Тема 19 государство и право соединенных штатов америки в новейшее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 19 государство и право соединенных штатов америки в новейшее время



 

В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств.

Этому способствовали и усилившаяся независимость го­сударства от противоборствующих классовых интересов, несвязанная жесткими формами Конституция США, наличие мощного "среднего класса", гибкого механизма двухпартийной системы. Соперничество республиканской и демократической партий является не непримиримой войной за захват вла­сти, а соревнованием за лучший правительственный курс и его проведение с опорой на поддержку большинства изби­рателей. Эволюционным политическим процессам США, при всей их сложности, способствовала и однородная нацио­нальная культура, мощный экономический потенциал.

 

Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд основных тенденций этих изменений:

1. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента.

3. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби, стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью принятия тех или иных решений.

 

19.1 Изменение функций государства. “Новый курс" Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.)

 

Углубление социального расслоения, бедственное поло­жение рядовых американцев в конце XIX - начале XX в. вели к росту недовольства против корпоративного капитала среди средних слоев, рабо­чих, фермерства, прогрессивной интеллигенции. В стране возникает широкое антитрестовское движение.

Государство начинает вторгаться в сферу социальных конфликтов.

В 1890 г. был принят первый анти­трестовский Закон Шермана. В последующем были приняты Закон Клейтона и Закон о Федеральной тор­говой комиссии (1914г.).

Еще больше отходит государство от политики "невмешательства", от старой роли "ночного сторожа" после всту­пления США в 1917 г. в первую мировую войну. Меняется, однако, главное направление его регулирующего вмешательства в экономическую и социальную сферы: на первый план выступает не борьба с монополизмом корпораций, а военная мобилизация экономики, планомерное материальное обес­печение военных нужд.

Расширяется государственный контроль над производством, создается единый центр по руководству военными предприятиями, транспортом, сред­ствами связи, снабжения населения и армии продовольствием и пр.

Результатом этого стали усиление власти прези­дента, введение чрезвычайного законодательства, создание ряда административных военно-регулирующих государст­венных органов, а вместе с тем принудительное картелиро­вание в ряде отраслей промышленности.

Мощным импульсом, усилившим вмешательство госу­дарства в экономику уже в условиях мирного времени, стал мировой экономический кризис 30-х гг. Он поставил перед американским капиталистическим обществом задачу по­иска путей дальнейшего эволюционного развития капитализма, в ходе которого происходило осознание необходи­мости экономического и социального равновесия за счет всестороннего регулирования общественных процессов на базе стабильного роста производства и социальных ком­промиссов.

 

“Новый курс" Франклина Д. Рузвельта в США (1933-1945 гг.)

 

Экономический кризис, разразившийся в 1929- 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре и в полной мере ощутили его последствия. Произошло значительное сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56%. Полностью была расстроена финансовая система - национальный доход сократился на 48%. Кроме того, наблюдалось массовое разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков. Кроме того, около 17 млн. человек потеряли работу. В это время в США практически не было государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий. Кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен­ных изменений.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, пыталось предпринять ряд мер, направленных на поддержку монополий, но это не дало положительных результатов.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название "Новый курс" (“New Deal”). В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы в первые сто дней правления президентом был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:

Одной из важнейших задач первого периода "нового курса" в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоратив­ного капитала США. В целях сохранения политической ста­бильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения.

Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении цен­ных бумаг в 1933 г. преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко­номической системы корпоративного капитала США.

На основании законов в финансово-банковской сфере в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений. Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих свободный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.

Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами -- “кодексами честной (справедливой) конкуренции”, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Каждый подобный кодекс подписывался Президентом США и имел силу закона в рамках своей отрасли. Всего было принято около пятисот кодексов.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышлен­ности.

Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.

Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

В социальной области с целью уменьшения безработицы,снижения ее негативных последствий, безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший и поощривший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обя­зывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона Вагнера создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав­ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

Все подобные меры носили комплексный, хорошо продуманный характер и позволили смягчить последствия разрушительного кризиса в США.

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана судебной и административной реформы. Судебная реформа провалилась из-за опасения конгрес­са, что она нарушит систему «сдержек и противовесов». Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано Исполнительного управ­ления президента (ИУП), в состав которого включа­лись Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов.

Отказав президенту в создании двух новых министерств, конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию фе­деральных агентств, результатом чего и было создание двух новых структурных подразделений президентской власти - Федерального агентства общественных работ и Агентства ценных бумаг, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно призна­но право президента на регулирование экономических и со­циальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.

Совершенствование методов государственного регули­рования экономики и социальных отношений становится со времени про­ведения "нового курса" главной задачей всех ветвей власти американского государства.

«Новый курс» как либерально-демокра­тическая государственная мобилизационная модель и стал своеобразной альтернативой другой антикризисной моби­лизационной модели - фашизму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.012 с.)