Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики и принципы исследования

Поиск

Исследование обладает основополагающими характеристиками, определяющими его направленность и результаты. К таким характеристикам в первую очередь относят:

- потребность в исследовании (острота и необходимость решения проблем и задач);

- его цель,

- объект и предмет;

- методология,

- вид исследования,

- ресурсы (определенный комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его целей);

- результаты исследования (как конечный итог и эффективность исследования, определяющая соотношение и соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и достигнутых при этом целей) и т.п..

Характеристики исследования

Каждое проводимое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при их организации и проведении.

К основным характеристикам исследования относятся следующие:

1. Методология исследования — совокупность целей, принципов, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования, выбор и использование определенного состава методологического арсенала.

2. Концепция исследования — система взглядов на исследование, общий его замысел; комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения; комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследования и позволяющих определить систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы.

3. Организация исследования — порядок проведения исследования, основанный на распределении ответственности, закрепленной в распорядительных документах.

4. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. К таким ресурсам относятся интеллектуальные, информационные, материальные, технические, трудовые и временные.

5. Объект и предмет исследования.

Объект исследования — это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению. Объектом исследования является система управления любого уровня (предприятия, региона), которая относится к классу социально–экономических категорий.

Виды объектов исследования могут быть весьма разнообразными, подтверждением чему служит их классификация, приведенная в табл 2.

 

Таблица 1. 2 – Основные виды объектов исследования систем управления

Классификационный признак. Вид объекта исследования системы управления
Сущность системы Биологический Технический Социальный Экономический Экологический Политический Другие  
Уровень управления Рабочее место исполнителя Бригада, группа Участок, бюро Цех, отдел Группа подразделений (производство, отделение, служба) Филиал, представительство Организация (ОАО, ЗАО и т.п.) Объединение организаций (корпорация, холдинг, ассоциация и т.п.) Отрасль Регион (субъект РФ, округ — совокупность субъектов РФ и т.д) Национальное хозяйство РФ
Общие функции управления Прогнозирование Планирование Организация Координация Выполнение работ   Мотивация (активизация и стимулирование) Регулирование Контроль Учет Анализ
Среда Внешняя среда Внутренняя среда
Структурно–функциональные подсистемы Общее линейное управление   Целевые подсистемы: *управление качеством, *управление выполнением плана производства и поставок продукции; *регулирование затрат и управление ресурсами; *управление развитием производства и совершенствованием управления; *управление социальным развитием коллектива; *управление охраной окружающей среды
  Комплексные функциональные подсистемы: - производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством), - технического руководства (организация работ по стандартизации, управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); - экономического руководства (перспективное и текущее технико–экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ), - руководства внешнехозяйственными связями (материально–техническое снабжение, сбыт продукции); - руководства капитальным строительством (собственное и подрядное), - руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами, организация творческой деятельности трудового коллектива)
  Обеспечивающие подсистемы: - оснащения техническими средствами и оргтехникой делопроизводства; - организации и ведения нормативного хозяйства; - информационного обеспечения управления; - правового обеспечения хозяйственного обслуживания
Функции управления Управление персоналом Управление финансами Управление материально–техническим снабжением Управление маркетингом Управление инновационной деятельностью Другие
Элементы системы управления Цели управления Решения Информация Технические средства управления   Управленческие кадры Функции управления Технология управления Методы управления Организационная структура управления
Виды оценок по назначению Оценка эффективности системы управления Оценка уровня качества продукции Оценка качества труда Оценка конкурентоспособности продукции Оценка конкурентоспособности организации (предприятия) Оценка рисков (производственных, финансовых и др.) Оценка стратегии развития Другие
Параметр Риск Текучесть кадров Возрастной состав оборудования Сменность Производительность труда Рентабельность Эффективность Другие
           

 

Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования.

Предметом исследования является конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Проблема как предмет исследования является противоречием, мешающим достижению эффективности, успеха, цели и требующим разрешения. Проблемы возникают в областях организации управления, мотивации, контроля, использования современной техники, технологии разработки и принятия решения, информационного обеспечения управления, компетенции персонала и т.д. Могут возникать комбинации различных проблем.

На определение предмета влияют:

а) реальные свойства объекта;

б) знания исследователя об этих свойствах;

в) целевая установка;

г) задачи исследования.

Предмет исследования всегда имеет системно–структурный характер, предполагает разноаспектный анализ существенных свойств объекта. Поэтому его описание должно иметь системно–структурную форму. Только при этом условии могут быть обеспечены:

а) должный выбор понятий исследования;

б) их желательная операционализация;

в) выдвижение адекватных исследовательских гипотез.

Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.

6. Тип исследования — принадлежность исследования к определенному классу, отражающему своеобразие всех его характеристик.

7. Потребность исследования — степень остроты проблемы.

Первая группа — это проблемы, требующие немед­ленного решения. При этом промедление исследования и принятие решения могут приве­сти к отрицательному результату, вплоть до остановки или ликвидации организации.

Ко второй группе относятся проблемы, являющиеся важными для предприятия, но решение, которых может подождать до следующего планового периода (период выбирается исходя из конкретной ситуации менеджерами предприятия).

Третью группу составляют проблемы, за состоя­нием которых необходим постоянный контроль.

К четвертой группе относят проблемы, не пред­ставляющие угрозы для предприятия и решающиеся сами по себе потому не требующих исследований.

Ранжирование проблем по группам помогает менеджеру– исследователю понять значимость проблемы, определить необходимость и срочность проведения исследовательских работ.

8. Метод исследования — способ изучения явлений, который выбирается в соответствии с особенностями предмета исследования, возможностью и эффективностью его использования в конкретных условиях.

9. Качество исследования — комплексная совокупность свойств и характеристик исследования, отражающая его особенности и позволяющая оценить его результативность.

10. Результат исследования — информация, полученная при завершении исследования, способствующая успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, причин возникновения, следствий и т. д. Результатами исследования обычно являются цифровые данные, заявки на изобретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких–либо параметров, повышение качества лабораторных процессов и т. д. Однако законченный продукт чрезвычайно редко является результатом исследования.

Результат исследования может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственным результатом является информация, представленная в виде рекомендаций, моделей, методик, программ, стратегий, рецептов и т. п.

Опосредованный результат затрагивает такие экономические категории, как эффективность, производительность, социально–психологический климат, имидж, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество и т. п. Так как результаты исследования могут представлять интерес для внешнего окружения предприятия, например конкурентов, существует необходимость принимать меры к защите полученной информации (соглашение о неразглашении коммерческой тайны).

Права использования результатов исследования и научных разработок всегда являются центральными положениями любого контракта на исследования и разработку. Существуют общие правила, которые должны соблюдаться всегда, а также правила, которые зависят от каждого конкретного случая. В данном контексте выделяют следующие виды прав:

A эксклюзивные — неэксклюзивные;

A передаваемые — непередаваемые;

A на основе роялти— без роялти;

A отзывные — безотзывные;

A лицензируемые — нелицензируемые.

Эти понятия являются средствами регулирования охраны интеллектуальных прав или прав собственности. Их нужно четко различать. Всегда учитывайте конкретный случай и его перспективу.

11. Эффективность исследования — соразмерность результатов, полученных от исследования, с ресурсами, использованными на его проведение.

Цели исследований

При проведении исследования важно правильно и четко определить цель, объект и предмет исследования.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия "цель".

Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Анализ определения цели показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа исследования систем в понятие "цель" вкладывают различные оттенки: от идеальных устремлений до конкретного результата, достижимого в пределах некоторого интервала.

На формулировку цели исследования накладываются следующие ограничения:

— цель должна быть экономичной;

— цель должна подразумевать активность, то есть формулироваться в терминах деятельности, а не состояния;

— формулировка цели исследования должна содержать в себе способ ее достижения.

Принципы исследования

Применительно к исследованию СУ понятие " принципы " можно рассматривать в виде основных правил, положений, руководящих идей и норм, определяющих направления проведения и процессы организации познавательной деятельности, которых должны придерживаться исследователи и специалисты. Вместе с тем следует отметить, что те или иные принципы необходимо использовать строго в зависимости от целей, методологических подходов и применяемых методов исследования.

 

Таблица 1.3 – Совокупность основных принципов исследования систем управления и их краткая характеристика

Наименование принципа исследования системы управления Краткая характеристика принципа исследования системы управления
   
Целеустремленность Проведение исследования обусловливает наличие ясной, определенной цели и должно стремиться, не взирая на трудности и помехи, к достижение установленных целей (целевых установок) Исключение могут составлять только некоторые фундаментальные исследования
Целенаправленность Проведение исследований предполагает продвижение от поставленных целей к тождественным результатам, т е выполнение исследовательских работ по обеспечению целевых установок (целей) Это реально осуществимо в рамках целевых подсистем и позволяет установить границы исследования, использовать ресурсов по назначению, величине, структуре и времени, обеспечить адресность выводов
Системность СУ исследуется как единое явление и соответственно как целостная подсистема, входящая в организационно–экономическую систему предприятия (организации) и состоящая, в свою очередь, из подсистем, субподсистем и элементов При этом исследование следует осуществлять на всех иерархических уровнях непосредственно системы управления и управляемой системы, рассматривая другие субъекты управления как вышестоящих, так и нижележащих уровней (межотраслевом федеральном, отраслевом федеральном, межотраслевом субъектов Федерации, отраслевом субъектов Федерации, территориальном — городском, районном, объединения организаций, организации, цеха, отдела, участка, бюро, бригады, группы, рабочего места) Важное значение имеет также необходимость проведения исследовательских работ с учетом всех стадий и этапов жизненного цикла исследования СУ На основе всего этого обеспечивается необходимая полнота и достоверность исследования
Обусловленность исследовательских функций целями исследования Состав и содержание исследовательских функций находятся в тесной в зависимости от целей исследования
Первичность исследовательских функций Исследовательские функции определяют требования к исследователям, их численности, используемому научно–методическому инструментарию и т. п.
Функциональность Исследованию подвергается целостный комплекс функций системы управления, обеспечивающий принятие эффективных решений для достижения целей и задач социальной организационно–экономической системы организации. В зависимости от уровня управления содержание управленческих функций может быть различно. Дня более высокого уровня приобретают значимость функции, связанные с организацией, координацией и регулированием, активизацией и стимулированием. Причем воздействия в этом случае, как правило, должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным отношениям, собственности и уровням управления
Объективность Исследования СУ осуществляются на основе беспристрастности и непредвзятости, научной корректности и соответствия реальности, что обеспечивается фактологией исследования, количественной и качественной определенностью, построением гипотез, использованием соответствующих методов исследования, выбором показателей, отражающих состояние СУ и ее элементов, подбором исполнителей определенной квалификации, выбором информативной базы для сравнения при проведении исследований, адекватными оценками исследовательских результатов
Соблюдение правовых норм Проведение исследований и использование их результатов основывается на соблюдении действующих правовых норм и нормативных актов
Своевременность Проведение исследований и использование их результатов в нужное время
Развитие и движение (динамичность) При исследовании СУ все явления и отношения должны рассматриваться с учетом функционирования системы и изменения качества, жизнеспособности, приспособляемости
Научность Исследования проводятся на основе современных достижений науки, техники и практики с учетом объективных законов и закономерностей системного управления познавательными процессами
Прогрессивность Цели, методы, принципы исследований СУ должны соответствовать передовым достижениям науки и техники
Необходимое разнообразие Сложность и качество исследования должны соответствовать системе управления
Проверяемость практикой Ход и результаты исследования СУ ориентированы на получение практического эффекта, что позволяет реально оценить вклад в практику управления
Взаимодействие При исследовании СУ обязательно обеспечение взаимосвязей целей и функционирующих подсистем, элементов как между собой, так и со всеми другими внешними по отношению к организации системами
Комплексность Обязательно должна быть взаимная увязка всех связанных с исследованиями мероприятий, элементов, подсистем, стадий жизненного цикла, иерархических уровней и всего комплекса методов для достижения целей познания СУ
Преемственность Каждое исследуемое явление рассматривается с позиций его происхождения, этапов существования, ретроспективной цепочки изменений и исторических тенденций, что должно выражаться в максимальном использовании передового отечественного и зарубежного опыта исследования СУ. Это позволяет повысить вероятность получения новых результатов, минимизировать трудоемкость и затраты на проведение исследования
Оптимальность Предусматривается многовариантная проработка проведения исследовательских работ и выбор в соответствии с определенным критерием целесообразного для проводимого исследования варианта
Перспективность При проведении исследования СУ учитывается возможность использования методики и результатов исследования для дальнейшего развития исследовательской деятельности в области управления в целом и развития рассматриваемой СУ в частности
Простота Используются легко доступные, не сложные и не трудоемкие методы исследования, разработки и принятия исследовательских решений
Доходчивость Предполагается понимание каждым исследователем и работающим всего того, что касается основополагающих вопросов исследования и реализации их результатов при внедрении в СУ
Согласованность Исследование должно быть согласовано с целями, задачами, стратегией, тактикой, временем функционирования и уровнями управления СУ
Специфичность Имеет место обязательный учет при проведении исследования особенностей объекта
Оперативность Исследовательские операции выполняются быстро и эффективно; своевременно устраняются отклонения от установленного хода процесса познания
Автономность Исследования СУ должны быть относительно самостоятельными
Экономичность Характерно стремление обеспечить снижение затрат на всех этапах исследования СУ, чтобы повысить эффективность исследовательских работ
Комфортность Исследователям создается максимум удобств для творческой работы и реализации их потенциала и возможностей, в том числе обеспечивается психологический комфорт
Параллельность Обязательно одновременное проведение отдельных видов исследовательских работ для сокращения сроков и повышения оперативности исследований
Специализация Имеет место рациональное разделение исследовательского труда в СУ
Концентрация Выполняются однотипные исследовательские задачи в одном исследовательском подразделении и (или) обеспечивается концентрация усилий работников на достижение основных целей и решение задач исследования СУ
Адаптивность Обеспечивается приспособляемость проводимых исследований к изменяющимся внешним к внутренним факторам, влияющим как на организацию исследовательских работ, так и на СУ
Систематичность Предполагаются постоянное непрерывное и сравнительно ритмичное выполнение всех работ по исследованию СУ, а также обоснованная долговременность действий, обеспечивающих реализацию исследовательских решений
Научное равенство Каждому исследователю обеспечивается свободное высказывание гипотез, идей, мнений, оценок, предложений. Истинность и применимость высказываний должна оцениваться независимо от их авторства, что исключает учет должностного положения, научных степеней и т.д.
Консультативность При проведении исследований должна быть обеспечена возможность свободного выбора консультантов и использования консультаций. Каждый участник исследования должен иметь возможность получать и (или) давать консультацию.
Ответственность Обеспечивается реальная индивидуальность и коллективная ответственность за результаты деятельности исследования СУ
Активизация и стимулирование При проведении исследования СУ исследуется комплекс методов, обеспечивающих усиление заинтересованности в высококачественном, производительном, новаторском и, главное, осознанном труде каждого исследователя (работника) и всего исследовательского коллектива (персонала организации) в целом
Коллективное творчество Привлекается широкий круг исследователей и специалистов разного профиля и уровня (от руководителей до рядовых специалистов и рабочих включительно). Процессы коллективного творчества должны управляться
Творческая активность У каждого участника исследования должны быть внутреннее стремление к активным действиям и право на проявление своих творческих способностей и свободы мышления (полетов мысли, фантазий, воображения, высказывание любых идей) для достижения целей исследования. На действующих СУ менеджеры и весь персонал должны обладать исследовательской креативностью и инновационностью мышления
Методический подход Проведение исследования должно осуществляться не в случайной последовательности, а по заранее обоснованной технологии, оформленной в определенную методику
Замкнутость общих исследовательских функций (замкнутость ис–следовательского процесса) Происходит реализация общих исследовательских функций, включая предвидение (прогнозирование), планирование, организацию, координацию, мотивацию, выполнение работ, контроль, учет, анализ и регулирование исследовательской работы. Все эти общие функции в своей основе во многом аналогичны общим функциям менеджмента

Все принципы исследования взаимоувязаны между собой и при проведении исследовательских работ их следует использовать в комплексе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 5341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.245.202 (0.01 с.)