Листок из архива. Записка председателя кгб Ю. В. Андропова в цк кпсс от 11 октября 1972 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Листок из архива. Записка председателя кгб Ю. В. Андропова в цк кпсс от 11 октября 1972 Г.



«В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований по­литически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Моск­ве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и др. местах».

? Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чем свидетельствует геогра­фия распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»?

Культура. Давление властей было прежде всего направ­лено на духовную жизнь общества. Ужесточается цензура, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противоположный ожи­даниям консервативного руководства СССР. В советской культуре все заметнее определялся раздел на культуру офи­циальную, поддерживаемую государством, и культуру не­официальную, нонконформистскую, творцы которой всеми силами пытались отстоять свое право на художественное са­мовыражение.

Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссе­ров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофици­альной культурой. Достаточно было небольшого намека — и издательства прекращали принимать рукописи, снима­лись с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Все ощущали над собой недремлющее око партийно-государственных «художественных советов» и руководства твор­ческих союзов — бдительных и исполнительных проводни­ков линии КПСС в литературе и искусстве.

В литературе ведущую роль играли писатели, посвящав­шие книги событиям Великой Отечественной войны. К. М. Симонов завершает свою величественную эпопею «Живые и мертвые». В творчестве писателей Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. Л. Васильева на­шла отражение тема антигуманного характера войны, лома­ющей судьбы и жизни людей. Расцвет переживает так называемая «деревенская» проза. Писатели этого направле­ния (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Со­лоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллек­тивизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользо­вались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в совет­ской литературе появился образ «чудика» — человека, обо­стренно и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — Л. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно- нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущевской «оттепели», — осторож­ное, строго дозированное партийными идеологами возвра­щение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчи­ваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая пуб­ликация в середине 70-х гг. великого романа М. А. Булга­кова «Мастер и Маргарита» (завершен автором перед смер­тью в 1940 г.).

Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из уз­кого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был са­модеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. Ерофеева и др. Альманах носил под­черкнуто аполитичный характер, однако власти восприня­ли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публи­кации в СССР.

Наиболее заметные достижения советского кинематогра­фа были связаны с экранизацией классики. Выходят в про­кат фильмы режиссеров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), Л. А. Кулиджанова («Преступление и наказа­ние»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появля­ются новые талантливые киноленты, посвященные велико­му подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссера С. И. Ростоцкого, «Вос­хождение» Л. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).

Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии Л. И. Гайдая («Опера­ция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,«Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою по­пулярность до наших дней. Также любимы сегодня создан­ные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссера В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Данелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мертвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты при­знанных в мире режиссеров, работающих в пугающем вла­сти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или во­обще откладывались на полку.

Казалось, наиболее твердо позиции «социалистического реализма» удерживались в изобразительном искусстве. Га­лереи и выставочные залы были заполнены официально пафосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициаль­ное, нонконформистское.

Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «не­официальных» художников родилось новое направление — москов­ский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуа­листы (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуй­ков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содер­жания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в твор­честве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные сред­ства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиноче­ство и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В на­чале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с ху­дожественным проектом, получившим название соц-арта (по анало­гии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они ис­пользовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в пред­мет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».

Расцвет переживает театральное искусство. На авансце­ну выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Воло­дин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Ша­тров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Боль­шой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лиш­ние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получа­ли злободневное звучание, ибо слишком многое напомина­ло зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремо­ва и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Те­атре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматичес­ком театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встре­чали запретительные меры властей.

На сцене классических музыкальных театров впечатля­ющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипо- ва, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приум­ножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Ва­сильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Ле­бединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встрече­ны и балеты на музыку современных композиторов: «Спар­так» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.

Веяния времени, несовместимые с официальными кано­нами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчест­во. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангар­дисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогич­ностью и повторами) проступала внутренняя гармония, со­звучная окружающему миру, полному драматических про­тиворечий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эст­радного искусства. И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая аудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцве­ты», «Веселые ребята» и др.). Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушате­лей для своих песен-размышлений в кругах студентов и мо­лодой интеллигенции.

Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая «магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен Б. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разре­шенных к публичному исполнению.

Я никогда не верил в миражи.

В грядущий рай не ладил чемодана.

Учителей сожрало море лжи

И выбросило возле Магадана...

И нас хотя расстрелы не косили,

Но жили мы, поднять не смея глаз.

Мы тоже дети страшных лет России —

Безвременье вливало водку в нас.

(В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.)

Давящая духовная атмосфера, создаваемая консерватив­ным руководством СССР, вынуждала талантливых предста­вителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Ме- ламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, компо­зиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других вид­ных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубе­жья послереволюционной поры.

За внешним благополучием в сфере народного образо­вания и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно — с 65,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образовани­ем, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение са­мых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техниче­скими возможностями советской экономики.

Много лучше обстояли дела в области физической культуры и спорта. Для их развития была создана мощная материальная база. К середине 70-х гг. в СССР действовали свыше 4 тыс. стадионов и бассейнов, десятки тысяч спортивных залов, детско-юношеских спортивных школ и секций. Регулярно проводились массовые Всесо­юзные детские соревнования по разным видам спорта («Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья»), военно-спортивные игры («Зарница» и «Орленок»). Среди ведущих спортивных обществ стра­ны наибольшей известностью пользовались «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит». Сборные команды СССР с неизмен­ным успехом выступали на олимпиадах и мировых чемпионатах. Свой богатый опыт спортивной борьбы передавали юным физкуль­турникам сотни чемпионов мира и Олимпийских игр, добившихся в разные годы блестящих побед. Среди них футболисты Л. Яшин и Н. Старостин, хоккеисты В. Третьяк и В. Харламов, лыжники Кузин и Г. Кулакова, конькобежцы Е. Гришин и Е. Скобликова, атлеты П. Болотников и Ю. Власов, гимнасты Л. Латынина и Бубка, пловцы Г. Прозуменщикова и В. Сальников, фигуристы И. Роднина и А. Зайцев, многие другие выдающиеся спортсмены и тренеры. Еще в 1948 г. чемпионом мира по шахматам стал М. Бот­винник. В последующие годы шахматную корону уверенно удержи­вала плеяда талантливых советских гроссмейстеров: М. Таль, Т. Петросян, В. Смыслов, Б. Спасский, А. Карпов, Г. Каспаров.

Объясните значение понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, мос­ковский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангардисты.

1. Покажите, в чем выражались противоречия между личностью и обществом в 1965—1985 гг.

2. Объясните, что из советской действительности вызва­ло к жизни неофициальную культуру в ее разных прояв­лениях. 3. Как связан советский нонконформизм в лите­ратуре и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры? Что из его достижений актуально в наши дни? 4. С какими произведениями литературы и искусства этого периода вы знакомы? Поделитесь впечат­лениями об одном из них. 5. Какая личность, по ваше­му мнению, наиболее ярко отразила данную эпоху? Ар­гументируйте свое мнение. Напишите эссе на эту тему.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР.

Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», раз­рядка международной напряженности, новое политическое мышление.

Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки?

2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров?

3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мыш­ление как основа международных отношений?

Брежневская дипломатия. На фоне провальной внут­ренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как доволь­но динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.).

Активно развивались отношения в рамках социалис­тического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономиче­ской интеграции. По-прежнему она базировалась на про­мышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострив­шиеся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных кон­фликтов на амурском острове Даманский. Коммунисти­ческое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедици­онные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамско­го режима, и объединило в 1976 г. две части страны.

И все же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демокра­тического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили воен­ное вторжение в эту страну. По горячим следам чехосло­вацких событий советский лидер откровенно сформули­ровал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах ми­ровой общественности он получил название «доктрина Брежнева».

Листок из архива. «Советский Союз, — заявил Л. И. Бреж­нев в 1969 г., — сделал немало для реального укрепления суве­ренитета, самостоятельности социалистических стран... Но из­вестно, что существуют и общие закономерности социалистичес­кого строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма, как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть раз­витие какой-либо социалистической страны в направлении рес­таврации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалисти­ческого содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, забо­той всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы со­циалистическому строю, — это мера чрезвычайная, вынужден­ная».

? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на ее формирование?

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетна­мом из-за спорных территорий, вскоре благополучно за­кончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.

Что касается мировых систем социализма и капита­лизма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название «разряд­ка международной напряженности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:

— Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического па­ритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть побе­дителей;

— становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., при­вело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;

— углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономиче­ских связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную к валютную подпитку собственных экономических программ.

Разрядка в Европе началась с государственного визи­та в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудни­чества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.

В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германии, где к власти пос­ле долгого правления блока консервативных партий пришло социал-демократическое правительство канцле­ра В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требова­ний к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препят­ствовать мирному объединению двух государств на не­мецкой земле, если для этого возникнут в будущем соот­ветствующие условия.

Через два года правительство В. Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе как «советскую зону оккупации». Оба германских госу­дарства были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Запад­ной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействитель­ным с самого начала.

Путем установления в 1971 г. четырехстороннего со­глашения СССР, США, Англии и Франции отчасти раз­решился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновле­ние советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об огра­ничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подзем­ных испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудова­ние одной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по без­опасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписан­ные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав че­ловека, равноправие народов, взаимовыгодное сотруд­ничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопас­ности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)

Москва расценила Хельсинкское соглашение не толь­ко как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим за­вершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммуниз­ма» потерпела поражение. Но последующие события по­казали, что это было самообманом брежневской админи­страции. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.

В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политиче­ские, экономические и культурные связи между страна­ми Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешне­торговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33,6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.

Американские стратеги, публично рассуждая о необ­ходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель эко­номического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказа­лось неспособным переступить через сложившиеся сте­реотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно игра­ло на руку натовским «ястребам».

70-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда но качеству) танков, самолетов, подводных лодок, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.

Противоречивые результаты давала и политика бреж­невского руководства в странах «третьего мира». В сере­дине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудни­чество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исто­рической неизбежности «триумфального шествия социа­лизма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Си­рия, Ливия, Эфиопия).

Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветски­ми ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «тре­тьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десят­ками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влия­ния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопро­литную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Листок из архива. Открытое письмо академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980).

«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности — об Афганистане. Как гражданин СССР и в силу своего положе­ния в мире я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события... Военные действия в Афганистане продол­жаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей... Также не подлежит сомнению, что афганские события карди­нально изменили политическое положение в мире. Они постави­ли под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... Внутри СССР усиливается разоритель­ная сверхмилитаризация страны (особенно губительная в услови­ях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы в хозяйственно-экономических и социальных областях, усиливается опасная роль репрессивных органов, кото­рые могут выйти из-под контроля».

? В чем заключались требования А. Д. Сахарова? Определи­те внешние и внутренние причины, которые заставили его выдви­нуть это требование. Можно ли, по вашему мнению, считать по­зицию Сахарова гражданской, патриотической?

Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутренние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большин­ство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обо­стрение отношений между капиталистическими и социа­листическими государствами. Воспользовавшись тем, что советское руководство без особой необходимости устано­вило в ГДР и Чехословакии в середине 70-х гг. ракеты средней дальности с ядерными боеголовками (они не под­падали под соглашения по ОСВ), США в начале следую­щего десятилетия разместили в Западной Европе крыла­тые ядерные ракеты, способные за считанные минуты поразить жизненные центры СССР. Вашингтон присту­пил также к разработке программы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Оперативно было сфор­мулировано и идеологическое обеспечение подобных ми­литаристских действий — доктрина «ограниченной ядер­ной войны», предусматривавшая нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

Дать ответ на новый виток наращивания новейших вооружений одряхлевшая советская система государст­венного социализма не могла. Было ясно, что СССР уже задыхается в безостановочной гонке за ядерным и техно­логическим паритетом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.187.18 (0.061 с.)