Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 19 государство и право соединенных штатов америки в новейшее время
В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Этому способствовали и усилившаяся независимость государства от противоборствующих классовых интересов, несвязанная жесткими формами Конституция США, наличие мощного "среднего класса", гибкого механизма двухпартийной системы. Соперничество республиканской и демократической партий является не непримиримой войной за захват власти, а соревнованием за лучший правительственный курс и его проведение с опорой на поддержку большинства избирателей. Эволюционным политическим процессам США, при всей их сложности, способствовала и однородная национальная культура, мощный экономический потенциал.
Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд основных тенденций этих изменений: 1. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. 2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента. 3. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби, стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью принятия тех или иных решений.
19.1 Изменение функций государства. “Новый курс" Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.)
Углубление социального расслоения, бедственное положение рядовых американцев в конце XIX - начале XX в. вели к росту недовольства против корпоративного капитала среди средних слоев, рабочих, фермерства, прогрессивной интеллигенции. В стране возникает широкое антитрестовское движение. Государство начинает вторгаться в сферу социальных конфликтов. В 1890 г. был принят первый антитрестовский Закон Шермана. В последующем были приняты Закон Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии (1914г.). Еще больше отходит государство от политики "невмешательства", от старой роли "ночного сторожа" после вступления США в 1917 г. в первую мировую войну. Меняется, однако, главное направление его регулирующего вмешательства в экономическую и социальную сферы: на первый план выступает не борьба с монополизмом корпораций, а военная мобилизация экономики, планомерное материальное обеспечение военных нужд.
Расширяется государственный контроль над производством, создается единый центр по руководству военными предприятиями, транспортом, средствами связи, снабжения населения и армии продовольствием и пр. Результатом этого стали усиление власти президента, введение чрезвычайного законодательства, создание ряда административных военно-регулирующих государственных органов, а вместе с тем принудительное картелирование в ряде отраслей промышленности. Мощным импульсом, усилившим вмешательство государства в экономику уже в условиях мирного времени, стал мировой экономический кризис 30-х гг. Он поставил перед американским капиталистическим обществом задачу поиска путей дальнейшего эволюционного развития капитализма, в ходе которого происходило осознание необходимости экономического и социального равновесия за счет всестороннего регулирования общественных процессов на базе стабильного роста производства и социальных компромиссов.
“Новый курс" Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.)
Экономический кризис, разразившийся в 1929- 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицентре и в полной мере ощутили его последствия. Произошло значительное сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%. Полностью была расстроена финансовая система - национальный доход сократился на 48%. Кроме того, наблюдалось массовое разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков. Кроме того, около 17 млн. человек потеряли работу. В это время в США практически не было государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий. Кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений. Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у власти, пыталось предпринять ряд мер, направленных на поддержку монополий, но это не дало положительных результатов.
Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей название "Новый курс" (“New Deal”). В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы в первые сто дней правления президентом был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений: Одной из важнейших задач первого периода "нового курса" в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США. В целях сохранения политической стабильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения. Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг в 1933 г. преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США. На основании законов в финансово-банковской сфере в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц. Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами -- “кодексами честной (справедливой) конкуренции”, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Каждый подобный кодекс подписывался Президентом США и имел силу закона в рамках своей отрасли. Всего было принято около пятисот кодексов. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности. Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. В социальной области с целью уменьшения безработицы,снижения ее негативных последствий, безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.
В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впервые в истории США легализовавший и поощривший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году. В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливавший максимум продолжительности рабочего времени для некоторых категорий трудящихся и минимум зарплаты. Все подобные меры носили комплексный, хорошо продуманный характер и позволили смягчить последствия разрушительного кризиса в США. Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана судебной и административной реформы. Судебная реформа провалилась из-за опасения конгресса, что она нарушит систему «сдержек и противовесов». Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано Исполнительного управления президента (ИУП), в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти - Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма. Совершенствование методов государственного регулирования экономики и социальных отношений становится со времени проведения "нового курса" главной задачей всех ветвей власти американского государства. «Новый курс» как либерально-демократическая государственная мобилизационная модель и стал своеобразной альтернативой другой антикризисной мобилизационной модели - фашизму.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.012 с.) |