все же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демократического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили военное вторжение в эту страну. По горячим следам чехословацких событий советский лидер откровенно сформулировал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах мировой общественности он получил название «доктрина Брежнева». Листок из архива. «Советский Союз, — заявил Л. И. Брежнев в 1969 г., — сделал немало для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран... Но известно, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма, как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы социалистическому строю, — это мера чрезвычайная, вынужденная». ? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на ее формирование? В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше. Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название «разрядка международной напряженности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов: — Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического паритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть победителей; — становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной; — углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономических связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную к валютную подпитку собственных экономических программ. Разрядка в Европе началась с государственного визита в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г. В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германии, где к власти после долгого правления блока консервативных партий пришло социал-демократическое правительство канцлера В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требований к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух государств на немецкой земле, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Через два года правительство В. Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе как «советскую зону оккупации». Оба германских государства были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Западной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействительным с самого начала. Путем установления в 1971 г. четырехстороннего соглашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разрешился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подземных испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование одной зоны ПРО в жизненно важных районах. В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.) Москва расценила Хельсинкское соглашение не только как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммунизма» потерпела поражение. Но последующие события показали, что это было самообманом брежневской администрации. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной. В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономические и культурные связи между странами Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешнеторговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений. Американские стратеги, публично рассуждая о необходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель экономического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказалось неспособным переступить через сложившиеся стереотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно играло на руку натовским «ястребам». 70-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда но качеству) танков, самолетов, подводных лодок, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны. Противоречивые результаты давала и политика брежневского руководства в странах «третьего мира». В середине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудничество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исторической неизбежности «триумфального шествия социализма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия). Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветскими ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния. К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства. В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни. Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980). «Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности — об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положения в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разорительная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля». ? В чем заключались требования А. Д. Сахарова? Определите внешние и внутренние причины, которые заставили его выдвинуть это требование. Можно ли, по вашему мнению, считать позицию Сахарова гражданской, патриотической? Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой необходимости установило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они не подпадали под соглашения по ОСВ), США в начале следующего десятилетия разместили в Западной Европе крылатые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон приступил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сформулировано и идеологическое обеспечение подобных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника. Дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государственного социализма не могла. Было ясно, что СССР уже задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.187.18 (0.061 с.) |